Напоминание

"Из опыта подготовки к ЕГЭ"


Автор: Демарчук Марина Николаевна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ СОШ № 74
Населённый пункт: город Новосибирск
Наименование материала: методическое пособие
Тема: "Из опыта подготовки к ЕГЭ"
Раздел: среднее образование





Назад




МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА

НОВОСИБИРСКА

«СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 74»

«ИЗ ОПЫТА ПОДГОТОВКИ К ЕГЭ»

( Учитель английского языка МБОУ СОШ № 74 Демарчук М.Н.)

Последние годы школа переживает новый этап в своем развитии, что

связано с изменением задач обучения. Как известно,основная цель обучения

иностранным языкам в школе - формирование, совершенствование и

развитие личности, способной к достижению необходимого уровня

коммуникативной компетенции. Эффективность обучения во многом

определяется уровнем коммуникативных умений. Контроль уровня

сформированности иноязычной коммуникативной компетенции призван

осуществить ЕГЭ. К нему относятся по-разному, о нем пишут, говорят,

спорят. Важной задачей является разработка и освоение технологий

обучения, позволяющих ученикам достигать хороших результатов на

экзамене.

Сейчас появилось много учебных пособий по подготовке учащихся к сдаче

ЕГЭ. Все они предлагают готовые задания для учащихся в формате ЕГЭ. Как

же подготовить учеников к выполнению этих заданий? Дело в том, что ЕГЭ

требует высокого уровня владения языком во всех аспектах: грамматика,

устная речь, письменная речь, большой словарный запас, причем со знанием

фразеологизмов, синонимов, омонимов, включая стилистические

особенности употребления слов, чтение (на всех уровнях), аудирование.

Заранее необходимо познакомить учащихся с форматом теста: из каких

частей состоит экзамен, продолжительность каждой части, возможные типы

заданий,

стратегии

выполнения

заданий.

Следует

обратить

внимание

на

тщательное прочтение инструкции к заданию и вопросов задания: задания

выполняются

строго

в

соответствии

с

инструкцией.

Чтобы

избежать

отгадывания, на уроках при выполнении заданий мы анализируем ответы

учащихся и объясняем, почему дан тот или иной ответ.

Раздел 1. АУДИРОВАНИЕ.

Тест по аудированию – один из самых сложных (по мнению учеников).

Аудиотексты на ЕГЭ представлены разными жанрами и типами текста, что

следует учитывать при отборе аудиотекста. На уроках использую

упражнения, которые способствуют формированию умений для успешного

выполнения заданий по аудированию. В зависимости от задания от учащихся

требуется понимание аудиотекста с разной глубиной проникновения в

содержание: исключительно запрашиваемая информация, восприятие

основной идеи или полное понимание аудиотекста. Сталкиваясь с

незнакомыми словами, не следует паниковать, а пытаться догадаться о их

значении по контексту, словообразующим элементам или не обращать на них

внимания, если это не мешает пониманию текста.

Часто ученики теряют время, хотя и знают процедуру выполнения теста

по

аудированию.

Вместо

того,

чтобы

внимательно

прочитать

вопросы

в

задании, они ждут начала звукозаписи. Надо обратить внимание учащихся на

необходимость ознакомления с вопросами до начала записи, т.к. это поможет

сориентироваться

в

тематике

аудиотекста,

выбрать

стратегию

восприятия

информации.

Мы

учимся

заносить

ответы

уже

при

первичном

прослушивании текста, учащиеся знают, что вопросы задания расположены в

порядке поступления информации. Если ученик не может ответить на вопрос,

следует его пока оставить, перейти к другим вопросам, а потом вернуться к

вызвавшему

затруднение

(при

повторном

прослушивании).

Главное

при

выполнении теста по аудированию – рационально использовать временной

режим, не допустить сбоя при восприятии информации, что может вызвать

замешательство,

панику

и

в

результате

неблагоприятно

повлиять

на

результаты теста.

Где брать тексты для аудирования? Желательно у носителей языка.

Издания OUP, CUP,Longman,Macmillan предлагают огромное количество

текстов для подготовки к аудированию в рамках ЕГЭ. Прослушивание

материалов для аудирования в классе обязательно должно дополняться

прослушиванием дома.

Раздел 2. ЧТЕНИЕ.

Для подготовки к тестированию по чтению следует подбирать на уроках

не только отрывки из художественной литературы, газетные и журнальные

статьи, но и объявления, брошюры, вывески, рекламу, путеводители, т.к.

экзаменационные тексты представляют различные жанры. Задания базового

уровня обычно не вызывают трудности в выполнении. При подборе заголовка

к каждому тексту проверяется умение понять основную тему текста. С целью

экономии времени учу детей не прочитывать сразу весь текст, а прочитать

сначала заголовки, а затем каждый текст в отдельности.

При выполнении задания повышенного уровня сложности можно и не

прочитывать весь текст, но вчитаться в само предложение с пропуском, а

также в предыдущее и последующее предложения. Здесь важно владение

синтаксисом, понимание структуры предложения и текста. Еще надо

внимательно изучить пропущенные части предложений и определить их

грамматическую роль (сказуемое, дополнение, придаточное предложение).

Задание высокого уровня сложности является трудным для многих

учащихся, т.к. установление логических связей в предложении, между

предложениями и частями текста предполагает умение читать между строк,

полностью понять прочитанное, а это не всем дается. Сбивают с толку те

неправильные варианты ответов, которые содержат слегка измененную

информацию по тексту, что вызывает неуверенность в выборе нужного

ответа. Выполняя упражнения по чтению, учимся отличать ложную

информацию, которая не присутствует в тексте.

Раздел 3. ГРАММАТИКА, ЛЕКСИКА.

При выполнении заданий базового уровня требуется преобразовать слова,

напечатанные на полях напротив пропуска так, чтобы они грамматически

соответствовали содержанию текста. Важно перед тем, как начать заполнять

пропуски, прочитать весь рассказ, чтобы понять его основное содержание (в

задании дается связный отрывок из художественного или научно-

популярного текста). Подсказка на выбор правильной грамматической формы

слова вовсе не обязательно находится в самом предложении, а может быть

где-нибудь еще в тексте. Надо приучать детей вникать в смысл предложения

при заполнении пропусков; определять, какая часть речи нужна для

заполнения пропуска.

К типичным ошибкам относится неверный выбор грамматических форм

(прошедших времен глагола, сложное дополнение, условные предложения,

сослагательное

наклонение

и

др.)

На

уроках

следует

делать

как

можно

больше

заданий,

тренирующих

и

закрепляющих

навыки

выбора

грамматических форм в соответствии с коммуникативным намерением.

В заданиях повышенного уровня сложности проверяется владение

учащимися способами словообразования. Требуется заполнить пропуски в

связном отрывке из художественного или публицистического текста,

образовав однокоренное слово от данного на полях таким образом, чтобы оно

лексически и грамматически подходило в предложение. Здесь важно понять,

какая часть речи подойдет (существительное, глагол, прилагательное,

наречие) и вспомнить суффиксы, характерные для этой части речи (для

существительных : -ment, -ism, -ness; для глаголов : -ise, -ify, -en; для

прилагательных: -ful, -ous, -ate; для наречия : -ly.) Также следует знать и

приставки : dis-, un-, im-, il-, in-, ir- ). Часто встречаются ошибки в написании

суффиксов ( -ance/-ence, -ant/-ent ). Учу детей обращать внимание на то, что

стоит до и после пропуска: есть ли предлоги до и после, артикли и т.д. Это

поможет выбрать нужную часть речи.

Трудным для многих детей является задание множественного выбора,

что

связано

с

недостаточно

сформированным

навыком

употребления

лексических единиц в соответствии с их сочетаемостью в коммуникативном

контексте. Надо сделать выбор из четырех предложенных вариантов, где

могут быть слова, близкие по значению или по форме, фразовые глаголы,

устойчивые сочетания. Учу ребят вникать в контекст, анализировать слова,

стоящие до и после пропуска; тренируем фразовые глаголы, на употребление

которых особенно много ошибок.

Раздел 4. ПИСЬМО.

Написание письма-ответа на письмо друга не вызывает особых

затруднений. За время обучения учащиеся неоднократно выполняют на

уроках задания подобного типа, знают правила написания личного письма,

однако все равно допускают ошибки в формате письма (указывают адрес

получателя, а не отправителя, отсутствует подпись, нет даты, обращения и

т.д.) Не всегда соблюдаются нормы вежливости: нет ссылки на предыдущие

контакты, благодарности за полученное письмо. Некоторые ученики

забывают прокомментировать новость, содержащуюся в письме, задать по

существу этой новости вопросы, дать совет, выразить свое мнение. Важно

соблюдать объем письма (100-140 слов, включая предлоги и артикли).

Чрезвычайно важна форма письма (расположение составных частей письма

на странице). Следует сказать детям о возможности фантазировать в своем

письме, ведь главное здесь – дать достаточную порцию своей письменной

речи на английском языке. Закончив письмо, необходимо проверить его на

наличие орфографических и грамматических ошибок.

Выполнение второго задания из раздела «Письмо» - высказывания с

элементами рассуждения – представляет определенную трудность для многих

учащихся. Прежде всего следует формировать у детей следующие умения:

-

умение

внимательно

читать

задание

и

выделять

всю

существенную

информацию;

- умение приводить аргументы и доказательства в поддержку своих мыслей,

следить за логикой высказывания;

- умение употреблять средства логической связи между частями текста.

При подготовке учащихся к написанию данного творческого задания

следует

обращать

их

внимание

на

логичность

построения

письменного

высказывания, необходимость деления текста на абзацы, на использование

средств логической связи (местоимений, союзов, вводных слов и т.д.) между

предложениями и абзацами. Начать работу необходимо со вступления, где

следует обозначить ту или иную проблему. Закончить высказывание надо

своеобразным финалом (заключением), вытекающим из приведенных выше

аргументов «за» и «против».

Обязательно личное отношение автора высказывания к проблеме. Важно

соблюдать объем работы (200-250 слов). Советую детям составлять план при

обдумывании ответа. Многие ученики считают эту часть раздела «Письмо»

(да и всего теста в целом) самой трудно выполнимой. Есть дети, которые

даже не приступают к выполнению этого задания, опасаясь орфографических

и грамматических ошибок. Необходимо предупредить учащихся, что работа

должна быть написана четким разборчивым почерком. Оценка может быть

снижена,

если

работа

представляет

трудность

для

ее

прочтения

экзаменатором.

Список литературы для подготовки к ЕГЭ.

1. ЕГЭ – 2009г. / Е.С.Музланова - М. : Астрель, 2009.

2. ЕГЭ – 2009г. Сдаем без проблем! / Л.Н.Иванова. – М.:Эксмо, 2009г.

3. Экспресс – репетитор для подготовки к ЕГЭ: « Грамматика и лексика»

/Е.С.Музланова.-М.: Астрель, 2009г.

4. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий ЕГЭ / О.Д.Ивашова.

– М.:Экзамен, 2009г.

5. Раздаточный материал тренировочных тестов / Е.Ю.Северинова. – СПб.:

Тригон, 2008г.

6. ЕГЭ – 2010г. /М.В.Вербицкая.- М.: Астрель, ФИПИ, 2010г.

7. Демонстрационные варианты - КИМ 2009г.,2010г.

8.

Учебное

пособие

для

подготовки

к

ЕГЭ

по

английскому

языку

:

аудирование и говорение ; чтение и письмо – Издательство Macmillan.

Это очень полезные сборники отлично организованных материалов.

Многие снабжены дисками (аудиоматериал для тестов и подготавливающих к

ним заданий, а также CD – ROM с интерактивными тестами). Пригодны для

самостоятельной работы дома. Выполняя тесты, (чем больше, тем лучше!)

ученики начинают «чуять» правильный ответ, т.к. начинают понимать логику

теста, успевают подготовиться к «ловушкам», расставленным в заданиях, и

чувствуют себя более уверенными, т.к. уже «набили руку».

Учитель английского языка Демарчук М.Н.



В раздел образования