Автор: Попова Галина Николаевна
Должность: воспитатель группы продленного дня
Учебное заведение: МБОУ "Эртильская СОШ с УИОП"
Населённый пункт: город Эртиль, Воронежская область
Наименование материала: статья
Тема: "Детская агрессивность и пути её преодоления"
Раздел: начальное образование
Детская агрессивность и пути её преодоления
Нередко
нам
кажется,
что
мы
были
совсем
другими,
испытывали
иные
трудности, и, главное, наши интересы были лучше, нравственнее и чище тех,
что
беспокоят
умы
современных
подростков.
Если
при
этом
вспомнить
статистику
детской
преступности,
растущей
почти
в
геометрической
прогрессии, то и вовсе становится не по себе. Словом, проблема «отцов и
детей» встаёт сегодня в весьма угрожающем масштабе и требует от нас,
педагогов, адекватных и своевременных действий. Разговор пойдёт о детской
агрессивности.
Давайте разберёмся с тем, что следует понимать под словами
агрессивность. Следствием агрессивного поведения, как правило, является
вред, причинённый предмету
(предметам),
человеку
(группе людей).
Агрессия может быть физической (кого-то обидели) и вербальной (словесное
нанесение обиды без физического воздействия). В психологическом аспекте
есть два типа агрессии,
которые получили названия инструментальная и
враждебная. Инструментальную агрессию можно наблюдать,
например, в
кругу малышей, когда кто-нибудь из них хватает понравившуюся ему чужую
игрушку и не желает с ней расстаться. У детей старшего возраста чаще
проявляется
второй
тип
агрессии,
в
основе
которого
лежит
желание
причинить боль или обиду. К сожалению, агрессивность нередко путают с
обыкновенной
настойчивостью.
Настойчивость
–
это
качество,
которое
проявляется
в
социально
-
приемлемых
рамках,
т.к.
не
подразумевает
оскорбления, издевательства над кем бы- то ни было.
Уровень агрессивности у детей может меняться в большей или меньшей
степени в зависимости от ситуации, но иногда
агрессивность принимает
устойчивые формы. Например: представьте ситуацию, когда ребёнок по –
своему трактует поведение окружающих, выдавая его как враждебное.
Причинами тому
могут
быть положение
в
коллективе, отношение
сверстников, взаимоотношения с учителями и родителями.
Очень
часто
причиной
детской
агрессивности
становятся
семейные
отношения. Взаимные упрёки и оскорбления взрослых,
ругань и ссоры
постепенно становятся нормой поведения и для ребёнка.
Замечено, что в
неприятные
ситуации,
связанные
с
нанесением
того
или
иного
ущерба
о к р у ж а ю щ и м ,
ч а щ е
в с е г о
п о п а д а ю т
и м е н н о
т а к и е
д е т и .
Непоследовательность родителей в своих требованиях к воспитуемым также
может сыграть весьма неблаговидную роль. Сегодня матери удобно говорить
одно, и она навязывает свою линию поведения ребёнку, а завтра другое, всё
это может привести к растерянности, озлоблению, нервным срывам.
Что
же
мы,
взрослые,
можем
противопоставить
детской
агрессивности?
Прежде
всего,
теплоту
общения,
доброе
слово
и
ласковый
взгляд,
уважительное
отношение
к
личности
ребёнка,
умение
терпеливо
его
выслушать, не срываясь на крик и оскорбления. Раздражение, звучащее в
словах взрослого, может лишь усугубить ситуацию. В работе с агрессивными
детьми в качестве «громоотвода» лучше всего использовать приветливые
фразы такого рода:
-Как я рада тебя видеть!
-Хорошо, что ты пришёл;
-Мне нравится, как ты выглядишь;
-Как хорошо, что ты у нас есть;
Огромное значение в воспитании младших подростков имеет поощрение:
словом, взглядом, жестом, действием.
Нельзя забывать и о таком педагогическом инструменте, как наказание. Но
оно может принести плоды лишь при соблюдении ряда условий:
1 - наказание должно следовать немедленно за проступком;
2 - смысл наказания должен быть ясен ребёнку;
3 - наказание может быть суровым ,но не жёстким;
4 - оно является реакцией на действия ребёнка, а не на качества характера;
5 - Взрослый не имеет права терять спокойствие и выдержку, и чувство
доброжелательности к ребёнку;
Психологи рекомендуют родителям и учителям:
- в стремлении добиться от ребёнка сделать то, что вам нужно, постарайтесь,
чтобы он сам этого захотел.
- не перегружайте ребёнка мелочной опекой и контролем.
-учитесь слушать и слышать своего ребёнка.
-умейте принимать и любить ребёнка таким, каков он есть.
Задача педагогов, психологов, родителей и других представителей научиться
уважать
ребёнка,
разбираться
в
психологических
особенностях
детского
поведения:
поддерживать здоровую настойчивость, усилия в достижении
цели,
конкретизировать
энергию
ребёнка
для
получения
желаемого
результата; или, напротив, помогать избавляться от ненужной враждебности
к другим, к себе самому, к обществу. Выполнить эту задачу необходимо, если
мы хотим, чтобы дети не осложняли свою жизнь внутренними конфликтами,
чувством вины и стыда, чтобы они уважали себя и других, умели нести свою
меру социальной ответственности, строили доброжелательные отношения с
окружающими и получали истинное удовольствие от жизни.