Автор: Смирнова Татьяна Ивановна
Должность: преподаватель по классу фортепиано
Учебное заведение: МБУДО "Детская музыкальная школа №1 им. М.И.Глинки"
Населённый пункт: г. Смоленск
Наименование материала: учебно–методическое пособие
Тема: "Фортепианный ансамбль"
Раздел: дополнительное образование
УПРВЛЕНИЕ КУЛЬТУРЫ И ТУРИЗМА АДМИНИСТРАЦИИ
г. СМОЛЕНСКА
МБУДО "Детская музыкальная школа №1 имени М.И. Глинки г. Смоленска"
Т.И. Смирнова
ФОРТЕПИАННЫЙ АНСАМБЛЬ
УЧЕБНО - МЕТОДИЧЕСКОЕ
ПОСОБИЕ
для детских музыкальных школ
2018
ВВЕДЕНИЕ
Данное
пособие
предназначено
преподавателям
и
учащимся
фортепианных отделений младших и средних классов детской музыкальной
школы
как
методический
и
учебный
материал
для
работы
в
классе
фортепианного
ансамбля.
Обозначенные
в
пособии
исполнительские
и
художественные задачи близки и понятны учащимся этого возраста, поскольку
затрагивают
наиболее
близкие
им
образы
и
сюжеты.
Предложенный
музыкальный
материал
представляет
собой
небольшую
часть
репертуара,
который используется в классе фортепианного ансамбля. Отсутствие деления
материала по классам объясняется тем, что исполнительские возможности в
младших и средних классах у разных учащихся различны.
Пособие
состоит
из
трёх
разделов.
Первый
из
них
представлен
как
методические рекомендации преподавателям. Второй и третий направлен на
приобретение
самостоятельности
и
навыков
чтения
с
листа
учащихся.
В
качестве примеров к каждому разделу предлагаются нотные приложения.
2
Раздел первый
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
Фортепианные ансамбли занимают существенное место в музыкально-
педагогической
и
исполнительской
практике.
Роль
анс амблевого
исполнительства
трудно
переоценить.
Становление
юного
музыканта
как
солиста - путь сложный и тернистый. При игре в ансамбле формирование
творческой
личности
происходит
незаметнее
и
быстрее.
Постепенно
накапливается репертуар, приобретается бесценный опыт концертной практики.
В
ансамбле,
как
нигде
больше,
наиболее
полно
раскрывается
личная
индивидуальность партнёров, расширяется их кругозор, происходит знакомство
с
творчеством
многих
композиторов.
Музыкальное
общение
воспитывает
исполнительскую волю, будит творческую фантазию участников ансамбля.
Идея создания данного пособия представляется значимой и актуальной.
Игра в 4 руки - это незаменимая практика совершенствования технических
навыков
для
ансамблевого
исполнительства
в
целом.
Она
дисциплинирует
учащихся, даёт им профессиональные навыки исполнения и чтения с листа.
Игра в ансамбле учит музыкальному мышлению, умению слушать партнёра и
вести с ним диалог.
Цель работы в классе фортепианного ансамбля - пробуждение интереса к
совместной
игре,
получение
удовлетворения
от
объединённых
творческих
усилий. Конечным результатом воспитания партнёров является преодоление
рубежа между игрой соло и игрой в ансамбле.
Задача игры в ансамбле означает "Играть вместе". Это подразумевает
игру сообща, одновременно, согласованными штрихами, едиными приёмами,
сбалансированным звуком.
Встающие перед участниками ансамбля задачи решаются планомерно, на
всех стадиях музыкального обучения. Все они заставляют иначе взглянуть на
возможности ансамблевого исполнительства.
С самого начала обучения в классе ансамбля учащиеся должны усвоить
равноценность значения обеих партий. Это подтверждается необходимостью
совместного
раскрытия
драматургического
содержания
исполняемого
произведения, перехода из одного эмоционального состояния в другое.
Важным
компонентом
воспитания
ансамблевой
пары
является
навык
фокусировки
слуха,
слышание
единого
целого.
Применение
согласованных
игровых приёмов, красочное воспроизведение общей партитуры, достижение
равновесия
в
звучании,
общность
ритмического
пульса
воспитывает
многоплановость музыкального мышления. В этом ракурсе решаются и другие
задачи: объединение музыкальной мысли при умелой передаче мелодической
линии от одного партнёра к другому, чутком вступлении одного из них при
завершении музыкальной фразы другим, сбалансированность звучания всей
партитуры ансамбля.
Знакомство с новым произведением
начинается с подготовительной
работы, с налаживания техники совместной игры. Это подразумевает членение
3
музыкальной ткани на составляющие элементы, их временную изоляцию друг
от
друга.
Здесь
требуют
внимания
точность
и
отчётливость
исполнения
ритмического
рисунка,
рассмотрение
его
отдельных
деталей.
Работа
над
чёткостью
ритмического
рисунка
совместно
с
приёмами
артикуляции
способствует конкретизации музыкального образа.
Построение
динамического
плана
требует
соразмерности
сочетания
голосов
у
обоих
партнёров.
На
раскрытие
содержания
огромное
влияние
оказывают
усиление
и
ослабление
силы
звучания,
внезапные
звуковые
контрасты. В создании образной
сферы
произведения несогласованность
динамических оттенков производит впечатление непродуманности совместных
действий.
Известные нам штрихи легато, нон легато и стаккато включают в себя
разнообразные
способы
их
воспроизведения. Легато достигается
плавным
перемещением
пальцев
по
клавиатуре.
Плавность
переходов
на
легато
осуществляется
кратчайшей
задержкой
предыдущей
ноты
в
едва
уловимом
одновременном звучании с последующей нотой. (При использовании Большого
пальца
этот
способ
исключается.) Нон
легато
(портаменто)
занимает
промежуточное
место
между
легато
и
стаккато.
Осуществляется
снятием
пальца перед взятием последующего звука без ясно улавливаемых пауз. Хорошо
налаженное портаменто - это глиссандо от звука к звуку. Множество приёмов
звукоизвлечения
употребляется
в
игре стаккато.
Стаккато осуществляется
упругим отскоком от клавиши, броском на клавишу, толчком от неё, нажимом,
щипком,
мгновенной
отдачей
в
руку
(стаккатиссимо).
В
целях
получения
яркого звучания стаккато выполняется согнутыми пальцами, для получения
матового
звучания
используется
стаккато
вытянутыми
фалангами
пальцев.
Применение стаккато на педали обогащает ткань обертонами. При этом снятие
руки и ноги производится одновременно.
Синхронность игры в ансамбле - это согласование произнесения каждой
фразы. Овладение ими требует определённых дирижёрских навыков. В целях
достижения
синхронности
во
вступлениях
существуют
простые
способы.
Поначалу вступление несколько раз кистью показывает преподаватель. Затем
это же показывает каждый из партнёров, учитывая тот факт, что
ауфтакт
должен
равняться
общей
единице
движения.
Такой
одновременный
вдох
делается лёгким движением кисти с небольшим толчком в верхней точке.
На синхронность влияют далеко находящиеся друг от друга регистры.
Слаженному
достижению
скачка
также
может
способствовать
ауфтакт,
микроскопическая люфт-пауза. Люфт-пауза требуется и перед сменой нюанса
во избежание поглощения последующего звучания предыдущей звучностью.
Отдельного внимания заслуживают паузы. Сокращение их недопустимо.
В
целях
выдерживания
пауз
до
конца
за
ориентир
берутся
реплики
музыкального материала, содержащиеся в нотном тексте обоих партнёров. В
моментах
нарастания
звучности
паузы
могут
являться
препятствием
в
построении
динамического
плана.
Во
избежание
динамического
изменения
реплики играются с такой же звучностью, какой
в данный момент достиг
партнёр. С помощью реплик подхватываются неоконченные фразы, происходит
4
их передача от одного к другому. О другом приёме использования реплик будет
сказано ниже.
Техника ансамблевой игры - это скоординированность всех приёмов. Её
достижение
позволяет
выполнять
художественные
задачи,
поставленные
композитором.
Устранение
ритмических
недочётов
у
каждого
из
партнёров
решает проблемы по приобретению коллективного ритма, определяет формулу
общего движения. Подспорьем в такой работе служит расчленение ткани на
более
мелкие
повторяющиеся
фигуры.
Так
в
пунктирном
ритме
это
даёт
большую
точность
исполнения
ритмического
рисунка.
Совпадение
ритмических
звеньев
с
опорными
долями
такта
позволяет
добиться
ритмической
устойчивости,
остроты
и
экспрессивности
исполнения.
Для
достижения
точности
исполнения
триолей
предшествующий
т акт
просчитывается по долям, последующий такт считается аналогичным образом.
Различного
прочтения
в
решении
ансамблевых
задач
требуют
агогические
нюансы.
Согласованность игрового процесса достигается в процессе постоянной
тренировки и взаимодействия.
Важную
роль
в
создании
образности
звучания
играет
педализация.
Умелая
педаль
придаёт
особый
колорит
звучанию,
позволяет
сопоставить
далёкие регистры. Для чистоты и отчётливости воспроизведения музыкальной
ткани
начинать
нужно
с
минимального
использования
педали,
создания
эффекта
холодного
звучания.
Воспитание
слухового
внимания
на
первоначальном этапе требует контроля за звучанием партии партнёра больше,
чем в своей. Такое слышание со временем постепенно уравновешивается.
В силу потери ясности произнесения звука использование левой педали
весьма
ограничено.
Левая
педаль
используется
как
тембровая
находка,
как
сурдинка в игре музыкантов-духовиков.
В достижении намеченных целей значительную роль играет репертуар
обучающихся. Многие годы нотный репертуар для фортепианного ансамбля не
привлекал к себе должного внимания. Даже в музыкальных словарях сочинения
для фортепиано в 4 руки значились как "и другие". Исключения составляли
лишь самые выдающиеся образцы. Это происходило в силу того, что игра в 4
руки
практиковалась
только
в
домашнем
музицировании
и
на
уроках
с
преподавателем.
В настоящее время репертуар для ансамблевого исполнения состоит из
оригинальных сочинений и переложений различных стилей и направлений.
Работа
над
оригинальными
сочинениями
требует
подробной
отшлифовки
произведений путём выполнения строгих требований ансамбля. Переложения
служат отличным материалом для ознакомления с музыкальными образцами в
более лёгком изложении, а также для совместного музицирования путём чтения
полюбившейся музыки с листа.
Огромную роль в формировании навыков ансамблевого исполнительства
играет
воспитание
интереса
обучающихся.
Такая
заинтересованность
возникает путём сопоставления внутреннего содержания изучаемого материала
с
произведениями
литературы,
искусства,
с
жизненными
ситуациями.
5
Проникновение в художественный образ не позволяет участникам ансамбля
довольствоваться
только
корректным
исполнением.
Оно
дарит
участникам
ансамбля эстетическую радость от совместного прикосновения к прекрасному.
Техника ансамблевой игры стоит на службе выполнения художественных
задач.
Построение
формы,
чёткость
ритмической
пульсации
совместно
с
приёмами
музыкального
произнесения
конкретизируют
художественные
образы.
Ощущение
единства
воспитывает
общность
музыкальных
переживаний, является средством достижения удовлетворённости в области
музыкального общения.
"Уж ты, зимушка, да ты, зима холодная"
(переложение для фортепиано в 4 руки М. Балакирева)
Известным собирателем народной песни на Руси был Милий
Алексеевич Балакирев. Путешествуя в 1880г. по Волге, он собрал большое
количество народных песен, из которых затем составил несколько сборников.
Характер песни близок былинному складу, идущему от древнего
сказителя
Трофима
Рябинина.
Помощь
в
создании
общей
драматургии
оказывает
зрительное
представление
образов,
поиск
соответствующих
им
звуковых ассоциаций. Совместный замысел исполнения касается как общего
динамического
плана,
так
и
внутренней
фразировки.
Композитор
умело
подсвечивает мелодию элементами полифонии во второй партии переложения.
Выявление
полифонических
элементов
раскрывает
черты
музыкальной
образности, создаёт картину вьющейся снежной позёмки.
В партитуре ансамбля содержится несколько мелодических голосов. Их
необходимо дифференцировать. Важный материал выделяется динамически. В
моментах с использованием скрытой полифонии мелодическая линия должна
быть несколько ярче.
Бытует ошибочное мнение, что игра второй партии в этом ансамбле
должна быть на нюанс тише. Вторая партия в пьесе является контрапунктом к
первой и существует на равноправных условиях. Наша обязанность - найти
приёмы контрапунктического развития, раскрывающего всю красоту звучания
партитуры. Просто тихое сопровождение лишает гармонию определённости,
фактуру насыщенности, приводит к обезличиванию и пропаданию голосов.
В построении музыкальной формы важную роль играет согласованность
динамического плана, расстановка кульминационных моментов. Существенную
роль здесь играет дыхание, в особенности не совпадающее в разных партиях и
представляющее трудность полиритмического свойства.
Согласованно сть
игровых
приёмов
помогает
в
р а с к р ы т и и
художественного
замысла
композитора.
Для
достижения
певучести
мелодической
линии
в
первой
партии
используется
приём
поглаживания,
подтягивания
клавиши
к
себе.
Картина
воображаемой
снежной
позёмки
возникает
при
использовании
приёма
игры
легато
на
ощупь,
путём
6
предварительного контакта с клавиатурой плоско поставленными подушечками
пальцев.
Содержание
произведения
раскрывается
за
счёт
слышания
общего
звучания, посредством соблюдения его чистоты при чуткой педализации одного
из партнёров. Не исключено применение и левой педали, создающей эффект
звуковой вуали.
Слаженность
игровых
приёмов,
достижение
максимального
легато,
романтическая
педаль
придают
звучанию
особую
тембральную
окраску,
позволяют воссоздать картину зимнего пейзажа.
Не пой, не пой ты, соловушко
(переложение для фортепиано в 4 руки П. Чайковского)
Песня "Не пой, не пой ты, соловушко" принадлежит к обрядовым песням
русского календарного фольклора, к песням-веснянкам. В коротких мотивах
слышится зазывание любимого времени года, кликанье весны.
Пьеса сложна большим количеством мотивов-вздохов, препятствующих
созданию
длинной
мелодической
линии.
Внимания
здесь
заслуживает
использование
цепного
дыхания,
позволяющего
придать
связность
протяжённым линиям, воссоздать картину плавно восходящего солнца.
Средством
выявления
декламационности
в
песне
служит
её
полифоничность.
Диалог
между
партиями
достигается
контрапунктическим
средством, выраженным характерной для русской песни перестановкой голосов.
Слаженность
совместной
игры
достигается
общим
приёмом
звукоизвлечения, игрой легато с подтягиванием кисти ко второму звуку мотива-
вздоха.
Согласованность
игровых
приёмов
способствует
налаживанию
синхронности
исполнения,
достижению
звукового
баланса
в
параллельных
интервалах широкого диапазона.
Умелое
использование
педали
позволяет
сопоставить
далеко
расположенные регистры, создать зримую картину восхождения солнца.
У ворот, ворот
(переложение для фортепиано в 4 руки П. Чайковского)
Песня "У ворот, ворот" относится к разряду мужских обрядовых песен.
Это яркая народно-бытовая сценка потешного игрища молодых удальцов.
В сочетании песенного и танцевального характера состоит определённая
сложность пьесы. Песенное начало должно ощущаться в переносе лиг через
тактовую
черту
со
слабой
доли
на
сильную.
Танцевальность
-
в
быстровращающихся ритмических фигурах первой партии и синкопированных
фигурах во второй.
Песенный жанр требует правильной расстановки дыхания. Оттягивание
вершин
в
мелодии
и
синкопированных
нот
в
басу
придаёт
пьесе
декламационность,
выявляет
характерность
музыкальных
оборотов.
Такая
7
оттяжка является не только средством налаживания синхронности в ансамбле,
но
и
средством
против
накопления
скорости
движения,
способствует
сохранению
единства
темпа.
Построение
общего
динамического
плана
позволяет сыграть выразительно как тему, так и всё остинатное сопровождение.
Б. Юрьев
Динь-динь-динь
В этой пьесе русская песенность сливается с чертами романсовости.
Такая двуплановость заключена в насыщенной скачками взволнованной первой
партии
в
её
сопоставлении
с
мягкими
спокойными
гармониями
партии
сопровождения. В роли фундамента ансамбля выступают басы, помогающие
созданию динамического равновесия общего звучания.
Типичным приёмом в жанре городского романса является приём
звукоподражания.
Позвякивание
колокольчика
на
стаккато
может
так
же
ассоциироваться
с
каплями
слёз.
Поиск
соответствующего
приёма
игры
в
мелодии,
компактное
положение
кисти,
скупые
игровые
движения
в
аккомпанементе подчеркнут искреннюю задушевность этой миниатюры. Умело
подобранные игровые приёмы будут способствовать воплощению образного
строя пьесы, более глубокому раскрытию её лирического содержания.
Выявлению танцевальной основы способствует логически оправданная
педализация. Взятие педали на первую долю, снятие на вторую (а не на третью)
связывает
бас
с
аккордом,
одновременно
подчёркивая
характерность
артикуляцию в мелодии.
Е. Комалькова
"Вот мчится тройка"
(обработка русской народной песни)
Народные истоки пьесы заключаются в отражении неповторимой красоты
русского
зимнего
пейзажа.
Поэтому
здесь
необходима
согласованность
художественных
и
звуковых
ассоциаций.
Образный
строй
произведения
зависит также и от правильно выбранного темпа.
Подвижный
темп
напрямую
связан
с
воссозданием
звучания
позвякивающих колокольчиков как неотъемлемого атрибута русской тройки.
Звонкое стаккато обеспечивает точность звуковой передачи русских бубенцов.
Для этого требуется согласование приёма звукоизвлечения
в обеих партиях,
идентичность силового прикосновения к клавиатуре. Приём кистевого стаккато
позволяет симитировать звучание колокольцев, создаёт необходимую рессору в
прикосновении,
помогает
достичь
необходимой
глубины
погружения
в
клавиши, придаёт однотипную звуковую окраску звонко звучащим бубенцам.
Раскрытию
песенной
сферы
способствует
декламационность
в
мелодической линии. Действенным приёмом в решении этой задачи служит
вокальное интонирование звуковых вершин с помощью незначительной цезуры,
8
характерного для русской песни придыхания. Такое средство, к
тому же,
помогает
избежать
неосознанного
ускорения
при
накоплении
движения
в
быстром темпе. В вопросе достижения коллективного ритма подобные цезуры
приносят ощутимую пользу.
Создание
искомого
колорита
требует
неординарного
педального
освещения. Высокий регистр первой партии, условие игры на пианиссимо
позволяют
использовать
бессменную
педаль
как
особую
колористическую
краску. Это даёт возможность услышать весь оркестр бубенцов с небольшой
фальшивинкой в их одновременном звучании.
Необычность гармонического
языка, найденные колорит и тембры раскрывают целый арсенал выразительных
средств, подчеркивают оригинальность обработки русской народной песни.
9
Раздел второй
ПРИОБРЕТЕНИЕ НАВЫКОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ
Выбор
репертуара
для
самостоятельной
работы
обучающихся
весьма
обширен. Как оригинальные сочинения, так и переложения для фортепианного
ансамбля
включают
в
себя
произведения
различных
жанров
и
стилей.
Осознанная значимость музыкально-тематического материала наталкивает на
подробное знакомство с произведением, проведение анализа его внутренней
структуры.
Поиск общей драматургии произведения необходимо вести в области
определения
характера
произведения,
развития
мелодического
начала,
гармонического языка и динамического плана. Анализ фактурных особенностей
позволяет достичь динамического равновесия как в прозрачной, так и в более
плотной музыкальной ткани. Все эти составляющие способствуют выявлению
подробностей музыкального содержания.
Вопросы
достижения
художественной
стороны
исполнения
решаются
путём нахождения внутреннего содержания. Во избежание бессмысленности в
исполнении
необходимо
строить
динамический
план
произведения,
согласовывать
этот
план
между
обеими
партиями.
Активность
слухового
восприятия будет способствовать проявлению тонкого музыкального чувства в
использовании
динамических
и
агогических
оттенков.
Это
позволит
соразмерить сочетание различных голосов друг у друга, скоординировать свои
исполнительские намерения.
Отрицательно
влияет
на
целостность
содержания
музыкального
произведения
несогласованность
динамических
оттенков.
Динамика
в
ансамблях шире, чем у солиста и зависит от диапазона звучания. Поэтому форте
в
произведениях
патетического
характера
берётся
значительно
ярче,
чем
в
пасторальных.
Особенного
внимания
требуют
градации
в
звучании
меццофорте, пиано и пианиссимо. При громком вступлении одного партнёра во
время
окончания
музыкальной
мысли
у
другого
музыкальная
фраза
прерывается.
Интонирование в ансамбле зависит от знания и сопереживания партии
партнёра.
Придание
диалогичности
общему
звучанию
достигается
путём
осознанного перехода от партии к партии. Когда один партнёр играет активно,
убедительно,
второй
отвечает
приглушённо,
вопросительно
создаётся
возможность нарастания эмоционального напряжения, создания целой палитры
эмоциональных настроений.
К
общности
звучания
и
приёмам
звукоизвлечения
следует
серьёзно
отнестись в тяжеловесных фактурах. Особая роль здесь отводится басам. В
целях достижения динамического равновесия внимание уделяется партии левой
руки
у
партнёра,
создающего
фундамент
общего
звучания.
В
прозрачной
фактуре достижение динамического равновесия даётся несколько проще.
Построению музыкальной образности способствует общность творческих
намерений,
совместные
усиления
и
ослабления
звучности,
внезапные
10
динамические контрасты. В моментах использования контрастной динамики во
избежание
поглощения
громким
звуком
слабого
необходима
люфт-пауза,
небольшая цезура в исполнении.
Контрастная динамики на форте опасна бесконтрольным форсированием
звука. Превышение динамических возможностей инструмента, открытое форте
нарушают
эмоциональную
сторону
исполнения,
не
способствуют
формированию культуры звука. Всё должно исходить из красоты звучания и
образного содержания произведения.
Мгновенной слуховой реакции и корректировки приёма игры требуют
случайные
выкрики
и
провалы
отдельных
нот
при
игре
на пиано. В этих
случаях в силу некоторого снижения внутренней энергии необходимо избегать
замедления,
потери
внутреннего
пульса.
Здесь
требуется
нахождение
коллективного
ритма:
внешнего
(через
дирижирование
и
счёт
вслух)
и
внутреннего (при игре одного партнёра громко, другого - тихо), с тщательным
вслушиванием
в
ритмическую
структуру
друг
друга.
На
воспитание
коллективного
ритма
положительное
влияние
оказывает
изучение
разнохарактерных
произведений
с
различным
проявленим
ритмических
и
темповых задач.
Для выбора целесообразного темпа следует ориентироваться по самым
мелким
длительностям,
что
позволяет
более
качественно
выполнять
технические задачи. В целях определения скорости движения следует брать
темп,
соответствующий
технической
оснащённости
обоих
партнёров.
Для
выравнивания темпа полезно сравнивать его в начале и в конце произведения.
При
этом
нужно
следить,
чтобы
движения
рук
обоих
партнёров
были
не
размашистыми, а скупыми, находились ближе к клавиатуре.
Общность интересов совместной игры требует соблюдения единства в
использовании
штриховых
обозначений.
В
ансамбле
игра
определённым
штрихом в целом зависит от штриха каждого партнёра в частности. Штрихи как
правило означают применение необходимых приёмов, являются их условным
обозначением для создания нужного характера. Следует знать, что штрихи в
ансамбле
бывают эквивалентными (совпадающими у обоих партнёров)
и
комплексными (различными в своём сочетании).
Попутного
разговора
заслуживают
паузы,
умение
выдерживать
их
до
конца.
Особое
внимание
уделяется
паузам
при
динамическом
нарастании.
После паузы вступать следует в той же звучности, которой в данный момент
достиг
партнёр.
С
помощью
реплик
следует
научиться
подхватывать
неоконченные фразы, передавать неоконченную фразу от одного к другому.
Ритмическое движение заключается в логическом продолжении музыкального
материала, в плавном перетекании одного звука в другой. Когда звуки
не
переходят
в
последующие,
не
составляют
единую
линию,
отсутствует
музыкальное движение, происходит игра по слогам.
Достижению синхронности в начале крупных построений способствует
взятие общего дыхания, ауфтакт. Он может показываться как кистью одного из
партнёров,
так
и
глазами,
малозаметным
кивком
головы.
В
овладении
11
вспомогательными
жестами
большую
помощь
приносит
работа
перед
зеркалом.
Технические
задачи
игры
в
ансамбле
включают
в
себя
воспитание
навыков совместной игры: умения не опережать друг друга, не опаздывать.
Партнёры
должны
заранее
договариваться
о
применении
единых
игровых
приёмов.
От
слаженности
совместной
игры
зависит
раскрытие
общей
драматургии произведения.
Синхронность
игры
в
ансамбле
достигается
с
помощью
выполнения
общих задач. Необходима договорённость: каков будет общий темп движения,
характер звучания, кто просчитывает темп в ауфтакте и показывает вступление,
каким звуком начинать произведение, какие приёмы использовать.
На слаженность совместного исполнения влияют определённые факторы.
Синхронность
нарушается
в
результате
отклонения
от
ритма.
Вследствие
ритмической
неустойчивости
возникают
многие
ошибки
совместного
исполнения,
искажается
гармонический
план
голосоведения.
Это
может
происходить и при общем нарастании звучности, при постоянной тенденции к
ускорению в быстрых пассажах, в технически сложных местах.
Особого
внимания
заслуживают
лиги.
Для
этого
нужно
понимать
их
функциональное
значение. Смычковые лиги
означают
непрерывность
звучания и отсутствие пауз. Это - технические лиги, в конце которых снятие
руки
не
обязательно. Фразировочные
лиги означают
интонирование
отдельных мотивов, деление музыкальной ткани на фразы. Следует знать, что
технические и фразировочные лиги иногда могут совпадать.
В ансамблевой игре следует приобрести навык текстовых переворотов.
Умение переворачивать страницы подразумевает осознанность процесса игры
по нотам, продуманность, кому удобнее в нужный момент это делать, какие
ноты можно упускать для удобства совместной игры. Всё это нуждается в
согласованности и отработке.
Профессионализм
исполнения
нельзя
приносить
в
жертву
просто
правильной,
лишённой
смысла
игре.
Общий
план
исполнения,
общность
намерений стоит на службе раскрытия художественного содержания.
12
Раздел третий
ЧТЕНИЕ НОТ С ЛИСТА
Обучение различным составляющим искусства ансамблевой игры требует
значительного
повышения
интенсивности
труда
обоих
партнёров.
Прикосновение
к
совместному
музицированию
воспитывает
эстетические
чувства, повышает интерес к ещё не изученному.
Чтение с листа - это заинтересованность, убеждённость в значимости
знакомства с незнакомым текстом, ускоренное ориентирование на клавиатуре.
Необходима работа по приобретению навыка графического восприятия
нотной записи, умение думать вперёд. Графическое восприятие нотного текста
даётся
тренировкой
одновременного
соединения
мелодии,
гармонии
и
ритмических
структур.
Такое
видение
нотного
материала
основывается
на
зрительном
определении
повторяющихся
фраз,
секвенций,
частей,
типа
движения
и
фактурных
особенностей.
Для
большей
ориентации
вначале
допускаются
небольшие
остановки.
В
дальнейшем
графическое
восприятие
позволяет не всматриваться без необходимости в каждую ноту в отдельности. В
аккордах, следя за верхней и нижней нотами, нужно стараться строить их без
задержки во времени. При этом следует стремиться играть как бы вслепую,
видеть клавиатуру рассеяным зрением.
Читать с листа обоим партнёрам следует одновременно. Для выработки
автоматического
ориентирования
на
клавиатуре
руки
играющих
могут
прикрываться листом бумаги. В целях охвата большего эпизода отдельные ноты
в тексте разрешается выпускать.
Рекомендованный нотный материал относится к лёгкому жанру. У детей,
как и у родителей, проявляется интерес к музыке именно такого характера. В
силу того, что музыкальное образование в семье часто получают братья и
сёстры, игра в ансамбле становится увлекательным занятием. Приведенные в
пособии нотные тексты могут
с удовольствием использоваться в качестве
тренировочного материала в проведении домашнего досуга.
13
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Методика занятий в классе ансамбля является одной из важных тем
музыкального образования.
В
первую
очередь
воспитываются
этические
качества
обучающихся.
Появляется
самодисциплина,
чувство
ответственности
за
себя
и
своего
товарища,
взаимопонимание,
дружба,
коллективизм.
Попутно
развивается
творческая
активность,
воспитывается
сознательное
отношение
к
продукту
коллективного
труда,
к
приобретению
необходимых
профессиональных
навыков.
Органичное
слышание
и
совместное
переживание
воспитывают
коллективный ритм, навыки фокусирования слуха, единство чувства "Я и Мы".
Всё это влияет на умение слышать партитуру в целом, позволяет соразмерять
общие намерения.
В
составлении
ансамблевых
пар
педагогу
необходимо
учитывать
не
только
профессиональную
подготовку
учащихся.
Нельзя
игнорировать
психологический фактор. Сильные учащиеся могут оказывать положительное
воздействие на слабых, в результате чего слабые незаметно подтягиваются к
сильным.
С
другой
стороны
индивидуальность
учащихся
не
должна
приноситься
в
жертву
манерничанию
и
дилетантизму.
Проявления
таких
качеств, как дурной вкус, отсутствие логики и культуры исполнения, должны
неизменно пресекаться.
Вся эта работа требует тонкого отношения со стороны преподавателя.
Нотные приложения
14
( на бумажном носителе)
Раздел первый. Методические рекомендации
-
М. Балакирев - Уж ты, зимушка, да ты, зима, холодная
(обработка русской народной песни)
-
М. Равель - Мальчик-с-пальчик
(из сюиты "Моя матушка - гусыня")
-
П. Чайковский - Не пой, не пой ты, соловушко
(обработка русской народной пени)
-
П. Чайковский - У ворот, ворот
(обработка русской народной песни)
-
Б. Юрьев - Динь, динь, динь
-
Е. Комалькова - Вот мчится тройка
(обработка русской народной песни)
Раздел второй. Приобретение навыков самостоятельности
-
Р. Шуман - Вальс
(из сюиты "Детский бал")
-
Ж. Оффенбах - Кан-Кан
(из оперетты "Орфей в аду")
-
М. Мусоргский - Гопак
(из оперы "Сорочинская ярмарка")
-
П. Чайковский - Танец пастушков
(из балета "Щелкунчик")
Раздел третий. Чтение нот с листа
-
Э Вилкинс - Сбацаем блюз
-
С. Шульруфер - Варьете
-
Э. Градески - Маленький поезд
-
М. Невин - Непрерывное Буги
15
Список методической литературы
Алексеев А. - Работа над музыкальным произведением с учениками школы и
училища / М., Музгиз, 1957, 188с.
Вопросы фортепианной педагогики, выпуск 2 / М., Музыка, 1967. - 238с.
Вопросы фортепианной педагогики, выпуск 3 / М., Музыка, 1971. - 332с.
Готлиб А. - Основы ансамблевой техники - М., 1971, 250 с.
Готлиб -А. - Искусство ансамбля (статья) / "Советская музыка" №2, 1967,
с.49-50
Зеленин В.М. - Работа в классе ансамбля / Минск, "Вышейшая школа", 1979.-
120 с.
Коган Г.К. - У врат мастерства. Работа пианиста / М., Музыка, 1969. - 338с.
Сорокина Е. - Фортепианный дуэт (история жанра) / М., Музыка, 1988. - 330с.
Цыпин Г. М. - Обучение игре на фортепиано / М., Музыка, 1974. - 190с.
Щапов А.П. - Некоторые вопросы фортепианной техники / М., Музыка, 1982.
-
247с.
16
Список рекомендованной нотной литературы
Альбом
фортепианных
ансамблей.
Средние
и
старшие
классы
ДМШ/
Составители Е. Лантратова, Е. Лаврова - СПб.: "Союз художников", 2011. - 58с.
Балаев Г. - Современные фортепианные ансамбли для музыкальных школ. -
Ростов н/Д: "Феникс", 2000. 48с.
Балаев Г., Матевосян Д. - Фортепианные ансамбли для музыкальных школ. -
Ростов н/Д: "Феникс", 2000. - 72с.
Вдвоём,
втроём,
вчетвером.
Фортепианные
ансамбли
для
учащхся
ДМШ /
Составитель В. Гончарова. - СПб: "Союз художников", 2006,-56с.
Джаз в четыре руки. Для учащихся средних классов ДМШ. / Переложение
В.Дуловой. - СПб.: "Союз художников", 2002, - 28с.
Два рояля - восемь рук. Пособие для младших и средних классовДМШ /
Составитель О. Алексеева, И. Науменко - СПб.:
"Союз художников", 2003, - 50с.
Симонова Т. - Ансамбли для двух фортепиано : средние и старшие классы
ДМШ - Смоленск: 2007, - 44с.
Хрестоматия фортепианного ансамбля: средние классы ДМШ. Выпуск 1. -
М.. Музыка, 1982, - 55с.
17
Содержание
Введение_________________________________________________________2
Раздел первый. Методические рекомендации___________________________3
Раздел второй. Приобретение навыков самостоятельности_______________10
Раздел третий. Чтение нот с листа____________________________________13
Заключение_______________________________________________________14
Нотное приложение ________________________________________________15
Список методической литературы_____________________________________16
Список рекомендованной нотной литературы___________________________17
18