Напоминание

"Детская агрессивность и пути её преодоления"


Автор: Попова Галина Николаевна
Должность: воспитатель группы продленного дня
Учебное заведение: МБОУ "Эртильская СОШ с УИОП"
Населённый пункт: город Эртиль, Воронежская область
Наименование материала: статья
Тема: "Детская агрессивность и пути её преодоления"
Раздел: начальное образование





Назад




Детская агрессивность и пути её преодоления

Нередко

нам

кажется,

что

мы

были

совсем

другими,

испытывали

иные

трудности, и, главное, наши интересы были лучше, нравственнее и чище тех,

что

беспокоят

умы

современных

подростков.

Если

при

этом

вспомнить

статистику

детской

преступности,

растущей

почти

в

геометрической

прогрессии, то и вовсе становится не по себе. Словом, проблема «отцов и

детей» встаёт сегодня в весьма угрожающем масштабе и требует от нас,

педагогов, адекватных и своевременных действий. Разговор пойдёт о детской

агрессивности.

Давайте разберёмся с тем, что следует понимать под словами

агрессивность. Следствием агрессивного поведения, как правило, является

вред, причинённый предмету

(предметам),

человеку

(группе людей).

Агрессия может быть физической (кого-то обидели) и вербальной (словесное

нанесение обиды без физического воздействия). В психологическом аспекте

есть два типа агрессии,

которые получили названия инструментальная и

враждебная. Инструментальную агрессию можно наблюдать,

например, в

кругу малышей, когда кто-нибудь из них хватает понравившуюся ему чужую

игрушку и не желает с ней расстаться. У детей старшего возраста чаще

проявляется

второй

тип

агрессии,

в

основе

которого

лежит

желание

причинить боль или обиду. К сожалению, агрессивность нередко путают с

обыкновенной

настойчивостью.

Настойчивость

это

качество,

которое

проявляется

в

социально

-

приемлемых

рамках,

т.к.

не

подразумевает

оскорбления, издевательства над кем бы- то ни было.

Уровень агрессивности у детей может меняться в большей или меньшей

степени в зависимости от ситуации, но иногда

агрессивность принимает

устойчивые формы. Например: представьте ситуацию, когда ребёнок по –

своему трактует поведение окружающих, выдавая его как враждебное.

Причинами тому

могут

быть положение

в

коллективе, отношение

сверстников, взаимоотношения с учителями и родителями.

Очень

часто

причиной

детской

агрессивности

становятся

семейные

отношения. Взаимные упрёки и оскорбления взрослых,

ругань и ссоры

постепенно становятся нормой поведения и для ребёнка.

Замечено, что в

неприятные

ситуации,

связанные

с

нанесением

того

или

иного

ущерба

о к р у ж а ю щ и м ,

ч а щ е

в с е г о

п о п а д а ю т

и м е н н о

т а к и е

д е т и .

Непоследовательность родителей в своих требованиях к воспитуемым также

может сыграть весьма неблаговидную роль. Сегодня матери удобно говорить

одно, и она навязывает свою линию поведения ребёнку, а завтра другое, всё

это может привести к растерянности, озлоблению, нервным срывам.

Что

же

мы,

взрослые,

можем

противопоставить

детской

агрессивности?

Прежде

всего,

теплоту

общения,

доброе

слово

и

ласковый

взгляд,

уважительное

отношение

к

личности

ребёнка,

умение

терпеливо

его

выслушать, не срываясь на крик и оскорбления. Раздражение, звучащее в

словах взрослого, может лишь усугубить ситуацию. В работе с агрессивными

детьми в качестве «громоотвода» лучше всего использовать приветливые

фразы такого рода:

-Как я рада тебя видеть!

-Хорошо, что ты пришёл;

-Мне нравится, как ты выглядишь;

-Как хорошо, что ты у нас есть;

Огромное значение в воспитании младших подростков имеет поощрение:

словом, взглядом, жестом, действием.

Нельзя забывать и о таком педагогическом инструменте, как наказание. Но

оно может принести плоды лишь при соблюдении ряда условий:

1 - наказание должно следовать немедленно за проступком;

2 - смысл наказания должен быть ясен ребёнку;

3 - наказание может быть суровым ,но не жёстким;

4 - оно является реакцией на действия ребёнка, а не на качества характера;

5 - Взрослый не имеет права терять спокойствие и выдержку, и чувство

доброжелательности к ребёнку;

Психологи рекомендуют родителям и учителям:

- в стремлении добиться от ребёнка сделать то, что вам нужно, постарайтесь,

чтобы он сам этого захотел.

- не перегружайте ребёнка мелочной опекой и контролем.

-учитесь слушать и слышать своего ребёнка.

-умейте принимать и любить ребёнка таким, каков он есть.

Задача педагогов, психологов, родителей и других представителей научиться

уважать

ребёнка,

разбираться

в

психологических

особенностях

детского

поведения:

поддерживать здоровую настойчивость, усилия в достижении

цели,

конкретизировать

энергию

ребёнка

для

получения

желаемого

результата; или, напротив, помогать избавляться от ненужной враждебности

к другим, к себе самому, к обществу. Выполнить эту задачу необходимо, если

мы хотим, чтобы дети не осложняли свою жизнь внутренними конфликтами,

чувством вины и стыда, чтобы они уважали себя и других, умели нести свою

меру социальной ответственности, строили доброжелательные отношения с

окружающими и получали истинное удовольствие от жизни.



В раздел образования