Автор: Бугина Татьяна Викторовна
Должность: Преподаватель спецдисциплин
Учебное заведение: ГАПОУ СО КИК
Населённый пункт: г. Краснотурьинск, Свердловской области
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Рабочая тетрадь по устройству автомобилей
Раздел: среднее профессиональное
Краснотурьинский индустриальный колледж
РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ
по МДК 01.01 «Устройство автомобилей»
для студентов специальности 23.02.03
Студента группы
Краснотурьинск
2017-18 уч.год
1
ВВЕДЕНИЕ
Подвижным составом автомобильного транспорта называют
Подвижной состав служит
Пассажирский подвижной состав (рис. 1.2)
Легковые автомобили
2
Автобусы
Грузовой подвижной состав
Грузовые автомобили (рис. 1.3)
Автопоезда
3
4
Прицепной подвижной состав (рис. 1.5)
Различие между грузовыми прицепами и полуприцепами
Конструкции прицепов и полуприцепов
Проходимость подвижного состава
5
6
Маркировка и техническая характеристика
Легковые
автомобили разделены
на
пять
классов
в
зависимости
от
рабочего объема цилиндров (литража) двигателя:
Класс
Литраж, л
Индекс
Особо малый
Малый.
Средний
Большой
Высший
до 1,2
свыше 1,2... 1,8
свыше 1,8... 3,0
свыше 3,5
не регламентируется
11
21
31
41
41
Автобусы разделены также на пять классов в зависимости от их длины:
Класс
Длина, м
Индекс
Особо малый
Малый.
Средний
Большой
Особо большой (сочлененный)
до 5,0
6,0...7,5
8,0,„9,5
10,5... 12,0
свыше 16,5
22
32
42
52
62
7
Грузовые
автомобили разделены на семь классов в зависимости от их
полной массы: первый класс (до 1,2 т), второй (свыше 1,2 до 2 т), третий (свыше 2
до 8 т), четвертый (свыше 8 до 14 т), пятый (свыше 14 до 20 т), шестой (свыше 20
до 40 т) и седьмой (свыше 40 т).
У грузовых автомобилей первая цифра индекса означает класс автомобиля в
зависимости от полной массы, вторая цифра индекса показывает тип грузового
автомобиля (3 — бортовой, 4 — тягач, 5 — самосвал, 6 — цистерна, 7 — фургон, 9
— специальный), третья и четвертая цифры — номер модели автомобиля, а пятая
цифра — номер модификации.
Например,
ЗИЛ-4331
означает:
Автомобильный
завод
им.
Лихачева,
грузовой автомобиль массой 8... 14 т, бортовой, тридцать первая модель.
Прицепы
и
полуприцепы маркируются
четырехзначным
цифровым
индексом, перед которым ставится буквенное обозначение завода-изготовителя.
При этом для различных моделей прицепов (полуприцепов) даются следующие
две первые цифры индекса из четырех: легковые — 81 (91), грузовые бортовые —
83 (93), самосвальные — 85 (95), цистерны — 86 (96), фургоны — 87 (97) и
специальные — 89 (99).
Две
вторые
цифры
индекса
из
четырех
для
прицепов
и
полуприцепов
присваиваются в зависимости от их полной массы, в соответствии с которой
прицепы и полуприцепы разделены на пять групп:
Группа
Полная масса, т
Индекс
Первая
Вторая
Третья
Четвертая
Пятая.
до 4,0
свыше 4... 10
свыше 10... 16
свыше 16... 24
свыше 24
1...24
25...49
50...69
70...84
85...99
Техническая характеристика
8
Безопасность подвижного состава
Активная безопасность —
Пассивная безопасность (внутренняя и наружная) —
Экологическая безопасность —
Общее устройство автомобиля
Деталь —
Узел —
Механизм —
Агрегат —
9
Система —
Двигатель
Кузов
10
Шасси
Трансмиссия
11
Несущая система
Подвеска
Колеса
Мосты
Рулевое управление
12
Тормозные системы
13
1 ДВИГАТЕЛЬ
1.1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Назначение и типы двигателей
Двигатель автомобиля представляет собой
На современных автомобилях наибольшее распространение получили
Применяемые
на
автомобилях
двигатели
подразделяются
на
типы
по
различным признакам (рис. 2.1).
Бензиновые
Дизельные
У двигателей с внешним смесеобразованием
У двигателей с внутренним смесеобразованием
В двигателях без наддува
В двигателях с наддувом
Принудительное воспламенение горючей смеси
У четырехтактных двигателей полный рабочий процесс (цикл) совершается за
четыре такта (впуск, сжатие, рабочий ход, выпуск), которые последовательно
повторяются при работе двигателей.
14
Рядные двигатели имеют цилиндры, расположенные в один ряд вертикально
или под углом 20...40° к вертикали.
V-образные
двигатели
имеют
два
ряда
цилиндров,
расположенных
под
углами 60, 75° и чаще 90°. V-образный двигатель с углом 180° между рядами
цилиндров называется оппозитным.
Двух-, трех-, четырех- и пятицилиндровые двигатели выполняются обычно
рядными, а шести-, восьми- и многоцилиндровые — V-образными.
В двигателях с жидкостным охлаждением
В двигателях с воздушным охлаждением
15
2.2. Основные определения и параметры двигателя
Верхняя мертвая точка (ВМТ) —
Нижняя мертвая точка (НМТ) —
Ход поршня (S) —
Такт
Рабочий объем цилиндра (V
h
) —
Объем камеры сгорания (V
c
) —
Полный объем цилиндра (V
a
) —
16
V
a
=V
h+
V
c
.
Рабочий объем (литраж) двигателя —
Степень сжатия (е) —
2.3. Рабочий процесс (цикл) четырехтактных двигателей
Такт впуска
Такт сжатия
При такте рабочего
17
Такт выпуска
Рабочий процесс четырехтактного дизеля
Такт впуска
При такте сжатия
При такте рабочего хода
Такт выпуска
18
2.4. Порядок работы двигателя
Порядком работы двигателя называется
19
2.5. Внешняя скоростная характеристика двигателя
Внешней скоростной характеристикой двигателя называется
20
На внешней скоростной характеристике (рис. 2.6) выделяют следующие
точки, определяющие характерные режимы работы двигателя:
N
max
—
n
N
—
Mmax
п
м
—
n
min
—
n
max
—
2.6. Индикаторная диаграмма рабочего цикла
четырехтактных двигателей
Графическое
представление
о
давлении
газов
при
изменении
объема
в
цилиндре в процессе осуществления каждого из четырех процессов (тактов) дает
индикаторная
диаграмма. Она
может
быть
построена
по
данным
теплового
расчета или снята при испытании двигателя с помощью специального прибора —
индикатора. Площадь индикаторной диаграммы (рис. 1.5) в принятом масштабе
характеризует работу, совершаемую газами в цилиндре за один цикл.
При
построении
индикаторной
диаграммы
по
оси
абсцисс
в
принятом
масштабе
откладывают
объем
цилиндра V , а
по
оси
ординат
—
абсолютное
давление газа р. Характерными точками индикаторной диаграммы являются точки
а, с, z, b, г.
21
Процесс впуска
Процесс сжатия
Процесс сгорания
Процесс расширения
22
Процесс выпуска
Коэффициент полноты диаграммы
Индикаторная мощность
N
i
= p
i
V
h
in/120
где V
h
— рабочий объем цилиндра;
i — число цилиндров;
п — частота вращения коленчатого вала, об/мин.
2.7. Многоцилиндровые двигатели
Классификация и система обозначения двигателей
Класс
двигателя
Диапазон рабочего
объема двигателя, л
Модель двигателя
Рабочий объем
двигателя, л
Марка автомобиля
2
0,85...1,1
МеМЗ-245.10
1,090
ЗАЗ-1102 «Таврия»
3
1,1 ...1,8
УЗАМ-331.10
1,480
ИЖ-21261
4
1,8 ...4,0
ЗМЗ-402.10
ЗМЗ-4062.10
2,445
2,300
ГАЗ-3110 «Волга»
4
1,8...4,0
ЗМЗ-4022.10
2,500
ГАЗ-3102 «Волга»
4
1,8...4,0
ЗМЗ-4061.10
2,300
ГАЗ-3302 «ГАЗель»
4
1,8...4,0
ЗМЗ-4063.10
2,300
ГАЗ-2217 «Соболь »
5
4,0...7,0
ЗМЗ-511.10
4,250
ГАЗ-3307
5
4,0...7,0
ЗМЗ-508.10
6,000
ЗИЛ-431410
23
6
7,0... 10,0
ЗИЛ-645.10
8,740
ЗИЛ-4331
7
10,0... 15,0
КамАЗ-740.10
10,850
КамАЗ-5320
Компоновочные схемы ДВС
24
25
26
Чередование тактов в четырехцилиндровом двигателе с порядком
работы 1—3—4—2
Полуоборот
коленчатого
вала
Угол
поворота
коленчатого
вала, °
Цилиндр
1-й
2-й
3-й
4-й
Первый
0...180
Рабочий
ход
Выпуск
Сжатие
Впуск
Второй
180... 360
Выпуск
Впуск
Рабочий ход
Сжатие
Третий
360...540
Впуск
Сжатие
Выпуск
Рабочий
ход
Четвертый
540...720
Сжатие
Рабочий
ход
Впуск
Выпуск
Подвески двигателя.
27
Механизмы и системы двигателя
28
1.3 КРИВОШИПНО-ШАТУННЫЙ МЕХАНИЗМ
Назначение и характеристика.
Конструкция кривошипно-шатунного механизма.
Блок цилиндров
Головка блока цилиндров
Поршень
29
Поршневые кольца
30
Поршневой палец
Шатун
Коленчатый вал
Маховик
31
Крепление двигателя.
32
1.4 ГАЗОРАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЙ МЕХАНИЗМ
Назначение и характеристика.
Конструкция и работа газораспределительного механизма.
Распределительный вал
Привод распределительного вала
33
Клапаны
34
35
Газораспределительный механизм работает следующим образом.
Рис. 2.13. Ременный привод распределительного вала:
1, 4, 8 — шкивы; 2 — болты; 3 — ролик; 5 — ремень; 6 — кронштейн; 7 —
пружина
36
37
В настоящее время в газораспределительных механизмах двигателей легковых
автомобилей
для
привода
впускных
и
выпускных
клапанов
находят
широкое
применение гидравлические толкатели.
Гидравлические
толкатели
автоматически
обеспечивают
постоянный
(беззазорный)
контакт
кулачков
распределительного
вала
с
клапанами,
компенсируют износ сопрягаемых деталей (распределительного вала и клапанной
группы) и исключают необходимость регулирования теплового зазора клапанов в
эксплуатации.
Гидравлический
толкатель
(рис.
2.16)
состоит
из
корпуса,
компенсатора
и
шарикового клапана. В корпусе 2 толкателя приварена направляющая втулка 1, в
которой
стопорным
кольцом 3 закреплен компенсатор. Компенсатор состоит из
корпуса 4 и поршня 5,между которыми установлена разжимная пружина 7, а в пор-
шне размещен шариковый клапан 6. Внутренняя полость компенсатора заполнена
маслом, которое поступает в компенсатор при открытом клапане 6 из корпуса
гидротолкателя. В корпус гидротолкателя масло подается из масляной магистрали
головки цилиндров через наружную канавку и отверстие, выполненные в корпусе.
Гидротолкатель каждого клапана установлен между торцом стержня клапана и
кулачком распределительного вала в отверстии, расточенном в головке цилиндров.
Работает гидравлический толкатель следующим образом.
38
Фазы газораспределения.
39
1.5 СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ
Назначение и характеристика.
В жидкостной системе охлаждения
В воздушной системе охлаждения
40
Конструкция и работа жидкостной системы охлаждения.
41
Жидкостный насос
42
Термостат
43
Расширительный бачок
Радиатор
44
Вентилятор
45
1.6 СИСТЕМА СМАЗКИ
Назначение и характеристика.
Конструкция и работа смазочной системы.
46
Масляный поддон
Масляный насос
47
48
Масляный фильтр
Рис. 2.22. Масляный фильтр:
1 — корпус; 2 — днище; 3, 5 — клапаны; 4, 6 — отверстия; 7 — кольцо;
8 — крышка; 9 — фильтрующий элемент
Р и с .
2.23. Фильтр центробежной очистки масла:
1— ось; 2 — жиклер; 3 — корпус; 4 — ротор; 5 — колпак; 6 — крышка; 7 —
сетка; 8 — подшипник
49
Вентиляция картера двигателя.
50
Рис. 2.25. Вентиляция картера двигателя:
1 – золотник; 2,6 — шланги; 3 — воздушный фильтр; 4 — коллектор;
5 — пламегаситель; 7 — маслоотделитель; 8 — трубка
51
СИСТЕМЫ ПИТАНИЯ ДВИГАТЕЛЕЙ
Системой питания называется
1.7 СИСТЕМА ПИТАНИЯ КАРБЮРАТОРНОГО ДВИГАТЕЛЯ
Топливо. Для бензиновых двигателей автомобилей топливом является бензин
различных
марок
—
А-80,
АИ-93,
АИ-95,
АИ-98,
где
буква
А
означает
автомобильный;
И
—
метод
определения
октанового
числа
бензина
(исследовательский); 93, 95, 98 — октановое число, характеризующее стойкость
бензина против детонации. Чем выше октановое число, тем выше может быть
степень сжатия двигателя.
Детонация —
52
Конструкция и работа системы питания карбюраторного двигателя.
Топливный бак
53
Топливный насос
Топливный фильтр тонкой очистки
54
Воздушный фильтр
55
Карбюратор
56
Поплавковая камера
Распылитель
Жиклер
Смесительная камера
Диффузор
57
Дроссельная заслонка
Карбюратор работает следующим образом.
К основным дополнительным устройствам карбюратора
Пусковое устройство
Система холостого хода
Главное дозирующее устройство
58
Ускорительный насос
Экономайзер
Рассмотрим конструкцию современного карбюратора (рис. 2.42).
59
Эконостат
Экономайзер мощностных режимов
Экономайзер принудительного холостого хода
Впускной и выпускной трубопроводы
Глушитель
Система питания бензинового двигателя с впрыском топлива
В систему питания двигателя с впрыском топлива входят
Топливный насос
Топливопровод двигателя
Регулятор давления топлива
Рис. 2.49. Форсунка:
1 — насадка; 2 — игла; 3, 9 — корпуса; 4 — катушка; 5 — фильтр;
6 — крышка; 7 — пружина; 8 — сердечник
Форсунка
1.8 СИСТЕМА ПИТАНИЯ ГАЗОВЫХ ДВИГАТЕЛЕЙ
Характеристика.
Топливо для газовых двигателей.
Сжатые газы —
Сжиженные газы —
Конструкция систем питания газовых двигателей и их работа.
1.9. СИСТЕМА ПИТАНИЯ ДИЗЕЛЕЙ
Топливо для дизелей.
Конструкция и работа системы питания дизеля топливом.
Рис. 2.50. Схема системы питания дизеля топливом:
1 — топливоприемник; 2 — бак; 3, 9, 10 — топливопроводы; 4, 8 —
фильтры; 5 — насос высокого давления; 6 — насос ручной подкачки; 7 —
топливоподкачивающий насос; 11 — форсунка; 12 — цилиндр
Топливный насос высокого давления
Рис. 2.51. Схема работы топливного насоса высокого давления:
1 — эксцентрик; 2 — шестерня; 3 — рейка; 4, 14 — пружины; 5 —
гильза; 6 — плунжер; 7 — проточка; 8, 10 — отверстия; 9 — паз; 11 —
кромка; 12 — клапан; 13 — топливопровод; 15— игла; 16 — форсунка; 17 —
полость; 18 — сопло
Муфта опережения впрыска
Всережимный регулятор
Рис. 2.52. Муфта опережения впрыска топлива:
1 — корпус; 2 — груз; 3 — ось; 4 — пружина; 5 — проставка;
а — угол опережения впрыска топлива
Топливоподкачивающий насос
Форсунки
Рис. 2.55. Форсунка:
1 — распылитель; 2 — гайка; 3 — штанга; 4 — корпус; 5— кольцо;
6— фильтр; 7 — шайбы; 8— пружина; 9 — игла
Конструкция и работа системы питания дизеля воздухом.
Рис. 2.57. Воздушный фильтр:
1 — крышка; 2 — фильтрующий элемент; 3 — корпус; 4 — диффузор; 5, 6, 7
— патрубки
Воздушный фильтр
Система выпуска отработавших газов.
КОНСТРУКЦИИ ДВИГАТЕЛЕЙ
Б. ТРАНСМИССИЯ
1.10 ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Трансмиссия служит
Трансмиссия заднеприводного автомобиля включает в себя:
1
2
3
4
5
6
Трансмиссия переднеприводного автомобиля включает в себя:
1
2
3
4
5
Сцепление
Коробка передач
Карданная передача
Главная передача
Дифференциал
Полноприводные
автомобили
имеют
большое
разнообразие
схем
трансмиссий. Их можно условно разделить на три группы.
1
2
3
1.11 СЦЕПЛЕНИЕ
Сцепление служит
Схема
гидравлического
привода
выключения
сцепления
и
механизма
сцепления
1 - коленчатый вал; 2 - маховик; 3 - ведомый диск; 4 - нажимной диск; 5 - кожух
сцепления; 6 - нажимные пружины; 7 - отжимные рычаги; 8 - нажимной подшипник; 9 -
вилка выключения сцепления; 10 - рабочий цилиндр; 11 - трубопровод; 12 - главный
цилиндр; 13 - педаль сцепления; 14 - картер сцепления; 15 - шестерня первичного вала;
16 - картер коробки передач; 17 - первичный вал коробки передач
Привод выключения сцепления
Привод выключения сцепления (гидравлического типа) состоит из:
1
2
3
4
5
6
Механизм сцепления
Механизм сцепления состоит из:
1
2
3
4
Двухдисковые сцепления.
Сцепление автомобиля КамАЗ-5320 (рис. 14.6)
Механизм выключения сцепления
Привод сцепления (рис. 14.7) —
Рис. 14.6. Сцепление автомобилей семейства КамАЗ:
1 — ведущий диск; 2 — механизм самоустановки ведущего диска; 3 — ведомые диски; 4 — нажимной диск; 5 — картер; 6 — кожух; 7 — опорная вилка; 8 — рычаг выключения; 9 — муфта выключения; 10 — вилка выключения сцепления; 11 — упорное кольцо; 12 — нажимная пружина; 13 — маховик; А — зазор
Рис. 14.7. Привод сцепления автомобилей семейства КамАЗ:
а — устройство; б — схема включения усилителя в гидропривод; 1 — педаль; 2 —-главный цилиндр; 3 — пневмоусилитель; 4 — следящее устройство; 5 — воздухопровод; 6 — рабочий цилиндр усилителя; 7 — выжимной подшипник; 8 — рычаг; 9 — шток; 10 — жидкостной трубопровод
Главный цилиндр
Рис. 14.9. Пневмогидравлический усилитель привода сцепления:
1— толкатель; 2 — поршень цилиндра выключения сцепления; 3, 9 — передняя и задняя части корпуса соответственно; 4 — следящий поршень; 5 — мембрана следящего устройства; 6, 7 — впускной и выпускной клапаны; 8— пневматический поршень; А, Б — отверстия в полости цилиндра выключения сцепления и в корпусе усилителя
Рис. 14.8. Главный цилиндр привода сцепления:
1— корпус; 2 — кожух; 3 — шток; 4 — поршень; 5— манжета; 6—
пружина; 7— пробка; А, Б — основная и компенсационная полости; В —
отверстие в поршне
Пневмогидравлический усилитель
1.12 КОРОБКА ПЕРЕДАЧ
Коробка
передач
служит
для
изменения
крутящего
момента,
передаваемого
от
коленчатого
вала
двигателя
к
ведущим
колесам,
для
движения автомобиля задним ходом и длительного разобщения двигателя от
трансмиссии во время стоянки автомобиля и при движении его по инерции
(накатом).
Передаточное отношение
Типы КПП
Современные автомобили могут оснащаться одним из четырех видов
КПП – механической, автоматической, роботизированной или вариаторной.
Автоматическая КПП
Вариатор
Роботизированная коробка
Механическая коробка передач
Преимущества:
1
2
3
4
5
6
Недостатки:
1
2
Трехвальная коробка передач
Ведущий вал
Промежуточный
Ведомый вал
Двухвальная коробка передач
Как
работает
синхронизатор
Синхронизатор служит
Работает синхронизатор следующим образом
Механизм переключения
1.12.2 РАЗДАТОЧНАЯ КОРОБКА
Двухступенчатая раздаточная коробка
Работа раздаточной коробки
Раздаточная коробка с межосевым дифференциалом.
1.13 КАРДАННАЯ ПЕРЕДАЧА
Карданная передача служит
Карданная передача состоит из трех основных элементов:
Карданные шарниры неравных угловых скоростей.
Карданные шарниры равных угловых скоростей
Рис. 14.29. Карданные передачи автомобилей:
а — устройство карданной передачи автомобиля ЗИЛ-431410; б — схема расположения валов
карданной передачи полноприводного автомобиля; I, II, III — жесткие шарниры неравных угловых
скоростей; 1 — передний мост; 2 — коробка передач; 3 — карданный вал привода переднего моста; 4 —
основной карданный вал; 5 — раздаточная коробка; 6 — карданный вал привода среднего моста; 7 —
средний мост; 8 — карданный вал привода заднего моста; 9— задний мост; 10— фланец-вилка крепления к
ведомому валу коробки передач; 11 — передняя вилка I карданного шарнира; 12— промежуточный вал; 13
— шлицы; 14— сальники опоры; 15 — крышка подшипника опоры; 16 — шарикоподшипник опоры; 17 —
кронштейн крепления промежуточной опоры; 18— промежуточная опора; 19 — сальник; 20 — защитный
кожух; 21 — основной вал; 22, 23 — вилки III карданного шарнира; 24 — стопорная пластина; 25 — иглы
подшипников; 26 — крестовина; 27 — крышка стакана; 28 — скользящая вилка II карданного шарнира; 29
— защитные отражатели; 30 — пресс-масленка; 31 — резиновая подушка опоры; 32— шлицевая втулка; 33
— балансировочная пластина; 34— стаканы игольчатых подшипников; 35 — сальники подшипников
1.14 МОСТЫ
Назначение и типы.
Ведущим
Управляемым
Комбинированным
Поддерживающим
Ведущий мост.
Главная передача.
Цилиндрическая главная передача
Коническая главная передача
Гипоидная главная передача
Червячная главная передача
Двойные главные передачи.
В центральной главной передаче
В разнесенной главной передаче
Дифференциал
Симметричный дифференциал
Несимметричный дифференциал
Межколесный конический симметричный дифференциал
Межосевой дифференциал
Кулачковые (сухарные) дифференциалы
Червячные дифференциалы
Полуоси
1.15 РАМА
Рама является
Лонжеронная
Центральная рама (рис. 15.1, б)
1.16 ПЕРЕДНИЙ УПРАВЛЯЕМЫЙ МОСТ И УГЛЫ УСТАНОВКИ
КОЛЕС
Устройство переднего управляемого моста
Углы установки передних колес
Угол развала колес
Поперечный наклон шкворня
Продольный наклон шкворня
Схождение колес
1.17 ПОДВЕСКИ АВТОМОБИЛЕЙ И АВТОБУСОВ
Упругий элемент
Гасящий элемент
Направляющее устройство
При зависимой подвеске
При независимой подвеске
неразрезные
разрезные
Независимая подвеска
Независимая бесшкворневая
Рис.
15.7.
Передняя
подвеска
переднеприводных
автомобилей
семейства
ВАЗ:
1 — поперечный рычаг подвески; 2 — шаровой шарнир; 3 — поворотная
цапфа; 4 — кронштейн; 5 — качающаяся телескопическая стойка; 6 —
рессорная пружина; 7 — буфер сжатия; 8 — подшипник опоры; 9 —
резиновая опора
Зависимая подвеска.
Балансирная подвеска
Пневморессорная передняя зависимая подвеска
Задняя подвеска автобуса
Гидравлические амортизаторы
1.18 КОЛЕСА, ШИНЫ
Автомобильное колесо
По устройству соединительной части колеса делятся на три типа:
Бездисковые колеса.
Пневматические шины
Камерная шина
Бескамерная шина легковых автомобилей
Диагональные и радиальные
Размеры шин многих моделей автомобилей (рис. 15.17) обозначают
двумя
числами
и
проставляют
на
боковине
покрышки.
Первое
число
означает ширину профиля В, а второе — посадочный (внутренний) диаметр
D
шины.
Размеры
могут
быть
указаны
в
дюймах,
миллиметрах
или
в
смешанной
системе.
Например,
на
автомобиле
ГАЗ-3307
устанавливают
радиальные шины размером 8,25R20, а на автомобиле ВАЗ-21213 «Нива» —
диагональные шины размером 6,95... 16.
В такой записи размеры шин приведены в дюймах (1 дюйм = 25,4 мм).
На автомобиле ЗИЛ-431410 устанавливают шины размером 260R508 (в
миллиметрах). На некоторых шинах применяют смешанную систему
обозначения, при которой первый размер дается в миллиметрах, а второй —
в дюймах. Так, на автомобиле ЗИЛ-431410 могут устанавливаться также
шины размером 260R20. На автомобиле МАЗ-5335 монтируют радиальные
шины 320R508. На моделях легковых автомобилей могут применяться
низкопрофильные и широкопрофильные шины, что находит свое отражение
в записи размера шин. Например, на автомобилях ВАЗ-2105 и ГАЗ-31029
«Волга» применяют соответственно шины 175/70SR13 и 205/70R14, где 175
и 205 - ширина профиля шины в миллиметрах; 70 — отношение высоты
профиля к ширине в процентах; R — радиальная; 13 и 14 — посадочный
диаметр в дюймах; S — индекс максимально допустимой скорости. Он мо-
жет иметь следующие буквенные обозначения: S — 180 км/ч; Q — 160 км/ч;
Р - 150 км/ч; L — 120 км/ч.
Шины обычного профиля имеют примерно одинаковую высоту Н и
ширину В (см. рис. 15.17), т.е. у них отношение Н/В должно быть не ниже 80
%. Их применяют на большинстве грузовых автомобилей, автобусах и на
ряде моделей легковых автомобилей.
Низкопрофильные
шины отличаются
от
шин
обычного
профиля
пониженной
высотой
(Н/В
= 0,6... 0,7). Их устанавливают на легковых
автомобилях (ВАЗ-2106 «Жигули», ГАЗ-3102 «Волга» и др.), максимальная
скорость которых превышает 140 км/ч.
Широкопрофильные шины имеют пониженную высоту (Н/В = =
0,5...0,6), эластичный каркас и относительно небольшое внутреннее
давление воздуха (0,2...0,35 МПа), в результате чего повышается
проходимость и плавность хода автомобилей. Такие шины устанавливают на
автомобили при их работе в сложных дорожных условиях.
Арочные бескамерные шины
1.19 КУЗОВ И КАБИНА
Кузов предназначен для
Кузова легковых автомобилей
Кузова автобусов
Кузова грузовых автомобилей
Кабина грузового автомобиля
1.20 РУЛЕВОЕ УПРАВЛЕНИЕ
Понятие
о
повороте
автомобиля
и
принцип
действия
рулевого
управления
Рулевые механизмы
Рулевой механизм служит
В зависимости от нагрузки на управляемый мост автомобиля
предусмотрено несколько типов рулевых механизмов.
Рулевой привод
Под рулевым приводом понимается
Конструкция рулевого привода зависит
Рулевой привод зависимой подвески передних колес
При независимой подвеске передних колес легковых автомобилей
применяется
Реечный рулевой привод переднеприводных легковых автомобилей
Рулевые усилители
Назначение и характеристика.
Гидроусилитель. Основные элементы гидроусилителя (рис. 9.8)
Рулевой механизм, гидрораспределитель и гидроцилиндр находятся в
агрегате, который называется гидрорулем.
Конструкция рулевых управлений
Рулевое управление грузовых автомобилей ЗИЛ показано на рис. 9.15.
На рис. 9.16 показано рулевое управление грузовых автомобилей КамАЗ.
1.21. ТОРМОЗНЫЕ СИСТЕМЫ
Назначение и типы
Рабочая тормозная система предназначена
Стояночная тормозная система служит
Запасная тормозная система
Вспомогательная тормозная система
Прицепная тормозная система
Тормозные механизмы
На рис. 10.3 представлены схемы барабанного (а) и дискового (б) тормозных
механизмов.
Тормозные приводы
Механический тормозной привод
Гидравлический тормозной привод
Конструкции тормозных систем автомобилей
Рабочая тормозная система легковых автомобилей ВАЗ повышенной
проходимости (рис. 10.12, а)
Конструкция пневматического тормозного привода грузовых автомобилей
КамАЗ