Автор: Галлямова Лира Махмутовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Лицей № 161"
Населённый пункт: г. Уфа Республика Башкортостан
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Повторение по теме "Причастие" (7 класс).
Раздел: среднее образование
Тема урока: Повторение по теме "Причастие" (7 класс).
Цели урока:
Обобщение и систематизация знаний, умений и навыков, полученных в процессе
изучения темы; развитие самостоятельной деятельности учащихся по обобщению
сведений
о
причастии
и
предложении,
осложнённом
причастным
оборотом;
развитие
творческих
способностей
учащихся
через
составление
рассказа
с
использованием причастий; воспитание интереса к изучению русского языка;
Тип урока: урок-повторение
Вид урока: урок – практикум
Методы: познавательной деятельности, частично- поисковый.
Наглядность: напечатанный текст сказки, карточки для индивидуальных заданий,
дидактический материал, взятый из задания ЕГЭ (А-10, А-15)
Часть речи, причастная к глаголу,
в образе прилагательного.
В. Даль.
1. Организационный момент.
2. Слово учителя.
Сегодня мы подведём итоги тому, что изучили по теме «Причастие».
Все мы родом из детства, и всем нравятся сказки. И сегодня мы начнем свой урок с
н е о б ы ч н о й
с к а з к и ,
к о т о р а я
н а з ы в а е т с я
« Ч у д е с н ы е
гибриды».
Чудесные гибриды.
Старый
учёный
-
языковед
служил
в
морфологическом
саду,
он
выращивал
не
фрукты, а звуки, морфемы, части речи и члены предложения, и вывел уже несколько
новых сортов.
Может быть, к стволу глагола привить почку прилагательного – размышлял как-то
учёный…
Сказано - сделано. Через несколько лет выросли плоды: не глаголы, не
прилагательные, а назвали их причастием.
-
Почему назвали их причастием?
-
Давайте ответим, почему назвали «диковинные плоды» причастиями? Подберите
однокоренные слова к слову причастие и запишите их.
(Причастие - причастность, причастный).
-
Найдите значение этого слова в словаре Ожегова.
«ПРИЧАСТНЫЙ» - имеющий непосредственное отношение, касательство к чему-
нибудь.)
-
Причастие непосредственно причастно к каким частям речи?
(Ответить на вопрос поможет эпиграф нашего урока, записанный на доске «часть
речи, причастная к глаголу, в образе прилагательного». (т. е. причастная к глаголу
и прилагательному.)
3. Фронтальный опрос. (Проверка теории)
1. Что называется причастием? Отметьте признаки прилагательного и глагола
у причастия.
2. Что такое причастный оборот? Знаки препинания при причастном
обороте? Чем отличается одиночное причастие от причастного оборота?
3. В чём заключается разница между действительными и страдательными
причастиями? Каков опознавательный признак Д и С причастий?
4. Расскажите, как образуются действительные причастия настоящего и
прошедшего времени? ( При помощи -ащ-/-ящ-, -ущ-/-ющ-; -вш-/-ш-)
5. Как образуются страдательные причастия настоящего и прошедшего
времени? (-ом-/-ем-, -им-; -нн-, -енн-/-ённ-, -т-)
4. Практикум. (Тренировочные упражнения).
1.Распознайте причастия и прилагательные.
- В каких случаях перед вами причастие, а в каких - прилагательное? Докажите.
Блестящий паркет - (паркет, который блестит – от глагола, временное
значение)
Блестящий ум - (прилагательное дано в переносном значении, можно
подобрать синонимы: великолепный, превосходный.)
2. Определите устно:
а) словосочетания с причастиями б) словосочетания с прилагательными
Мокнувший под дождем; плакучая ива; седеющий старик; пенистый поток;
бушующее море; шумный поток; цветочная клумба; дремучий лес; темневший горизонт;
висящее белье; темная туча; растущий кустарник; спелые ягоды; цветущий сад; спеющий
крыжовник; талый снег; текущий ручей; шумящий класс.
( Вывод учащихся: причастие можно заменить глаголом, имеет временное значение,
опознавательный признак – суффикс. Прилагательные можно заменить только
прилагательным - синонимом)
Индивидуальные задания (для слабых учащихся)
1 ученик: произвести разбор №3 Цветущий (сад)
2 ученик: Составить простое предложение с причастным оборотом, стоящим после
определяемого слова, произвести разбор №4, объяснить знаки препинания.
( Коллективная проверка)
- Что такое определяемое слово?
- Где может стоять определяемое слово по отношению к причастному обороту?
(Вывод: причастие с зависимым словом образует причастный оборот. Причастный
оборот, стоящий после определяемого слова выделяется запятой. Если ПО стоит перед
определяемым словом , то он не выделяется.)
3. Орфографическая 5-ти минутка
Испуганный малыш; девочка испугана; писанная красками картина; прочитанная книга;
груженные
кирпичом;
плетенная
из
веток;
просеянная
мука;
полученное
письмо;
несоленый
суп;
свежемороженая
рыба;
свежезамороженный
судак;
штопаные
носки;
жаренные в масле; жареная рыба крашеный пол; крашенный краской пол; нескошенный
луг;
стираное
белье,
увлекаемый
(увлекать-1
спр.),
видимый
(видеть-
2
спр),
незаконченное собрание, недоумевающий взгляд, собрание не закончено, не законченное ,
а начатое собрание, не закончившееся вовремя собрание, потушенный, освещённый
Индивидуальные задания (для слабых учащихся)
Образовать действительные причастия настоящего времени (1 ученик), прошедшего
времени (2 ученик) от глаголов:
Пилить-
Стоять-
Зевать-
Держать-
(Работу оценивает класс)
5. Самостоятельная работа
А10:Укажите правильную морфологическую характеристику слова
ВЫРАЖАЮЩИЙ.
1)страдательное причастие
2)действительное причастие
3)глагол
4)прилагательное
А15: В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?
1) отмет..вший, увид..л
2) прикрепля..мый, чита..щий
3) (спортсмены)бор..тся, ла..щий (кашель)
4) слыш..щий, плач..щий
6. Творческая работа.
Написать мини – сочинение (5-6 предложений) на тему «Зимний день» с использованием
причастий. Устно определить их роль в собственных текстах. (10 минут)
Чтение 5-6 мини – сочинений.
( Вывод. Причастия помогают
ярко, образно
описать предмет, делают нашу речь
выразительной и богатой. Вывод: нужно их использовать в своей речи)
7.Вывод.
8. Домашнее задание:
Повторить «Причастие», упр.152, 153 (п.)