Автор: Горбунова Татьяна Степановна
Должность: учитель истории
Учебное заведение: МОУ–ООШ с.Георгиевка Марксовского района Саратовской области
Населённый пункт: с.Георгиевка
Наименование материала: статья
Тема: "Здоровьесберегающие технологии на уроках истории"
Раздел: среднее образование
Здоровьесберегающие
технологии
на
уроках
истории
и
обществознания
.
Учитель
истории
Горбунова Т.С.
МОУ-ООШ с.Георгиевка Марксовского района Саратовской обл.
Состояние
здоровья
российских
школьников
в
настоящее
время
вызывает
серьезную
тревогу
специалистов
.
Традиционная
организация
образовательного
процесса
создает
у
школьников
постоянные
стрессовые
перегрузки
,
которые
приводят
к
поломке
механизмов
саморегуляции
физиологических
функций
и
способствуют
развитию
хронических
болезней
.
На сегодняшний день необходимы специальные меры по сохранению и укреплению здоровья
школьников, созданию здоровье сберегающих условий обучения.
Поэтому учителю необходимо найти резервы собственной деятельности в сохранении и
укреплении здоровья учащихся. В связи с этим, не случайно, одним из направлений
деятельности современной школы является сохранение здоровья подрастающего поколения.
Для этого используются здоровьесберегающие технологии.
Здоровьесберегающие
педагогические
технологии
должны
обеспечить
развитие
природных
способностей
ребенка
:
его
ума
,
нравственных
и
эстетических
чувств
,
потребности
в
деятельности
,
овладении
первоначальным
опытом
общения
с
людьми
,
природой
,
искусством
.
Здоровьесберегающая технология, - это:
1.
условия
обучения
ребенка
в
школе
(
отсутствие
стресса
,
адекватность
требований
,
адекватность
методик
обучения
и
воспитания
);
2.
рациональная
организация
учебного
процесса
(
в
соответствии
с
возрастными
,
половыми
,
индивидуальными
особенностями
и
гигиеническими
требованиями
);
3.
соответствие
учебной
и
физической
нагрузки
возрастным
возможностям
ребенка
;
4.
необходимый, достаточный и рационально организованный двигательный
режим.
Термин
«
здоровьесберегающие
образовательные
технологии
»
можно
рассматривать
и
как
качественную
характеристику
любой
образовательной
технологии
,
ее
«
сертификат
безопасности
для
здоровья
»,
и
как
совокупность
тех
принципов
,
методов
педагогической
работы
,
которые
,
дополняя
традиционные
технологии
обучения
и
воспитания
,
наделяют
их
признаком
здоровьесбережения
.
В качестве основополагающих принципов здоровьесберегающих технологий можно
выделить:
1.
Создание
образовательной
среды
,
обеспечивающей
снятие
всех
стрессобразующих
факторов
учебно
-
воспитательного
процесса
.
2.
Творческий
характер
образовательного
процесса
3.
Обеспечение
мотивации
образовательной
деятельности
.
4.
Построение
учебно
-
воспитательного
процесса
в
соответствии
с
закономерностями
становления
психических
функций
.
5.
Учет
системного
строения
высших
психических
функций
.
6.
Предпочтение
значимого
осмысленного
содержания
при
освоении
нового
материала
,
обучение
«
по
единицам
,
а
не
по
элементам
»,
принцип
целостности
.
7.
Осознание
ребенком
успешности
в
любых
видах
деятельности
.
8.
Рациональная
организация
двигательной
активности
9.
Обеспечение
адекватного
восстановления
сил
.
10.
Обеспечение
прочного
запоминания
.
Здоровьесберегающие технологии, применяемые в учебно-воспитательном процессе, можно
разделить на четыре основные группы:
1.
Технологии
,
обеспечивающие
гигиенически
оптимальные
условия
образовательного
процесса
.
2.
Технологии
оптимальной
организации
учебного
процесса
и
физической
активности
школьников
.
3.
Разнообразные
психолого
-
педагогические
технологии
,
используемые
на
уроках
и
во
внеурочной
деятельности
педагогами
и
воспитателями
.
4.
Образовательные
технологии
здоровьесберегающей
направленности
:
Педагогика сотрудничества.
Технология уровневой дифференциации обучения.
Технология психологического сопровождения.
На
каждом
уроке
истории
я
провожу
физкультминутки
.
Стараюсь
,
чтобы
ребенок
,
не
делал
физическую
разминку
просто
,
потому
что
надо
,
а
наряду
с
этим
получил
и
положительные
эмоции
.
А
ведь
эмоциональная
среда
на
уроке
,
тоже
важный
компонент
здоровьесберегающих
технологий
.
Поэтому
физкультминутка
на
уроке
истории
должна
отличаться
от
физкультминутки
на
любом
другом
уроке
.
Необходимо
сделать
физкультминутку
«
исторической
».
Подобрать
«
свой
»
текст
под
каждую
тему
Во избежание усталости необходимо чередовать различные виды работ:
самостоятельная работа, работа с учебником (устно и письменно), творческие
задания – необходимый элемент на каждом уроке. Они способствуют развитию
мыслительных операций памяти и одновременно отдыху обучающихся.
Необходимо организовывать выполнение разноуровневых заданий,
индивидуально дозируя объём учебной нагрузки. Различные тестовые задания с
выбором ответа, с открытым ответом; задания на перегруппировку; на
распознавание ошибок, на поиск ошибок позволяют избежать монотонности на
уроке.
Также
можно
использовать
ролевые
игры
на
уроках
,
«
инсценирование
»
исторических
сюжетов
и
поиск
решений
исторических
и
обществоведческих
задач
,
работа
в
группах
,
когда
обучающиеся
двигаются
,
пересаживаются
во
время
занятия
.
Обучающимся на уроках истории должно быть интересно и увлекательно,
работать должны много, но плодотворно, так, чтобы работы на дом оставалось
мало, и выполнять её было бы интересно. Для решения этих задач:
обучающиеся по возможности сами читают новый материал, изложенный в
учебнике;систематизация прочитанного происходит в совместной деятельности
обучающихся и педагога, когда наводящими вопросами он проверяет первичное
восприятие, делая при этом записи, выстраивая схемы на доске и в тетрадях для
установления причинно - следственных связей.
На
уроках
истории
я
создаю
спокойную
и
заинтересованную
атмосферу
,
для
того
,
чтобы
решить
задачу
сохранения
комфортной
эмоционально
-
психологической
среды
в
коллективе
.
Урок
строится
на
основе
искреннего
уважения
и
доверия
к
обучающимся
;
необходимо
избегать
в
собственном
поведении
отрицательных
эмоций
для
себя
и
для
учащихся
,
так
как
они
являются
здоровье
разрушающими
;
с
целью
создания
ситуации
успеха
на
уроке
школьникам
разрешается
при
ответе
пользоваться
опорным
конспектом
,
составленным
в
тетради
;
доступность
и
преемственность
информации
,
использование
соответствующих
средств
наглядности
и
оптимального
количества
неизвестных
ученикам
понятий
,
установление
меж
предметных
связей
.
Если
обучающийся
спокоен
и
уверен
в
себе
,
если
он
уходит
с
занятия
довольным
,
то
можно
с
уверенностью
сказать
,
что
и
здоровье
его
тоже
в
порядке
,
так
как
положительные
эмоции
снижают
утомление
,
вызванное
учебным
процессом
.
Для
рациональной
организации
учебной
деятельности
учащихся
использовать
на
уроках
видеоматериалы
,
средства
ИКТ
,
так
как
это
способствует
развитию
и
стимулирует
познавательный
интерес
учащихся
;
обеспечивается
индивидуальный
и
дифференцированный
подход
в
процессе
обучения
;
обязательность
дифференцированных
заданий
.
Наличие
комплекта
учебных
пособий
и
карточек
,
материалов
с
уровневыми
заданиями
.
Учет
интенсивности
и
длительности
самостоятельной
работы
,
разработка
таблиц
оценки
трудности
уроков
,
выделение
мотивационных
линий
урока
.
Сослабыми
обучающимися
должна
быть
организована
индивидуальная
работа
,
которая
предусматривает
меньшую
нагрузку
,
дополнительное
разъяснение
во
время
и
после
занятия
.
В
настоящее
время
общество
в
большой
степени
заинтересовано
в
том
,
чтобы
его
граждане
были
способны
самостоятельно
,
активно
действовать
,
принимать
решения
,
гибко
адаптироваться
к
изменяющимся
условиям
жизни
,
для
чего
перед
образованием
ставится
задача
сформировать
устойчивые
качества
самореализующейся
творческой
личности
и
подготовить
ее
физически
,
психофизически
и
духовно
к
предстоящей
самостоятельной
жизни
в
постоянно
изменяющихся
условиях
общества
и
природной
среды
.
При комплексном использовании различных технологий, ориентированных как
на развитие творческого потенциала, так и на сохранение здоровья учащихся,
можно добиться хороших результатов в достижении поставленной цели.