Напоминание

Тренировка внимания младших школьников с помощью упражнений


Автор: Городецкая Ольга Сергеевна
Должность: педагог–психолог
Учебное заведение: МБОУ СОШ №40
Населённый пункт: г. Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: Тренировка внимания младших школьников с помощью упражнений
Раздел: начальное образование





Назад




Тренируем внимания у младших школьников с

помощью упражнений

Маленькие школьники пока не научились длительно сосредотачиваться на

объекте,

у

них

сохраняются

повышенная

отвлекаемость,

наблюдается

небольшой объем внимания, неумение распределять его между несколькими

объектами. Например, первоклассники не могут одновременно рассматривать

иллюстрации

и

слушать

рассказ

учителя,

решать

задачу

и

запоминать

правило.

Они

не

умеют

выделять

главное

и

существенное

в

учебном

материале,

отвлекаясь

на

яркие

второстепенные

детали,

например,

при

чтении

научного

текста

с

красочными

иллюстрациями.

Поэтому

важной

задачей

в

младшем

школьном

возрасте

является

интенсивное

развитие

внимания и внимательности. Развитие внимания – процесс длительный и

сложный, он не заканчивается с переходом ребенка в школу, а продолжает

развиваться

в

начальных

классах,

требует

постоянной

систематической

работы.

Современные

методики

развития

внимания

предлагают

различные

упражнения,

специальные

задания,

которые

могут

стать

отличной

тренировкой

внимания

учеников. Для

того

чтобы

упражнения

давали

эффективные результаты, нужно придерживаться определенных правил:

Соблюдать систематичность, если упражнения проводятся постоянно,

ежедневно, тогда у школьника вырабатывается умение использовать

волевые усилия при монотонной, однообразной работе;

Продолжительность занятий не должна превышать 15–20 минут, для

школьников

с

неустойчивой

сосредоточенностью,

плохой

концентрацией занятия длятся до 10 минут;

Соблюдать последовательность по принципу от простого к сложному,

например,

сначала

ребенок

выполняет

действия

с

одним

объектом,

затем объем расширяется за счет введения нескольких объектов;

Использовать комплексные упражнения, когда работа одновременно

направлена на формирование нескольких свойств внимания. Хорошо

зарекомендовали

себя

графические

диктанты,

при

помощи

которых

можно

одновременно

развивать

концентрацию

в нима ния,

произвольность действий, устойчивость и распределение.

Важно:

тренировочные

упражнения

на

внимание

предполагают

многократное

повторение

одного

и

того

же

действия

для

отработки

определенного

навыка,

например,

сосредоточенности

на

тексте.

Монотонность деятельности может вызвать у ребенка усталость и в

дальнейшем

нежелание

заниматься.

Чтобы

заинтересовать

ученика,

можно

ввести

соревновательный

элемент,

например,

кто

быстрее

зачеркнет буквы, тот получить приз.

Графические

диктанты

или

рисунки

по

клеточкам

с

классическими

упражнениями для развития внимания, можно проводить как разминку на

уроках математики, рисования, ознакомления с окружающим. Эти задания

очень нравятся школьникам, они с удовольствием их выполняют. В свою

очередь,

упражнение

способствует

развитию

зрительного

восприятия,

слухового внимания, сосредоточенности, концентрации, интенсивности. Дети

изображают элементы повторяющегося узора или предмета, например: «3

клетки вправо, 5 - вниз, 3- вправо, 5- вверх и т. д.» Взрослый диктует

последовательность действий, указывая, сколько клеточек надо отсчитать, в

каких

направлениях

они

располагаются.

Такое

задание

считается

более

сложным,

предлагается

школьникам,

у

которых

развито

произвольность

действий.

Подобные диктанты ребятишки уже выполняли в старшем дошкольном

возрасте, отличительной особенностью для школьников становится более

сложная

тематика,

увеличение

количества

просчитанных

клеточек,

усложнение

направлений.

Темами

таких

заданий

могут

быть:

животные

(жираф, верблюд, собака, белка, страус); фрукты или овощи (груша, яблоко,

лимон,

помидор);

окружающие

предметы

(дом,

зонт,

кораблик,

ключик).

Учащимся предлагается срисовать изображение точно, без искажений, затем

раскрасить

по

своему

усмотрению.

Этот

вариант

больше

подходит

медлительным детям или тем, у которых недостаточно развито слуховое

восприятие.

Для достижения хорошего результата нужен положительный

настрой ребенка. Продолжительность занятия не должна превышать 20 – 25

минут.

Перечислим

несколько

простых

упражнений,

используемых

для

тренировки устойчивости внимания:

1.

Упражнение «Корректурная проба»

Эффективное классическое упражнение для тренировки внимания является

задание на нахождение и вычеркивание определенной буквы в корректурном

бланке

(правильно

подобранном

тексте,

(см

приложение№1).

Выполнять

такое упражнение нужно с младшим школьником каждый день в течение 5

минут. Оно очень полезно для повышения сосредоточенности, концентрации

и устойчивости внимания, а также для зрительного восприятия.

Другим

вариантом

задания

будет

зачеркивание

знаков

разным

способом,

например, «а» зачеркивать, «о» подчеркивать или в каждой строчке отметить

кружочком

первую

букву.

Упражнение

хорошо

вырабатывает

навык

распределения внимания, формирует у школьником осознание понятия «быть

внимательным и сосредоточенным».

2.

Упражнение «Перепиши правильно»

Предлагается без ошибок переписать строчки с бессмысленным буквенным

рядом: кууваасм чаапеер бсооннаи и.т.п. Задание сложно для ребятишек из-за

монотонности,

но

отлично

способствует

формированию

концентрации,

интенсивности,

сосредоточенности.

Для

выполнения

упражнения

необходимо наличие определенного опыта, поэтому предлагается детям 8-9

лет.

3.

Упражнение Методика «Мюнстерберга»

Эффективное и популярное задание для развития всех свойств внимания, по

методике Мюнстерберга. Интересными для младших школьников являются

задания на нахождение их особым способом в буквенном ряду. Материал

может располагаться в таблице, строкой, столбиком (см. приложение №2).

Для поддержания интереса детей к заданию все варианты можно менять

периодически.

Найти

и

подчеркнуть

выделенные

курсивом

слова,

например,

слбмухакенгсадуджалетомцбк;

Выделить

словарные

слова

и

исправить

в

них

ошибки,

например,

мксдарогакуцвчирабюдкаровас;

Н а й т и

и

п о д ч е р к н у т ь

л и ш н е е

с л о в о ,

н а п р и м е р ,

пувмогурецзескапустадыйквишняткбпомидорчшя;

Прочитать

пословицу

в

строке

без

пробелов,

н ап р и ме р ,

безтруданевытащишьрыбкуизпруда.

Упражнение предполагает наличие определенного опыта у детей, поэтому

первоклассникам

его

еще

сложно

выполнять,

лучше

начинать

работу

со

второго класса.

4.

Упражнение «Угадай словечко»

Предлагается найти в перепутанных слогах знакомое слово. Упражнение

развивает

концентрацию,

распределение

внимания.

Например,

басока

(собака), ведьмед (медведь), какош (кошка). Так можно зашифровать любое

слово,

главное,

оно

должны

быть

знакомо

детям.

Когда

задание

будет

выполняться

ребенком

достаточно

легко,

он

может

сам

предлагать

перепутанные слоги.

5.

Упражнение «Шифр для слова»

Детям

всегда

нравится

выполнять

подобные

задания,

которые

развивают

логическое мышление, воображение, внимательность. Взрослый предлагает

школьнику решить примеры, рядом с ответами которых находятся буквы.

Затем в клеточках под каждым ответом расставляются найденные буквы, и

составляется слово.

6.

Упражнение «Сделай по образцу»

Задание

повышает

концентрацию

внимания,

со средоточенно сть,

интенсивность. Младшему школьнику предлагают рассмотреть рисунок и

выложить

по

образцу

узор,

картинку

в

течение

определенного

времени,

начиная с пяти минут. По мере приобретения навыка картинки усложняются,

время увеличивается. Эти задания могут придумывать родители сами или

использовать

детские

пазлы.

Главное,

материал

должен

соответствовать

возрасту ребенка и уровню сформированности свойств внимания.

7.

Упражнение «Нарисуй, что запомнил»

Упражнение

тренирует

внимательность,

память,

воображение,

такие

свойства,

как

объем,

концентрацию,

после

произвольное

внимание.

Школьники в течение определенного времени (1-2 минутки) рассматривают

карточки с интересными символами, потом изображают запомнившиеся.

Изображения для запоминания могут быть следующими:

Живая природа (рыбки, птицы, домашние и дикие животные);

Растительный мир (деревья, цветы);

Предметы быта (посуда, мебель);

Символы (звезды, геометрические фигуры, цифры, буквы).

8.

Упражнение «Раз словечко, два словечко…»

Творческое задание на составление слов. Взрослый предлагает ребенку

набор букв, из которых нужно составить, как можно больше слов. Для

стимуляции и поддержания интереса к заданию необходимо поощрить

маленького ученика призом.

Все

представленные

тренировочные

упражнения

являются

популярными,

доступными

в

исполнении.

Они

часто

используются

педагогами

и

психологами в работе с младшими школьниками и дадут хорошие результаты,

если их правильно проводить в домашних условиях.

Желаю удачи в развитии ваших детей!



В раздел образования