Напоминание

"Приёмы педагогической техники на уроках сольфеджио в старших классах"


Автор: Прусова Лариса Леонтьевна
Должность: преподаватель теоретических дисциплин
Учебное заведение: МОУДО "Железногрская ДШИ" Курской области
Населённый пункт: город Железногорск Курской области
Наименование материала: методическая разработка открытого урока по сольфеджио
Тема: "Приёмы педагогической техники на уроках сольфеджио в старших классах"
Раздел: дополнительное образование





Назад




Управление культуры администрации города Железногорска

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного

образования детей «Железногорская детская школа искусств»

Методическая разработка

открытого урока на тему:

«Приёмы педагогической техники на уроках

сольфеджио в старших классах»

Автор:

преподаватель теоретических дисциплин

Прусова Л.Л.

Железногорск

2017

1.Предмет сольфеджио, 5 класс народное отделение (баян,

домра, аккордеон)

2. Тема урока: «Приёмы педагогической техники на уроках сольфеджио»

3. Цель урока: с учащимися старших классов показать разнообразие

методов, приёмов и форм работы, способствующих применению

знаний, умений и навыков на практике

4. Задачи урока:

а) учебно – образовательные

- сформировать у обучающихся знания и навыки, связанные с

развитием ладового, гармонического, полифонического слуха, чувства

ритма и уметь применять их в конкретной практической

деятельности

б) воспитательные

- на примере образцов из художественной литературы, включающей

народную, классическую и современную, отечественную и

зарубежную музыку различных времён и стилей, воспитывать

нравственные, патриотические и эстетические чувства;

- развивать личностные качества, обеспечивающие трудолюбие,

успешность, уверенность, убеждённость, способность к самооценке,

критичность, принципиальность, взаимосотрудничество,

взаимопомощь и взаимоконтроль

в) развивающие

- научить чисто петь одноголосные и многоголосные музыкальные

примеры, читать с листа, определять на слух музыкальные

элементы, включающие интервальные и аккордовые цепочки, точно

воспроизводить ритм и отражать его в записи;

- развить познавательные процессы обучающихся: память, мышление,

внимание, воображение, восприятие;

- уметь применять логические операции: анализ, синтез, сравнение,

классификацию, систематизацию, обобщение;

- развить волю, эмоции, интерес, способности и дарование личности.

5.Тип урока:

интегрированный

6.Оснащение урока:

- фортепиано;

- таблицы, карточки, схемы;

- учебные пособия:

- А. Андреева От примы до октавы Сольфеджио 5 класс;

- Л. Варламова, А. Семченко Сольфеджио 5 класс;

- Т. Калужская Сольфеджио 6 класс;

- О. Берак Школа ритма Т.3;

- Н. Ладухин Вокализы;

- Л. Синяева Наглядные пособия на уроках сольфеджио;

- В. Флис, Я. Якубяк Сольфеджио 7 класс;

- Ж. Металлиди, А. Перцовская Двухголосные музыкальные диктанты;

- В. Жилин Занимательные игры для чтения с листа;

- партитуры пьес для народного оркестра (В. Андреев Полонез

В. Купревич «Тульский самовар»);

- шумовые инструменты.

Основные этапы современного урока

I. Организационный момент

Готовность учащихся к уроку, перекличка

обучающихся, объявление темы, цели и задач

II.Проверка домашнего задания

1. Построение (письменно) и пение:

- гаммы D dur 2-х видов;

- отдельных ступеней, тритонов и характерных интервалов в D dur;

- всех известных аккордов от звука «d».

2. Проверка знаний и умений обучающихся:

- слуховой анализ ступеней в произвольном порядке;

- пение интонационных упражнений для усвоения интервалов

(мелодическая цепочка вверх и вниз в тональности от тоники и

доминанты по предложенной схеме, записанной на доске);

- устный 2-х голосный интервальный диктант (чешская народная песня

«Танцуй, танцуй»);

- пение и слуховой анализ септаккордов и аккордовых цепочек;

- сольфеджирование одноголосного примера (А. Рубинштейн Мелодия);

- теоретическая разминка (работа в командах).

III. Организация восприятия и осмысления новой информации

1.Увоение исходных знаний:

- гармонический анализ 2 - й пары тритонов (на 2-й и 6-й ступенях) и

характерных интервалов (ув 5 и ум 4) на материале фрагментов из

музыки Ф. Листа «Утешение», Р. Шумана «Отзвуки театра»;

- чтение с листа ритма со слигованными и синкопами по современному

пособию О.Берак «Школа ритма» (Т.3 №7).

2.Творческое применение и добывание знаний, освоение способа

деятельности путём решения проблемных задач, построенных на основе

ранее усвоенных знаний и умений:

- слуховой анализ аккордов на примере образцов из музыкальной

литературы (главная партия из симфонии №5 Л. Бетховена – Д65, Р.Глиэр

Вальс - Д43, Д. Тухманов «День Победы» - Д 2, М. Мусоргский «Венчание

царя Бориса на царство» - сочетание Д 65 и Д 2 в низком регистре,

имитирующих колокольный звон);

- игра на шумовых инструментах I периода пьесы В.Андреева Полонез,

исполняемого в оркестре русских народных инструментов;

- пение 3 - х голосия («В деревне Ольховке», «Грицю, Грицю»);

- создание тематического сценария (анализ и сольфеджирование

музыкального примера №5 из сборника «Вокализы» Н.Ладухина).

3. Обобщение изучаемого на уроке и введение его в систему ранее

усвоенных знаний:

- анализ ритма I периода пьесы В. Купревича «Тульский самовар»,

исполнение на шумовых инструментах ритмической партитуры, а затем

оформление ритма по записанной на карточке мелодии по памяти;

- анализ обучающимися одной из пьес по специальности.

4.Контроль результатов учебной деятельности, осуществляемый

преподавателем и обучающимся, оценка знаний.

Вопросы к классу:

- что такое родственные тональности, перечислить их для D dur, e moll;

- что такое период, предложение, фраза, каденция?

- какие аккорды строятся на IV,VI,VII ступенях тональности?

IV.Домашнее задание к следующему уроку:

- построить и петь все изученные аккорды от звука «e»;

- сочинить и записать 8 тактов ритма с синкопами и слигованными нотами;

- сольфеджировать музыкальные примеры №№ 83, 84 из сборника Л.

Варламовой, А.Семченко Сольфеджио 5 класс.

V.Подведение итогов урока

На занятии были представлены все основные разделы предмета

«Сольфеджио»:

- вокально - интонационные навыки;

- сольфеджирование и пение с листа;

- воспитание чувства метро – ритма;

- воспитание музыкального восприятия;

- музыкальный диктант;

- воспитание творческих навыков;

- теоретические сведения.

На уроке в традиционных формах работы были показаны следующие

приёмы педагогической техники:

- использование опорных сигналов (клавиатуры, карточки, схемы, таблицы);

- повторение с расширением;

- пересечение тем (межпредметные связи);

- работа в командах;

- взаимоопрос, опрос по цепочке, идеальный опрос;

- применение практических навыков в конкретной деятельности;

- обмен мнениями, оценками.

На уроке использовались следующие современные технологии:

- проблемно – развивающая;

- личностно – ориентированная;

- перспективно – опережающего развития;

- сотрудничества.

Урок проведен в соответствии с современными требованиями:

- цели и задачи, поставленные перед обучающимися выполнены;

- темы, методы и формы проведения урока обусловлены чёткой логикой

построения;

- задания, формы их выполнения, музыкальный материал подобран с

учётом индивидуальных музыкальных способностей, уровня развития и

темпа работы обучающихся, что создавало психологический комфорт;

- использование музыкальных фрагментов различных композиторов,

стилистических направлений и жанров способствовало расширению общего

художественного кругозора, развитию интеллекта и воспитанию

эмоционального восприятия учащихся;

- обучащиеся показали хорошие знания предмета, практические навыки и

умение применять их в комплексе, при исполнении музыкального

материала, в творческих формах музицирования, что помогло

расширить их исполнительские и слушательские возможности,

необходимые как для будущих любителей музыки, так и для музыкантов –

профессионалов.



В раздел образования