Автор: Гребенюк Валентина Ивановна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ Поповская СОШ Карасукского района Новосибирской области
Населённый пункт: село Поповка
Наименование материала: разработка урока "Теорема Пифагора"
Тема: Теорема Пифагора
Раздел: среднее образование
Теорема Пифагора
Выполнила: учитель математики МБОУ Поповской СОШ
Карасукского района Новосибирской области
ГРЕБЕНЮК Валентина Ивановна
2016
Теорема Пифагора является основой решения
множества геометрических задач и базой
изучения теоретического курса в дальнейшем;
содержит богатейший исторический материал,
позволяющий развивать познавательный
интерес, общую культуру и творчество учащихся
средствами математики и её истории
Место и значение изучения темы
в курсе математики
1.
Научить решать задачи, опираясь на свойства
отношений между сторонами прямоугольного
треугольника (теорему Пифагора)
Цель изучения темы:
1.Дать определение косинуса угла прямоугольного
треугольника. Научить строить угол по заданному
косинусу угла.
2.Дать формулировку теоремы, доказать теорему,
используя определение косинуса острого угла
прямоугольного треугольника.
3.Показать практическое применение теоремы в
задачах землемерия. Познакомить учащихся с
историей теоремы Пифагора.
4. Научить применению теоремы при решении задач.
Задачи изучения темы:
личностным: заинтересованность в
приобретении и расширении знаний. Творческий
подход к выполнению заданий.
метапредметным: овладение способами
выполнения заданий творческого характера.
предметным: приобретение знаний по
использованию теоремы Пифагора.
Требования к результатам
изучения темы -
1.
Косинус угла.
2.
Теорема Пифагора.
3. Египетский треугольник.
Предметное содержание:
Структурно-логическая схема изучения
темы:
Определение
косинуса угла
Доказательст
во теоремы
Историческа
я справка
Решение
задач
Решение
творческих
задач
Итоговый
контроль
Треугольник называется прямоугольным, у которого
имеется прямой угол. Сторона, лежащая против
прямого угла, называется гипотенузой, а две другие
стороны называются катетами. Косинусом острого
угла прямоугольного треугольника называется
отношение прилежащего катета к гипотенузе.
Теорема (Пифагора): в прямоугольном треугольнике
квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов.
Теоретические положения темы:
Уметь строить острый угол по заданному значению косинуса
угла.
Знать формулировку теоремы Пифагора.
Уметь доказывать теорему с помощью определения косинуса
острого угла прямоугольного треугольника.
Уметь решать простейшие задачи с использованием теоремы.
Уметь решать задачи творческого характера с применением
теоремы.
Уметь применять приобретённые знания и умения в
практической деятельности и повседневной жизни.
Деятельность учащихся по
освоению предметного
содержания (основные виды,
формы, способы действий)
Задача № 1.В прямоугольном треугольнике заданы катеты а=3, в=4. найдите
гипотенузу с.
Задача № 2. В прямоугольно треугольнике заданы гипотенуза с=13 и катет а=5.
Найти катет в.
Задача № 3. Две стороны треугольника равны 3 м и 4 м. Найти третью сторону
(2 случая).
Задача № 4. Могут ли стороны прямоугольного треугольника быть
пропорциональны числам 5, 6, 7?
Задача № 5. Найдите стороны ромба, если его диагонали равны 16 дм и 30 дм.
Задача № 6. Стороны прямоугольника 60 см и 90 см. Чему равна диагональ?
Задача № 7. диагональ квадрата равна а. Чему равна сторона квадрата?
Задача № 8. Можно ли из круглого листа железа диаметром 1,4 м вырезать квадрат
со стороной 1 м?
Задача № 9. Найти высоту равнобокой трапеции. У которой основания 5 м и 11 м, а
боковая сторона 4м.
Задача № 10. Найдите медиану равнобедренного треугольника с основанием а и
боковой стороной в.
Типовые задачи темы:
Задачи повышенного уровня:
Вариант 1
1.
Найдите диагональ прямоугольника, если одна сторона его 8 см, а
периметр 46 см.
2.
Боковая сторона равнобокой трапеции равна 10 см, большее основание –
17 см, высота – 8 см.
а) Найдите проекцию боковой стороны на большее основание
б) вычислите среднюю линию трапеции
Вариант 2
1.
Найдите периметр прямоугольника, если одна сторона его 5 см, а
диагональ 13 см.
2.
Боковая сторона равнобокой трапеции равна 13 см, меньшее основание –
7 см, высота – 12 см.
а) найдите проекцию боковой стороны на большее основание
б) Вычислите среднюю линию трапеции.
Дидактический материал
( промежуточная проверочная работа)
Учебники. А. В. Погорелов «Геометрия 7- 9»
Дидактический материал
Презентация «Теорема Пифагора»
Рекомендации по методическому
оснащению учебного процесса:
Компьютер
Рекомендации по техническому
оснащению учебного процесса:
Глобальная сеть Интернет
Список литературы и
интернет- и цифровых
образовательных ресурсов: