Напоминание

"Применение метода рационализации при решении логарифмических и показательных неравенств"


Автор: Белозерова Оксана Михайлов
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МБОУ лицея №4 г.Георгиевска
Населённый пункт: Ставропольского края
Наименование материала: презентация
Тема: "Применение метода рационализации при решении логарифмических и показательных неравенств"
Раздел: полное образование





Назад




Метод рационализации

Работу

выполнили: Белозерова

О.М.

г.Георгиевск

Решение неравенств - важный раздел в математике.

Успешное

изучение

математики

невозможно

без

умения решать разнообразные неравенства, поэтому я

решила

рассмотреть

один

из

способов

решения

неравенств

метод

рационализации.

В

школьной

программе

он

не

изучается,

но

его

применение

значительно

облегчает

решение

задания

С3

ЕГЭ,

в

частности

логарифмических

и

показательных

неравенств.

Введение

Часто,

при

решении

логарифмических

неравенств,

встречаются задачи с переменным основанием логарифма.

Так, неравенство вида является

стандартным школьным неравенством. Как правило, для

его

решения

применяется

переход

к

равносильной

совокупности систем:

Теоретическое

обоснование метода

Недостатком

данного

метода

является

необходимость

решения

семи

неравенств,

не

считая

двух

систем

и

одной

совокупности. Уже при данных квадратичных функциях решение

совокупности

может

потребовать

много

времени.

Можно

предложить альтернативный, менее трудоемкий метод решения

этого

стандартного

неравенства.

Это

метод

рационализации

неравенств,

известный

в

математической

литературе

под

названием декомпозиции.

Метод

рационализации

заключается

в

замене

сложного

выражения F(x) на более простое выражение G(x), при котором

неравенство G(x) 0 равносильно неравенству

F(x) 0 в области определения выражения F(x).

Рассмотрим логарифмическое неравенство вида

,

(1)

где

-

некоторые функции

Теорема 1.

Логарифмическое неравенство

равносильно следующей системе неравенств:

(2)

Сведение

логарифмического

неравенства к системе

рациональных

неравенств

)

(

log

)

(

log

)

(

)

(

x

g

x

f

x

a

x

a

)

(

),

(

),

(

x

g

x

f

x

a

)

(

log

)

(

log

)

(

)

(

x

g

x

f

x

a

x

a

.

0

))

(

)

(

)(

1

)

(

(

,

0

)

(

,

0

)

(

,

1

)

(

,

0

)

(

x

g

x

f

x

a

x

g

x

f

x

a

x

a

Начнем с того, что первые четыре неравенства системы (2) задают

множество

допустимых

значений

исходного

логарифмического

неравенства. Обратим теперь внимание на пятое неравенство.

Если , то первый множитель этого неравенства будет

отрицателен.

При

сокращении

на

него

придется

изменить

знак

неравенства на противоположный, тогда получится неравенство

Если , то первый множитель пятого неравенства положителен,

сокращаем его без изменения знака неравенства, получаем неравенство

Таким образом, пятое неравенство системы включает в себя оба случая

предыдущего метода.

Терема доказана.

Доказательство

1

)

(

0

x

a

)

(

)

(

x

g

x

f

1

)

(

x

a

)

(

)

(

x

g

x

f

Теперь рассмотрим показательное неравенство вида

3)

Так же, как в предыдущем пункте, - некоторые

функции.

И снова вспомним, что традиционное решение такого неравенства

приводит

к

двум

случаям.

В

первом

основание

степени

положительно, но меньше единицы (знак неравенства обращается),

во

втором случае

основание

степени

больше

единицы

(знак

неравенства сохраняется).

Как

и

в

случае

с

логарифмическим

неравенством,

имеется

возможность

значительно

укоротить

решение

задачи,

используя

метод рационализации. Этот метод основан на следующей теореме.

Сведение показательных

неравенств к системе

рациональных

неравенств

)

(

)

(

)

(

)

(

x

g

x

f

x

a

x

a

)

(

),

(

),

(

x

g

x

f

x

a

Теорема 2.

Показательное неравенство

равносильно следующей системе неравенств:

(4)

)

(

)

(

)

(

)

(

x

g

x

f

x

a

x

a

.

0

))

(

)

(

)(

1

)

(

(

,

1

)

(

,

0

)

(

x

g

x

f

x

a

x

a

x

a

Если , то первый множитель третьего

неравенства будет отрицателен. При сокращении на

него

придется

изменить

знак

неравенства

на

противоположный, тогда получится неравенство

.

Если , то первый множитель третьего

неравенства

положителен,

сокращаем

его

без

изменения знака неравенства, получаем неравенство

.

Доказательство

1

)

(

0

x

a

)

(

)

(

x

g

x

f

1

)

(

x

a

)

(

)

(

x

g

x

f

Выделим

некоторые

выражения

F

и

соответствующие им

рационализирующие

выражения G, где f, g, h, p, q – выражения с

переменной x (h > 0,h

1, f > 0, g > 0),

1).

а – фиксированное число (a > 0, a

Выражение F

Выражение G

1

2

3

4

5

6

Доказательство

Пусть log

a

f- log

a

g> 0, то есть log

a

f> log

a

g, причём a > 0, a ≠ 1, f > 0, g > 0.

Если 0 < a < 1, то по свойству убывающей логарифмической функции имеем

f < g. Значит, выполняется система неравенств

a -1<0

f – g < 0

Откуда

следует

неравенство

(a

1)(f

g)

>

0

верное

на

области

определения выражения F = log

a

f- log

a

g.

Если a > 1, то f > g. Следовательно, имеет место неравенство (a – 1)(f – g)> 0.

Обратно,

если

выполняется

неравенство (a

1)(f

g)>

0

на

области

допустимых значений (a > 0, a ≠ 1, f > 0, g > 0),

то оно на этой области

равносильно совокупности двух систем.

a – 1<0 a – 1 > 0

f – g < 0 f – g > 0

Из каждой системы следует неравенство log

a

f> log

a

g, то есть log

a

f- log

a

g> 0.

Аналогично, рассматриваются неравенства F < 0, F ≤ 0, F ≥ 0.

Пусть некоторое число а > 0 и а ≠ 1, тогда имеем

=

Знак последнего выражения совпадает со

знаком выражения

или (h-1)(f-g) .

)

1

)(

1

(

)

)(

1

(

h

a

g

f

a

Так как

=

то, используя замены 2а и 2б, получаем, что знак

последнего выражения совпадает со знаком выражения

(f - 1)(g - 1)(h - 1)(g – f).

l o g

logloglogloglog(log1)

l o g

g

gggggg

g

h

hhfhhf

f

==

Из неравенства

> 0 следует

. Пусть число а > 1, тогда

log

a

> log

a

или (h – g)log

a

h > 0.

Отсюда с учётом замены 1б и условия a > 1 получаем

(f – g)(a – 1)(h – 1) > 0, (f – g)(h – 1) > 0.

Аналогично, доказываются неравенства F < 0, F ≤ 0, F ≥ 0.

Доказательство проводится аналогично доказательству 4.

Доказательство замены 6 следует из равносильности неравенств

| p | > | q | и p

2

> q

2

( | p | < | q | и p

2

< q

2

).

g

f

h

h

g

f

h

h

f

h

g

h

Решить неравенство:

Решение:

Пример 1.

-

-

+

+

-2

2

1

ОТВЕТ:

Решить неравенство:

Решение:

Пример 2.

-

+

-2

1

0

ОТВЕТ:

-1

-1

0

1

+

-

-

+

Решить неравенство:

Решение:

Пример 3.

 

 

1

0

3

0

1

3

1

0

3

1

1

0

3

0

1

3

1

0

3

1

3

1

3

0

0

3

0

3

log

0

1

3

log

1

3

2

x

x

x

x

x

x

x

x

x

x

x

x

x

x

x

x

x

x

x

x

x

x

x

x

x

x

2

2

1

13

2

1

0

2

1

13

2

1

13

x

x

x

x

2

;

2

1

13

Пример 4.

Решить неравенство:

Решение:

x

x

x

x

x

x

3

log

3

log

3

5

2

35

41

12

2

2

0

3

log

3

log

3

5

2

35

41

12

2

2

x

x

x

x

x

x

(

 

(

2 2 2

2

2

2

2

12413425221036320

1241350

2530

1241340

2520

3

0

xxxxxx

х

x

x

x

x

x

x

x

x

x











3

0

2

1

2

0

2

12

17

0

3

2

1

0

4

7

3

5

0

2

1

12

17

5

8

2

4

x

x

x

x

x

x

x

x

x

x

x

x

x

3

;

2

2

;

2

7

3

5

;

5

8

1

;

2

1

Пример 5.

Пример 6.

Пример 7.

Пример 8.

ОТВЕТ

ОТВЕТ

ОТВЕТ

ОТВЕТ

Решите примеры

Пример 9.

Пример 10.

Пример 11.

ОТВЕТ

ОТВЕТ

ОТВЕТ

-

+

1/2

3

2

ОТВЕТ:

+

-

0

-1

Пример 5

НАЗАД

-

+

6

2

ОТВЕТ:

1

3

9

+

-

+

Пример 6

НАЗАД

+

-

-1

3

1

ОТВЕТ:

0

-1

0

2

+

-

+

(2;3)

Пример 7

НАЗАД

-

+

-2

1

ОТВЕТ:

-1

-1

0

+

-

Пример 8

НАЗАД

-

+

-3

1

0

ОТВЕТ:

-1

-1/2

4

+

+

-

Пример 9

НАЗАД

-

+

3

ОТВЕТ:

1

1

2

+

+

-

Пример 10

НАЗАД

3/2

ОТВЕТ:

0

5/4

Пример 11

Корянов А. Г., Прокофьев А. А.

М е т о д ы

р е ш е н и я

н е р а в е н с т в

с

о д н о й

переменной. – 2011.

Моденов В. П. – Пособие по

математике. – 1972.

Ткачук

В.В.

-

Математика

а б и т у р и е н т у .

М о с к в а :

МЦНМО, 2008.

С П И С О К

использованной литературы



В раздел образования