Напоминание

"Роль ансамблевого музицирования в музыкальном развитии и воспитании учащихся ДШИ"


Автор: Беляева Ирина Николаевна
Должность: Преподаватель
Учебное заведение: МБУ ДО "ДШИ им. А.С. Голубкиной"
Населённый пункт: Город Зарайск, Московская область
Наименование материала: Статья
Тема: "Роль ансамблевого музицирования в музыкальном развитии и воспитании учащихся ДШИ"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Беляева Ирина Николаевна.

Преподаватель МБУ ДО «ДШИ им. А.С. Голубкиной» г. Зарайск.

Роль ансамблевого музицирования в музыкальном

развитии и воспитании учащихся ДШИ.

В процессе обучения музыке ребенок приобретает необходимые зна-

ния, умения, навыки, проявляя при этом определенные музыкальные способ-

ности, и целесообразно найти такие методы обучения, при которых они вы-

явились бы наилучшим способом. Среди них особыми развивающими воз-

можностями обладает ансамблевое музицирование.

Ансамбль – это коллективная форма игры, где происходит комплексное

развитие юного музыканта, где теоретические знания способствуют интенси-

фикации практической реализации в изучении исполнительских приемов на

инструменте,

раскрывающих

художественное

содержание

музыкального

произведения. Исполнение в ансамбле предусматривает не только умение иг-

рать вместе, здесь важно другое – чувствовать и творить вместе. Единство ху-

дожественных намерений, единство эмоционального отклика на исполняе-

мое, вдохновенная игра всех – вот чем характеризуется ансамблевое искус-

ство.

Работа музыканта в ансамбле несомненно сопряжена с определенными

трудностями: не так легко научиться ощущать себя частью целого. В тоже

время игра в коллективе воспитывает у юного музыканта ряд ценных профес-

сиональных качеств: она дисциплинирует в отношении ритма, дает ощуще-

ние нужного темпа, способствует развитию мелодического, гармонического и

тембрального слуха, вырабатывает уверенность, помогает добиться стабиль-

ности в исполнении.

Задача преподавателя, работающего в музыкальной школе с ансамблем,

состоит в том, чтобы направить творческие изыскания обучающихся на опти-

мизацию и интенсификацию их образовательной деятельности.

В ансамбле

есть все условия для здоровой конкуренции, соревнова-

тельности, лидерства, что является неотъемлемой особенностью подростко-

вого возраста.

Среди компонентов, объединяющих музыкантов в единый стройный

коллектив, метроритму принадлежит едва ли не самое главное место. Дей-

ствительно, что помогает исполнителям играть вместе, чтобы создавалось

впечатление, будто играет один человек? Чувство метроритма. Он, по суще-

ству, выполняет функцию дирижера в ансамбле: ощущение каждым участни-

ком сильных долей есть тот «скрытый дирижер», жест которого способствует

объединению. Ощущение сильных и слабых долей такта с одной стороны, и

ритмическая определенность внутри такта с другой, вот тот фундамент, на ко-

тором основывается искусство ансамблевой игры. Ведь ансамбль – это уме-

ние играть вместе. Единство, синхронность его звучания является первым

среди других важных условий. Если при неточности исполнения остальных

компонентов (динамики, штриха, темпа) снижается только общий художе-

ственный результат, то при нарушении метроритмической основы рушится

сам ансамбль. Следовательно, метроритм является тем каркасом, на котором

держится все здание ансамбля.

Как же достичь такого единства, чтобы всем одновременно вступить,

всем вместе играть независимо от продолжительности пьесы, одновременно

сменить, если нужно, темп, вместе «взять» или «снять» звук, всем одинаково

ощутить цензуру, паузу или фермату? Задача не из легких. Для того, чтобы

играть вместе, прежде всего, надо научиться понимать партнера, воспитать в

себе качество, которое называется чувством ансамбля. Это – главное!

В коллективе очень важно также развивать критическое мышление,

привлекать участников ансамбля к совместному составлению плана урока,

созданию атмосферы заинтересованности каждого в работе ансамбля и до-

стижения конечного результата.

Следует поощрять стремление обучающихся находить новые способы

решения поставленных задач, анализировать работу других участников ан-

самбля, осваивать наиболее рациональные способы изучения исполнитель-

ских приемов.

Можно рекомендовать следующие методы технологии развивающего

обучения:

Наглядный метод.

В него входят – метод иллюстрации и метод демонстрации. В первом

случае преподаватель с концертмейстером ансамбля исполняют произведе-

ние, а также его отдельные фразы, затем вместе с обучающимися обсуждают

план освоения данного материала. Метод демонстрации – в интернете ребята

находят несколько видео с разными исполнителями данного произведения.

Включается их критическое мышление в поиске нужного варианта исполне-

ния (штрихов, нюансов, темпов).

Практические методы.

Эти методы предполагают проигрывание на занятиях упражнений, ко-

торые необходимы для каждого учебного предмета. Они формируют умения

и

закрепляют

навыки,

способствуют

развитию

логического

мышления

и

самостоятельности. Для каждого художественного произведения существует

ряд упражнений, которые помогают закрепить тот или иной исполнительский

навык, тактильные ощущения, слуховые представления. На уроке, при разбо-

ре пьесы, обязательно проигрываются упражнения, которые способствуют

также формированию принципов ансамблевого музицирования.

Немаловажное значение в учебной практике имеет репертуар, и педагоги

всегда стремились его разнообразить. Цель - повысить интерес учащихся к

музицированию в ансамбле, совместному творчеству. Одним из решений этой

задачи является привлечение в репертуар ансамбля современных произведе-

ний. Это могут быть песни из кинофильмов, песни, исполняемые современ-

ными музыкальными коллективами, при условии, разумеется, что эти произ-

ведения имеют известную художественную ценность. Исполнение знакомого

и популярного музыкального материала способно вызвать живейший интерес

участников ансамбля.

Ансамблевая игра - это постоянная смена новых восприятий, впечатле-

ний, открытий, интенсивный приток богатой и разнохарактерной музыкаль-

ной информации.

Подводя итог сказанному, можно сделать следующий вывод: развиваю-

щее

обучение

в

работе

с

ансамблем

скрипачей

позволяет

решить

ряд

проблем; во-первых, формирует устойчивую мотивацию обучающихся на му-

зыкальное образование, во-вторых, способствует прочному усвоению

кол-

лективного музицирования, в-третьих, воспитывает такие качества личности,

как коммуникабельность и трудолюбие, способствует ее самоактуализации и

самореализации.

Ансамбль – мастерская, где есть место для реализации креативных

способностей ученика независимо от степени его дарования и возможность

пережить состояние единения с другими в процессе коллективной музыкаль-

ной деятельности!



В раздел образования