Автор: Ходус Валерия Сергеевна
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: "Волжская школа№1"
Населённый пункт: г. Волжский Волгоградская область
Наименование материала: Методическое пособие
Тема: Организация и проведения занятий по адаптивной физической культуре для детей с тяжёлыми и множественными нарушениями развития.
Раздел: среднее образование
Организация и проведения занятий по адаптивной
физической культуре для детей с тяжёлыми и
множественными нарушениями развития.
Физическое воспитание отличается от других видов воспитания тем, что в
его основе лежит обучение упорядоченным двигательным действиям,
развитие физических способностей и формирование связанных с ними
знаний. Специфичность понятия «адаптивная физическая культура»
выражается в дополняющем определении «адаптивная», что подчеркивает ее
предназначение для людей с отклонениями в состоянии здоровья, включая
школьников с выраженным недоразвитием интеллекта. Это предполагает, что
физическая культура во всех ее проявлениях должна стимулировать
позитивные реакции в системах и функциях организма, формируя тем самым
необходимые двигательные координации, физические качества и
способности, направленные на жизнеобеспечение, развитие и
совершенствование организма учащегося. В соответствии с этим целью
обучения данному предмету является освоение учащимся системы
двигательных координаций, физических качеств и способностей,
направленных на жизнеобеспечение, развитие и совершенствование его
организма. Обучение организуется с учетом климатических и сезонных
изменений в природе. На уроках формируются элементарные двигательные
функции, выполняемые совместно с учителем, по подражанию его
действиям, по образцу, а также первичные элементарные представления о
здоровье и здоровом образе жизни, о безопасности движений во время
занятий физической культурой и т. п.
У всех детей недостаточно развита перцептивная (сенсорная) сфера,
вследствие этого они испытывают значительные трудности в усвоении
учебного материала. У детей также отмечается скованность, неполный объём
движений, нарушение их произвольности, недоразвитие мелкой моторики и
зрительно-двигательной координации. На уроках дети быстро устают,
отличаются пониженной работоспособностью. Все психические процессы
развиты слабо. Внимание непроизвольное, крайне рассеянное, неустойчивое.
Нарушена как логическая, так и механическая память. Мышление
как самостоятельный процесс отсутствует, оно опирается на восприятие и
включение в него. Экспрессивная речь: могут издавать лишь отдельные
звуки.
В основу обучения положена система простейших физических упражнений,
направленных на коррекцию дефектов физического развития и моторики,
укрепление здоровья, выработку жизненно необходимых двигательных
умений и навыков у учащихся с умеренной и тяжелой умственной
отсталостью. Необходимо отметить, что учащиеся этой категории имеют
значительные отклонения в физическом и двигательном развитии. Это
сказывается на содержании и методике уроков адаптивной физической
культуры. Замедленность психических процессов, конкретность мышления,
нарушения памяти и внимания обусловливают чрезвычайную
медлительность образования у них двигательных навыков.
Особенности развития детей с тяжёлыми и множественными
нарушениями развития.
Тяжёлое и множественное нарушение согласно данным отечественных и
зарубежных исследований является специфически-целостным феноменом,
характеризующим принципиально особую ситуацию развития. Тяжёлое и
множественное нарушение возникает вследствие органического поражения
ЦНС в результате недоразвития или повреждения мозга преимущественно в
раннем развитии. Поражение ЦНС при тяжёлом множественном нарушении
носит сложный характер, при котором страдают: интеллект, речь и
коммуникация, общая и мелкая моторика, поведение, сенсорная сфера.
Основным в клинической картине тяжёлого и множественного нарушения
является умственная отсталость. Кроме того, в разных сочетаниях
выявляются: двигательные нарушения (ДЦП разной формы и степени
тяжести); тяжелые нарушения речи (несформированность языковых средств),
нарушения функций анализаторных систем (зрения, слуха, тактильной
чувствительности); повышенная судорожная готовность (эписиндром);
расстройства эмоционально-волевой сферы (нарушения регуляции поведения
и др.); аутистические расстройства (стереотипные действия, нарушение
коммуникации, взаимодействия, социального поведения).
Дети с тяжёлыми и множественными нарушениями развития требуют
постоянной, интенсивной поддержки в более чем одной жизненно важной
деятельности, для того, чтобы участвовать в интеграционных процессах
своего сообщества и иметь возможность пользоваться всеми благами
жизни, доступными другим людям. Основным средством поддержки детей
с тяжёлыми и множественными нарушениями является специальная
психолого-педагогическая помощь в их развитии, которая осуществляется
различными специалистами в тесном сотрудничестве с семьёй,
воспитывающей ребёнка-инвалида.
Обучение строится с учётом специфики развития каждого ребёнка, а также в
соответствии с типологическими особенностями развития детей с тяжёлыми
и множественными нарушениями.
Некоторые специфические особенности развития детей с данной категорией
нарушений имеют общие черты, которые позволяют нам разделить детей на
три группы. Опишем наиболее характерные особенности каждой группы
детей.
Дети первой группы имеют тяжёлые опорно-двигательные нарушения
неврологического генеза (сложные формы ДЦП, спастический тетра парез,
гиперкинез и т.д.) и, как следствие, полная или почти полная зависимость от
посторонней помощи в передвижении, самообслуживании и предметной
деятельности. Большинство детей этой группы не могут самостоятельно
удерживать своё тело в сидячем положении. Спастичность конечностей часто
осложнена гиперкинезами. Процесс общения затруднен в связи с
несформированностью языковых средств и речемоторных функций
порождения экспрессивной речи. Интеллектуальное развитие детей первой
группы различно. Степень умственной отсталости колебался от умеренной до
глубокой. Дети данной группы с менее выраженным интеллектуальным
недоразвитием имеют предпосылки для формирования представлений,
умений и навыков, значимых для социальной адаптации детей. Так, у
большинства детей проявляется интерес к общению и взаимодействию, что
позволяет обучать детей пользоваться невербальными средствами
коммуникации (жесты, мимика, графические изображения и др.); наличие
отдельных двигательных действий (захват, удержание предмета,
контролируемые движения шеи и др.), создаёт предпосылки для обучения
детей выполнению доступных операций самообслуживания и предметно-
практической деятельности.
Особенности развития детей второй группы вызваны нарушениями их
эмоционально-волевой сферы и проявляются в расторможенности, «полевом»
поведении, стереотипиях, трудностях коммуникации и социального
взаимодействия. Контакт с окружающими отсутствует или возникает в форме
физического обращения к взрослым обычно в ситуациях, когда ребёнку
требуется помощь в удовлетворении потребности. Дети данной группы не
выражают интерес к деятельности других и не проявляют ответные реакции
на попытки учителя организовать взаимодействие с окружающими. Дети
часто не выполняют просьбы или инструкции взрослого, на запрет реагируют
агрессией и самоагрессией, бросанием предметов и другими деструктивными
действиями. Такая же реакция наблюдается при скученности людей, в шуме.
Моторные функции рук не нарушены, однако, предметные действия
формируются тяжело в связи со слабой мотивационно-потребности стороной
деятельности. Аутистические черты часто затрудняют установление степени
нарушения интеллектуального развития детей второй группы. Особенности
эмоционально-волевого развития детей второй группы, их аутистические
черты поведения обуславливали трудности обучения этих детей в условиях
группы. Такие особенности детей второй группы требуют организации с
ними индивидуальной педагогической работы с целью их последующей
адаптации к обучению в условиях группы.
Дети третьей группы могут иметь нарушения общей моторики, но
передвигаются самостоятельно, в отличие от детей первой группы. Их
моторная недостаточность проявляется в замедленном темпе,
несформированной координации и неточности движений. У некоторых детей
наблюдается стереотипия, нежелание контактировать с окружающими и
другие аутистические черты, свойственные в более выраженной степени
детям второй группы. Большинство детей третьей группы имеют
сформированные элементарные навыки общения. Среди диагнозов детей
третьей группы – умственная отсталость от легкой до глубокой степени. По
сравнению с детьми первой и второй групп у детей третьей обычно
проявляются более развитые коммуникативные функции, желание общаться.
Дети данной группы, владеющие вербальной речью, могут обратиться и
выразить свою потребность, выполнить простую просьбу, сообщить о
выполненном задании, ответить на вопросы взрослого на уровне слова,
словосочетания или нераспространенного предложения. Некоторые дети
данной группы не владеют вербальной речью, но могут вступать в контакт и
осуществлять элементарное общение при помощи естественных жестов,
вокализации и отдельных слогов. Дети третьей группы могут выполнить
отдельные операции предметных действий. Однако, качественные показатели
деятельности: слабая мотивация, кратковременность концентрации внимания,
непоследовательность выполняемых операций препятствуют выполнению
действия целиком. В отличие от детей второй группы большинство детей
третьей могут короткое время осуществлять совместную деятельность с
другими, что служит предпосылкой для их обучения в группе. В целом у
детей третьей группы наблюдается более высокий (по сравнению с первой и
второй группами) уровень развития социально значимых представлений,
умений и навыков.
Многочисленными исследованиями установлено, что умственно отсталый
ребенок в физическом развитии значительно уступает нормально
развивающемуся сверстнику. У таких детей замедленно формируются
координация движений, их точность, равновесие, двигательные умения и
навыки, а также быстрота, ловкость, выносливость, прыгучесть и другие
качества. У умственно отсталых детей наблюдаются различные нарушения
развития, которые необходимо учитывать в построении занятий по
физическому воспитанию. Встречаются дети с явными параличами или
парезами отдельных мышечных групп, со стертыми двигательными
нарушениями.
Учитывая вышесказанное, под физическим развитием учащихся с
умеренной и тяжелой умственной отсталостью следует понимать
даже элементарные сдвиги и изменения в двигательной деятельности,
которые происходят в результате формирования элементарных дви-
гательных представлений и связанных с ними логических операций.
Цели:
Создать комфортные коррекционно-развивающие условия для
школьников, способствующие коррекции и развитию познавательных
процессов и личностных особенностей учащихся.
Способствовать общему сенсорному развитию высших психических
функций, формированию положительной мотивации к учению, речевой
активности у школьников в условиях совместной учебно-игровой
деятельности.
Создать атмосферу принятия и взаимопонимания в детском коллективе.
Задачи:
В ходе обучения учебному предмету «Адаптивная физическая культура»
должны решаться следующие основные задачи:
- Создание условий для всестороннего гармонического развития и
социализации учащихся;
- Создание условий для формирования необходимых в разнообразной двига-
тельной деятельности знаний, умений, навыков и воспитание сознательного
отношения к их использованию;
- Создание условий для совершенствования двигательных,
интеллектуальных, волевых и эмоциональных навыков;
- Создание условий для воспитания нравственных качеств, приучения к дис-
циплинированности, организованности, ответственности, элементарной
самостоятельности.
Основные педагогические требования, соответствующие формированию
личности учащегося с выраженным недоразвитием интеллекта на уроке
адаптивной физической культуры:
- учет индивидуальных особенностей каждого ученика
(морфофункциональное развитие, состояние сохранных функций,
медицинские противопоказания, состояние двигательных функций и
координационных способностей, уровень физической подготовленности,
способность к обучению движениям, отношение к занятиям физическими
упражнениями: интересы, мотивы);
- адекватность средств, методов и методических приемов обучения
двигательным действиям, развитие физических качеств, коррекция
психомоторных нарушений и физической подготовки, оптимизация нагрузки,
сообщение новых знаний;
- эмоциональность занятий (музыка, игровые методы, нетрадиционное
оборудование и пр.);
- создание условий для реального выполнения заданий, оказание помощи,
обеспечение безопасности;
- поощрение, одобрение, похвала за малейшие успехи;
- контроль за динамикой результатов учебно-познавательного процесса и
функциональным состоянием занимающихся.
К психологическим требованиям относятся:
- создание комфортного психологического климата на уроках по предмету
«Адаптивная физическая культура» (позитивный настрой, положительная
мотивация, поддержание эмоций и ощущений радости, бодрости, оптимизма,
комфорта), влияющего на проявление и развитие своего «Я»;
- сплоченность группы (постановка общей цели, объединение общими
интересами, взаимопомощь, взаимопонимание, симпатия, эмпатия, ролевые
функции);
- стиль общения (равный статус, доброжелательность, доверие, авторитет и
личный пример учителя, его открытость, выраженное внимание к каждому
ученику);
- примирительные акты в случае конфликтов (исключение ощущений
дискомфорта, неуверенности, агрессии, враждебности, гнева, которые могут
наступить вследствие неустойчивого психического самочувствия,
перенапряжения, боли, неудачи, вербальных или невербальных разногласий,
эмоционального неудовлетворения, отсутствия внимания и др.),
концентрация внимания учащихся на положительном, позитивном,
переориентировка внимания на само регуляцию, самоконтроль, установление
равновесия между внешними влияниями, внутренним состоянием и формами
поведения.
Следует понимать, что адаптивное физическое воспитание, продолжаясь в
течение длительного периода жизни, не только оказывает разностороннее
влияние на организм учащихся-инвалидов, но и формирует новое осознание
собственного «Я», понимание необходимости самовоспитания, которое
выступает как средство саморазвития природных свойств, компенсации
двигательной недостаточности, укрепления здоровья, телесных сил,
расширения психомоторных возможностей для нормальной
жизнедеятельности.
Наряду с конкретными задачами, значимыми для коррекционно-
образовательной области «Физическая культура», в ходе реализации задач
учебного предмета «Адаптивная физическая культура» в «Программе»
рассматривается и более широкая задача — социализация учащихся. Игровой
метод представляется наиболее целесообразным для процесса социализации
учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью на уроках по
предмету "Адаптивная физическая культура». Целенаправленно подобранные
подвижные игры, эстафеты, игровые задания развивают мелкую моторику,
координацию движений, точность и другие физические и интеллектуальные
способности учащихся.
Именно для этой категории учащихся наиболее значимо, чтобы в процессе
реализации задач предмета «Адаптивная физическая культура» обучение
было тесно связано с решением задач нравственного, умственного, речевого,
трудового, эстетического и физического воспитания. Из этого следует, что их
решение нельзя рассматривать в отрыве отрешения задач целостного
развития учащегося с умеренной и тяжелой умственной отсталостью.
Биологический возраст ребенка с нарушениями в развитии, как правило,
отстает от паспортного. Уровень его психических и физических
способностей сугубо индивидуален, как индивидуальны и сензитивные зоны.
Важно их не пропустить, на них ориентироваться и максимально ис-
пользовать для развития и личностного роста учащегося.
Эффективность управления процессом совершенствования двигательных
возможностей детей и подростков с нарушениями в развитии будет выше,
если педагогическое воздействие будет осуществляться с учетом физических
и психических особенностей того или иного периода индивидуального
развития. Подбор упражнений в «Программе» позволяет воздействовать не
только на весь организм, но и на определенные группы мышц.
Организационная структура уроков:
Основной формой работы по адаптивному физическому
воспитанию в школе является урок.
Каждый урок должен планироваться в соответствии со следующими
принципами:
-постепенное повышение нагрузки и переход к успокоительным
упражнениям в конце урока;
- чередование различных видов упражнений;
- подбор упражнений, соответствующих возрасту и развитию учащихся.
Урок состоит из четырех частей: вводной, подготовительной, основной и
заключительной. В работе с учащимися с умеренной и тяжелой умственной
отсталостью целесообразно применять специальные педагогические приемы,
направленные на развитие интеллектуальной деятельности: название
движений, запоминание комбинаций движений по темпу, объему, усилию,
плавности. На уроках широко применяются упражнения, которые требуют
четкой дозировки силовых, временных и пространственных компонентов
движений. При планировании занятий учитываются возможности проведения
их на свежем воздухе.
Кроме уроков, физическое воспитание включает мероприятия по
соблюдению режима дня, внеклассную и внешкольную физкультурную
работу. Для правильной постановки физического воспитания требуются
определенные гигиенические условия на занятиях по всем предметам.
Целесообразно введение динамических 30-минутных пауз во второй
половине дня и вовлечение учащихся в занятия видами спорта, доступными
им.
Обязательным требованием является обеспечение систематического
медицинского контроля за физическим развитием и состоянием здоровья
учеников. Помещение, отведенное для занятий адаптивной физической
культурой, должно соответствовать установленным санитарно-гигиени-
ческим нормам, быть оборудовано современным спортивным инвентарем,
пособиями и аптечкой первой помощи.
На всех занятиях должны быть предприняты меры для предупреждения
несчастных случаев.
Чтобы учащиеся усвоили алгоритм выполнения упражнений и инструкции
педагога, требуется многократное повторение, сочетающееся с правильным
показом. Упражнения, подвижные игры, игры с элементами спорта подби-
раются таким образом, чтобы они состояли из простых элементарных
движений. Мы уже отмечали, что характерной особенностью учащихся с
умеренной и тяжелой умственной отсталостью является инертность нервных
процессов, их стереотипность и обусловленные этим трудности
переключения с одного действия на другое. Попадая в непривычную для них
обстановку, учащиеся не могут воспроизвести даже хорошо знакомые
физические упражнения. Поэтому при планировании уроков необходимо
предусмотреть разучивание одних и тех же упражнений в различных
условиях.
Поскольку учащиеся этой категории с большим трудом воспринимают
словесную инструкцию, даже в сочетании с показом, для усвоения ими
упражнений требуется систематическая помощь педагога.
На уроках по предмету «Адаптивная физическая культура» детей и
подростков учат:
- в разнообразной двигательной деятельности осознанно относиться к
выполнению движений;
- согласовывать двигательные, интеллектуальные, волевые и эмоциональные
усилия для закрепления формируемых навыков;
- дисциплинированности, организованности, ответственности, максимальной
самостоятельности во время занятий физическими упражнениями и
элементарными видами спорта.
В процессе обучения адаптивной физической культуре учащихся:
- знакомят, а затем уточняют и закрепляют с ними понятийный аппарат
(название движений, действий);
- учат последовательности движений без предметов, с предметами (мячами,
гимнастическими палками и т. п.), а также правилам безопасности при этом;
- учат адекватно вести себя во время занятий физическими упражнениями с
элементами спортивных;
- учат осваивать модели невербального и вербального общения, необходимые
в подвижных и спортивных играх и других ситуациях, возникающих во время
уроков.
Учитывая нарушения сердечнососудистой и дыхательной систем, грубую
эндокринную патологию, диспластичность развития учащихся, учитель
должен быть особенно осторожным, подбирая физические упражнения,
определяя их дозировку и темп выполнения. Это требование относится
как к отдельным заданиям, так и ко всему уроку в целом.
Каждый урок должен планироваться в соответствии с основными
дидактическими требованиями: постепенное повышение нагрузки и переход
в конце урока к успокоительным упражнениям; чередование различных
видов упражнений, подбор упражнений, соответствующих возможностям
учащихся.
В процессе физического воспитания решаются конкретные задачи обучения
детей и подростков:
- Создание условий для подготовки к уроку физкультуры;
- Создание условий для обучения правильному построению и знанию своего
места в строю;
- Создание условий для обучения правильному передвижению из класса на
урок физкультуры;
- Создание условий для обучения ориентировке в зале по конкретным
ориентирам (вход, стены, потолок, пол, углы);
- Создание условий для обучения простейшим исходным положениям
при выполнении общеразвивающих упражнений и движения в различных
пространственных направлениях (вперед, назад, в сторону, вверх, вниз);
- Создание условий для обучения овладению приемами правильного дыхания
(по показу учителя);
- Создание условий для обучения выполнению простейших заданий по
словесной инструкции учителя;
- Создание условий для обучения выполнению ходьбы и бега в строю, в
колонне по одному;
- Создание условий для обучения овладению навыками координации толчка
двумя ногами в различных видах прыжков и умению мягко приземляться в
прыжках;
- Создание условий для формирования умений прыгать (толчок одной ногой
и приземление на две ноги);
- Создание условий для овладения навыками правильного захвата различных
предметов, передачи и переноски их;
- Создание условий для формирования умений метать, бросать и ловить мяч;
- Создание условий для формирования умений ходить в заданном ритме под
хлопки, счет, музыку;
- Создание условий для формирования умений выполнять простейшие
упражнения в определенном ритме;
- Создание условий для формирования умений сохранять равновесие в про-
цессе движения по гимнастической скамейке и сенсорным тропам и
дорожкам;
- Создание условий для формирования умений преодолевать различные пре-
пятствия;
- Создание условий для обучения переноске различных грузов и
коллективным действиям при переноске тяжелых вещей;
- Создание условий для формирования целенаправленных действий под
руководством учителя в подвижных играх.
Обучение предмету «Адаптивная физическая культура» тесно связано с
решением задач нравственного, умственного, речевого, трудового,
эстетического и физического воспитания учащихся.
ПРЕДПОЛАГАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ УРОВНЯ ПОДГОТОВКИ
УЧАЩИХСЯ ПО ДАННОМУ ПРЕДМЕТУ
Предполагается то, что учащиеся будут знать:
1.
Как должен одеваться ученик на занятия физкультурой;
2.
Название предметов одежды;
3.
Что значит «шеренга», «колонна», «круг»;
4.
Правила поведения в спортивном зале;
5.
Что такое ходьба, бег, прыжки, метание;
6.
Правила поведения во время подвижных игр;
Предполагается то, что учащиеся будут уметь:
1.
Выполнять команду «Становись!»;
2.
Строиться в шеренгу, в колонну;
3.
Держать мячи, обручи;
4.
Выполнять инструкции и команды учителя;
5.
Ходить в колонне по одному, строиться в одну шеренгу, ходить по
гимнастической скамейке, выполнять ОРУ;
6.
Чередовать ходьбу с бегом;
7.
Подпрыгивать на одной и двух ногах;
8.
Метать мячи одной рукой с места;
9.
Мягко приземляться при прыжках;
10.Целенаправленно действовать в подвижных играх под руководством
учителя;