Автор: Олифер Елена Владимировна
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: МБУ ДО "ДШИ им. А.А. Талдыкина г. Калининска Саратовской области"
Населённый пункт: г. Калининск, Саратовская область
Наименование материала: Методическая разработка интегрированного урока по фортепиано
Тема: "Чарует осени круженье..."
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств имени А.А.Талдыкина г. Калининска
Саратовской области»
Методическая разработка тематического урока для
учащихся 1 класса по специальности «Фортепиано»
«Чарует осени круженье…»
Выполнила:
Преподаватель
МБУ ДО «ДШИ им. А.А. Талдыкина
г. Калининска Саратовской области»
Олифер Елена Владимировна
г. Калининск, Саратовская область
2018 г.
1
Пояснительная записка
Тип занятия: урок интегрированного типа в виде индивидуального
занятия
по
специальности
фортепиано
с
ученицей
1-го
года
обучения
Т е р е ш к и н о й
П о л и н о й ,
в о з р а с т
-
7
л е т,
д о п о л н и т е л ь н а я
предпрофессиональная общеобразовательная программа, месяц - октябрь.
Вид: Тематический урок. Тема: «Чарует осени круженье….».
Урок
преподавателя
фортепиано
никогда
не
ограничивается
лишь
обучением игре на инструменте. Представленный урок рассчитан на детей
первого года обучения в ДМШ и ДШИ, и является уроком интегрального
типа на заданную тему, в котором совмещены традиционный подход в подаче
учебного материала с использованием современных средств обучения. Он
сочетает
в
себе
знакомство
с
миром
музыки
не
только
со
стороны
музыкальной
интерпретации,
но
еще
и
с
помощью
литературы,
поэзии,
живописи.
В поисках необходимого образа музыкального произведения
используются красочные сравнения, параллели с другими видами искусств, с
миром природы. Основной акцент в интегрированном уроке приходится на
развитие образного мышления и творческой активности учащегося. На уроке
используются
информационно
-
коммуникационные
технологии.
Предварительно учащейся были заданы 2 пьесы для разбора на дом.
Цели:
– развитие образного мышления и творческой активности ученика;
- формирование умения сравнивать, обобщать, делать выводы;
-
повысить
заинтересованность
ученика
в
занятиях
музыкальной
деятельностью.
Задачи урока:
Обучающие:
- закрепление игровых навыков на фортепиано (приемы нон легато и
легато);
- формирование умения ученика работать с нотным материалом;
2
-
развитие
умения
анализировать
музыку,
раскрывать
образную
сущность произведения, научить объяснять услышанное;
- развитие воображения, внимания, мышления, речи и памяти;
-
формирование
навыка
чтения
с
листа
произведения
уровня
сложности, соответствующего году обучения;
- закрепление умения слушать и слышать себя в процессе исполнения.
Воспитательные:
- воспитание творческого отношения к работе над произведением;
-
воспитание любви к ярким, музыкально-выразительным средствам
исполнения;
- воспитание общей музыкальной, речевой и двигательной культуры;
- воспитание желания заниматься музыкальной деятельностью, любви к
музыке;
- воспитание привычки учиться радостно, творчески, без принуждения.
Развивающие:
- поддерживать внимание ученика на высоком уровне;
-
развивать
творческие
способности:
творческое
мышление,
эмоционально откликаться на музыку;
-
активизировать
мыслительную
деятельность
ученика
и
познавательную активность;
- развивать эмоциональную отзывчивость к языку музыки;
-
развивать
самостоятельность
в
работе
над
музыкальными
произведениями;
- развивать стремление к свободному и правильному овладению кисти;
- формирование общего кругозора и эстетического вкуса.
Здоровьесберегающие:
- снятие мышечных зажимов;
- правильная организация пианистического аппарата;
-
снятие
утомляемости,
перенапряжения
ученика
за
счет
переключений на разнообразные виды деятельности.
3
Методы и приемы:
- практический: исполнение;
- наглядный: наглядно-слуховой (звучание музыкальных произведений
в
записи
и
в
живом
исполнении)
и
наглядно-зрительный
(показ
иллюстраций);
- словесный: диалог, объяснение, рассуждение;
- сенсорно – моторный: движения.
Реализуемые педагогические технологии:
- развивающего обучения,
- художественные,
- информационно-компьютерные.
Средства обучения:
- фортепиано;
- ноутбук с доступом к сети интернет;
- видео и аудио записи;
- нотный материал;
- репродукции картин;
- литература, поэзия;
- флеш накопитель.
Ожидаемый результат: – правильное и свободное исполнение пьес
разными
приемами
и
штрихами,
творческая
активность,
уверенное
определение характера произведений, побуждение интереса к последующим
занятиям.
Основная часть.
Основные этапы урока:
1. Организационный момент.
2. Основная часть:
2.1.
Этап
подготовки
игрового
аппарата
к
активному
усвоению
материала;
2.2. Этап проверки домашнего задания;
4
2.3. Этап усвоения новых знаний.
3. Подведение итогов, домашнее задание.
Ход урока.
1. Организационный момент.
Приветствие. Введение в тему урока.
Ветерок подметает дорожки,
И кружит золотую листву.
Что случилось в природе?
Хотите, вам об этом сейчас расскажу!
Сегодня так светло кругом,
Такое милое молчание,
Что можно в этой тишине
Услышать листиков шуршание.
Вопросы: - О каком времени года говорят эти строки?
- Тебе нравится осень? Почему?
- Сегодня на уроке мы будем говорить об этом замечательном времени
года, которое стоит у нас за окном.
Несколько минут беседы о времени года. Примерные вопросы:
- Что происходит осенью?
- Какое настроение навевает осень? и т.д.
-
Красота
осени,
которую
мы
наблюдаем
в
природе,
может
быть
отражена
одинаково
замечательно
в
музыке,
поэзии,
изобразительном
искусстве и, прежде чем мы начнем играть наши осенние пьесы, мы сделаем
небольшую «разминку» и «разогреем» руки.
2. Основная часть:
2.1. Гимнастика для рук, упражнения за инструментом.
Задача:
подготовить
игровой
аппарат
ребенка,
добиваться
полной
свободы рук.
1 . Упражнение «Маятник». Поднять руки вверх, освободить мышцы
спины, плеч и дать свободно «упасть» всему корпусу и рукам вперед. [1,12]
5
2. Упражнение «Колобок». Раскручивание кисти рук у запястья. [1,12]
Посадка
за
инструментом.
Упражнения
для
правильной
постановки руки и посадки за инструментом.
1. Упражнение «Радуга»
Дуговые
упражнения
над
клавиатурой
с
по следующими
погружениями в нее. Упражнение вырабатывает свободную ориентировку на
клавиатуре и мускульное ощущение расстояния. Руки переносятся дуговым
движением свободно и плавно, игра 3 пальцем.
- Что появляется в небе, когда прошел дождь? Можно представить
себе, как прозрачная капелька катится по радуге вниз и звонко падает в
глубокое озеро.
-
Нарисуй
ее
над
клавиатурой,
а
концы
радуги
пусть
звучат,
приговаривая:
«Ой, ты радуга – дуга, под тобой лежат луга,
В небе ты повисла словно коромысло,
Я красивую такую в полминуты нарисую»
Сначала игра отдельно каждой рукой, затем двумя руками.
2. Гамма «До мажор».
При работе над гаммами необходимо помнить о том, что мы ставим
перед ребенком не только технические задачи, но и художественные. Чтобы
гаммы не были сухими и скучными упражнениями, проявляем фантазию,
придумываем образы и различные формы работы для достижения того или
иного результата. На данном этапе работа только над гаммами (дорожками),
над
укреплением
каждого
пальца
и
свободы
кисти
без
аппликатурных
приемов.
-
Закончилось
лето.
Зазолотилась
листва
деревьев,
и
наступила
прекрасная пора, которую А.С. Пушкин назвал «очей очарованием».
- Давай представим, как осенние листья кружатся и летят, падают на
землю
и
попробуем
сыграть
звукоряд четвертными
нотами,
изображая
медленное
падение
листьев.
(Каждой рукой
отдельно
и
двумя
руками
в
6
расходящемся движении 3, 2 и 4 пальцами поочередно, в одну или две
октавы).
-А теперь восьмыми…
- Что изменилось? (характер исполнения,.. он стал более подвижный).
- Что ты представляешь себе, когда играешь короткими восьмыми
нотками? (ответ ученицы, рассуждения)
2.2. Проверка домашнего задания.
Осенью
восхищались
многие
писатели,
художники,
музыканты,
и
каждый по-своему показал её в своих произведениях.
- Давай посмотрим, какие пьесы к уроку ты разучивала дома? Как
называется твоя первая пьеса?
1. Сл. А. Плещеева, Муз. Д. Васильева- Буглая «Осенняя песенка»
[2,28] (штрих – non legato) Исполнение ученицей пьесы, слова похвалы,
уточнение текста, если есть неточности.
- А теперь давай я сыграю тебе эту пьесу?
- Скажи, какой характер у пьесы?
- Ответ ученицы..., варианты - грустный, задумчивый.
- Что ты себе представляешь, когда исполняешь это произведение?
- Ответ ученицы...
- Посмотри, какие слова у этой песенки
«Миновало лето,
Осень наступила,
На полях и в рощах,
Пусто и уныло»
- Подходят слова к этой музыке?
- Давай сыграем пьесу еще раз, с учетом всех красок, которые мы с
тобой нашли в этой музыке. (Повторное проигрывание, словесная оценка)
- Молодец!
- Это время года особенно любил поэт А.С. Пушкин. Он посвятил ему
много прекрасных стихов. Вот послушай одно из них.
7
- «Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась,
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу; приближалась
Довольно скучная пора:
Стоял ноябрь уж у двора».
- О чем это стихотворение?
- А ты знаешь стихи об осени? (ответ ученицы, возможно прочтение
стихов).
Далее работа над звуковедением, динамикой, фразировкой, приемами
исполнения, корректировка по ходу пьесы и закрепление проученной пьесы.)
- Как ты думаешь, композитору удалось передать образ осени?
- С помощью, каких музыкальных средств выразительности?
Возможные ответы: С помощью минорного лада, медленного темпа
и т.д.
- Композитор изображает природу звуками, поэт словами. Своей
богатой цветовой палитрой осень привлекает и художников. Как передать на
холсте это буйство красок и оттенков, осеннее настроение, игру солнечных
лучей
на
золоте
деревьев,
осеннюю
прохладу,
свежесть
осеннего
утра,
настроение пасмурного дня, опавшие листья, дары осени?...
- Как передают это художники?
- Давай сейчас просмотрим иллюстрации, посвящённые художниками
этому замечательному времени года.
2. Просмотр презентации иллюстраций по теме на компьютере.
(Приложение №1)
- Что мы видим на картинах?
8
- Обнажённые деревья, листья пёстрым ковром укрыли землю. Только
кое-где на ветках ветер колышет оставшиеся листья. Трава пожухла. Небо
затянуло тяжёлыми тучами. А вот яркая, тонкая, милая русская рябинка. Как
красив её наряд на фоне уже потемневшего леса.
- Какое настроение передано в картинах?
- Как называется твое следующее произведение?
3. Ю. Абелев «Осеняя песенка» [2,37]
Исполнение пьесы ученицей. (штрих legato по 2 нотки, «из руки в
руку»)
- Какое настроение у произведения?
-
Давай
подробнее
рассмотрим,
какими
красками,
т.е.
какими
средствами музыкальной выразительности композитор передал характер в
произведении.
- Чем отличается эта песенка от предыдущей?
Делаем
небольшой
анализ
произведения:
определяем
лад,
темп,
динамику, штрихи и т. д.
Далее
идет
работа
над
произведением,
с
показом
преподавателя.
Задачи: закрепление штриха legato, две ноты под лигой, с опорой на первый
звук.
-
Природу
рисуют
художники,
о
ней
пишут
стихи
поэты.
У
художников - краски, у поэтов - слово, у композитора - только звуки. Но ими
можно прекрасно рисовать природу. Так же, как это делает в своей музыке
Петр Ильич Чайковский.
- Ты знаешь этого композитора?..... Послушай, я тебе сыграю его
произведение.
4.
Прослушивание
пьесы
П.И.
Чайковский
«ОКТЯБРЬ»
в
исполнении преподавателя.
- Какое название родилось у тебя при слушании музыки?
-
Осень,
какая
получилась
у
композитора,
(грустная,
унылая,
дождливая…)
9
- П.И. Чайковский назвал эту музыку « Осенняя песня».
-
А
вот
в
творчестве
поэта
А.
Толстого
есть
замечательное
стихотворение «Осень», которое по своему содержанию и эмоциональному
настрою подходит к произведению П. И. Чайковского. Именно эти слова
были взяты композитором эпиграфом к пьесе:
«Осень, осыпается весь наш бедный сад,
Листья пожелтелые по ветру летят…»
- Какой месяц у нас сейчас идет? – Октябрь! И пьеса тоже называется
«Октябрь»
-
это
уже
настоящая
осень.
Не
ранняя,
пышно
убранная
и
нарядная, а другая - опадающая листва, грустная, с дождем, словом поздняя
осень. А пьеса эта имеет еще одно название - «Осенняя песня».
- Музыка звучит очень грустно, неторопливо, протяжно, то порывы
ветра, то медленное парение листьев.
- А какими красками ты нарисовала бы картину к осенней песне?
2.3. Разучивание новой пьесы
1.
Знакомство
с
новой
пьесой Переложение
Б.
Милича.
РНП
«Дождик» [2,38] (игра 2 руками).
Прослушивание пьесы в исполнении педагога, определение характера,
пропевание со словами.
- О чем этот произведение?
- В каком характере эта пьеса?
- Почему?
Визуальное
знакомство
с
текстом,
прохлопывание
ритмического
рисунка, а затем игра пьесы по нотам – сначала отдельно каждой рукой,
затем двумя.
- Давай попробуем сыграть ее двумя руками, в характере спокойном,
неторопливо, с грустью, (повторное проигрывание).
- Композиторами написано множество пьес, которые можно назвать
именно осенними. Мы с тобой слушали пьесу П.И. Чайковского, а сейчас
10
давай послушаем и посмотрим, как исполняют учащиеся пьесу на тему осени
композитора Сергея Прокофьева.
2.
Просмотр
видео
роликов
на
компьютере,
в
исполнении
учащихся пьес об осени С. Прокофьева:
1. С. Прокофьев. «Дождь и радуга»,
исп. Мария Махамендрикова,
Концерт Лауреатов II открытого окружного детского Фестиваля "Маленький
пианист" им. А. Д. Артоболевской. Подготовительный класс ЦМШ при МГК
им. Чайковского [8].
2. С. Прокофьев Четыре феи из балета "Золушка" - "Фея осени"
,
исп.
учащаяся 1 курса МГМК им. Глинки, лауреат международного конкурса
Анастасия Потапович [9] или С. Прокофьев "Фея осени" – учебное видео
[10].
- Понравилось тебе исполнение? Хотела бы так же играть?
- Чтобы этому научиться, надо усердно заниматься и много играть по
нотам. Давай почитаем с листа пьесы об осени.
3. Чтение с листа.
Игра в ансамбле И. Королькова «Дождик»
[3,21] (Для начала читаем только партию ученика)
-
Осень
не
всегда
грустная.
Она
может
быть
яркой,
богатой,
красочной, веселой. Осень всегда разная.
- А теперь давай исполним пьесу со словами:
«Гром гремит над головой
Я скорей бегу домой.
А из тучки невелички
Льется дождик проливной»
(повторное исполнение)
- Получилось у тебя? Посмотри, как сыграю я, попробуй повторить.
- Послушай, как звучит партия сопровождения.
- Попробуем вместе?
3. Подведение итогов, домашнее задание.
11
- Наш урок подходит к концу, и я хотела бы спросить: «Какая пьеса
тебе ближе всего по настроению? Что из урока тебе запомнилось больше
всего?»
- Ты уже поняла, что можно рисовать не только красками, но также и
звуками,
мы увидели,
что
осень
бывает
совершенно
разной:
грустной,
дождливой, разноцветной, таинственной, но ещё
и солнечной, золотой и
щедрой, принося нам множество подарков в виде урожая: овощей и фруктов.
Осень никогда не повторяется – каждый год она приносит нам что-нибудь
новое, неведомое, восхищая и радуя людей прекрасным зрелищем. И ты тоже
можешь передать эти краски и настроения в своих пьесах.
Вот идем, а под ногами слышен шорох золотой
Мы сегодня побывали в гостях у осени самой.
Осень нам дары приносит, год от года все щедрей
Очень, очень захотелось подарить подарок ей!
Домашнее задание:
- Подарим осени подарки? Это будут - твои хорошо выученные пьесы
и красочный рисунок об осени.
- Дома нужно делать обязательно гимнастику - разминку и
играть
пройденные упражнения «Радуга», «Гамма - Звукоряд».
-
Работать
над
закреплением
пьес:
две
«Осенние
песенки»
и
«Дождик», стараясь передавать настроение и характер пьес.
-
Разобрать самостоятельно новое произведение отдельно каждой
рукой - В. Игнатьев «Тихая песня» [2,40]
- Прослушать
аудио - записи пьесы П.И. Чайковского «Осенняя
песня» в исполнении Михаила Плетнева [11],
камерного оркестра Игоря
Лермана
[12] (записи
копируются
на
флеш
накопитель
учащейся)
и
нарисовать рисунок к этому произведению.
Заключение
В работе с учащимися на начальном этапе обучения часто возникает
множество вопросов: Как построить работу с первоклассниками? Как помочь
12
ему полюбить музыку и искусство, полюбить свой инструмент и занятия?
Чтобы, овладевая целой системой знаний и игровых навыков, он при этом
научился
«хотеть»
учиться
и,
при
первых
трудностях,
его
интерес
к
музыкальным занятиям не уменьшался, а наоборот возрастал? Как сделать,
чтобы
каждый
урок
и
для
педагога,
и
для
ученика
стал
маленьким
праздником, который с нетерпением будут ждать оба?
На данном уроке я не ставила цель показать все технические приемы и
детали
работы
над
пьесами.
Моей
задачей
было
найти
и
показать
возможности изменения подхода к традиционному уроку с использованием
инновационных
методов
обучения,
сделать
его
более
интересным
и
эффективным
в
решении
образовательных
задач,
способствующим
развитию
у
детей
интереса
к
искусству
и
творчеству. Метод интеграции
позволяет
оптимизировать
творческие
способности
ученика,
развивает
фантазию и воображение, артистичность, интеллект, дает детям возможность
активного
участия
в
ходе
занятия.
Необычная
форма
организации
урока
отвечает
запросам
современных
детей
и
важно
продуманно
объединять
разные виды художественной деятельности, чередовать их, находить черты
близости и различия в произведениях, средствах выразительности каждого
вида
искусства,
по
-
своему
передающему
музыкальный
образ.
Через
сравнение
и
сопоставление
дети
глубже
прочувствуют
индивидуальность
произведения, приблизятся к пониманию специфики каждого вида искусства.
Смена
деятельности
способствует
концентрации
внимания,
постоянному поддерживанию интереса, помогает избежать переутомления
учащегося.
Музыка
для
ребенка
становится
его
миром
радостных
переживаний,
в
творческий
процесс
включаются
собственные
чувства
ребенка, его творчество, развивается эмоциональная отзывчивость. Таким
образом,
достигается
главная
цель
обучения
–
научить
детей
любить
и
понимать музыку.
Используемые в моей разработке инновационные приемы и способы
развития пианистических
навыков,
это лишь малая часть из огромного
13
арсенала, который существует и эффективно практикуется преподавателями в
наше время.
Используемая литература:
1. Артоболевская А. «Первая встреча с музыкой»: учебное пособие.
М.: «Советский композитор», 1985. – 103 с.
2.
Геталова
О.,
Визная
И.
«В
музыку
с
радостью»;
С
-
П.
«Композитор», 2012. – 176 с.
3. Королькова И. «Крохе – музыканту»: нотная азбука для самых
маленьких. Часть 1. Ростов н/Д. «Феникс», 2009.
4. Смирнова Т. И. «Фортепиано. Интенсивный
курс: методические
рекомендации»; М.: РИФ «Крипто-логос», 1992.
5.
Тимакин
Е.М.
«Воспитание
пианиста»;
М.:
«Советский
композитор», 1984.
6. Шмидт-Шкловская А. «О воспитании пианистических навыков»;
М.: «Классика XXI», 2013.
7. Щапов А. «Фортепианный урок в музыкальной школе и училище»;
М.: «Классика XXI», 2009.
Электронные и интернет - ресурсы:
8.
Видео
концерта
Лауреатов
II
открытого
окружного
детского
Фестиваля
"Маленький
пианист"
им.
А.
Д.
Артоболевской
-
Мария
Махамендрикова, подготовительный класс ЦМШ при МГК им. Чайковского
[Электронный ресурс].
9. Видео
учащейся 1 курса МГМК им. Глинки, лауреат международного
конкурса Анастасия Потапович [Электронный ресурс].
10. Учебное видео С. Прокофьев "Фея осени" [Электронный ресурс].
1 1 . П.И.
Чайковский,
цикл
«Времена
года»,
Op.37b
–
Октябрь,
«Осенняя песня», [Электронный ресурс], аудиозапись запись в исполнении
Михаила Плетнева, (звуковой файл).
14
12.
П.И.
Чайковский
«Осенняя
песня»
[Электронный
ресурс],
аудиозапись запись камерного оркестр И. Лермана, (звуковой файл).
Приложение №1 - Презентация «Образы осени в рисунках»:
1. Е. Волков «Октябрь»
2. И. Грабарь «Рябинка»
3. М. Иваненко «В ожидании чуда»
4. И. Левитан «Золотая осень»
5. С. Луценко «Осенние туманы»
6. В. Осипцов «Осенний сквер»
7. И. Остроухов "Золотая осень"
8. В. Поленов "Золотая осень"
9. Е. Самарская «Краски осени»
10. В. Усянов « Осенние берёзки»
11. С. Федосеев «Осень»
15