Напоминание

Организация и проведения занятий по адаптивной физической культуре для детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития.


Автор: Ходус Валерия Сергеевна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: "Волжская школа№1"
Населённый пункт: г. Волжский Волгоградская область
Наименование материала: Методическое пособие
Тема: Организация и проведения занятий по адаптивной физической культуре для детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития.
Раздел: среднее образование





Назад




Организация и проведения занятий по адаптивной

физической культуре для детей с тяжёлыми и

множественными нарушениями развития.

Физическое воспитание отличается от других видов воспитания тем, что в

его основе лежит обучение упорядоченным двигательным действиям,

развитие физических способностей и формирование связанных с ними

знаний. Специфичность понятия «адаптивная физическая культура»

выражается в дополняющем определении «адаптивная», что подчеркивает ее

предназначение для людей с отклонениями в состоянии здоровья, включая

школьников с выраженным недоразвитием интеллекта. Это предполагает, что

физическая культура во всех ее проявлениях должна стимулировать

позитивные реакции в системах и функциях организма, формируя тем самым

необходимые двигательные координации, физические качества и

способности, направленные на жизнеобеспечение, развитие и

совершенствование организма учащегося. В соответствии с этим целью

обучения данному предмету является освоение учащимся системы

двигательных координаций, физических качеств и способностей,

направленных на жизнеобеспечение, развитие и совершенствование его

организма. Обучение организуется с учетом климатических и сезонных

изменений в природе. На уроках формируются элементарные двигательные

функции, выполняемые совместно с учителем, по подражанию его

действиям, по образцу, а также первичные элементарные представления о

здоровье и здоровом образе жизни, о безопасности движений во время

занятий физической культурой и т. п.

У всех детей недостаточно развита перцептивная (сенсорная) сфера,

вследствие этого они испытывают значительные трудности в усвоении

учебного материала. У детей также отмечается скованность, неполный объём

движений, нарушение их произвольности, недоразвитие мелкой моторики и

зрительно-двигательной координации. На уроках дети быстро устают,

отличаются пониженной работоспособностью. Все психические процессы

развиты слабо. Внимание непроизвольное, крайне рассеянное, неустойчивое.

Нарушена как логическая, так и механическая память. Мышление

как самостоятельный процесс отсутствует, оно опирается на восприятие и

включение в него. Экспрессивная речь: могут издавать лишь отдельные

звуки.

В основу обучения положена система простейших физических упражнений,

направленных на коррекцию дефектов физического развития и моторики,

укрепление здоровья, выработку жизненно необходимых двигательных

умений и навыков у учащихся с умеренной и тяжелой умственной

отсталостью. Необходимо отметить, что учащиеся этой категории имеют

значительные отклонения в физическом и двигательном развитии. Это

сказывается на содержании и методике уроков адаптивной физической

культуры. Замедленность психических процессов, конкретность мышления,

нарушения памяти и внимания обусловливают чрезвычайную

медлительность образования у них двигательных навыков.

Особенности развития детей с тяжёлыми и множественными

нарушениями развития.

Тяжёлое и множественное нарушение согласно данным отечественных и

зарубежных исследований является специфически-целостным феноменом,

характеризующим принципиально особую ситуацию развития. Тяжёлое и

множественное нарушение возникает вследствие органического поражения

ЦНС в результате недоразвития или повреждения мозга преимущественно в

раннем развитии. Поражение ЦНС при тяжёлом множественном нарушении

носит сложный характер, при котором страдают: интеллект, речь и

коммуникация, общая и мелкая моторика, поведение, сенсорная сфера.

Основным в клинической картине тяжёлого и множественного нарушения

является умственная отсталость. Кроме того, в разных сочетаниях

выявляются: двигательные нарушения (ДЦП разной формы и степени

тяжести); тяжелые нарушения речи (несформированность языковых средств),

нарушения функций анализаторных систем (зрения, слуха, тактильной

чувствительности); повышенная судорожная готовность (эписиндром);

расстройства эмоционально-волевой сферы (нарушения регуляции поведения

и др.); аутистические расстройства (стереотипные действия, нарушение

коммуникации, взаимодействия, социального поведения).

Дети с тяжёлыми и множественными нарушениями развития требуют

постоянной, интенсивной поддержки в более чем одной жизненно важной

деятельности, для того, чтобы участвовать в интеграционных процессах

своего сообщества и иметь возможность пользоваться всеми благами

жизни, доступными другим людям. Основным средством поддержки детей

с тяжёлыми и множественными нарушениями является специальная

психолого-педагогическая помощь в их развитии, которая осуществляется

различными специалистами в тесном сотрудничестве с семьёй,

воспитывающей ребёнка-инвалида.

Обучение строится с учётом специфики развития каждого ребёнка, а также в

соответствии с типологическими особенностями развития детей с тяжёлыми

и множественными нарушениями.

Некоторые специфические особенности развития детей с данной категорией

нарушений имеют общие черты, которые позволяют нам разделить детей на

три группы. Опишем наиболее характерные особенности каждой группы

детей.

Дети первой группы имеют тяжёлые опорно-двигательные нарушения

неврологического генеза (сложные формы ДЦП, спастический тетра парез,

гиперкинез и т.д.) и, как следствие, полная или почти полная зависимость от

посторонней помощи в передвижении, самообслуживании и предметной

деятельности. Большинство детей этой группы не могут самостоятельно

удерживать своё тело в сидячем положении. Спастичность конечностей часто

осложнена гиперкинезами. Процесс общения затруднен в связи с

несформированностью языковых средств и речемоторных функций

порождения экспрессивной речи. Интеллектуальное развитие детей первой

группы различно. Степень умственной отсталости колебался от умеренной до

глубокой. Дети данной группы с менее выраженным интеллектуальным

недоразвитием имеют предпосылки для формирования представлений,

умений и навыков, значимых для социальной адаптации детей. Так, у

большинства детей проявляется интерес к общению и взаимодействию, что

позволяет обучать детей пользоваться невербальными средствами

коммуникации (жесты, мимика, графические изображения и др.); наличие

отдельных двигательных действий (захват, удержание предмета,

контролируемые движения шеи и др.), создаёт предпосылки для обучения

детей выполнению доступных операций самообслуживания и предметно-

практической деятельности.

Особенности развития детей второй группы вызваны нарушениями их

эмоционально-волевой сферы и проявляются в расторможенности, «полевом»

поведении, стереотипиях, трудностях коммуникации и социального

взаимодействия. Контакт с окружающими отсутствует или возникает в форме

физического обращения к взрослым обычно в ситуациях, когда ребёнку

требуется помощь в удовлетворении потребности. Дети данной группы не

выражают интерес к деятельности других и не проявляют ответные реакции

на попытки учителя организовать взаимодействие с окружающими. Дети

часто не выполняют просьбы или инструкции взрослого, на запрет реагируют

агрессией и самоагрессией, бросанием предметов и другими деструктивными

действиями. Такая же реакция наблюдается при скученности людей, в шуме.

Моторные функции рук не нарушены, однако, предметные действия

формируются тяжело в связи со слабой мотивационно-потребности стороной

деятельности. Аутистические черты часто затрудняют установление степени

нарушения интеллектуального развития детей второй группы. Особенности

эмоционально-волевого развития детей второй группы, их аутистические

черты поведения обуславливали трудности обучения этих детей в условиях

группы. Такие особенности детей второй группы требуют организации с

ними индивидуальной педагогической работы с целью их последующей

адаптации к обучению в условиях группы.

Дети третьей группы могут иметь нарушения общей моторики, но

передвигаются самостоятельно, в отличие от детей первой группы. Их

моторная недостаточность проявляется в замедленном темпе,

несформированной координации и неточности движений. У некоторых детей

наблюдается стереотипия, нежелание контактировать с окружающими и

другие аутистические черты, свойственные в более выраженной степени

детям второй группы. Большинство детей третьей группы имеют

сформированные элементарные навыки общения. Среди диагнозов детей

третьей группы – умственная отсталость от легкой до глубокой степени. По

сравнению с детьми первой и второй групп у детей третьей обычно

проявляются более развитые коммуникативные функции, желание общаться.

Дети данной группы, владеющие вербальной речью, могут обратиться и

выразить свою потребность, выполнить простую просьбу, сообщить о

выполненном задании, ответить на вопросы взрослого на уровне слова,

словосочетания или нераспространенного предложения. Некоторые дети

данной группы не владеют вербальной речью, но могут вступать в контакт и

осуществлять элементарное общение при помощи естественных жестов,

вокализации и отдельных слогов. Дети третьей группы могут выполнить

отдельные операции предметных действий. Однако, качественные показатели

деятельности: слабая мотивация, кратковременность концентрации внимания,

непоследовательность выполняемых операций препятствуют выполнению

действия целиком. В отличие от детей второй группы большинство детей

третьей могут короткое время осуществлять совместную деятельность с

другими, что служит предпосылкой для их обучения в группе. В целом у

детей третьей группы наблюдается более высокий (по сравнению с первой и

второй группами) уровень развития социально значимых представлений,

умений и навыков.

Многочисленными исследованиями установлено, что умственно отсталый

ребенок в физическом развитии значительно уступает нормально

развивающемуся сверстнику. У таких детей замедленно формируются

координация движений, их точность, равновесие, двигательные умения и

навыки, а также быстрота, ловкость, выносливость, прыгучесть и другие

качества. У умственно отсталых детей наблюдаются различные нарушения

развития, которые необходимо учитывать в построении занятий по

физическому воспитанию. Встречаются дети с явными параличами или

парезами отдельных мышечных групп, со стертыми двигательными

нарушениями.

Учитывая вышесказанное, под физическим развитием учащихся с

умеренной и тяжелой умственной отсталостью следует понимать

даже элементарные сдвиги и изменения в двигательной деятельности,

которые происходят в результате формирования элементарных дви-

гательных представлений и связанных с ними логических операций.

Цели:

Создать комфортные коррекционно-развивающие условия для

школьников, способствующие коррекции и развитию познавательных

процессов и личностных особенностей учащихся.

Способствовать общему сенсорному развитию высших психических

функций, формированию положительной мотивации к учению, речевой

активности у школьников в условиях совместной учебно-игровой

деятельности.

Создать атмосферу принятия и взаимопонимания в детском коллективе.

Задачи:

В ходе обучения учебному предмету «Адаптивная физическая культура»

должны решаться следующие основные задачи:

- Создание условий для всестороннего гармонического развития и

социализации учащихся;

- Создание условий для формирования необходимых в разнообразной двига-

тельной деятельности знаний, умений, навыков и воспитание сознательного

отношения к их использованию;

- Создание условий для совершенствования двигательных,

интеллектуальных, волевых и эмоциональных навыков;

- Создание условий для воспитания нравственных качеств, приучения к дис-

циплинированности, организованности, ответственности, элементарной

самостоятельности.

Основные педагогические требования, соответствующие формированию

личности учащегося с выраженным недоразвитием интеллекта на уроке

адаптивной физической культуры:

- учет индивидуальных особенностей каждого ученика

(морфофункциональное развитие, состояние сохранных функций,

медицинские противопоказания, состояние двигательных функций и

координационных способностей, уровень физической подготовленности,

способность к обучению движениям, отношение к занятиям физическими

упражнениями: интересы, мотивы);

- адекватность средств, методов и методических приемов обучения

двигательным действиям, развитие физических качеств, коррекция

психомоторных нарушений и физической подготовки, оптимизация нагрузки,

сообщение новых знаний;

- эмоциональность занятий (музыка, игровые методы, нетрадиционное

оборудование и пр.);

- создание условий для реального выполнения заданий, оказание помощи,

обеспечение безопасности;

- поощрение, одобрение, похвала за малейшие успехи;

- контроль за динамикой результатов учебно-познавательного процесса и

функциональным состоянием занимающихся.

К психологическим требованиям относятся:

- создание комфортного психологического климата на уроках по предмету

«Адаптивная физическая культура» (позитивный настрой, положительная

мотивация, поддержание эмоций и ощущений радости, бодрости, оптимизма,

комфорта), влияющего на проявление и развитие своего «Я»;

- сплоченность группы (постановка общей цели, объединение общими

интересами, взаимопомощь, взаимопонимание, симпатия, эмпатия, ролевые

функции);

- стиль общения (равный статус, доброжелательность, доверие, авторитет и

личный пример учителя, его открытость, выраженное внимание к каждому

ученику);

- примирительные акты в случае конфликтов (исключение ощущений

дискомфорта, неуверенности, агрессии, враждебности, гнева, которые могут

наступить вследствие неустойчивого психического самочувствия,

перенапряжения, боли, неудачи, вербальных или невербальных разногласий,

эмоционального неудовлетворения, отсутствия внимания и др.),

концентрация внимания учащихся на положительном, позитивном,

переориентировка внимания на само регуляцию, самоконтроль, установление

равновесия между внешними влияниями, внутренним состоянием и формами

поведения.

Следует понимать, что адаптивное физическое воспитание, продолжаясь в

течение длительного периода жизни, не только оказывает разностороннее

влияние на организм учащихся-инвалидов, но и формирует новое осознание

собственного «Я», понимание необходимости самовоспитания, которое

выступает как средство саморазвития природных свойств, компенсации

двигательной недостаточности, укрепления здоровья, телесных сил,

расширения психомоторных возможностей для нормальной

жизнедеятельности.

Наряду с конкретными задачами, значимыми для коррекционно-

образовательной области «Физическая культура», в ходе реализации задач

учебного предмета «Адаптивная физическая культура» в «Программе»

рассматривается и более широкая задача — социализация учащихся. Игровой

метод представляется наиболее целесообразным для процесса социализации

учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью на уроках по

предмету "Адаптивная физическая культура». Целенаправленно подобранные

подвижные игры, эстафеты, игровые задания развивают мелкую моторику,

координацию движений, точность и другие физические и интеллектуальные

способности учащихся.

Именно для этой категории учащихся наиболее значимо, чтобы в процессе

реализации задач предмета «Адаптивная физическая культура» обучение

было тесно связано с решением задач нравственного, умственного, речевого,

трудового, эстетического и физического воспитания. Из этого следует, что их

решение нельзя рассматривать в отрыве отрешения задач целостного

развития учащегося с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.

Биологический возраст ребенка с нарушениями в развитии, как правило,

отстает от паспортного. Уровень его психических и физических

способностей сугубо индивидуален, как индивидуальны и сензитивные зоны.

Важно их не пропустить, на них ориентироваться и максимально ис-

пользовать для развития и личностного роста учащегося.

Эффективность управления процессом совершенствования двигательных

возможностей детей и подростков с нарушениями в развитии будет выше,

если педагогическое воздействие будет осуществляться с учетом физических

и психических особенностей того или иного периода индивидуального

развития. Подбор упражнений в «Программе» позволяет воздействовать не

только на весь организм, но и на определенные группы мышц.

Организационная структура уроков:

Основной формой работы по адаптивному физическому

воспитанию в школе является урок.

Каждый урок должен планироваться в соответствии со следующими

принципами:

-постепенное повышение нагрузки и переход к успокоительным

упражнениям в конце урока;

- чередование различных видов упражнений;

- подбор упражнений, соответствующих возрасту и развитию учащихся.

Урок состоит из четырех частей: вводной, подготовительной, основной и

заключительной. В работе с учащимися с умеренной и тяжелой умственной

отсталостью целесообразно применять специальные педагогические приемы,

направленные на развитие интеллектуальной деятельности: название

движений, запоминание комбинаций движений по темпу, объему, усилию,

плавности. На уроках широко применяются упражнения, которые требуют

четкой дозировки силовых, временных и пространственных компонентов

движений. При планировании занятий учитываются возможности проведения

их на свежем воздухе.

Кроме уроков, физическое воспитание включает мероприятия по

соблюдению режима дня, внеклассную и внешкольную физкультурную

работу. Для правильной постановки физического воспитания требуются

определенные гигиенические условия на занятиях по всем предметам.

Целесообразно введение динамических 30-минутных пауз во второй

половине дня и вовлечение учащихся в занятия видами спорта, доступными

им.

Обязательным требованием является обеспечение систематического

медицинского контроля за физическим развитием и состоянием здоровья

учеников. Помещение, отведенное для занятий адаптивной физической

культурой, должно соответствовать установленным санитарно-гигиени-

ческим нормам, быть оборудовано современным спортивным инвентарем,

пособиями и аптечкой первой помощи.

На всех занятиях должны быть предприняты меры для предупреждения

несчастных случаев.

Чтобы учащиеся усвоили алгоритм выполнения упражнений и инструкции

педагога, требуется многократное повторение, сочетающееся с правильным

показом. Упражнения, подвижные игры, игры с элементами спорта подби-

раются таким образом, чтобы они состояли из простых элементарных

движений. Мы уже отмечали, что характерной особенностью учащихся с

умеренной и тяжелой умственной отсталостью является инертность нервных

процессов, их стереотипность и обусловленные этим трудности

переключения с одного действия на другое. Попадая в непривычную для них

обстановку, учащиеся не могут воспроизвести даже хорошо знакомые

физические упражнения. Поэтому при планировании уроков необходимо

предусмотреть разучивание одних и тех же упражнений в различных

условиях.

Поскольку учащиеся этой категории с большим трудом воспринимают

словесную инструкцию, даже в сочетании с показом, для усвоения ими

упражнений требуется систематическая помощь педагога.

На уроках по предмету «Адаптивная физическая культура» детей и

подростков учат:

- в разнообразной двигательной деятельности осознанно относиться к

выполнению движений;

- согласовывать двигательные, интеллектуальные, волевые и эмоциональные

усилия для закрепления формируемых навыков;

- дисциплинированности, организованности, ответственности, максимальной

самостоятельности во время занятий физическими упражнениями и

элементарными видами спорта.

В процессе обучения адаптивной физической культуре учащихся:

- знакомят, а затем уточняют и закрепляют с ними понятийный аппарат

(название движений, действий);

- учат последовательности движений без предметов, с предметами (мячами,

гимнастическими палками и т. п.), а также правилам безопасности при этом;

- учат адекватно вести себя во время занятий физическими упражнениями с

элементами спортивных;

- учат осваивать модели невербального и вербального общения, необходимые

в подвижных и спортивных играх и других ситуациях, возникающих во время

уроков.

Учитывая нарушения сердечнососудистой и дыхательной систем, грубую

эндокринную патологию, диспластичность развития учащихся, учитель

должен быть особенно осторожным, подбирая физические упражнения,

определяя их дозировку и темп выполнения. Это требование относится

как к отдельным заданиям, так и ко всему уроку в целом.

Каждый урок должен планироваться в соответствии с основными

дидактическими требованиями: постепенное повышение нагрузки и переход

в конце урока к успокоительным упражнениям; чередование различных

видов упражнений, подбор упражнений, соответствующих возможностям

учащихся.

В процессе физического воспитания решаются конкретные задачи обучения

детей и подростков:

- Создание условий для подготовки к уроку физкультуры;

- Создание условий для обучения правильному построению и знанию своего

места в строю;

- Создание условий для обучения правильному передвижению из класса на

урок физкультуры;

- Создание условий для обучения ориентировке в зале по конкретным

ориентирам (вход, стены, потолок, пол, углы);

- Создание условий для обучения простейшим исходным положениям

при выполнении общеразвивающих упражнений и движения в различных

пространственных направлениях (вперед, назад, в сторону, вверх, вниз);

- Создание условий для обучения овладению приемами правильного дыхания

(по показу учителя);

- Создание условий для обучения выполнению простейших заданий по

словесной инструкции учителя;

- Создание условий для обучения выполнению ходьбы и бега в строю, в

колонне по одному;

- Создание условий для обучения овладению навыками координации толчка

двумя ногами в различных видах прыжков и умению мягко приземляться в

прыжках;

- Создание условий для формирования умений прыгать (толчок одной ногой

и приземление на две ноги);

- Создание условий для овладения навыками правильного захвата различных

предметов, передачи и переноски их;

- Создание условий для формирования умений метать, бросать и ловить мяч;

- Создание условий для формирования умений ходить в заданном ритме под

хлопки, счет, музыку;

- Создание условий для формирования умений выполнять простейшие

упражнения в определенном ритме;

- Создание условий для формирования умений сохранять равновесие в про-

цессе движения по гимнастической скамейке и сенсорным тропам и

дорожкам;

- Создание условий для формирования умений преодолевать различные пре-

пятствия;

- Создание условий для обучения переноске различных грузов и

коллективным действиям при переноске тяжелых вещей;

- Создание условий для формирования целенаправленных действий под

руководством учителя в подвижных играх.

Обучение предмету «Адаптивная физическая культура» тесно связано с

решением задач нравственного, умственного, речевого, трудового,

эстетического и физического воспитания учащихся.

ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УРОВНЯ ПОДГОТОВКИ

УЧАЩИХСЯ ПО ДАННОМУ ПРЕДМЕТУ

Предполагается то, что учащиеся будут знать:

1.

Как должен одеваться ученик на занятия физкультурой;

2.

Название предметов одежды;

3.

Что значит «шеренга», «колонна», «круг»;

4.

Правила поведения в спортивном зале;

5.

Что такое ходьба, бег, прыжки, метание;

6.

Правила поведения во время подвижных игр;

Предполагается то, что учащиеся будут уметь:

1.

Выполнять команду «Становись!»;

2.

Строиться в шеренгу, в колонну;

3.

Держать мячи, обручи;

4.

Выполнять инструкции и команды учителя;

5.

Ходить в колонне по одному, строиться в одну шеренгу, ходить по

гимнастической скамейке, выполнять ОРУ;

6.

Чередовать ходьбу с бегом;

7.

Подпрыгивать на одной и двух ногах;

8.

Метать мячи одной рукой с места;

9.

Мягко приземляться при прыжках;

10.Целенаправленно действовать в подвижных играх под руководством

учителя;



В раздел образования