Автор: Теплякова Инна Леонидовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Лицей № 18"
Населённый пункт: Удмуртская Республика город Сарапул
Наименование материала: Инновационный проект
Тема: «Сторисек – активизация познавательной деятельности обучающихся посредством интегрированного обучения».
Раздел: начальное образование
Инна Теплякова
«Сторисек – активизация познавательной деятельности обучающихся
посредством интегрированного обучения».
ИННОВАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ
Ц е л ь :
п р и в л е ч е н и е
в н и м а н и я
обучающихся
к
книге
и
чтению
посредством интегрированного обучения
через реализацию проекта «Сторисек».
Задачи:
1.
Разработать
проект с учетом
интеграции урочной и внеурочной
деятельности;
2.
А п р о б и р о в а т ь
с и с т е м у
мероприятий,
обеспечивающих
эффективное внедрение проекта в
начальной школе;
3.
Внедрить проект «Сторисек» во
внеурочную
деятельность
в
начальной школе.
4.
Разработ ать
м е т о д и ч е с к и е
рекомендации
по
применению
проекта «Сторисек» в начальной
школе.
Встреча с проблемой.
Сегодня интерес у обучающихся
к
чтению
ст ановит ся
п р о бл е м о й
поколения: книга в любой своей форме
все быстрее отдаляется, интерес к чтению
падает. Перегрузки в учебе, сокращение
с вободного
в ре ме ни
приводят
к
оскудению
интересов
школьника.
В
настоящее
время
преобладают
формы
информационного
обучения,
а
не
поискового направления, что приводит к
получению знаний в «разжеванном» виде,
часто обучение строится на запоминании
огромного
количества
фактов,
отучая
школьника от самостоятельной работы с
книгой. Поэтому, на наш взгляд, перед
педагогом
стоит
одна
из
главнейших
задач
современности
–
возродить
отодвинутый
на
задний
план
интерес
школьника
к
чтению,
попыт аться
вытеснить занявшее, в настоящее время,
главенствующее
место
компьютерные
игры, видеофильмы и другие различные
виды
развлечений,
предлагаемые
шоу-
бизне сом.
Во спитать
т в о рч е с ку ю
личность без книги невозможно: чтение
развивает
познавательные
процессы,
л и ч н у ю
к у л ь т у р у,
ф о р м и р у е т
восприимчивость, способствует развитию
речи, обогащает словарный запас слов.
Процесс обучения чтению должен
быть непрерывным, начиная с начальной
школы. Для повышения читательского
интереса
необходимо
использовать
метапредметные связи.
П у т и
р е ш е н и я . Исходя
из
выше
сказанного
,
нашим
педагогическим
коллективом было принято решение:
разработать
и
внедрить
про ект
«Сторисек», как способ
привлечения к
чтению, расширения кругозора детей,
пополнения
словарного
з ап а с а ,
развития
навыков
осмысленного
ч т е н и я .
Э т о т
и н т е р е с н ы й
и
необычный
проект
разработанн
в
В е л и ко б р и т а н и и
Н е й л о м
Гриффитсом,
доктором
филологии,
автором
книг
по
м е т од ол о г и и
обучения детей в школьном возрасте.
Была
выбрана
юбилейная
дата
детской
поэтессы
А.Л.
Барто
и
составлен план урочной и внеурочной
деятельно сти
по
данной
т е м е ,
согласно рекомендациям ФГОС.
Этапы проекта.
Первый этап
Анализ анкетирования
Разработка проекта
по
теме:
«Сторисек
–
а к т и в и з а ц и я
познавательной
деятельности
обучающихся
по средством
интегрированного обучения»
Апробация систем мероприятий
Второй этап
Вн
е
д
р
е
н
и
е проекта
«Сторисек…» с учетом анализа
результатов апробирования
Д и а г н о с т и ка
р е з ул ьт а т о в
д о с т и ж е н и й
р е а л и з а ц и и
проекта;
П р и н я т и е
р е ш е н и й
п о
результатам диагностики.
Третий этап
Разработка
м е т од и ч е с к и х
рекомендации по применению
н о в ы х
ф о р м
р е а л и з а ц и и
проекта в начальной школе.
Статистическая
о б р аб от ка
полученных
результатов
и
подведение итогов.
Н а п и с а н и е
с т а т е й ,
методических разработок.
Порядок реализации проекта
«Сторисек»
Познание:
з н а ко м с т в о
с
биографией и творчеством поэтессы,
работа со словарями
Развивающие игры: викторины
Беседы:
обсуждение
характера
героя произведения, его поведения…
Социализация:
инсценировки,
ролевая игра
К о м м у н и к а ц и я :
с о в м е с т н а я
деятельность
(ученик
-
педагог
–
библиотекарь – родитель).
Худ
ожес
твен
ное
творчество:
аппликация,
пластилинография, рисунки, поделки.
Д и н а м и ч е с к а я
п а у з а :
пальчиковая
гимнастика,
подвижная
игра.
Ч т е н и е
х у д о ж е с т в е н н о й
литературы: чтение стихов А.Л. Барто.
Здоровье, безопасность: беседа
о
ги ги ен е
н а
п ри мере
г е р о е в
произведений
А.Л.
Барто («Девочка
чумазая»,
«Я
болею»,
«Резиновая
Зина» и т.д.)
Содержание «Сторисека».
Что
такое
«Сторисек»?
Это
«мешок историй»
По своей сути -
настоящий
полотняный
мешок.
Внутри
него
находятся
хорошая
художественная
иллюстрированная
детская книга А.Л. Барто. Дополняют
художественную
книгу
(игрушки,
рукотворная
книжка-раскладушка,
рукотворная
к н и ж к а - м а л ы ш к а ,
научно-популярная
книга
по
теме,
сценарий
внеклассного
мероприятия
«Страна весёлого детства», «Копилка
знаний для родителей» - методические
рекомендации,
словарь,
аудиозапись
на компакт-диске).
Ожидаемые
результ аты
внедрения проекта «Сторисек».
Повышение
ч и т ат е л ь с ко й
компетентности
(удовлетворение потребности в
систематическом чтении)
Контрольные показатели
школьной библиотеки
(посещаемость, читаемость).
Вовлеченность обучающихся в
проект.
Самостоятельность
учащихся
при
подготовке
и
проведении
мероприятий проекта.
Участие и соучастие родителей
в мероприятиях проекта.
Вовлеченность педагогов в
мероприятия проекта.
Немецкий
педагог
А.
Дистервег
справедливо
отметил:
«Ум
ребенка
нельзя
наполнить
знаниями,
он
сам
должен
схватить
и
усвоить
их».
Следовательно, школьник включается
в
любую
деятельность,
когда
это
нужно
именно
ему,
когда
у
него
имеется определенный мотив для ее
выполнения.
Кроме
того,
следует
отметить главное: человек включается
в деятельность только при появлении
мотива участвовать в ней.
П р о е к т
п о з в о л и л
заинтересовать детей, способствовал
а к т и в и з а ц и и
п о з н а в а т е л ь н о й
д е я т е л ь н о с т и
н а
о с н о в е
метапредметности.
В
результате
образовалась общность любителей и
ценителей
книг.
У
ребят
появилась
д о п о л н и т е л ь н а я
в о з м о ж н о с т ь
регулярно
общаться
друг
с
другом,
воспринимать и оценивать друг друга,
о б м е н и в а т ь с я
и н ф о р м а ц и е й ,
в з а и м н ы м и
о ц е н к а м и
и
воздействиями.
Ещё
А.С.Макаренко
мечтал
о
создании системы, предметом которой
стало бы воспитание «неразложимого
человека»: «Человек не воспитывается
по частям, он создается синтетической
сум м о й
вл и я н и й ,
кото р ы м
о н
подвергается.
Использованная литература:
1.
Григорьев
Д.В.,
Степанов
П.В.
В н еу р оч н а я
д е я т е л ь н о с т ь
школьников:
Методиче ский
конструктор
.
- М.: Просвещение,
2010. – 223с.
2.
Григорьева
Е.
Ю.
Развитие
у
учащихся
интереса
к
чтению
[Текст]
/
Е.
Ю.
Григорьева
//
Молодой
ученый.
—
2011.
—
№7. Т.2. — С. 86-90.
3.
Култашева Н.
В. Педагогические
методы
исследования качества
образования
[Текст]
:
учеб.
-
метод.
пособие
для
образоват.
учреждений/
М-во
образования
Респ. Марий Эл, Ин-т повышения
квалификации
и
переподготовки
работников
образования
Удмурт.
Респ.,
Отд.
аспирантуры;
[авт.-
сост. Н. В. Култашева]. - Ижевск:
Удмурт. гос. ун-т, 2006. - 361 с. :
ил.
4.
Пет ренко
Е.Л.
О б н о вл е н и е
с од е р ж а н и я
и
т е х н о л о г и й
в о с п и т а н и я ,
с о ц и а л ь н о й
и
психологической поддержки детей
/Петренко Е.Л., Кортункова Э.Ш.//
Завуч. 2014. - №6. – с.53.
5