Напоминание

"Развитие навыка быстрого чтения у младших школьников с помощью компьютерных технологий"


Автор: Хомяк Ирина Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "Перфиловская средняя общеобразовательная школа"
Населённый пункт: село Перфилово, Иркутская область, Тулунский район
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие навыка быстрого чтения у младших школьников с помощью компьютерных технологий"
Раздел: начальное образование





Назад




Методические рекомендации по литературному чтению в начальной школе.

"Развитие навыка быстрого чтения у младших школьников с помощью компьютерных

технологий".

Одной из приоритетных задач современной школы является создание новых условий,

отвечающих современной концепции гуманизации образования, связанное с переводом школы в

режим развития на основе введения инноваций во многие сферы её деятельности. Одним из

способов создания подобных условий является использование компьютерных технологий.

В начальной школе большое внимание уделяется формированию у каждого ученика

полноценного и обстоятельно усвоенного навыка чтения.

Чтение – это одно из главных умений человека в жизни, без которого он не может постичь

окружающий мир. Чтение играет основополагающую роль в формировании личности ребенка.

Именно чтение формирует у детей знания о жизни общества и природы и обеспечивает идейное и

нравственное воспитание детей. Огромное значение чтения для развития речи детей, которая,

обогащаясь через книгу, становится более содержательной и логичной. Умения и навыки чтения

формируются не только как важнейший вид речевой и умственной деятельности, но и как сложный

комплекс умений и навыков, имеющий обучающий характер, используемый учениками при

изучении всех учебных предметов, во всех случаях внеклассной и внешкольной жизни.

Следовательно, необходима, систематическая, целенаправленная работа над развитием и

совершенствованием навыков беглого, осознанного, выразительного, правильного чтения от класса

к классу.

Интерес к книге, чтению, книжной культуре с каждым годом снижается. Специалисты

констатируют, что детское чтение сегодня – область, где уже существует и продолжает

накапливаться множество проблем. Осознание обществом того, что в этой области назревает

острое неблагополучие, отражается и в средствах массовой информации.

Развитие навыков чтения у учащихся становится устойчивой потребностью с младшего

школьного возраста, так как именно в этот период закладываются основные читательские умения и

навыки, которые требуют умелого педагогического подхода с учетом степени начитанности

учащихся, их читательских пристрастий и литературных наклонностей. Известно, что

читательские навыки во многом определяют личность человека, поэтому процесс развития навыка

чтения у младших школьников нами рассматривается как психолого-педагогическая проблема. Всё

вышесказанное обуславливает социальную значимость развития навыка чтения у младших

школьников.

Решение проблемы развития навыка чтения у младших школьников является весьма

актуальной и находит свое отражение в трудах исследователей по начальному образованию (С.А.

Аничкин, В.Г. Горецкий, О.В. Джежелей, Л.Ф. Климанова, Т.С. Пиче-Оол, З.И. Романовская, Н.Н.

Светловская).

Обществом все более осознается необходимость защиты и поддержки детского чтения на

государственном уровне. От того, читают ли наши дети, что и как читают, зависит их сегодняшний

успех и завтрашняя судьба. Детское чтение называют интеллектуальным ресурсом страны,

главным резервом развития человеческого потенциала нации. Поэтому перед начальными

классами стоит первостепенная задача – научить детей сознательно, бегло и выразительно читать.

И эта задача чрезвычайно актуальна, так как чтение играет огромную роль в образовании,

воспитании и развитии человека.

В настоящее время в школьной практике повсеместно наблюдается спад интереса учащихся

к чтению, который проявляется в нежелании читать книги во внеурочное время, в равнодушии, а

порой и в отрицательном отношении к урокам чтения.

Все вышесказанное подчеркивает необходимость систематической и целенаправленной

работы над развитием и совершенствованием навыка чтения.

Современный мир пронизан потоками информации. Не утонуть в этом информационном

море, а, точно ориентируясь, решать свои практические задачи должен помочь человеку

компьютер. «Завтра» наших детей – это информационное общество. Учиться обращаться с

компьютером, пополнять, систематизировать и извлекать нужную информацию необходимо.

В нашей стране уже накоплен достаточный опыт использования компьютерных технологий

в образовательной деятельности. Благодаря компьютеру, в более короткие сроки можно решить

такие задачи как пополнение словарного запаса, формирование грамматического строя,

восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи, формирование связной речи, развитие

орфографической зоркости, что способствует повышению грамотности. У учащихся повышается

интерес к процессу обучения, развивается навык самоконтроля и самостоятельной деятельности.

Развитие навыков чтения будет более эффективным, если применять наиболее

целесообразные методы и приёмы, подбирать текст и понимать прочитанное, проводить

упражнения на выразительность чтения в системе, начиная с самых простых и постепенно

усложняя их, использовать игры, которые будут повышать интерес к этому сложному виду

деятельности.

Использование компьютера позволит также индивидуализировать процесс обучения.

Каждому ребенку можно выдавать индивидуальное задание, которое будет, выполняется в удобном

для него темпе с соответствующим уровнем сложности. Компьютер – это универсальная игрушка,

имеющая возможность настраиваться на конкретного ребенка, терпеливо реагировать на любые

его действия, общаться с ним, обеспечивая деятельность в зоне его ближайшего развития.

МОУ «Перфиловская СОШ»

Учитель начальных классов Хомяк И.В.



В раздел образования