Автор: Виноградова Юлия Алексеевна
Должность: учитель математики
Учебное заведение: МАОУ «Школа № 17»
Населённый пункт: город Великий Новгород
Наименование материала: статья
Тема: Тест как один из основных методов контроля знаний
Раздел: среднее образование
Виноградова Ю. А.
Учитель математики МАОУ «Школа № 17» г. Великий Новгород
ТЕСТ КАК ОДИН ИЗ ОСНОВНЫХ МЕТОДОВ КОНТРОЛЯ
ЗНАНИЙ.
Аннотация
В
статье
исследуется
применение
компьютерных
технологий
на
уроках,
рассматриваются
различные
программы
тестирования,
раскрываются основные возможности программы MyTest, как для контроля
знаний учащихся, так и для их самообучения.
Использование
современных
компьютерных
технологий
встречается
практически на каждом уроке в школе. Это и использование интерактивной
доски, проектора, колонок. Также использование прикладных программ, с
помощью которых учащиеся просматривают презентации, фильмы, учебные
видеоролики, создают чертежи, рисунки. Для детей, которые растут в век,
стремительно
развивающих
компьютерных
технологий,
такие
уроки
становятся
более
интересными,
наглядными,
а
использование
различных
«онлайн» тренажеров по предметам заставляет их по-другому посмотреть на
предмет, заинтересовать их, добиться успеха в решении той или иной задачи.
Помимо
различных
программ,
предназначенных
для
обучения
и
развития
детей,
необходимы
программы,
помогающие
контролировать
усвоение
новых
знаний.
Одной
из
форм
контроля
знаний
является
тестирование.
Тестирование позволяет за определенное время проверить результаты
усвоения предмета. Так как с 2009 года формой выпускных экзаменов теперь
является
тестирование,
то
формирование
навыков
работы
с
тестовыми
заданиями отрабатывается на уроках.
Наиболее популярным в школе являются использование двух типов
тестовых заданий: выбор варианта ответа или из нескольких вариантов.
На самом деле тестовых заданий насчитывают порядка 90 видов.
Различные
авторы
выделяют
свои
классификации
форм
и
видов
тестовых
заданий.
Более
обобщенную
классификацию
представил
А.Н.
Майоров. Она имеет следующий вид:
Каждый тип тестового задания ориентирован на разные планируемые
результаты, которые хотел бы проверить учитель. Если требуется оценить
быстро
и
однозначно
результат,
то
используют
задания
закрытого
типа.
Данного
типа
задания
все
же
содержат
подсказку
в
своем
вопросе
и,
следовательно,
снижают
объективность
контроля.
Например,
задание
с
одиночным выбором, мерой пути является:
1.
километр;
2.
секунда;
3.
градус;
4.
гектар.
Или задание с выбором нескольких вариантов, например: какие из
чисел являются натуральными, то есть принадлежат множеству натуральных
чисел. Варианты ответов перечислить через запятую.
1.
-5
2.
3
3.
2,3
4.
1223
Если требуется более качественная проверка, когда результат нельзя
подставить наудачу, то применяют задания открытого типа, где предполагают
самостоятельный
ответ
на
вопрос
без
подсказок.
Например,
скорость
автомобиля 80км/ч. За какое время автомобиль проехал 240 км. Ответ дайте в
часах.
Также часто встречаются вопросы на восстановление соответствия, в
котором
нужно
найти
соответствие
между
двумя
списками
элементов
и
установление
последовательности
элементов.
Например,
установить
последовательность действий при упрощении выражений:
1.
Умножение/деление;
2.
Сложение/вычитание;
3.
Раскрытие скобок.
Ответ: 3,1,2.
Использование
различных
программ
по
созданию
теста
позволяет
ускорить
процесс
проверки
заданий,
сформировать
большое
количество
различных вариантов тестовых заданий, в некоторых системах возможно
использование функции случайного порядка заданий и вариантов ответа, что
препятствует
списыванию
учениками.
Так
же
в
некоторых
системах
существует
возможность
дифференцирования
заданий
по
уровням
сложности.
Многие
программы
тестирования
имеют
возможность
мгновенного
сообщения
компьютеру
преподавателя,
как
результатов
тестирования каждого студента, так и слежение за процессом тестирования
каждого
испытуемого,
т.е.
количество
выполненных
заданий,
оставшееся
время работы с тестом результаты тестирования и многие другие.
Несмотря
на
положительные
стороны,
тестирование
имеет
и
свои
минусы:
-ограничения
по
времени
при
выполнении
тестовых
заданий,
не
позволяет
иногда
определить
точный
уровень
подготовки
из-за
психофизиологических особенностей детей, которые в силу своих думают и
делают все медленно, но при этом качественно;
-частое использование тестирования, как контроля знаний учащихся,
приводит к пассивности речевого аппарата, а также не развивают
логику
рассуждения обучаемого;
-еще одним недостатком являются ситуации выбора ответов «наугад»
или методом исключения.
Систем
тестирования
или
тестовых
оболочек,
в
которых
можно
создавать свои личные базы тестов много, все они отличаются интерфейсом,
функциональной
возможностью,
типами
тестовых
заданий,
стоимостью.
Среди
таких
систем
можно
выделить
универсальную
систему
автоматизированного
тестирования
и
контроля
УСАТИК,
систему
компьютерного тестирования МАСТЕРТЕСТ, систему тестирования INDIGO,
систему подготовки и проведения тестирования eTest, систему тестирования
MyTest, контрольно-тестовую систему KTC-Net 3 и многие другие. Также с
развитием
дистанционного
образования,
существуют
различные
тестовые
оболочки в дистанционных системах обучения.
Одной из широко применяемых программ в школе, является программа
MyTest. В данной программе удобный и понятный для любого пользователя
интерфейс, возможность использования различных типов зданий в тесте,
возможность ограничения по времени теста, различные варианты сложности
задания, случайный прядок заданий и ответов, что уменьшит возможность
обмена ответами у учеников.
Программа
состоит
из
трех
модулей:
Модуль
тестирования
(MyTestStudent),
Редактор
тестов
(MyTestEditor)
и
Журнал
тестирования
(MyTestServer).
Редактор
тестов
(MyTestEditor)
–
это
модуль,
в
котором
учитель
непосредственно составляет, редактирует и сохраняет свои тестовые задания,
распределяя их по типам.
Модуль
тестирования
(MyTestStudent)
–
модуль,
для
учащихся,
в
котором они работают с тестовыми заданиями.
И
в
журнале
тестирования
(MyTestServer)
программа
показывает
результаты
тестирования
учащихся
–
ФИО
ученика,
класс,
количество
набранных баллов, верные и неверные ответы в заданиях.
Сбор
результатов
происходит
на
компьютере
учителя,
поэтому
возможно организовать как локальное тестирование, так и сетевое. Учитель
сам выбирает для себя подходящую систему оценивания: 5-балльная оценка,
100-бальная
и
в
системе
зачет/незачет.
Ученик
видит
свой
результат
тестирования
сразу,
после
окончания
прохождения
теста.
Учитель
одновременно с учеником получает результат. Учитель может оценить или
проанализировать их в любое удобное для него время. Также возможно
организовать
раздачу
тестов
учащимся
через
сеть,
тогда
отпадает
необходимость каждый раз копировать файлы тестов на все компьютеры.
Раздавать можно сразу несколько разных тестов. И непосредственно следить
за
процессом
тестирования.
Учитель
может
видеть,
кто
и
какой
тест
выполняет, сколько заданий уже выполнено и какова их результативность.
Программа работает с десятью типами заданий: одиночный выбор,
множественный
выбор,
установление
порядка
следования,
установление
соответствия, указание истинности или ложности утверждений, ручной ввод
числа, ручной ввод текста, выбор места на изображении, перестановка букв,
заполнение пропусков (MyTestXPro).
Так же данная программа может быть не только средством контроля
знаний, но так же быть обучающей. В чем это заключается?
Выбирая обучающий режим, учитель для каждого задания добавляет
подсказки, а также объяснение верного ответа. Ученик, делая ошибку, может
увидеть объяснение к ней, и в следующий раз не допустит ее.
Помимо
обучающего
режима,
программа
поддерживает
и
другие:
штрафной,
свободный
и
монопольный
режим.
Штрафной
режим
подразумевает штрафы за неправильные ответы, то есть система отнимает
баллы у тестируемого ученика. В свободном режиме можно переходит с
вопроса на вопрос, пропускать задание, возвращаться к нему. Монопольный
режим
применяется
в
случаях,
когда
учащихся
стоит
оградить
от
возможности зайти в сеть Интернет и списать.
Еще из одних плюсов данной программы – это не только решение
заданий на компьютере, но и возможность распечатать тест на бумаге.
Таким образом, данная программа является незаменимым помощником
при
создании
контрольно-измерительного
материала.
Возможность
редактирования ее для каждого класса, а так же ученика индивидуально
позволяет дифференцировать тест. Она позволяет сэкономить время учителей
при проверке заданий теста. Тесты заставляют учащихся мыслить логически,
использовать
зрительное
внимание,
укреплять
память.
Остается
только
большая работа по созданию учителями базы тестов, с которыми бы они
работали на своих предметах, могли в любе время редактировать и применять
его
на
своих
уроках,
как
обучающий
материал,
так
и
контроль
знания
учащихся.
Литература:
1.
Аванесов В.С. Композиция тестовых заданий. – М.: АДЕПТ, 1998.
2.
Ефремова Н.Ф. Учебные достижения как объект тестирования и
показатель качества в образовании // Вопросы тестирования в образовании. –
2004. – № 9.
3.
Челышкова
М.Б.
Теория
и
практика
конструирования
педагогических тестов: Учеб. пособие. – М.: Логос, 2002. – 432с.