Напоминание

"Развитие творческой личности учащихся младших классов"


Автор: Попова Галина Николаевна
Должность: воспитатель группы продленного дня
Учебное заведение: МБОУ "Эртильская СОШ с УИОП"
Населённый пункт: город Эртиль, Воронежская область
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие творческой личности учащихся младших классов"
Раздел: начальное образование





Назад




Развитие творческой личности учащихся младших классов.

Воспитание

высоких

нравственных

качеств,

духовное

совершенствование

современной молодёжи – важная государственная задача. Она решается всем

укладом

нашего

общества.

Главная

роль

в

воспитании

принадлежит

творческому труду в разных областях на благо общества. Отношение человека

к

труду

определяет

его

моральный

и

духовный

облик,

его

культурные

запросы, вкусы, развитие способностей. Через труд человек утверждает себя

в жизни, отвечающей его идеалу – его мировоззрению.

Очень большую роль в выработке правильного творческого отношения

подрастающего

поколения

к

труду

играет

эстетическое

воспитание.

Эстетическим

воспитанием

школьников

средствами

изобразительного

искусства в настоящее время заняты различные учреждения и организации,

но общеобразовательная школа является основой этой работы.

В

нашей

стране

успешно

развивается

реалистическое

искусство,

средствами которого может быть наиболее полно и многогранно выражено

мировоззрение нашего общества, его достижения и идеалы.

Существует

мнение,

что

одни

виды

рисования,

к

которому

относят

рисование

на

темы

и

декоративные

композиции

призваны

развивать

творчество

детей.

Творчество

учащихся

понимается

как

самостоятельное

решение

новых

поставленных

перед

ними

задач.

К

самостоятельности

решения новой задачи, к открытиям, его подводит воспитатель. В занятиях

рисованием заложены все предпосылки для развития творчества. Проявление

его может быть связано не только с решением сложной задачей изображения,

как в тематической композиции, но и с простейшей односложной задачей,

решаемой в наброске с натуры, по памяти или по представлению. И, конечно,

ребенок,

имеющий

большие

задатки,

необходимые

для

развития

способностей в рисовании, овладевает этой деятельностью легче и быстрее.

Развитие

творческих

качеств

личности

ребенка

происходит

и

во

время

занятий ручным трудом. Вообще, практическая, предметная деятельность в

развитии личности - один из важнейших факторов. Через ручную умелость

ребенок также приобщается к развитию интуитивного мышления, творчеству,

но

происходить

это

может

только

за

счет

очень

внимательного,

заинтересованного отношения к предмету и материалам, с которыми он будет

иметь дело в процессе работы.

Именно поэтому принципиально важным является то, что основной путь

развития на занятиях ручного труда происходит через овладение ремеслом,

вернее,

некоторыми

основами

ручных

ремесел.

Итак,

основой

занятий

ручного труда должна быть полноценная отработка приемов практической

деятельности

с

различными

инструментами

и

материалами.

Именно

тщательность

обработки

материалов,

грамотность

приемов

работы,

аккуратность и точность являются основными средствами развития ребенка.

Эти занятия будут преследовать цель формирования у ребенка в каждом

конкретном деле зачатков мастерства.

Мастер - это человек, который обладает определенным уровнем культуры и

отличается

высокой

духовностью,

а

не

только

ручной

умелостью.

И

эта

духовность приходит обычно вместе с вдумчивой добросовестной работой,

требующей

самого

пристального

внимания

к

материалу.

Как

же

сделать

занятия ручного труда развивающими, привлекательными и в то же время

заставить

учащихся

терпеливо

и

основательно

осваивать

азы

ремесла?

Прежде всего, всегда возможно и необходимо включать в занятия разумное

соотношение интеллектуальной, эмоциональной, практической нагрузки на

учащихся. Например: при работе над тем или иным изделием дети могут

решать

задачи,

связанные

с

конструкторскими,

техническими

расчётами,

чтение схем, технических рисунков, эскизов.

Ещё одна важнейшая идея, которая поможет соединить на занятии обучение и

творчество, состоит в том, что инженер и художник учатся у природы, которая

является образцом конструктивной целесообразности, гармонии и красоты.

Осваивая эту идею, учащиеся могут изготавливать изделия из каких угодно

материалов. Например, изучают приёмы симметричного вырезания из бумаги.

Перед детьми ставится задача отработки приёмов владения ножницами. Дети

должны как можно больше потренироваться в вырезании криволинейного

контура различной степени сложности: край фигуры может быть плавным,

зубчатым.

Желательно

поупражняться

также

в

вырезании

внутренних

прорезей (прожилок). Важно обратить внимание детей на то, что симметрия -

один

из

секретов

красоты

и

гармонии

природы,

и

дать

возможность

полюбоваться

симметричными

природными

формами

-

растениями,

насекомыми. При этом отдельные вопросы на сообразительность, нахождение

наиболее рациональных приёмов работы не будут противоречить основной

идее занятия, но сделают его ещё более живым и интересным. Например,

прием

вырезания

сложного

зубчатого

контура

можно

просто

показать

и

объяснить, но лучше, если детям будет предложено самим подумать о том, как

это

проще

сделать.

Что

удобнее:

различать

каждый

зубчик

и

затем

последовательно проходить ножницами по такому контуру или

сначала

вырезать общую плавную линию контура, а затем «вырубать» в нем зубчики

ножницами, направляя их всегда от наружного края к центру?

Могут быть и другие вопросы-задачи. Например, как одновременно вырезать

из

полоски

бумаги

несколько

одинаковых

несимметричных

листиков?

Особенно

важно

разбудить

у

детей

внимательное,

по

-

настоящему,

эстетическое отношение к природе, когда работаем с природным материалом.

При работе со скорлупой, орехом, шишками, камешками, семенами растений

и засушенными листьями настраиваем детей на то, чтобы ребенок попытался

разгадать «душу» этих предметов. Не из любого камешка, шишки, листочка

можно сделать все что угодно. Не разрезать, не отбивать, не отламывать или

заклеивать,

не

закрашивать,

а

попытаться

понять,

рассмотреть,

«переместиться»

в

предмет.

С

этой

целью

нужно

поставить

вопросы,

направленные

на

развитие

эстетического

восприятия,

ассоциативного

мышления у ребенка. Например: «на кого похожи эти шишки?», «о чем могли

бы

рассказать

этот

лист,

скала,

дерево,

если

они

могли

бы

говорить?»,

«попытаться освободить тех, кто спрятан в наших шишках». Такие вопросы,

задания побуждают к вдумчивому, внимательному рассматриванию. И лишь

на этом фоне целесообразно знакомить детей с теми или иными приемами

работы: например, какими способами можно соединить детали из природного

материала.

На

занятиях

ручного

труда

должен

быть

психологический

комфорт:

нормальный эмоциональный тонус, продуманная смена видов деятельности.

Это и обеспечивает органическую связь обучения с творчеством.



В раздел образования