Напоминание

"Цивилизации Древнего Востока"


Автор: Шимохина Ольга Юрьевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа № 45" г. Читы
Населённый пункт: Забайкальский край, г. Чита
Наименование материала: Урок
Тема: "Цивилизации Древнего Востока"
Раздел: среднее образование





Назад




Шимохина Ольга Юрьевна, учитель истории

Тема урока: Цивилизации Древнего Востока

Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний

Цель урока: Создать условия для обобщения и систематизации знаний учащихся по теме «Цивилизации Древнего Востока»

Задачи: 1. учащиеся раскрывают существенные, характерные черты древневосточных обществ: а) формы государственного устройства

древних обществ (с использованием понятия «деспотия», «закон»), б) положения основных групп населения (правители и подданные,

свободные и рабы), в) используют историческую карту как источник информации о расположении древних цивилизаций и государств;

2. продолжают формировать навыки работы с различными источниками информации; самостоятельный поиск, извлечение, систематизация,

анализ и отбор необходимых материалов для решения учебной задачи.

Формы и методы обучения: методы - словесный, практический; формы – индивидуальная фронтальная, групповая.

Организационная структура урока

Этапы урока

Задания и

упражнения

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

Формы

работы

УУД

Формы

контроля

I.Организацион

ный момент

Подготовка

учащихся к уроку

Проверяет готовность

учащихся к уроку

Готовятся к уроку

Фронтальная

Понимают значение

знаний для человека и

принимают его

II.Актуализаци

я знаний

Беседа по

теме «Что

такое

Древний

Восток»

Организует диалог с

учащимися по вопросам:

- какие древние цивилизации

были изучены? В какой

части света они находились?

Подводит учащихся к

формулированию темы и

цели урока

Отвечают на

вопросы,

формулируют тему и

цель урока; делают

записи в тетради

Фронтальная

Актуализируют ранее

полученные знания;

самостоятельно выделяют

и формулируют цели;

формулируют ответы на

вопросы учителя

Записи в

тетради

Работа с

понятиями

Предлагает учащимся на

примерах показать наличие

признаков цивилизации и

государства на Древнем

Востоке

Отвечают на

вопросы, приводят

примеры

Фронтальная

Устный

опрос

III. Обобщение

и

систематизация

знаний

Работа в

группах

(Задание:

приложения №1, №

2, №3,№ 4)

- Организует работу

учащихся в группах,

знакомит с заданиями

- Осуществляет контроль,

корректирует ответы

учащихся, делает запись в

сводной таблице на доске:

«Общие черты восточных

цивилизаций»

- Выполняют

задания

- По группам дают

на предложенные

задания; делают

записи в сводной

таблице в тетради:

«Общие черты

восточных

цивилизаций»

Групповая

Групповая,

индивидуаль

ная

Применяют правила

делового сотрудничества;

привлекают информацию,

полученную ранее, для

решения учебной задачи

Анализируют, делают

выводы; формулируют

ответы на вопросы

учителя; строят

монологические

высказывания

Записи в

тетради,

устные

ответы

Работа в

группах

(Задание:

приложения №5)

- Организует работу

учащихся в группах,

знакомит с заданиями

- Осуществляет контроль,

корректирует ответы

учащихся, делает запись в

сводной таблице на доске:

«Особенности цивилизаций

Древнего Востока»

- Выполняют

задания

- По группам дают

на предложенные

задания; делают

записи в сводной

таблице в тетради:

«Особенности

цивилизаций

Древнего Востока»

Групповая,

индивидуаль

ная

Привлекают информацию,

полученную ранее для

решения учебной задачи;

формулируют ответы на

вопросы задания

Записи в

тетради,

устные

ответы

IV. Контроль

Текст с

пропущен

ными

Поясняет задание.

Собирает работы

учащихся на проверку

Выполняют задания

учителя

Индивидуаль

ная

Привлекают информацию,

полученную ранее для

решения учебной задачи

Выполнен

ие

задания

ключевыми

понятиями

(Задание:

приложения № 6)

V.Итоги урока.

Рефлексия

Оценка урока

учащимися.

Самооценка.

Поясняет, как нужно

произвести оценивание

Оценивают свою

работу на уроке

Индивидуаль

ная

Оценивают собственную

деятельность

Рисунок-

символ в

тетради

VI. Домашнее

задание

Подготовить

рисунки по теме

«Путешествие по

Древнему Востоку»

Конкретизирует

домашнее задание

Записывают

домашнее задание

Индивидуаль

ная

Приложение № 2

II группа: Кто и как правил обществом?

Задание: Сопоставьте имена исторических деятелей и страны, в которых они правили.

Фараон Хеопс Китай

Царь Хаммурапи Ассирия

Император Цинь Шихуанди Вавилон

Царь Ашшурбанапал Египет

Чем прославились имена этих правителей?

Приложение № 3

III группа: Как было устроено общество

1)

Задание: В какой стране общество делилось на следующие группы:

Фараоны

Жрецы, вельможи

Писцы

ремесленники

Земледельцы

рабы

Почему общественное устройство этой страны можно назвать пирамидой?

2)

Задание:

Как

назывались

группы,

на

которые

было

разделено

индийское

общество?

Сопоставьте

общественную группу и род занятий:

Брахманы Неприкасаемые

Кшатрии Земледельцы, ремесленники

Вайшьи Жрецы

Шудры Царь и знатные воины

Парии Слуги

Мог ли человек, принадлежавший к одной социальной группе со временем перейти в другую, почему?

Приложение № 4

IV группа: Как было устроено общество

1) Задание:

Законы царя Хамурапи:

Если человек купит из руки сына человека (полноправного жителя Вавилонского царства) или из руки раба

человека без свидетелей и договора или возьмёт на хранение либо серебро, либо золото, либо раба, либо рабыню,

либо вола, либо овцу, либо что бы то ни было, то этот человек – вор, его должно убить.

Если человек нанимает какого-либо ремесленника: землекопа, портного, кузнеца, столяра, строителя, кожевника,

то должен в день ему давать 0,05 г серебра.

Если человек ленится укрепить плотину своего поля и по его вине будут затоплены другие поля, то человек, в

плотине которого произошёл прорыв, должен возместить хлеб, который он погубил.

Если раб ударит по щеке кого-либо из людей, то должно отрезать ему ухо.

На какие группы делилось население Вавилонского царства?

2)Задание:

В древнекитайской рукописи рассказывалось, что бедный народ живёт тяжело, ест пищу собак и свиней, одевается в

шкуры. На строительство китайской стены сгоняли тысячи крестьян и рабов. От притеснения чиновников люди

убегали в леса и горы.

Каким было общественное устройство в поднебесной?

Приложение № 5

Вклад отдельных цивилизаций Востока в достижения мировой культуры:

- Создание архитектурных сооружений;

- произведения искусства;

- изобретения;

- предметы быта.

Приложение № 6

Более 5 тысяч лет назад появились первые ________________. Ранние цивилизации возникли в долинах _________ и

поэтому их называли ________________. Основное занятие населения в цивилизациях Древнего Востока -

___________. Во главе государства стоял __________. Власть его передавалась по наследству, была ни кем и ни чем не

ограничена и получила название ___________________. Люди не были равны, во всех странах существовало

______________. Господствующей формой религии у народов Древнего Востока было ________________.



В раздел образования