Автор: Хомяк Ирина Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ "Перфиловская средняя общеобразовательная школа"
Населённый пункт: село Перфилово, Иркутская область, Тулунский район
Наименование материала: статья
Тема: "Развитие навыка быстрого чтения у младших школьников с помощью компьютерных технологий"
Раздел: начальное образование
Методические рекомендации по литературному чтению в начальной школе.
"Развитие навыка быстрого чтения у младших школьников с помощью компьютерных
технологий".
Одной из приоритетных задач современной школы является создание новых условий,
отвечающих современной концепции гуманизации образования, связанное с переводом школы в
режим развития на основе введения инноваций во многие сферы её деятельности. Одним из
способов создания подобных условий является использование компьютерных технологий.
В начальной школе большое внимание уделяется формированию у каждого ученика
полноценного и обстоятельно усвоенного навыка чтения.
Чтение – это одно из главных умений человека в жизни, без которого он не может постичь
окружающий мир. Чтение играет основополагающую роль в формировании личности ребенка.
Именно чтение формирует у детей знания о жизни общества и природы и обеспечивает идейное и
нравственное воспитание детей. Огромное значение чтения для развития речи детей, которая,
обогащаясь через книгу, становится более содержательной и логичной. Умения и навыки чтения
формируются не только как важнейший вид речевой и умственной деятельности, но и как сложный
комплекс умений и навыков, имеющий обучающий характер, используемый учениками при
изучении всех учебных предметов, во всех случаях внеклассной и внешкольной жизни.
Следовательно, необходима, систематическая, целенаправленная работа над развитием и
совершенствованием навыков беглого, осознанного, выразительного, правильного чтения от класса
к классу.
Интерес к книге, чтению, книжной культуре с каждым годом снижается. Специалисты
констатируют, что детское чтение сегодня – область, где уже существует и продолжает
накапливаться множество проблем. Осознание обществом того, что в этой области назревает
острое неблагополучие, отражается и в средствах массовой информации.
Развитие навыков чтения у учащихся становится устойчивой потребностью с младшего
школьного возраста, так как именно в этот период закладываются основные читательские умения и
навыки, которые требуют умелого педагогического подхода с учетом степени начитанности
учащихся, их читательских пристрастий и литературных наклонностей. Известно, что
читательские навыки во многом определяют личность человека, поэтому процесс развития навыка
чтения у младших школьников нами рассматривается как психолого-педагогическая проблема. Всё
вышесказанное обуславливает социальную значимость развития навыка чтения у младших
школьников.
Решение проблемы развития навыка чтения у младших школьников является весьма
актуальной и находит свое отражение в трудах исследователей по начальному образованию (С.А.
Аничкин, В.Г. Горецкий, О.В. Джежелей, Л.Ф. Климанова, Т.С. Пиче-Оол, З.И. Романовская, Н.Н.
Светловская).
Обществом все более осознается необходимость защиты и поддержки детского чтения на
государственном уровне. От того, читают ли наши дети, что и как читают, зависит их сегодняшний
успех и завтрашняя судьба. Детское чтение называют интеллектуальным ресурсом страны,
главным резервом развития человеческого потенциала нации. Поэтому перед начальными
классами стоит первостепенная задача – научить детей сознательно, бегло и выразительно читать.
И эта задача чрезвычайно актуальна, так как чтение играет огромную роль в образовании,
воспитании и развитии человека.
В настоящее время в школьной практике повсеместно наблюдается спад интереса учащихся
к чтению, который проявляется в нежелании читать книги во внеурочное время, в равнодушии, а
порой и в отрицательном отношении к урокам чтения.
Все вышесказанное подчеркивает необходимость систематической и целенаправленной
работы над развитием и совершенствованием навыка чтения.
Современный мир пронизан потоками информации. Не утонуть в этом информационном
море, а, точно ориентируясь, решать свои практические задачи должен помочь человеку
компьютер. «Завтра» наших детей – это информационное общество. Учиться обращаться с
компьютером, пополнять, систематизировать и извлекать нужную информацию необходимо.
В нашей стране уже накоплен достаточный опыт использования компьютерных технологий
в образовательной деятельности. Благодаря компьютеру, в более короткие сроки можно решить
такие задачи как пополнение словарного запаса, формирование грамматического строя,
восполнение пробелов в развитии звуковой стороны речи, формирование связной речи, развитие
орфографической зоркости, что способствует повышению грамотности. У учащихся повышается
интерес к процессу обучения, развивается навык самоконтроля и самостоятельной деятельности.
Развитие навыков чтения будет более эффективным, если применять наиболее
целесообразные методы и приёмы, подбирать текст и понимать прочитанное, проводить
упражнения на выразительность чтения в системе, начиная с самых простых и постепенно
усложняя их, использовать игры, которые будут повышать интерес к этому сложному виду
деятельности.
Использование компьютера позволит также индивидуализировать процесс обучения.
Каждому ребенку можно выдавать индивидуальное задание, которое будет, выполняется в удобном
для него темпе с соответствующим уровнем сложности. Компьютер – это универсальная игрушка,
имеющая возможность настраиваться на конкретного ребенка, терпеливо реагировать на любые
его действия, общаться с ним, обеспечивая деятельность в зоне его ближайшего развития.
МОУ «Перфиловская СОШ»
Учитель начальных классов Хомяк И.В.