Напоминание

Повторение по теме "Причастие" (7 класс).


Автор: Галлямова Лира Махмутовна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МБОУ "Лицей № 161"
Населённый пункт: г. Уфа Республика Башкортостан
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: Повторение по теме "Причастие" (7 класс).
Раздел: среднее образование





Назад




Тема урока: Повторение по теме "Причастие" (7 класс).

Цели урока:

Обобщение и систематизация знаний, умений и навыков, полученных в процессе

изучения темы; развитие самостоятельной деятельности учащихся по обобщению

сведений

о

причастии

и

предложении,

осложнённом

причастным

оборотом;

развитие

творческих

способностей

учащихся

через

составление

рассказа

с

использованием причастий; воспитание интереса к изучению русского языка;

Тип урока: урок-повторение

Вид урока: урок – практикум

Методы: познавательной деятельности, частично- поисковый.

Наглядность: напечатанный текст сказки, карточки для индивидуальных заданий,

дидактический материал, взятый из задания ЕГЭ (А-10, А-15)

Часть речи, причастная к глаголу,

в образе прилагательного.

В. Даль.

1. Организационный момент.

2. Слово учителя.

Сегодня мы подведём итоги тому, что изучили по теме «Причастие».

Все мы родом из детства, и всем нравятся сказки. И сегодня мы начнем свой урок с

н е о б ы ч н о й

с к а з к и ,

к о т о р а я

н а з ы в а е т с я

« Ч у д е с н ы е

гибриды».

Чудесные гибриды.

Старый

учёный

-

языковед

служил

в

морфологическом

саду,

он

выращивал

не

фрукты, а звуки, морфемы, части речи и члены предложения, и вывел уже несколько

новых сортов.

Может быть, к стволу глагола привить почку прилагательного – размышлял как-то

учёный…

Сказано - сделано. Через несколько лет выросли плоды: не глаголы, не

прилагательные, а назвали их причастием.

-

Почему назвали их причастием?

-

Давайте ответим, почему назвали «диковинные плоды» причастиями? Подберите

однокоренные слова к слову причастие и запишите их.

(Причастие - причастность, причастный).

-

Найдите значение этого слова в словаре Ожегова.

«ПРИЧАСТНЫЙ» - имеющий непосредственное отношение, касательство к чему-

нибудь.)

-

Причастие непосредственно причастно к каким частям речи?

(Ответить на вопрос поможет эпиграф нашего урока, записанный на доске «часть

речи, причастная к глаголу, в образе прилагательного». (т. е. причастная к глаголу

и прилагательному.)

3. Фронтальный опрос. (Проверка теории)

1. Что называется причастием? Отметьте признаки прилагательного и глагола

у причастия.

2. Что такое причастный оборот? Знаки препинания при причастном

обороте? Чем отличается одиночное причастие от причастного оборота?

3. В чём заключается разница между действительными и страдательными

причастиями? Каков опознавательный признак Д и С причастий?

4. Расскажите, как образуются действительные причастия настоящего и

прошедшего времени? ( При помощи -ащ-/-ящ-, -ущ-/-ющ-; -вш-/-ш-)

5. Как образуются страдательные причастия настоящего и прошедшего

времени? (-ом-/-ем-, -им-; -нн-, -енн-/-ённ-, -т-)

4. Практикум. (Тренировочные упражнения).

1.Распознайте причастия и прилагательные.

- В каких случаях перед вами причастие, а в каких - прилагательное? Докажите.

Блестящий паркет - (паркет, который блестит – от глагола, временное

значение)

Блестящий ум - (прилагательное дано в переносном значении, можно

подобрать синонимы: великолепный, превосходный.)

2. Определите устно:

а) словосочетания с причастиями б) словосочетания с прилагательными

Мокнувший под дождем; плакучая ива; седеющий старик; пенистый поток;

бушующее море; шумный поток; цветочная клумба; дремучий лес; темневший горизонт;

висящее белье; темная туча; растущий кустарник; спелые ягоды; цветущий сад; спеющий

крыжовник; талый снег; текущий ручей; шумящий класс.

( Вывод учащихся: причастие можно заменить глаголом, имеет временное значение,

опознавательный признак – суффикс. Прилагательные можно заменить только

прилагательным - синонимом)

Индивидуальные задания (для слабых учащихся)

1 ученик: произвести разбор №3 Цветущий (сад)

2 ученик: Составить простое предложение с причастным оборотом, стоящим после

определяемого слова, произвести разбор №4, объяснить знаки препинания.

( Коллективная проверка)

- Что такое определяемое слово?

- Где может стоять определяемое слово по отношению к причастному обороту?

(Вывод: причастие с зависимым словом образует причастный оборот. Причастный

оборот, стоящий после определяемого слова выделяется запятой. Если ПО стоит перед

определяемым словом , то он не выделяется.)

3. Орфографическая 5-ти минутка

Испуганный малыш; девочка испугана; писанная красками картина; прочитанная книга;

груженные

кирпичом;

плетенная

из

веток;

просеянная

мука;

полученное

письмо;

несоленый

суп;

свежемороженая

рыба;

свежезамороженный

судак;

штопаные

носки;

жаренные в масле; жареная рыба крашеный пол; крашенный краской пол; нескошенный

луг;

стираное

белье,

увлекаемый

(увлекать-1

спр.),

видимый

(видеть-

2

спр),

незаконченное собрание, недоумевающий взгляд, собрание не закончено, не законченное ,

а начатое собрание, не закончившееся вовремя собрание, потушенный, освещённый

Индивидуальные задания (для слабых учащихся)

Образовать действительные причастия настоящего времени (1 ученик), прошедшего

времени (2 ученик) от глаголов:

Пилить-

Стоять-

Зевать-

Держать-

(Работу оценивает класс)

5. Самостоятельная работа

А10:Укажите правильную морфологическую характеристику слова

ВЫРАЖАЮЩИЙ.

1)страдательное причастие

2)действительное причастие

3)глагол

4)прилагательное

А15: В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?

1) отмет..вший, увид..л

2) прикрепля..мый, чита..щий

3) (спортсмены)бор..тся, ла..щий (кашель)

4) слыш..щий, плач..щий

6. Творческая работа.

Написать мини – сочинение (5-6 предложений) на тему «Зимний день» с использованием

причастий. Устно определить их роль в собственных текстах. (10 минут)

Чтение 5-6 мини – сочинений.

( Вывод. Причастия помогают

ярко, образно

описать предмет, делают нашу речь

выразительной и богатой. Вывод: нужно их использовать в своей речи)

7.Вывод.

8. Домашнее задание:

Повторить «Причастие», упр.152, 153 (п.)



В раздел образования