Автор: Шадёркин Юрий Панфилович
Должность: концертмейстер
Учебное заведение: МБУ ДО "ДШИ" Куйбышевского района
Населённый пункт: Новосибирская область
Наименование материала: Учебно–методическое пособие для работы в классе народного пения
Тема: "Концертмейстеру–баянисту"
Раздел: дополнительное образование
Особенности работы концертмейстера – баяниста в классе народного пения.
Термин концертмейстер образован из двух значений, имеющих немецкие корни, и
переводится как мастер концерта. В учебных заведениях музыкального профиля в
квалифицированном
концертмейстере
нуждаются
многие
специальности
народного
отделения (домра, балалайка), вокалисты академического, народного пения, хоровые
коллективы.
Концертмейстер не просто музыкант, исполняющий грамотно свою партию по
нотам, но и организатор, педагог и психолог, помогающий солистам разучивать партии,
находить верную трактовку музыкальных произведений, контролирующий качество их
исполнения. При возникновении трудностей опытный концертмейстер подсказывает,
исправляет
недостатки,
способствует
выразительному
ансамблевому
исполнению
на
концертной
эстраде.
К
главным
качествам
хорошего
концертмейстера
необходимо
отнести
музыкальную
одарѐнность,
предполагающую
наличие
музыкального
слуха,
чувства ритма, артистизма, образного мышления, фантазии. Значительными и важными
качествами
для
профессиональной
деятельности
концертмейстера
являются
мобильность, скорость и активность реакции. Трудно переоценить роль концертмейстера
во время концертного исполнения. Его задача – вовремя подхватить солиста, если он
вдруг забывает или путает музыкальный текст, и довести исполнение музыкального
произведения до логического конца. В противном случае остановка концертмейстера
посреди исполнения равносильно провалу выступления. Опытный мастер всегда может
снять неконтролируемое волнение и нервное напряжение учащегося перед эстрадным
выступлением. Творческое вдохновение передаѐтся ребѐнку и помогает ему обрести
уверенность и психологическую свободу на сцене.
Специфика игры концертмейстера состоит также в том, что он должен найти смысл
и удовольствие в том, чтобы быть не солистом, а одним из участников музыкального
действия, причѐм, участником второплановым. Аккомпанемент должен «не мешать»
исполнителю, а помогать осуществить творческую задачу. Концертмейстеру приходится
приспосабливать своѐ видение и слышание музыки к исполнительской манере солиста,
при этом стараться сохранить свой индивидуальный облик музыканта. Концертмейстеры
должны обладать колоссальным мастерством, развитой интуицией, знать аппликатурные
сочетания и идеально владеть технической стороной исполнения.
В данном сборнике, речь идѐт о работе концертмейстера отделения народного
пения детской школы искусств и работе с вокальными ансамблями народной песни.
Концертмейстер
–
вокалист
обязан
знать
и
хорошо
ориентироваться
в
классификации певческих голосов и их диапазонов, уметь подстраиваться под каждый
голос,
опираясь
на
профессиональное
мастерство
и
интуицию.
Преподаватель
–
специалист работает с вокальным материалом, устраняя проблемы певческого голоса,
дыхания,
чистоты
интонации,
обучает
практически
грамотному
звуковедению.
Концертмейстер оказывает теоретическую помощь вокалисту, ансамблю, как музыкант,
добиваясь
выразительного
ведения
фразировки.
Во
время
работы
с
певцом
или
ансамблем ему необходимо найти качественное певучее звучание инструмента, которое
будет сочетаться с голосом.
Необходимо правильно подходить к концертмейстерскому уроку. Урок начинается
с распевания ученика - вокалиста. Концертмейстер обязан владеть навыками распевания
вокалиста,
в
его
запасе
должен
быть
богатый
ассортимент
распевок.
С
помощью
распевания певцы разогревают связки, готовят певческий аппарат, губы, участвующие в
чѐткости артикуляции, к звуковоспроизведению.
Для преподавателя - специалиста концертмейстер является правой рукой и первым
помощником,
музыкальным
и
творческим
единомышленником.
Для
солиста
-
концертмейстер – помощник, наставник, репетитор, и педагог. Право на такую роль
имеет
далеко
не
каждый
концертмейстер
-
оно
завоѐвывается
авторитетом
приобретѐнных
знаний,
постоянной
творческой
собранностью,
волей,
бескомпромиссностью
художественных
требований,
неуклонной
настойчивостью,
ответственностью
в
достижении
необходимых
художественных
результатов
при
совместной работе с солистами, в собственном музыкальном совершенствовании.
Концертмейстер должен в совершенстве владеть своим инструментом. Конечно же,
для этого должен быть хороший слух, умение ориентироваться в тональностях, хорошо
уметь читать с листа, транспонировать и что не менее важно в работе с «народниками»
уметь подбирать по слуху. Существует множество упражнений, приѐмов игры на баяне,
которые
необходимо
использовать
в
своей
работе.
Это
все
виды
гамм
от
разных
тональностей,гаммы дуолями, пунктиром, триолями, квартолями, в том числе гаммы
терциями и секстами.Арпеджио и т.д.
Для формирования исполнительского аппарата можно использовать следующие
упражнения.
1)
Упражнение для отработки гаммообразных пассажей.
или так
2)
Упражнение для отработки арпеджированных вариаций с модуляцией.
3)
Аккордовые упражнения с модуляцией.
Либо с переходом в другие тональности.
Играть упражнения нужно от разных клавиш, с первого ряда, со второго, с
третьего (в разных тональностях). Можно использовать в качестве упражнения любую
вариацию, какой либо песни, играя еѐ в разных тональностях или переходом от одной
тональности в другую.
При аккомпанементе солисту или ансамблю, для выразительного и ясного исполнения
концертмейстер должен учитывать следующее:
-
вести
мелодию
в
аккордовом
изложении
с
небольшими
элементами
вариаций.
Использовать вариации в проигрышах иликуплетах если они не мешают исполнителю.
- использовать по возможности большую часть клавиатуры (плавно менять октавы)
- при исполнении солистом песни динамикадолжна быть гибкой (в куплетах играть
тихо, в проигрышах громче).
-
в
длинных
проигрышах
использовать
отклонения
в
другие
тональности
с
последующим возвратом обратно.
- исходя из формы песни, использовать модуляцию.
-
аккомпанемент
левой
руки
должен
быть
не
менее
мелодиченчем
в
правой.
Использовать разнообразные ходы в басах.
- чѐтко обозначать начало и конец вступлений, проигрышей, окончания произведения.
Показывать кивком головы начало вступления и снятие.
Второй раздел сборника состоит из песен с 3-4 вариантами аккомпанемента куплетов
и
припевов.
Песни
из
репертуара
«Образцового»
коллектива
детского
вокального
ансамбля «Светѐлка» и «Народного» коллектива ансамбля народной песни «Ярилин
день».
8
9
10
11
12
13
14
15
Ой, во поле травушка горела
Не травушка, белая ковылушка.
А кто будет травушку тушити?
Тушить будет травушку ветерок.
А ветерок травушку не тушил,
Больше того по полю разносил.
Выходила красная девица
Выносила орешик водицы.
Сколько есть в орешике водицы
Столько у мого милого правдицы.
Нету, нет в орешике водицы,
Нет у мого милого правдицы.
16
17
18
19
20
21
22
23
24
25
26
27
28
29
30
31
32
33
34
35
36
Содержание
1.
Особенности работы концертмейстера – баяниста в классе
народного пения………………………………………………………...
1
2.
Ой сад во дворе……………………………………………………….....
8
3.
Как за нашим за двором…………………………………………….....
11
4.
Ой, во поле травушка горела………………………………………....
13
5.
Ой, вы ветры, ветерочки………………………………………………
17
6.
Заболела Дунина головка……………………………………………...
20
7.
Посеяли лѐн за рекою…………………………………………………..
24
8.
Перепѐлка……………………………………………………………….
28
9.
Стану я черѐмухой……………………………………………………..
33