Автор: Шимохина Ольга Юрьевна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МБОУ "Средняя общеобразовательная школа № 45" г. Читы
Населённый пункт: Забайкальский край, г. Чита
Наименование материала: Урок
Тема: "Цивилизации Древнего Востока"
Раздел: среднее образование
Шимохина Ольга Юрьевна, учитель истории
Тема урока: Цивилизации Древнего Востока
Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний
Цель урока: Создать условия для обобщения и систематизации знаний учащихся по теме «Цивилизации Древнего Востока»
Задачи: 1. учащиеся раскрывают существенные, характерные черты древневосточных обществ: а) формы государственного устройства
древних обществ (с использованием понятия «деспотия», «закон»), б) положения основных групп населения (правители и подданные,
свободные и рабы), в) используют историческую карту как источник информации о расположении древних цивилизаций и государств;
2. продолжают формировать навыки работы с различными источниками информации; самостоятельный поиск, извлечение, систематизация,
анализ и отбор необходимых материалов для решения учебной задачи.
Формы и методы обучения: методы - словесный, практический; формы – индивидуальная фронтальная, групповая.
Организационная структура урока
Этапы урока
Задания и
упражнения
Деятельность учителя
Деятельность
учащихся
Формы
работы
УУД
Формы
контроля
I.Организацион
ный момент
Подготовка
учащихся к уроку
Проверяет готовность
учащихся к уроку
Готовятся к уроку
Фронтальная
Понимают значение
знаний для человека и
принимают его
II.Актуализаци
я знаний
Беседа по
теме «Что
такое
Древний
Восток»
Организует диалог с
учащимися по вопросам:
- какие древние цивилизации
были изучены? В какой
части света они находились?
Подводит учащихся к
формулированию темы и
цели урока
Отвечают на
вопросы,
формулируют тему и
цель урока; делают
записи в тетради
Фронтальная
Актуализируют ранее
полученные знания;
самостоятельно выделяют
и формулируют цели;
формулируют ответы на
вопросы учителя
Записи в
тетради
Работа с
понятиями
Предлагает учащимся на
примерах показать наличие
признаков цивилизации и
государства на Древнем
Востоке
Отвечают на
вопросы, приводят
примеры
Фронтальная
Устный
опрос
III. Обобщение
и
систематизация
знаний
Работа в
группах
(Задание:
приложения №1, №
2, №3,№ 4)
- Организует работу
учащихся в группах,
знакомит с заданиями
- Осуществляет контроль,
корректирует ответы
учащихся, делает запись в
сводной таблице на доске:
«Общие черты восточных
цивилизаций»
- Выполняют
задания
- По группам дают
на предложенные
задания; делают
записи в сводной
таблице в тетради:
«Общие черты
восточных
цивилизаций»
Групповая
Групповая,
индивидуаль
ная
Применяют правила
делового сотрудничества;
привлекают информацию,
полученную ранее, для
решения учебной задачи
Анализируют, делают
выводы; формулируют
ответы на вопросы
учителя; строят
монологические
высказывания
Записи в
тетради,
устные
ответы
Работа в
группах
(Задание:
приложения №5)
- Организует работу
учащихся в группах,
знакомит с заданиями
- Осуществляет контроль,
корректирует ответы
учащихся, делает запись в
сводной таблице на доске:
«Особенности цивилизаций
Древнего Востока»
- Выполняют
задания
- По группам дают
на предложенные
задания; делают
записи в сводной
таблице в тетради:
«Особенности
цивилизаций
Древнего Востока»
Групповая,
индивидуаль
ная
Привлекают информацию,
полученную ранее для
решения учебной задачи;
формулируют ответы на
вопросы задания
Записи в
тетради,
устные
ответы
IV. Контроль
Текст с
пропущен
ными
Поясняет задание.
Собирает работы
учащихся на проверку
Выполняют задания
учителя
Индивидуаль
ная
Привлекают информацию,
полученную ранее для
решения учебной задачи
Выполнен
ие
задания
ключевыми
понятиями
(Задание:
приложения № 6)
V.Итоги урока.
Рефлексия
Оценка урока
учащимися.
Самооценка.
Поясняет, как нужно
произвести оценивание
Оценивают свою
работу на уроке
Индивидуаль
ная
Оценивают собственную
деятельность
Рисунок-
символ в
тетради
VI. Домашнее
задание
Подготовить
рисунки по теме
«Путешествие по
Древнему Востоку»
Конкретизирует
домашнее задание
Записывают
домашнее задание
Индивидуаль
ная
Приложение № 2
II группа: Кто и как правил обществом?
Задание: Сопоставьте имена исторических деятелей и страны, в которых они правили.
Фараон Хеопс Китай
Царь Хаммурапи Ассирия
Император Цинь Шихуанди Вавилон
Царь Ашшурбанапал Египет
Чем прославились имена этих правителей?
Приложение № 3
III группа: Как было устроено общество
1)
Задание: В какой стране общество делилось на следующие группы:
Фараоны
Жрецы, вельможи
Писцы
ремесленники
Земледельцы
рабы
Почему общественное устройство этой страны можно назвать пирамидой?
2)
Задание:
Как
назывались
группы,
на
которые
было
разделено
индийское
общество?
Сопоставьте
общественную группу и род занятий:
Брахманы Неприкасаемые
Кшатрии Земледельцы, ремесленники
Вайшьи Жрецы
Шудры Царь и знатные воины
Парии Слуги
Мог ли человек, принадлежавший к одной социальной группе со временем перейти в другую, почему?
Приложение № 4
IV группа: Как было устроено общество
1) Задание:
Законы царя Хамурапи:
Если человек купит из руки сына человека (полноправного жителя Вавилонского царства) или из руки раба
человека без свидетелей и договора или возьмёт на хранение либо серебро, либо золото, либо раба, либо рабыню,
либо вола, либо овцу, либо что бы то ни было, то этот человек – вор, его должно убить.
Если человек нанимает какого-либо ремесленника: землекопа, портного, кузнеца, столяра, строителя, кожевника,
то должен в день ему давать 0,05 г серебра.
Если человек ленится укрепить плотину своего поля и по его вине будут затоплены другие поля, то человек, в
плотине которого произошёл прорыв, должен возместить хлеб, который он погубил.
Если раб ударит по щеке кого-либо из людей, то должно отрезать ему ухо.
На какие группы делилось население Вавилонского царства?
2)Задание:
В древнекитайской рукописи рассказывалось, что бедный народ живёт тяжело, ест пищу собак и свиней, одевается в
шкуры. На строительство китайской стены сгоняли тысячи крестьян и рабов. От притеснения чиновников люди
убегали в леса и горы.
Каким было общественное устройство в поднебесной?
Приложение № 5
Вклад отдельных цивилизаций Востока в достижения мировой культуры:
- Создание архитектурных сооружений;
- произведения искусства;
- изобретения;
- предметы быта.
Приложение № 6
Более 5 тысяч лет назад появились первые ________________. Ранние цивилизации возникли в долинах _________ и
поэтому их называли ________________. Основное занятие населения в цивилизациях Древнего Востока -
___________. Во главе государства стоял __________. Власть его передавалась по наследству, была ни кем и ни чем не
ограничена и получила название ___________________. Люди не были равны, во всех странах существовало
______________. Господствующей формой религии у народов Древнего Востока было ________________.