Автор: Садкова Надежда Юрьевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: ОГКОУ «Школа – интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №18»
Населённый пункт: Ульяновск
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Рабочая программа для 4 класса по предмету : «Письмо и развитие речи»
Раздел: начальное образование
Данная рабочая программа для 4 «А» класса по предмету : «Письмо и развитие речи» для детей с легкой умственной отсталостью
разработана на основании адаптированной образовательной программы (АОП) ОГКОУ «Школы - интернат для обучающихся с
ограниченными возможностями здоровья»
Письмо и развитие речи
1.
Пояснительная записка
В младших классах умственно отсталым школьникам даются самые элементарные сведения по грамматике, усвоение которых важно для вы -
работки у них достаточно осмысленного отношения к основным элементам языка. Овладение элементарными знаниями по грамматике преж-
де всего необходимо для приобретения практических навыков устной и письменной речи, формирования основных орфографических и пунк -
туационных навыков, в воспитании интереса к родному языку. Учащиеся должны приобрести ряд грамматических умений в области фонети -
ки, морфологии и синтаксиса. Обучение грамматике способствует их умственному и речевому развитию.Обучение грамматике будет дей -
ственным при установлении тесной связи между изучением ее элементов и речевой практикой учащихся. Умения анализировать, обобщать,
группировать, систематизировать даже элементарный языковой материал, давать простейшие объяснения должны способствовать коррекции
мышления, развитию познавательной деятельности школьников. Программа по письму и развитию речи включает разделы: «Звуки и буквы»,
«Слово», «Предложение», «Связная речь». На каждом году обучения по всем разделам программы определяется уровень требований, учиты-
вающий умственные и возрастные возможности школьников.
Письмо и развитие речи является важной составляющей частью образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными
нарушениями). Овладение знаниями и умениями в данной предметной области является необходимым условием успешной социализации
обучающихся, формированием у них жизненных компетенций.
Изучение данного предмета направлено на достижение следующих целей:
Коррекция и развитие речи, мышления, воображения, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения,
развитие познавательной деятельности;
освоение первоначальных знаний по лексике, фонетике, грамматике русского языка, овладение элементарными способами анализа
изучаемых явлений русского языка;
овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалогах, составлять несложные монологические высказывания;
воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к языку, пробуждение познавательного интереса к слову, стремле -
ния совершенствовать свою речь.
формирование основных орфографических и пунктуационных навыков. Овладение грамотой, основными речевыми формами и
правилами их применения.
Описание места предмета в учебном плане
Учебный предмет «Письмо и развитие речи » относится к обязательной части учебного плана образования обучающихся с умственной
отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
В соответствии с годовым учебным планом образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)
для 4 класса , курс по предмету « Письмо и развитие речи» рассчитан на 137 ч. (35 учебных недель).
Количество
часов
в
неделю,
отводимых
на
изучение
данного
предмета
в
4
классе,
определено
недельным
учебным
планом
образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) для 4 класса и составляет 5 ч. в неделю.
2. Психолого- педагогическая характеристика обучающихся
Всех учащихся класса условно можно разделить на 3 группы:
Первая группа – Симонов
Константин. Достаточно успешно обучается в классе. В ходе обучения испытывает небольшие
трудности. В основном понимает фронтальное объяснение учителя, неплохо запоминает изучаемый материл, без помощи способен сделать
элементарные выводы и обобщения. Иногда нуждается в помощи учителя, как активизирующей, так и организующей.
Мотивация к учебной деятельности достаточно сформирована, ребенок проявляет любознательность, задания выполняет в основном
самостоятельно, но иногда нуждается в дополнительных внешних стимулах.
Вторая группа – Петров Сергей, Савельева Елена, Иванова Настя, Сидорова Влада. Ученики с трудом усваивают программный
материал, нуждаясь в разнообразных видах помощи (словесно-логической, наглядной и предметно-практической). Для этих учащихся
характерно недостаточное осознание вновь сообщаемого материала (правила, теоретические сведения, факты). Им трудно определить
главное в изучаемом, установить логическую связь частей, отделить второстепенное. Им трудно понять материал во время фронтальных
занятий, они нуждаются в дополнительном объяснении. Их отличает низкая самостоятельность. Темп усвоения материала у этих учащихся
низкий. Несмотря на трудности усвоения материала, ученики в основном не теряют приобретенных знаний и умений могут их применить
при выполнении аналогичного задания, однако каждое несколько измененное задание воспринимается ими как новое. Это свидетельствует о
низкой способности учащихся данной группы обобщать, из суммы полученных знаний и умений выбрать нужное и применить адекватно
поставленной задаче. В процессе обучения в некоторой мере преодолевают инертность, Значительная помощь им бывает нужна главным
образом в начале выполнения задания, после чего они могут работать более самостоятельно, пока не встретятся с новой трудностью.
Деятельность учеников этой группы нужно постоянно организовывать, пока они не поймут основного в изучаемом материале. После этого
школьники увереннее выполняют задания и лучше дают словесный отчет о нем. Это говорит хотя и о затрудненном, но в определенной мере
осознанном процессе усвоения.
Третья группа – Панков Артем, Дементьева Софья. Учащиеся овладевают учебным материалом на самом низком уровне. При этом
только фронтального обучения для них явно недостаточно. Они нуждаются в выполнении большого количества упражнений, введении
дополнительных приемов обучения, постоянном контроле и подсказках во время выполнения работ. Сделать выводы с некоторой долей
самостоятельности, использовать прошлый опыт им недоступно. Учащимся требуется четкое неоднократное объяснение учителя при
выполнении любого задания. Помощь учителя в виде прямой подсказки одними учениками используется верно, другие и в этих условиях
допускают ошибки. Эти школьники не видят ошибок в работе, им требуется конкретное указание на них и объяснение к исправлению.
Каждое последующее задание воспринимается ими как новое. Знания усваиваются чисто механически, быстро забываются. Они могут
усвоить значительно меньший объем знаний и умений, чем предлагается программой.
3. Планируемые личностные, предметные результаты освоения конкретного учебного предмета
(курса)
Личностные результаты:
-
положительное отношение к школе, к урокам русского языка;
-
расширение представлений о многообразии окружающего мира;
-
доброжелательное отношение к одноклассникам, сочувствие, сопереживание, отзывчивость и др.;
-
первоначальные навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в процессе выполнения совместной учебной деятельности на уро-
ке;
-
умение проговаривать вслух последовательность производимых действий, опираясь на вопросы учителя;
-
оценка совместно с учителем результатов своих действий и действий одноклассников;
-
умение слушать указания и инструкции учителя, решая познавательную задачу;
-
понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме;
-
слушать собеседника и понимать речь других;
-
оформлять свои мысли в устной форме на уровне предложения (нескольких предложений);
-
принимать участие в диалоге;
-
принимать участие в работе парами и группами;
-
оценивать собственное поведение и поведение окружающих, использовать в общении правила вежливости;
-
называть свое имя, фамилию, имена и фамилии родителей, свой адрес.
Предметные результаты:
Минимальный уровень:
различение гласных и согласных звуков и букв; ударных и безударных согласных звуков; оппозиционных согласных по звонкости-глухо-
сти, твердости-мягкости;
деление слов на слоги для переноса;
списывание по слогам и целыми словами с рукописного и печатного текста с орфографическим проговариванием;
запись под диктовку слов и коротких предложений (2-4 слова) с изученными орфограммами;
обозначение мягкости и твердости согласных звуков на письме гласными буквами и буквой Ь (после предварительной отработки);
дифференциация и подбор слов, обозначающих предметы, действия, признаки;
составление предложений, восстановление в них нарушенного порядка слов с ориентацией на серию сюжетных картинок;
выделение из текста предложений на заданную тему;
участие в обсуждении темы текста и выбора заголовка к нему.
Достаточный уровень:
различение звуков и букв;
характеристика гласных и согласных звуков с опорой на образец и опорную схему;
списывание рукописного и печатного текста целыми словами с орфографическим проговариванием;
запись под диктовку текста, включающего слова с изученными орфограммами (30-35 слов);
дифференциация и подбор слов различных категорий по вопросу и грамматическому значению (название предметов, действий и при-
знаков предметов);
составление и распространение предложений, установление связи между словами с помощью учителя, постановка знаков препина-
ния в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знак);
деление текста на предложения;
выделение темы текста (о чём идет речь), выбор одного заголовка из нескольких, подходящего по смыслу;
самостоятельная запись 3-4 предложений из составленного текста после его анализа.
ХАРАКТЕРИСТИКА БАЗОВЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ
Класс
Базовые учебные действия
Личностные
учебные действия
Коммуникативные
учебные действия
Регулятивные
учебные действия
Познавательные
учебные действия
1 (1') - 4 классы
осознание себя как
ученика, заинтересованного
посещением школы,
обучением, занятиями, как
члена семьи, одноклассни-
ка, друга;
способность к осмыслению
социального окружения,
своего места в нем,
принятие соответствующих
возрасту ценностей и
социальных
ролей;положительное
отношение к окружающей
действи-тельности,
готовность к организации
взаимодействия с ней и
эстетическому ее
восприятию;
целостный, социально
ориентированный взгляд на
мир в единстве его
природной и социальной
частей;
самостоятельность в
выполнении учебных
заданий, поручений,
умения вступать в контакт
и работать в коллективе
(учитель−ученик, ученик–
ученик, ученик–класс,
учитель−класс);
использовать принятые
ритуалы социального
взаимодействия с
одноклассниками и
учителем;
обращаться за помощью и
принимать помощь;
слушать и понимать
инструкцию к учебному
заданию в разных видах
деятельности и быту;
сотрудничать с взрослыми
и сверстниками в разных
социальных ситуациях;
доброжелательно относить-
ся, сопереживать, конструк-
тивно взаимодействовать с
людьми;
договариваться и изменять
свое поведение в
соответствии с
объективным мнением
умения адекватно
соблюдать ритуалы
школьного поведения
(поднимать руку, вставать и
выходить из-за парты и
т. д.);
принимать цели и
произвольно включаться в
деятельность, следовать
предложенному плану и
работать в общем темпе;
активно участвовать
в деятельности,
контролировать и
оценивать свои действия и
действия одноклассников;
соотносить свои действия и
их результаты с заданными
образцами, принимать
оценку деятельности,
оценивать ее с учетом
предложенных критериев,
корректировать свою
деятельность с учетом
выявленных недочетов.
умения выделять некоторые
существенные, общие и
отличительные свойства
хорошо знакомых пред-
метов;
устанавливать видо-родо-
вые отношения предметов;
делать простейшие
обобщения, сравнивать,
классифицировать на
наглядном материале;
пользоваться знаками,
символами, предметами-
заместителями;
читать;
писать;
выполнять
арифметические действия;
наблюдать под руковод-
ством взрослого за
предметами и явлениями
окружающей
действительности;
работать с несложной по
содержанию и структуре
информацией (понимать
изображение, текст, устное
договоренностей;
понимание личной ответст-
венности за свои поступки
на основе представлений об
этических нормах и
правилах поведения в
современном обществе;
готовность к безопасному и
бережному поведению в
природе и обществе.
большинства в
конфликтных или иных
ситуациях взаимодействия
с окружающими.
высказывание,
элементарное
схематическое
изображение, таблицу,
предъявленных на
бумажных и электронных и
других носителях).
4. Содержание учебного предмета « Письмо и развитие речи»
№
Наименование разделов, тем программы
Кол-во часов по
разделу
1
Повторение
Предложение
2
Звуки и буквы
Алфавит
Мягкий знак на конце и в середине слова
Разделительный мягкий знак
Гласные после шипящих
Парные звонкие и глухие согласные на конце и в середине
слова
Ударные и безударные гласные
Правописание безударных гласных
Непроверяемые безударные гласные
3
Слово
Названия предметов, действий и признаков
Имена собственные
Предлоги
Разделительный твердый знак
Родственные слова
Предложение
Знаки препинания в конце предложения
Главные и второстепенные слова в предложении
4
Повторение пройденного
5. Критерии и нормы оценки достижения планируемых результатов освоения программы
учебного предмета (курса)
Описание системы оценки достижений обучающихся и основной инструментарий для оценивания планируемых результатов освоения
программы представлены в «Положении о системе оценивания знаний и достижений обучающихся ОГКОГ «Школы - интернат для
обучающихся с ограниченными возможностями здоровья №18».
- контрольно-измерительный материал:
Клас
с
Период
Уровень
Текст
Кол-во
слов
4
входящая
достаточный
У бабушки.
Летом я был у бабушки. Она живёт в деревне Ольховке. У бабушки большой
огород. Там растёт капуста и морковь. В саду много яблок. Есть и ягоды. Я ел
фрукты и овощи.
31
минимальный
Летом я был у бабушки. Она живёт в деревне Ольховке. У бабушки большой
огород. Я ел фрукты и овощи.
Примечание: если обучащийся не справился с диктантом, ему предлагается
списывание с печатного и рукописного текста.
19
1 четверть
достаточный
Ноябрь.
Вчера лил дождь. В лужах плавали большие пузыри. А сегодня лужи блестят. Они
похожи на стекло. Воду затянул первый лёд. Все звери устроились на зиму. Возле
дома появились птицы. Они ищут хлеб и сало.
34
минимальный
Вчера лил дождь. А сегодня лужи блестят. Воду затянул первый лёд. Звери
устроились на зиму. Возле дома появились птицы. Они ищут хлеб и сало.
Примечание: если обучающийся не справился с диктантом, ему предлагается
списывание с печатного и рукописного текста.
24
2 четверть
достаточный
Зима.
Кончились дожди. Вот и снег. Поля и холмы покрыты снегом. Снег на крышах
домов. Дети рады. Они взяли санки. Ребята едут с горы. Мама смотрит в окно. Она
грозит Ване пальцем.
31
минимальный
Кончились дожди. Вот и снег. Поля и холмы покрыты снегом. Снег на крышах
домов. Дети рады. Они взяли санки. Ребята едут с горы.
Примечание: если обучающийся не справился с диктантом, ему предлагается
списывание с печатного и рукописного текста.
23
Клас
с
Период
Уровень
Текст
Кол-во
слов
4
3 четверть
достаточный
Весна.
Зимой было холодно. Кругом снег. На реке лед. Мальчики катались на коньках.
Девочки катались на санках. Теперь стало тепло. Нельзя бегать на коньках. Лед тает.
Кругом ручьи. Дети пускают лодки. Весна идет.
32
минимальный
Весна.
Зимой было холодно. Кругом снег. На реке лед. Мальчики катались на коньках.
Девочки катались на санках. Теперь стало тепло. Лед тает. Кругом ручьи. Весна
идет.
Примечание: если обучающийся не справился с диктантом, ему предлагается
списывание с печатного и рукописного текста.
25
4 четверть
достаточный
Мышка.
По чистому полю бежала мышка. За мышкой дорожка. Это лапки след оставили.
Увидела мышка сосновую шишку. Ухватила её и грызёт. А злой хорь по следам
ползёт. Вот мышку схватит. А мышка в снег. Нет добычи.
35
минимальный
По чистому полю бежала мышка. За мышкой дорожка. Это лапки след оставили. А
злой хорь по следам ползёт. Вот мышку схватит.
А мышка в снег. Нет добычи.
Примечание: если обучающийся не справился с диктантом, ему предлагается
списывание с печатного и рукописного текста.
27
годовая
достаточный
Наш класс.
Вот наш класс. Он большой и светлый. В классе много цветов. Шура Иванова
полила их. У стены шкаф. В нем много книг. На длинном столе лежат игры. В них
мы играем на перемене. В классе дружный коллектив ребят.
38
минимальный
Вот наш класс. Он большой и светлый. В классе много цветов. Шура Иванова
полила их. У стены шкаф. В нем много книг. В классе дружный коллектив ребят.
Примечание: если обучающийся не справился с диктантом, ему предлагается
списывание с печатного и рукописного текста.
27
6. Календарно-тематическое планирование
№
Тема
Кол-
во
часов
Дата
Базовые учебные действия
Базовые понятия
личностные
коммуникатив.
регулятивн.
познавательн.
Повторение
осознание себя как
ученика,
заинтересованного
посещением
школы, обучением,
занятиями
умения вступать в
контакт и работать
в коллективе
(учитель−ученик,
ученик–ученик,
ученик–класс,
учитель−класс);
умения
адекватно
соблюдать
ритуалы
школьного
поведения
(поднимать руку,
вставать и
выходить из-за
парты и т. д.);
умения выделять
некоторые
существенные,
общие и
отличительные
свойства хорошо
знакомых
предметов
Предложение,
границы
предложения,
окончание
Предложение
Звуки и буквы
способность к
осмыслению
социального
окружения, своего
места в нем,
принятие
соответствующих
возрасту ценностей
и социальных
ролей;
положительное
отношение к
окружающей
действительности,
готовность к
организации
взаимодействия с
ней и
использовать
принятые ритуалы
социального
взаимодействия с
одноклассниками
и учителем;
обращаться за
помощью и
принимать
помощь;
слушать и
понимать
инструкцию к
учебному
заданию в разных
видах
деятельности и
быту;
принимать цели
и произвольно
включаться в
деятельность,
следовать
предложенному
плану и
работать в
общем темпе;
активно
участвовать
в деятельности,
контролировать
и оценивать
свои действия и
действия
одноклассников;
устанавливать
видо-родовые
отношения
предметов;
делать
простейшие
обобщения,
сравнивать,
классифицировать
на наглядном
материале;
пользоваться
знаками,
символами,
предметами-
заместителями;
читать;
писать;
алфавит, мягкий
знак
смягчающий и
разделительный,
перенос слов по
слогам,
шипящие,
парные звонкие
и глухие
согласные,
ударные и
безударные
гласные,
непроверяемые
безударные
гласные,
ударение
Алфавит
Мягкий знак на
конце и в середине
слова
Разделительный
мягкий знак
Гласные после
шипящих
Парные звонкие и
глухие согласные
на конце и в
середине слова
Ударные и
безударные
гласные
Правописание
безударных
гласных
эстетическому ее
восприятию;
целостный,
социально
ориентированный
взгляд на мир в
единстве его
природной и
социальной частей;
самостоятельность
в выполнении
учебных заданий,
поручений,
договоренностей;
понимание личной
ответственности за
свои поступки
сотрудничать с
взрослыми и
сверстниками в
разных
социальных
ситуациях;
доброжелательно
относиться,
сопереживать,
конструктивно
взаимодействовать
с людьми;
Непроверяемые
безударные
гласные
Слово
самостоятельность
в выполнении
учебных заданий,
поручений,
договоренностей;
понимание личной
ответственности за
свои поступки на
основе
представлений об
этических нормах
и правилах
поведения в
современном
обществе;
слушать и
понимать
инструкцию к
учебному
заданию в разных
видах
деятельности и
быту;
сотрудничать с
взрослыми и
сверстниками в
разных
социальных
ситуациях;
доброжелательно
относиться,
принимать цели
и произвольно
включаться в
деятельность,
следовать
предложенному
плану и
работать в
общем темпе;
активно
участвовать
в деятельности,
контролировать
и оценивать
свои действия и
действия
читать;
писать;
работать с
несложной по
содержанию и
структуре
информацией
(понимать
изображение,
текст, устное
высказывание,
элементарное
схематическое
изображение,
таблицу,
предъявленных на
Названия
предметов,
названия
признаков,
названия
действий, имена
собственные,
предлоги,
разделительный
твердый знак,
родственные
слова, корень
слова
Названия
предметов,
действий и
признаков
Имена
собственные
Предлоги
Разделительный
твердый знак
Родственные слова
Предложение
Знаки препинания
в конце
предложения
Главные и
второстепенные
слова в
предложении
сопереживать,
конструктивно
взаимодействовать
с людьми;
договариваться и
изменять свое
поведение в
соответствии с
объективным
мнением
большинства в
конфликтных или
иных ситуациях
взаимодействия с
окружающими.
одноклассников;
соотносить свои
действия и их
результаты с
заданными
образцами,
принимать
оценку
деятельности,
оценивать ее с
учетом
предложенных
критериев,
корректировать
свою
деятельность с
учетом
выявленных
недочетов.
бумажных и
электронных и
других
носителях).
Повторение
пройденного
формировать
целостный,
социально
ориентированный
взгляд на мир в
единстве его
природной и
социальной частей;
самостоятельность
в выполнении
учебных заданий,
поручений,
договоренностей;
понимание личной
использовать
принятые ритуалы
социального
взаимодействия с
одноклассниками
и учителем;
обращаться за
помощью и
принимать
помощь;
слушать и
понимать
инструкцию к
учебному
принимать цели
и произвольно
включаться в
деятельность,
следовать
предложенному
плану и
работать в
общем темпе;
активно
участвовать
в деятельности,
контролировать
и оценивать
делать
простейшие
обобщения,
сравнивать,
классифицировать
на наглядном
материале;
пользоваться
знаками,
символами,
предметами-
заместителями;
читать;
писать;
ответственности за
свои поступки на
основе
представлений об
этических нормах
и правилах
поведения в
современном
обществе;
заданию в разных
видах
деятельности и
быту;
сотрудничать с
взрослыми и
сверстниками в
разных
социальных
ситуациях;
свои действия и
действия
одноклассников;
соотносить свои
действия и их
результаты с
заданными
образцами,
принимать
оценку
деятельности,
оценивать ее с
учетом
предложенных
критериев,
7. Описание учебно-методического и материально- технического обеспечения образовательного
процесса
1.
Учебно-методическое обеспечение:
Програма специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой 2010г.
А.К. Аксенова, Н.Г. Галунчикова «Русский язык» 4 кл. учебник для образовательных организаций, реализующих адаптированные основные
общеобразовательные программы, М., «Просвещение» 2016г.
2. Технические средства:
-персональный компьютер (ноутбук, ), мультимедийная установка, магнитофон
3. Учебно-практическое оборудование:
- раздаточный дидактический материал (муляжи предметов, игрушки);
- наборы предметных и сюжетных картинок;
- дидактические игры