Напоминание

"Здоровьесберегающие технологии на уроках истории"


Автор: Горбунова Татьяна Степановна
Должность: учитель истории
Учебное заведение: МОУ–ООШ с.Георгиевка Марксовского района Саратовской области
Населённый пункт: с.Георгиевка
Наименование материала: статья
Тема: "Здоровьесберегающие технологии на уроках истории"
Раздел: среднее образование





Назад




Здоровьесберегающие

технологии

на

уроках

истории

и

обществознания

.

Учитель

истории

Горбунова Т.С.

МОУ-ООШ с.Георгиевка Марксовского района Саратовской обл.

Состояние

здоровья

российских

школьников

в

настоящее

время

вызывает

серьезную

тревогу

специалистов

.

Традиционная

организация

образовательного

процесса

создает

у

школьников

постоянные

стрессовые

перегрузки

,

которые

приводят

к

поломке

механизмов

саморегуляции

физиологических

функций

и

способствуют

развитию

хронических

болезней

.

На сегодняшний день необходимы специальные меры по сохранению и укреплению здоровья

школьников, созданию здоровье сберегающих условий обучения.

Поэтому учителю необходимо найти резервы собственной деятельности в сохранении и

укреплении здоровья учащихся. В связи с этим, не случайно, одним из направлений

деятельности современной школы является сохранение здоровья подрастающего поколения.

Для этого используются здоровьесберегающие технологии.

Здоровьесберегающие

педагогические

технологии

должны

обеспечить

развитие

природных

способностей

ребенка

:

его

ума

,

нравственных

и

эстетических

чувств

,

потребности

в

деятельности

,

овладении

первоначальным

опытом

общения

с

людьми

,

природой

,

искусством

.

Здоровьесберегающая технология, - это:

1.

условия

обучения

ребенка

в

школе

(

отсутствие

стресса

,

адекватность

требований

,

адекватность

методик

обучения

и

воспитания

);

2.

рациональная

организация

учебного

процесса

(

в

соответствии

с

возрастными

,

половыми

,

индивидуальными

особенностями

и

гигиеническими

требованиями

);

3.

соответствие

учебной

и

физической

нагрузки

возрастным

возможностям

ребенка

;

4.

необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный

режим.

Термин

«

здоровьесберегающие

образовательные

технологии

»

можно

рассматривать

и

как

качественную

характеристику

любой

образовательной

технологии

,

ее

«

сертификат

безопасности

для

здоровья

»,

и

как

совокупность

тех

принципов

,

методов

педагогической

работы

,

которые

,

дополняя

традиционные

технологии

обучения

и

воспитания

,

наделяют

их

признаком

здоровьесбережения

.

В качестве основополагающих принципов здоровьесберегающих технологий можно

выделить:

1.

Создание

образовательной

среды

,

обеспечивающей

снятие

всех

стрессобразующих

факторов

учебно

-

воспитательного

процесса

.

2.

Творческий

характер

образовательного

процесса

3.

Обеспечение

мотивации

образовательной

деятельности

.

4.

Построение

учебно

-

воспитательного

процесса

в

соответствии

с

закономерностями

становления

психических

функций

.

5.

Учет

системного

строения

высших

психических

функций

.

6.

Предпочтение

значимого

осмысленного

содержания

при

освоении

нового

материала

,

обучение

«

по

единицам

,

а

не

по

элементам

»,

принцип

целостности

.

7.

Осознание

ребенком

успешности

в

любых

видах

деятельности

.

8.

Рациональная

организация

двигательной

активности

9.

Обеспечение

адекватного

восстановления

сил

.

10.

Обеспечение

прочного

запоминания

.

Здоровьесберегающие технологии, применяемые в учебно-воспитательном процессе, можно

разделить на четыре основные группы:

1.

Технологии

,

обеспечивающие

гигиенически

оптимальные

условия

образовательного

процесса

.

2.

Технологии

оптимальной

организации

учебного

процесса

и

физической

активности

школьников

.

3.

Разнообразные

психолого

-

педагогические

технологии

,

используемые

на

уроках

и

во

внеурочной

деятельности

педагогами

и

воспитателями

.

4.

Образовательные

технологии

здоровьесберегающей

направленности

:

Педагогика сотрудничества.

Технология уровневой дифференциации обучения.

Технология психологического сопровождения.

На

каждом

уроке

истории

я

провожу

физкультминутки

.

Стараюсь

,

чтобы

ребенок

,

не

делал

физическую

разминку

просто

,

потому

что

надо

,

а

наряду

с

этим

получил

и

положительные

эмоции

.

А

ведь

эмоциональная

среда

на

уроке

,

тоже

важный

компонент

здоровьесберегающих

технологий

.

Поэтому

физкультминутка

на

уроке

истории

должна

отличаться

от

физкультминутки

на

любом

другом

уроке

.

Необходимо

сделать

физкультминутку

«

исторической

».

Подобрать

«

свой

»

текст

под

каждую

тему

Во избежание усталости необходимо чередовать различные виды работ:

самостоятельная работа, работа с учебником (устно и письменно), творческие

задания – необходимый элемент на каждом уроке. Они способствуют развитию

мыслительных операций памяти и одновременно отдыху обучающихся.

Необходимо организовывать выполнение разноуровневых заданий,

индивидуально дозируя объём учебной нагрузки. Различные тестовые задания с

выбором ответа, с открытым ответом; задания на перегруппировку; на

распознавание ошибок, на поиск ошибок позволяют избежать монотонности на

уроке.

Также

можно

использовать

ролевые

игры

на

уроках

,

«

инсценирование

»

исторических

сюжетов

и

поиск

решений

исторических

и

обществоведческих

задач

,

работа

в

группах

,

когда

обучающиеся

двигаются

,

пересаживаются

во

время

занятия

.

Обучающимся на уроках истории должно быть интересно и увлекательно,

работать должны много, но плодотворно, так, чтобы работы на дом оставалось

мало, и выполнять её было бы интересно. Для решения этих задач:

обучающиеся по возможности сами читают новый материал, изложенный в

учебнике;систематизация прочитанного происходит в совместной деятельности

обучающихся и педагога, когда наводящими вопросами он проверяет первичное

восприятие, делая при этом записи, выстраивая схемы на доске и в тетрадях для

установления причинно - следственных связей.

На

уроках

истории

я

создаю

спокойную

и

заинтересованную

атмосферу

,

для

того

,

чтобы

решить

задачу

сохранения

комфортной

эмоционально

-

психологической

среды

в

коллективе

.

Урок

строится

на

основе

искреннего

уважения

и

доверия

к

обучающимся

;

необходимо

избегать

в

собственном

поведении

отрицательных

эмоций

для

себя

и

для

учащихся

,

так

как

они

являются

здоровье

разрушающими

;

с

целью

создания

ситуации

успеха

на

уроке

школьникам

разрешается

при

ответе

пользоваться

опорным

конспектом

,

составленным

в

тетради

;

доступность

и

преемственность

информации

,

использование

соответствующих

средств

наглядности

и

оптимального

количества

неизвестных

ученикам

понятий

,

установление

меж

предметных

связей

.

Если

обучающийся

спокоен

и

уверен

в

себе

,

если

он

уходит

с

занятия

довольным

,

то

можно

с

уверенностью

сказать

,

что

и

здоровье

его

тоже

в

порядке

,

так

как

положительные

эмоции

снижают

утомление

,

вызванное

учебным

процессом

.

Для

рациональной

организации

учебной

деятельности

учащихся

использовать

на

уроках

видеоматериалы

,

средства

ИКТ

,

так

как

это

способствует

развитию

и

стимулирует

познавательный

интерес

учащихся

;

обеспечивается

индивидуальный

и

дифференцированный

подход

в

процессе

обучения

;

обязательность

дифференцированных

заданий

.

Наличие

комплекта

учебных

пособий

и

карточек

,

материалов

с

уровневыми

заданиями

.

Учет

интенсивности

и

длительности

самостоятельной

работы

,

разработка

таблиц

оценки

трудности

уроков

,

выделение

мотивационных

линий

урока

.

Сослабыми

обучающимися

должна

быть

организована

индивидуальная

работа

,

которая

предусматривает

меньшую

нагрузку

,

дополнительное

разъяснение

во

время

и

после

занятия

.

В

настоящее

время

общество

в

большой

степени

заинтересовано

в

том

,

чтобы

его

граждане

были

способны

самостоятельно

,

активно

действовать

,

принимать

решения

,

гибко

адаптироваться

к

изменяющимся

условиям

жизни

,

для

чего

перед

образованием

ставится

задача

сформировать

устойчивые

качества

самореализующейся

творческой

личности

и

подготовить

ее

физически

,

психофизически

и

духовно

к

предстоящей

самостоятельной

жизни

в

постоянно

изменяющихся

условиях

общества

и

природной

среды

.

При комплексном использовании различных технологий, ориентированных как

на развитие творческого потенциала, так и на сохранение здоровья учащихся,

можно добиться хороших результатов в достижении поставленной цели.



В раздел образования