Автор: Бунина Елена Юрьевна
Должность: Учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУ "Лицей № 29"
Населённый пункт: город Тамбов, Тамбовская область
Наименование материала: Внеклассное мероприятие по математике для 1 класса
Тема: "Думай, считай, отгадывай."
Раздел: начальное образование
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ЛИЦЕЙ №2
9»
ДУМАЙ, СЧИТАЙ, ОТГАДЫВАЙ
(КОНКУРС ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 1 КЛАССА)
Учитель:
Бунина Е. Ю.
1
Конкурс для учеников 1 класса
«Думай, считай, отгадывай»
Цели:
1.
На основе закрепления ранее изученного материала поставить
учеников
в
ситуацию,
когда
нужно
договариваться
с
одноклассниками, согласовывать с ними свои взгляды, для того
чтобы сделать что-то сообща.
2.
Развивать
мышление,
смекалку,
внимание,
познавательный
интерес.
Планируемый результат обучения, в том числе и формирование
УУД:
-формировать вычислительные навыки;
-совершенствовать умение решать задачи.
Формируемые УУД:
Познавательные:
-совершенствовать вычислительные навыки, приёмы сложения и
вычитания до десяти;
-совершенствовать умение решать задачи
Коммуникативные:
-формировать
умение
работать
в
группе,
находить
общее
решение, умение аргументировать своё предложение;
-развивать способность сохранять доброжелательное отношение
друг к другу, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения
задания;
Регулятивные:
-проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового
характера.
Личностные:
2
-формировать
способности
к
самооценке
на
основе
критериев
успешности учебной деятельности;
-
формирование уважительного отношения к иному мнению
Оборудование. Карточки с заданиями, ребусы, кроссворд.
Учитель.
Сегодня
у
нас
проводится
конкурс
«Думай,
смекай,
отгадывай». Есть такой учебный предмет, который люди издавна называют
царицей
наук,
потому
что
применяется
в
различных
областях
знаний.
Разгадаем кроссворд и угадаем царицу наук.
1.
Самое
родное,
любимое
слово
н а
с в е т е
(Мама)
2.
Геометрическая фигура, у которой все стороны равны. (Квадрат)
3.
Любимая цифра красного цвета в тетради ученика. (Пять)
4.
Запись
со
знаком
равно
между
левой
и
правой
частями.
(Равенство)
5.
Линия без начала и конца. (Прямая)
6.
Название числа при сложении. (Слагаемое)
7.
Часть прямой, имеющая начало и конец. (Отрезок)
8.
Шестой месяц года (начало длинных каникул). (Июнь)
9.
Двенадцатый месяц года. (Декабрь)
10. Знак для записи числа (чисел). (Цифра)
Итак, мы начинаем. Но вначале я расскажу вам, откуда пришло к
нам слово «математика». Из древнегреческого языка «мантеин» означает
в
переводе
учиться
приобретать
знания.
Это
значит,
что
кто
любит
1
м
а
м
а
2
к
в
а
д
р
а
т
3
п
я
т
ь
4
р
а
в
е
н
с
т
в
о
5
п
р
я
м
а
я
6
с
л
а
г
а
е
м
о
е
7
о
т
р
е
з
о
к
8
и
ю
н
ь
9
д
е
к
а
б
р
ь
10
ц
и
ф
р
а
3
математику – тот любит знания. Математика все считает, все находит. С ее
помощью ученые делают разные научные открытия.
Царица математика хотя и царица, но большая труженица. Она постоянно
обходит свои владения и следит в них за порядком. Итак, Царица наук
Математика начинает обход своих владений. Путь не всегда будет легким.
Возьмем
с
собой
фантазию,
воображение,
наблюдательность,
находчивость, смекалку и смело в путь.
Пожелаем себе удачи в этой
замечательной стране, о которой сказочник и математик Льюис Кэрролл
сказал:
«Страна чудес, встречает нас,
Страна воображения».
Но
есть
что-то,
без
чего
математика
ну
никак
не
может
обойтись.
Отгадайте-ка
мою загадку, и тогда вы узнаете, без чего жене может
обойтись математика. Кто первым правильно отгадает загадку, получит 1
балл.
(В игре участвуют 2 команды. Итоги подводятся после каждого конкурса)
Проживают в трудной книжке
Хитроумные братишки.
Десять их, но братья эти
Сосчитают все на свете. (Цифры)
I
конкурс. «Математическая разминка»
Учитель. Проверим знаете ли вы цифры, умеете ли считать.
1 команда - Счет до 10 в прямом порядке.
2 команда - Счет до 10 в обратном порядке.
Цифры, займите свои места. (Выходят дети, в руках у них цифры.)
4
1 Вот один, иль единица,
Очень тонкая, как спица.
Похожа единица на крючок,
А может на обломанный сучок.
2 А вот это: цифра 2.
Полюбуйся какова:
Выгибает двойка шею,
Волочится хвост за нею.
Два похожа на гусенка
С длинной шеей, клювом тонким.
3 А за двойкой посмотри – выступает цифра три.
Тройка – третий из значков, состоит из двух крючков.
Цифра три, словно ласточка, смотри!
4 За тремя идет четыре
Острый локоть оттопыря.
Смотри, четыре – это стул,
Который я перевернул.
5 А потом пошла плясать по бумаге цифра 5.
Ручку вправо протянула, ножку круто изогнула.
На что похожа цифра 5?
На серп, конечно, как не знать?
6 Цифра шесть – дверной замочек:
Сверху крюк, внизу кружочек.
7 Вот семерка – кочерга. У нее одна нога.
5
Семь – точно острая коса, коси, коса, пока роса.
8 У восьмерки два кольца без начала и конца.
Цифра восемь так вкусна: их двух бубликов она.
9 Цифра 9, иль девятка, цирковая акробатка.
Если на голову встанет, цифрой шесть девятка станет
0 Цифра вроде буквы о – это ноль, иль ничего.
Круглый ноль такой хорошенький,
Но не значит ничегошеньки!
10 Если ж слева, рядом с ним единицу примостим,
Он побольше станет весить,
Потому что это – десять.
II конкурс. «Загадочный»
Загадки
1 команда 2 команда
1) В школе есть такая птица: 1) Два колесика подряд,
Если сядет на страницу, Их ногами вертят,
То с поникшей головой А поверх торчком -
Возвращаюсь я домой. Сам хозяин крючком.
(Двойка) (Велосипед)
2) Пять ступенек – лесенка, 2) У него глаза цветные,
На ступеньках – песенка. Не глаза, а три огня.
(Ноты) Он по очереди ими
Сверху смотрит на меня.
(Светофор)
6
3) Что в человеке есть одно, 3) В году у дедушки 4 имени.
А у вороны вдвое, Кто это?
В лисе не встретится оно, (Весна, лето, осень, зима)
Но в огороде втрое?
(Буква О)
4) Какое русское слово состоит из 4) Кулик не велик,
трех слогов, а указывает на 33 Целой сотне велит:
буквы? То сядь, да учись,
(Аз-бу-ка) То встань, разойдись.
(Школьный звонок)
(Подведение итогов)
III конкурс. «Отгадай скорее ребус»
1 команда 2 команда
1) С 3 ЖИ 1) КО 100 ЧКА
2) 3О 2) Р 1 А
3) ПО 100 ВОЙ 3) 7
Я
(СТРИЖИ, ТРИО, ПОСТОВОЙ) (КОСТОЧКА, РОДИНА, СЕМЬЯ)
(Подведение итогов)
Музыкальная пауза
(Звучит песня («Дважды два четыре»)
IV конкурс «Загадки – шутки»
1 команда
1) Сколько горошин может войти в обыкновенный стакан? (Сами они
войти не могут в него)
2) На птичьем дворе петух снес 3 яйца, потом еще 3. Сколько яиц снес
петух? (Петухи яйца не несут)
7
3) Бабушка связала внукам 2 шарфа и 4 варежки. Сколько внуков у
бабушки? (Два)
4) Мой приятель шел, пятак нашел. Двое пойдут. Сколько найдут? (Нельзя
ответить на вопрос)
5) На березе сидели 2 вороны и смотрели в разные стороны, одна на юг,
другая на север.
- У тебя, - говорит первая, - лапки в грязи.
- А у тебя, - отвечает вторая, - клюв в земле.
Как
же
так?
Смотрят
в
разные
стороны,
а
видят
друг
друга?
(Обе
смотрят друг на друга)
2 команда
1) Если курица стоит на одной ноге, то весит 2 кг. Сколько будет весить
курица, если она будет стоять на 2 ногах? (2 кг)
2) Дети лепили снежную бабу. После прогулки на батарее сохло 6 варежек.
Сколько детей лепили снежную бабу? (3)
3)
На
стройке
работал
каменщик.
В
первый
день
он
построил
2
девятиэтажных дома, а во второй день – еще 3 девятиэтажных дома.
Сколько девятиэтажных домов построил каменщик за эти два дня? (Один
каменщик не может так быстро строить)
4) Сколько согласных в слове СТОГ? (Сто Г)
5) Первый Назар шел на базар. Второй Назар – с базара. Какой Назар
купил товар? Какой шел без товара? (Купил - второй, без товара –
первый)
(Подведение итогов)
V конкурс. «Кто быстрее?»
1) Как можно быстрее составьте слова, которые кроются под следующими
числами.
8
А
Б
В
Д
Е
И
К
Л
м
О
С
Ь
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
1 команда 2 команда
2 5 8 7 1 (белка) 3 10 8 7 (волк)
8 6 11 1 (лиса) 11 10 3 1 (сова)
2) Расставьте по порядку слова:
1 команда 2 команда
Обед, завтрак, ужин. Мука, хлеб, зерно.
(Подведение итогов)
VI конкурс. Головоломка. «Хитрые примеры».
Подставь
вместо
вопросительных
знаков
названия
цифр
так,
чтобы
получились слова, отвечающие на вопрос кто? или что?
1 команда 2 команда
ПО + ? + Л (подвал) СЕС + ? + ЦА (сестрица)
Р + ? + А (родина) СМОР + ? + А (смородина)
АК + ? + СА (актриса) С + ? + ЖКА (стрижка)
(Подведение итогов)
VII конкурс. «Кто больше?».
Вспомните как можно больше пословиц и поговорок, связанных с числами.
(- Один в поле не воин. От горшка два вершка.
- Два сапога – пара. Сидеть меж двух стульев.
- Одна голова – хорошо, а две лучше. Обещанного три года ждут.
- Уплетать за обе щеки. Плакать в три ручья.
- Убить двух зайцев. На все четыре стороны.
- За двумя зайцами погонишься – ни одного не поймаешь.
9
- Ум хорошо, а два лучше. Жить в четырех стенах.
- Палка о двух концах. Как пять своих пальцев.
- Заблудиться в трех соснах. Пятое колесо в телеге.
- Седьмая вода на киселе. Семь бед – один ответ.
- Восьмое чудо света. Дело десятое.
За тридевять земель, в тридевятом (тридесятом) государстве… )
Подведение итогов.
Жюри вручает памятные медали всем игрокам.
Учитель. Вот и закончился наш конкурс. Кто выиграл – не зазнавайтесь, а
кто
проиграл
–
не
расстраивайтесь.
У
вас
есть
время
подтянуться,
пополнить свои знания. И в следующий раз вы обязательно одержите
победу.
Спасибо всем.
10