Автор: Цыганкова Светлана Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МАОУСОШ № 4
Населённый пункт: с. Коноково, Успенский район, Краснодарский край
Наименование материала: статья
Тема: "Применение ИКТ в процессе обучения младшего школьника в соответствии с ФГОС".
Раздел: начальное образование
Применение ИКТ в процессе
обучения младшего школьника.
« Доска и мел – наши главные инструменты, но хочется
большего…..»
XXI век — век высоких компьютерных технологий. Современный ребёнок
живёт в мире электронной культуры. Первоклассник, впервые переступив порог
школы, попадает в мир знаний, где ему предстоит открывать много неизвестного,
искать оригинальные, нестандартные решения в различных видах деятельности.
Формирование творческой личности, одна из главных задач, провозглашенных в
концепции модернизации российского образования. Основная цель обучения в
начальной школе - научить каждого ребенка за короткий промежуток времени
осваивать,
преобразовывать
и
использовать
в
практической
деятельности
огромные объёмы информации.
Признавая урок в качестве основной формы обучения, мы постоянно ищем
п у т и
е г о
д а л ь н е й ш е г о
с о в е р ш е н с т в о в а н и я .
Что такое современный урок?
Эта проблема, которая стоит перед нами,
учителями. Что важнее содержание или форма проведения урока?
Многое делается для того, чтобы с первых минут начала урока овладеть
активным вниманием учащихся.
Одним из важнейших условий повышения качества урока, формирование у
учащихся
умений,
навыков,
развитие
творческих
способностей,
активизации
мыслительной деятельности является применение инновационных технологий.
В современных условиях модернизации образования все активнее используются
информативно-коммуникационные технологии в процессе обучения. Не стоит в
стороне от этого процесса и начальная школа. И сегодня я более подробно хочу
остановиться
на
них. В начальной школе невозможно провести урок без
привлечения средств наглядности
Использование ИКТ на уроке позволили в полной мере реализовать основные
принципы активизации познавательной деятельности:
1.
Принцип равенства позиций
2.
Принцип доверительности
3.
Принцип обратной связи
4.
Принцип занятия исследовательской позиции.
Основной целью применения ИКТ является:
←
развитие мышления
←
формирование приемов мыслительной деятельности.
Для этого использую различные методы и приемы.
1.
Метод анализа
2.
Метод сравнения
3.
Метод обобщения
4.
Метод классификации
5.
Формулировка понятий
6.
Внутренний план действий
Дидактический материал ИКТ разнообразный по содержанию и по форме.
Самыми часто применяемыми являются: фотографии (репродукции) электронной
энциклопедии
«Кирилл
и
Мефодий»,
видеоролики,
клипы
песен,
мелодии,
презентации
по
определенной
теме,
различные
тесты,
задания,
развивающего
характера.
Но мощным средство наглядности, развития познавательного интереса является
– презентация.
На
своих
уроках
я
активно
использую
самостоятельно
подготовленные
презентации.
На уроках математики при помощи компьютера можно решить проблему
дефицита подвижной наглядности.
Приведу в качестве примера фрагменты уроков математики. Уроки,
посвящённые изучению состава числа в 1 классе и решению задач. Так как у
первоклассников
развито
наглядно-образное
мышление,
то
задачи
легче
воспринимаются, если ребёнок видит образы.
Для наилучшего представления
условия задачи и способа её решения можно использовать схему, а в 4 классе
решают задачи на движение.
Применение на уроке компьютерных тестов, заданий на логику, самостоятельных
работ,
позволяет
за
короткое
время
получать
объективную
картину
уровня
усвоения изучаемого материала и своевременно его скорректировать.
На уроках математики можно применять самые разнообразные формы работы с
использованием ИТ. Интерес к урокам математик вырос.
Особенно яркими и результативными с позиции информационных технологий
получаются уроки окружающего мира, изобразительного искусства.
Основа урока – это изложение нового материала, иллюстрируемое рисунками,
простыми и анимированными схемами, анимационными и видео фильмами.
Участвуя в конкурсе «Учитель учителю» я разработала урок «Экологический суд»
и провела его в своём классе. Учащиеся познакомились с последствиями влияния
человека на природу, экологическими проблемами, которые необходимо решать на
современном этапе и о состоянии экологии на Земле.
Для
урока
«Экологическая
безопасность»
был
создан
видеоролик,
который
привлёк внимание учащихся класса и заставил другими глазами посмотреть на
окружающий
их
мир.
Использование
учебных презентаций-фильмов
позволяет
повысить внимание, создает положительный эмоциональный фон,
позволяет
создавать
опорные
схемы
для
лучшего
усвоения
материала.
Основой
таких
фильмов
является анимация,
которая
позволяет
привлечь
внимание
к
определенному
объекту,
проверить
правильность
ответов
учащихся,
проиллюстрировать последовательность рассуждений
В
курсе
начальной
школы
введены
уроки
изобразительного
искусства,
изучающие
народные
промыслы
России.
Например,
Дымковская
игрушка.
С
помощью слайдов есть возможность показать историю возникновения промысла,
технологию производства, а также основные виды росписи.
Программа по русскому языку уделяет большое внимание знаниям и умениям
учащихся в области фонетики. В предложенном фрагменте урока первоклассники,
подбирают
к
звуковой
схеме
слова
соответствующую
картинку,
и
могут
убедиться
в
правильности
своего
выбора.
На
уроке
учащиеся
закрепляются
сведения из области фонетики гласных и согласных звуков. Для развития интереса
к урокам русского языка
учащимся предлагаю творческие задания, но сначала
перед ними создаётся проблемная ситуация.
Экран притягивает внимание, которого мы порой не можем добиться при
фронтальной работе с классом. На экране можно быстро выполнить разбор слов по
составу, отработать проверку безударной гласной, самой сложной орфограммы для
младших школьников. Использование презентаций позволяет разнообразить виды
словарной работы, наглядно продемонстрировать деление на группы по различным
признакам.
Уроки литературного чтения будут неинтересны и скучны, если не включать в
их содержание аудио средства. Научив детей слушать, можно предлагать записи
образцового
чтения
небольших
по
объёму
литературных
произведений.
Это
обучает выразительному чтению, умению прочувствовать настроение, определить
характер героев.
Чтение
стихов
под
удачно
подобранную
фонограмму
вызывает
в
душах
маленьких слушателей бурю эмоций, желание самим попробовать вызвать такие же
чувства
и
у
других.
Повышают
творческий
и
интеллектуальный
потенциал
учащихся уроки - викторины по сказкам, расширяют и закрепляют полученные
знания.
С помощью простой смены слайдов презентация позволяет показать картины
художников на уроках рисования и чтения, образцы изделий и этапы работы на
уроках
труда,
достопримечательности
нашего
края,
района
на
уроках
кубановедения.
На уроке «Кубань – наш край родной», проведённом на семинаре директоров,
ребята познакомились с историей, культурой, традициями и спортивной жизнью
Кубани.
В настоящий момент я работаю над разработкой системы уроков -
презентаций по курсу «Кубановедение»
В последние годы широкое распространение в школах получил метод проектов.
Приобщение
учащихся
к
научно-исследовательской
поисковой
деятельности
является одной из форм обучения в современной школе.
Я с учащимися своего класса участвую в реализации проекта школьная газета
«Планета детства», являясь её редактором.
Проект представляет собой программу организации работы школьной газеты,
направленной на развитие у учащихся литературно-творческих способностей и
формирование практических навыков работы с компьютером. В процессе работы
учащиеся
овладевают
основами
журналистского
мастерства
и
приобретают
практические
умения
обработки
информации
с
помощью
современных
информационных технологий.
Эффективно применение ИКТ и во внеклассной работе.
Например, в течение учебного года в школе проводится серия игр «Что? Где?
Когда?» в начальной школе. Ребята с интересом ждут каждую из них. Вот один из
вопросов игры: Прослушать отрывок музыкального произведения и в течение 1
минуты, вспомнить в честь какого насекомого Римский-Корсаков назвал фрагмент
оперы «Сказка о царе Салтане».
Применение
информационно-коммуникационных
технологий
позволяет
учащимся
получить
действительно
глубокие
знания
по
предмету,
усиливает
мотивацию к учебной деятельности, расширяет кругозор, развивает
творческие
способности, повышает успеваемость по предметам.
При разработке урока с использованием ИКТ уделяется особое внимание на
здоровье
обучающихся.
Поурочный
план
включает
в
себя
физические
и
динамические
паузы,
зарядку
для
глаз,
использование
элементов
здоровье
сберегающих технологий.
В заключении хочу привести слова Тоффлера:
«В 21 веке неграмотным будет считаться не тот, кто не умеет читать и писать, а тот,
кто не умеет учиться и переучиваться».
Э. Тоффлер
Жизнь стремительно меняется, и учитель должен не догонять её, а как минимум,
идти в ногу.