Автор: Богорад Марина Александровна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ СОШ №1
Населённый пункт: г.Темрюк,Краснодарский край
Наименование материала: Проект
Тема: "Красная книга"
Раздел: начальное образование
Отчёт о реализации социально значимого проекта
«Красная книга»
Актуальность
проекта
:
Актуальность данного проекта заключается в том, что патриотическому воспитанию
подрастающего
поколения
в
последнее
время
уделяется
большое
внимание,
так
как
детство и юность самая благодатная пора для привития чувства любви к своей родине, к
своему краю. Воспитание настоящего гражданина своей страны необходимо начать с
изучения своего родного края.
Цель
проекта
:
практическая: систематизация
имеющейся
информации
о
растениях,
нуждающихся в охране, которую было бы реально использовать в воспитательной
работе по формированию экологического сознания учащихся.
педагогическая: путём
последовательных
действий
формирование
в
процессе проектной деятельности активной гражданской позиции и социальной
ответственности, выражающееся в формировании основных ключевых ценностей
обучающихся, которые позволят им научиться вносить свой вклад в позитивные
социальные изменения.
Задачи
проекта
:
1.
Развитие у учащихся активной гражданской позиции и любви к своему краю
как важнейших духовно – нравственных ценностей.
2.
Развитие интереса у учащихся к изучению вопросов, связанных с экологией
своего района.
3.
Воспитание у учащихся чувства ответственности за экологическую
обстановку в своей стране, в своем крае, в своем городе.
4.
Формирование умений и навыков работы с различными источниками
информации, а также систематизации информации и применение ее в
учебной деятельности, внеклассной работе и повседневной жизни.
5.
Формирование навыков обработки информации в виде докладов,
рефератов, компьютерных презентаций.
Кратким
содержанием
проекта
является
сбор
информации
о
растениях,
животных занесенных в Красную книгу.
Ход проведения проекта
1. На доске девиз: “Любить и охранять родную природу!”
Сообщение темы и цели занятия.
2. Выходят дети и читают стихи о Красной книге.
(Звучит мелодия Л.В.Бетховена “Лунная соната”).
Красная книга
Охраняется Красной книгой
Столько редких зверей и птиц,
Чтоб пустыни нагрянуть не смели,
Чтобы души не стали пусты,
Охраняются звери, охраняются змеи,
Охраняются даже цветы.
Мы леса и поля обижаем,
Стонут реки от горьких обид.
А себя мы прощаем. Прощаем.
Но грядущее нас не простит.
Красная книга, красная.
Может, значит, она, что природа умрет?
Цель у нее иная:
Все живое хранить зовет.
Учитель: Остановись! Ещё один неосторожный шаг, и может быть
поздно.
Природа гибнет и просит у нас защиты, многие животные и растения
стали редкими. Они занесены в Красную книгу.
Сообщения детей
Сообщение 1 учащегося
Природа создала много разных творений. Растения и животные в ней
занимают особое место. Однако многим из них угрожает опасность
исчезнуть с лица Земли. Начиная с 1600 года (карточка) на нашей
планете вымерло около 150 видов животных, причем более половины
из них – за последние 50 лет. Все эти животные погибли в основном по
вине человека. Многие растения и животные, которые раньше
встречались часто, теперь стали редкими. Они внесены в Красную
книгу.
Приложение 2
Сообщение 2 учащегося
В одной стране жили необыкновенные голуби. Громадными стаями
перелетали они с одного места на другое. Называли их
странствующими. Люди убивали их ради вкусного мяса, и охота не
прекращалась до тех пор, пока на планете не осталось ни одного
голубя. Так по вине человека погибло много видов птиц, насекомых,
растений.
Приложение 3
Сообщение 3 учащегося
Первыми попали в Красную книгу морские коровы и странствующие
голуби. Проблема появилась очень давно. Это было почти 250 лет
назад. Экспедиция Беринга обнаружила в море, у самого берега,
интересных животных, которые паслись в зарослях морской капусты.
Их назвали морскими коровами. Эти животные напоминали
современных тюленей, но были очень доверчивы, людей они не
боялись, близко подплывая к лодкам. А люди безжалостно убивали, и
уже к 1968 году истребили всех.
Учитель: А теперь мы с вами отправляемся в путешествие по
страницам Красной книги. Чем необычна эта книга? Может ли
животное из одной страницы перенесено на другую?
Сейчас мы узнаем о зверях, занесенных в Красную книгу
-Как вы думаете, почему многих животных становится меньше на Земле?
(высказывания детей)
Вырубка лесов.
Уничтожение растений.
Загрязнение воды.
Охота.
Разрушение и загрязнение почв.
Мы – часть природы. Чтобы вырасти счастливыми, окруженными
разными животными, растениями, чтобы улыбалось солнышко - надо
уметь дружить с природой. А как стать ее другом? (Дети отвечают, что
не нужно рвать цветы, мусорить, разорять гнезда и т.п.)
8. Давайте прочитаем стихи о природе!
1.На земле исчезают цветы,
С каждым годом заметнее это.
Меньше радости и красоты
Оставляет нам каждое лето.
^ 2.Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защищаться.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
3. Нас много, ребята,
Пусть каждый из нас
Хоть кустик для сада
Посадит сейчас.
^ 4.Лес зелёный охраняй,
Никого не обижай,
Не губи деревья ты,
Сохрани в лесу цветы!
5.Ты, дружок, смотри, не подкачай!
Правдивым быть и добрым обещай!
Не обижай ни птаху, ни сверчка,
Не покупай для бабочки сачка!
Люби цветы, леса, простор полей-
Всё, что зовётся Родиной твоей!
Учитель: И сейчас вы узнаете, какие птицы находятся в опасности.
Природа, и это, пожалуй, главное, дает человеку радость. Любуясь
красотой природы, человек становится лучше, добрее. Природа учит
человека мудрости. Вот как сказал об этом поэт В. Орлов:
Нас в любое время года Учит мудрая природа. Птицы учат пению.
Паучок - терпению. Пчелы в поле и в саду Обучают нас труду. И к тому
же в их труде Все - по справедливости. Отражение в воде Учит нас
правдивости. Учит снег нас чистоте. Учит солнце доброте И при всей
огромности Обучает скромности. У природы круглый год Обучаться
нужно. Нас деревья всех пород, Весь большой лесной народ, Учат
крепкой дружбе.
Ребята, что создано человеком, чтобы сохранить природу?
ЗАПОВЕДНИКИ, ЗАКАЗНИКИ
Ребята , а сейчас давайте вспомним правила поведения в природе
Давайте обсудим ситуации
1.СИТУАЦИЯ.
Девочки пришли в лес за черникой. Ягод было так много, что можно
было, не сходя с места набрать полную кружку. Чтобы не было скучно
собирать и есть ягоды, они повесили на сук транзистор и включили его
погромче. Когда ведерки и кружки наполнились а рты и губы
почернели от ягод одна из девочек сказала
- Жаль, что Лены нет с нами и она не видит какое хорошее место мы
нашли.
- Ничего мы для нее нарвем кустики с ягодами и покажем -
предложила подружка.
2.СИТУАЦИЯ.
Мальчики подошли к пруду и увидели лягушку. Гриша взял камень и
бросил в нее. Лягушка задергалась, а потом затихла. Павлик
возмутился
- Зачем ты это сделал
- Из-за них бородавки на руках - хмуро ответил Гриша.
- А ты не бери их в руки, если боишься бородавок. Но мне говорили,
что это неправда.
Сценка
Ситуация « Как мы отдыхаем на природе».
Родители изображают семью, которая приехала в лес отдыхать (отец,
мать и две дочери).
ВЕДУЩАЯ: В лес приехала семья
Хороши денечки!
Расположились не спеша у реки в тенечке.
ВЕДУЩАЯ: Папа рыбки наловить - динамит готовит
ПАПА: Рыбку удочкой ловить, много не наловишь!
ВЕДУЩАЯ: Дети, время не теряя, бабочку поймали
Очень весело смеялись, крылья прижигали.
Мама им кричит с полянки:
МАМА: Не трогайте спички!
Ведь прожжете вы карманы в юбках заграничных
Соберите вы цветы, наплетем веночки!
ДЕТИ: Можно посбивать грибы?
МАМА: Ах, оставьте, дочки!
ВЕДУЩАЯ: Вот обед накрыт на стол, вся семья уж в сборе
ПАПА: Пообедать плотно всем, нам домой уж скоро!
ДЕТИ: Вот спасибо, мамочка, было очень вкусно!
МАМА: А теперь, дочурки, отдохнуть вам нужно!
ДЕТИ: Не хотим мы отдыхать, стало очень скучно
Больше нечего ломать, нечем даже поиграть!
МАМА: Эй, отец, пора домой, наигрались детки,
Насладились красотой!
ПАПА: Выброси объедки!
ВЕДУЩАЯ: Вот уехала семья, отдохнув прекрасно,
В лесу настала тишина, но красота угасла.
Ребята, почему нельзя шуметь в лесу?
А что должны были сделать девочки?
Черника растет 10 лет, прежде чем на ней появятся первые ягоды, а
растет она 300 лет, угощая зверей, людей, птиц.
А кто знает, как собирать грибы?
Не ловите бабочек, стрекоз, кузнечиков, лягушек, жуков.
Все живое имеет право на благополучное существование среди своих
собратьев и никто не должен лишать животных построенного ими
гнезда, норы, тем более отнимать у них свободу и жизнь.
Помните ребята:
НИКОГДА НЕ ОБИЖАЙ -
НИ ПЧЕЛУ, НИ МУШКУ,
НИ УЛИТКУ,
НИ ЖУЧКА - темненькое брюшко
НИ КУЗНЕЧИКА,
В ТРАВЕ скачущего ловко,
НИ БЛЕСТЯЩЮЮ В ЛИСТВЕ
БОЖУЮ КОРОВКУ,
НИ СИНИЦУ, НИ ДРОЗДА
НИ КРОТА СЛЕПОГО
НИ ЗА ЧТО, НИКОГДА
НЕ ОБИЖАЙ ЖИВОГО!
Помните ребята:
ДЕРЕВЬЯ, ТРАВЫ И ЦВЕТЫ
С ТОБОЙ ПО-ДРУЖЕСКИ НА «ТЫ»
НО ДАЖЕ С КУСТИКОМ ТРАВЫ
ТЫ БУДЬ, ПОЖАЛУЙСТА, НА «ВЫ».
Учитель: И сейчас вы узнаете, какие растения находятся в опасности.
Показ презентации
Есть просто храм,
Есть храм науки,
А есть еще природы храм –
С лесами, тянущими руки
Навстречу солнцу и ветрам.
Он свят в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь.
Входи сюда,
Будь сердцем чуток,
Не оскверняй ее святынь.
Любите родную природу:
Озера, леса и поля.
Ведь это же наша с тобою
Навеки родная земля.
На ней мы с тобой родились,
Живем мы с тобою на ней!
Так будем же, люди, все вместе
Мы к ней относиться добрей!
Есть одна планета-сад
В этом космосе холодном.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелётных.
Лишь на ней одной увидишь
Ландыши в траве зелёной.
И стрекозы только тут
В речку смотрят удивлённо.
Береги свою планету,
Ведь другой на свете нету!
Птицы, рыбы, звери
В души к людям смотрят,
Вы их жалейте люди
Не убивайте зря!
Ведь небо без птиц- не небо!
А море без рыб- не море!
А земля без зверей- не земля!
Наша планета Земля
Очень щедра и богата:
Горы, леса и поля-
Дом наш родимый, ребята!
Давайте будем беречь планету,
Другой такой на свете нет.
Развеем над нею тучи и дым,
В обиду её никому не дадим!
Беречь будем птиц, насекомых, зверей.
От этого станем мы только добрей.
Украсим всю Землю садами, цветами.
Такая планета нужна нам с вами!
Проект подготовили учащиеся 2 «А» класса МБОУ СОШ №1 и классный
руководитель Богорад М.А.