Автор: Ивахненко Галина Владимировна
Должность: преподаватель фортепиано
Учебное заведение: МБУДО "Детская школа искусств № 8"
Населённый пункт: город Саратов
Наименование материала: методическое сообщение
Тема: «Подготовка к концертному выступлению учащихся»
Раздел: дополнительное образование
Методическое сообщение
«Подготовка к концертному выступлению:
способы преодоления страха перед выступлением у
учащихся детских музыкальных школ»
Выполнил:
Преподаватель
МБУДО «ДШИ №8»
Ивахненко Г.В.
г. Саратов
2018 г.
В период обучения в детской музыкальной школе, каждому ученику
приходится выступать на сцене. Будь это зачёт или переводной экзамен,
конкурс, концерт, посвящённый какой-то дате, или творчеству отдельного
композитора и т. д. Можно хорошо всё выучить, всё знать, но при этом сильно
волноваться, что безусловно сказывается на исполнении.
У большинства исполнителей возникает этот панический страх, но
стоит
научиться
тому,
чтобы
его
побороть,
преодолеть.
Н.А.Римский-
Корсаков утверждал: «Эстрадное волнение тем больше, чем хуже выучено
произведение».
И
это
действительно
так.
Есть
отдельные
группы
«нерадивых»
учеников,
которые
вплоть
до
самого
экзамена
или
зачёта
доучивают текст наизусть. Конечно, они очень неуверенно чувствуют себя на
сцене, и в этой ситуации понятен их страх и волнение перед выступлением.
Волнение может выражаться в тряске рук, дрожи в коленях, «выпадению
нотного текста», неспособности сосредоточиться на произведении и просто
боязни выходить на сцену.
Чтобы
снизить
волнение
перед
выступлением
можно
выделить
несколько этапов подготовки произведения к исполнению:
1.
Этап предварительного ознакомления и разбор нотного текста.
2.
Работа
по
частям,
отдельным
«кускам»,
тщательная
проработка
звуковых и технических деталей.
3.
Работа над всем произведением в целом.
4.
Подготовка произведения к исполнению на эстраде.
Очень часто большая часть времени уходит на первый и второй этапы -
это разбор произведения и выучивание его наизусть. А на третий и четвёртый
этапы уже не остаётся времени, хотя именно это время самое главное при
подготовке ученика к выступлению. Особенно сложные задачи возникают
перед учеником, когда ему приходится готовить к выступлению не одно
произведение, а целую концертную программу, состоящую из двух – трёх и
более
произведений.
Прежде
всего,
трудно
достигнуть
того,
чтобы
все
произведения находились в готовности к определённому сроку. Часто так
бывает, особенно в классе молодого, неопытного педагога, что некоторые
музыкальные
произведения
оказываются
"сырыми",
недоученными,
а
к
другим ученик уже потерял интерес. Эти произведения он играет всё хуже и
хуже, а если это пьеса виртуозного характера – заиграл, или "заболтал" её.
Чтобы этого избежать, следует так планировать работу над программой,
чтобы
полифонию,
произведения
крупной
формы
и
пьесы
виртуозного
характера
выучить
раньше.
И
большую
часть
времени
посвятить
их
осмыслению и полной готовности к исполнению на эстраде.
Учить любые произведения необходимо очень тщательно и крепко.
Ученик должен уметь его играть с разных мест, уметь выделять мелодию от
подголосков, знать форму музыкального произведения (двух или трёхчастная
форма), а если это произведение крупной формы – знать главную, побочную
партию,
разработку,
репризу
и
т.д.
Педагог
должен
направить
внимание
ученика не на возможность забыть, а на то, как надо учить произведение,
чтобы не забыть.
Очень часто дети запоминают музыкальные произведения «пальцами»,
при этом «уши и голова» в процессе запоминания участвуют в меньшей
степени. Таким образом, при выступлении в любой момент может случиться
«провал в памяти», и ученик может остановиться, не зная дальше, что же
делать.
Что
же
произошло?
Дома
ведь
всё
у
него
получалось,
и
вдруг
остановка…
При
заучивании
наизусть
ребёнок
использовал
только
механическое запоминание пальцами, а не осмысленное, не включая в этот
процесс голову и уши. Музыкальное произведение необходимо выучить так,
чтобы ученик не задумывался о технических трудностях. Пальцы всё делают
сами автоматически, а голова только контролирует их.
Задача
педагога
состоит
в
том,
чтобы
ученик
наиболее
ярко
смог
раскрыть художественный замысел композитора. Поэтому педагог должен, в
соответствии
с
возрастом
ученика,
как
можно
образнее,
поэтичнее
и
увлекательнее
раскрыть
ему
замысел
данного
произведения.
Увлечь
учащегося этой музыкой, чтобы он её полюбил. Помочь ему выявить связь
музыки с реальным миром, который нашёл в ней своё отражение, сделает её
более
доступной
и
близкой
ученику.
Словесные
пояснения
и
образные
сравнения только тогда достигают цели, когда они близки и понятны ученику.
В
работе
над
произведением
уже
на
втором
и
третьем
этапах
стоит
направлять
внимание
ученика
не
только
на
нотный
текст,
а
стремиться
добиваться
нужной
выразительности
в
исполнении,
передавать
художественный
замысел
композитора.
Педагог
должен
постараться
переключить внимание ученика от деталей к целому, к логике строения
фразы и формы всей пьесы, к более яркому выявлению кульминации. Чтобы
в
дальнейшем
его
исполнение
не
было
серым,
скучным,
чтобы
ученик
«горел»
этой
музыкой,
переживал
её
внутренне,
а
не
зацикливался
над
отдельными деталями.
В работе над програмными произведениями, как пьесы из «Детского
альбома» П.И.Чайковского, «Музыка для детей» С.Прокофьева, «Альбом для
юношества» Р.Шумана и других композиторов, учащемуся легче передать
образное содержание пьесы, т.к. оно отражено в названии. Педагогу нужно
только
чуть-чуть
направить
ребёнка,
чтобы
пробудить
его
фантазию.
Сочинениям крупной формы, в отличие от миниатюр, свойственно большее
разнообразие
содержания,
более
протяжное
развитие
музыкального
материала. Поэтому при исполнении таких произведений труднее добиться
единства целого и выявить характерные особенности отдельных образов и
тем. Различные музыкальные образы, стремительное развитие кульминации и
её
вершины
–
всё
это
способствует
яркому
исполнению.
И
если
при
выступлении на эстраде голова будет занята сопереживанием музыки, а не
текстом
или
отдельными
пассажами,
то
исполнение
всегда
будет
ярким,
эмоциональным и уверенным. Та музыка, которая тронет душу и сердце
ученика,
запомнится
быстрее.
Сосредоточиться
на
исполняемом
произведении – вот верный способ отвлечься от страха перед сценой. Г.Коган
в своей книге «У врат мастерства» писал о том, что в одной из артистических
комнат Ленинградской консерватории висел плакат: «Волнуйся не за себя, а
за
композитора».
Если
ученик
волнуется
за
себя,
панически
боится
выступления,
значит,
он
недостаточно
взволнован
тем
произведением,
которое исполняет.
Чтобы
не
забыть
нотный
текст,
многие
исполнители
используют
методику
И.Гофмана.
Она
заключается
в
мысленном,
беззвучном
«проигрывании» произведения с начала до конца по нотам, а потом без них.
Пальцы берут воображаемые клавиши, мышцы рук и корпуса совершают
движения, как во время исполнительского процесса, но сама музыка звучит
лишь в слуховых представлениях. Если ученику удаётся «проиграть» так всё
произведение, то он, как правило, уже не боится забыть нотный текст. А
задача педагога, в свою очередь, заключается в том, чтобы заинтересовать
ученика данным произведением, чтобы оно понравилось ему. И если это
произойдёт, то он легко и быстро выучит его наизусть. Это всё касается
работы с учащимися
средних и старших классов детской музыкальной
школы.
У учащихся младших классов, а именно начинающих своё обучение,
представление о стадиях работы не сформировано. Вся трудность состоит в
самом разборе произведения. Чем больше подготовлен ученик к восприятию
новой музыки, чем организованнее происходит её разбор, тем быстрее и
непосредственнее
произведение
выучивается.
Начинающий
ученик,
как
только
разобрался
в
тексте
и
элементарных
игровых
приёмах,
старается
играть наизусть. Такое стремление вырваться из оков нотного текста вполне
понятно. Уже внутренне слыша музыку, ученик хочет почувствовать радость
от своего исполнения.
Но бывает и так, что ученик всё хорошо выучил, всё знает, но при этом
очень боится выходить на сцену, боится ошибиться. Кому-то не по себе от
устремлённых на них глаз, кто-то хочет поскорее всё сыграть и уйти домой.
Как же помочь таким ученикам? Им как раз необходимо как можно больше
играть на сцене перед публикой. Чем чаще они выступают, тем меньше
страдают от волнения.
Эстрада,
как
правило,
вызывает
волнение.
Нередко
волнение
способствует
большей
яркости
исполнения.
Известно,
что
одарённые
ученики обычно играют публично лучше и ярче, чем в классе, но во многих
случаях волнение сказывается отрицательно. Волнение часто неблагоприятно
отражается
на
технической
стороне
исполнения,
а
иногда
приводит
к
запинкам,
остановкам
и
пропускам
целых
эпизодов.
Все
эти
формы
эстрадного волнения очень часто встречаются в ученическом исполнении.
Педагог должен вести с ними систематическую и упорную борьбу, учитывая
индивидуальность каждого ученика, вдумчиво анализируя причины каждой
его неудачи. Важно как можно лучше подготовить учащегося к выступлению
и
не
выпускать
его
с
«сырыми»,
недоученными
и
недоработанными
произведениями, так как срывы во время выступления приводят к появлению
страха перед эстрадой. Надо воспитывать у учащихся чувство радости от
общения
с
публикой
в
процессе
выступления.
Большое
значение
для
устранения
чрезмерного
волнения
имеют
частые
выступления.
Таким
ребятам
можно
посоветовать,
как
можно
больше
играть
перед
своими
друзьями,
родственниками,
и
даже
перед
куклами,
если
это
учащийся
младших
классов.
Так
же
можно
порекомендовать
играть
перед
воображаемой комиссией или слушателями, а при этом исполнение можно
записать на диктофон. Этот приём помогает проверить степень сценической
готовности произведения, и как волнение отражается на качестве исполнения,
и даёт возможность заранее выявить слабые места в программе.
Педагог
всегда
должен
помнить,
что
предконцертное
самочувствие
ученика в большей степени зависит от его психического состояния. Учитель
всегда должен настраивать на позитивное исполнение, вселять в ученика
уверенность,
быть
для
своих
учащихся
своеобразным
психотерапевтом.
Ученик должен воспитывать в себе чувство уверенности, привыкать к нему,
выходя на сцену. А не жаловаться другим: «Как я боюсь! Я ничего не
сыграю!» Это ещё больше усиливает чувство страха и волнение.
Для
достижения
оптимального
сценического
состояния
и
снятия
мышечных
зажимов,
устранения
страха
перед
выступлением
можно
использовать целый ряд различных упражнений:
1.
Дыхательная
гимнастика,
разработанная
Струве
и
Токарским:
ученик
делает
медленный
и
глубокий
вдох
через
нос,
после
небольшой
задержки
дыхания
спокойно
выдыхает
через
рот.
Отдыхает и повторяет это несколько раз, паузы «отдыха» следует с
каждым разом удлинять.
2.
В.Григорьев [3] рекомендовал следующее упражнение для снятий
нервного стресса: нужно потереть круговым движением левое, а
потом правое запястье до появления ощущения тепла, затем те же
полукруговые движения над обеими бровями, и двух сторон носа.
После – натирание мочки и полностью уха до появления тепла.
Подобные
действия
совместно
педагога
и
ученика
помогают
успокоить ребёнка, настроить его на позитивный лад.
3.
Упражнение «Змея»: ученик громко говорит «Ш-Ш-Ш, Щ-Щ-Щ» в
течение
полуминуты.
Это
упражнение
снижает
любой
страх
и
тревогу, как минимум на полчаса.
4.
Упражнение «Топотун»: обычный топот ног - начиная медленно,
постепенно ускоряя темп. Это чудесное средство от страха и лишних
мыслей.
Дети всегда с большим удовольствием выполняют эти упражнения, невольно
забывая о волнении.
Многих
учащихся
волнует
вопрос:
«Нужно
ли
заниматься
в
день
выступления и сколько?» Существует очень много разных мнений, но из
собственного педагогического опыта своим учащимся я советую заниматься
меньше
в
этот
день.
Можно
просто
просмотреть
программу
по
нотам,
проверить нотный текст и указания автора, вспомнить замечания педагога.
Всё это будет способствовать освежению восприятия, так как очень часто,
выучив произведения наизусть, ученик перестаёт открывать ноты, думая, что
всё выучил и всё знает. Можно для разыгрывания поиграть упражнения и
гаммы, что не требует больших эмоциональных затрат и не утомляет ребёнка.
В любом случае, если программа не готова, учить её уже слишком поздно. В
процессе
разыгрывания
всегда
помнить
о
темпах,
игра
произведений
в
быстрых темпах ведёт к усилению беспокойства. Можно повторить только
некоторые фрагменты из программы и не играть произведения целиком,
чтобы не устать и исполнять произведения с полной отдачей всех сил уже на
сцене.
Вспомним
афоризм,
который
может
помочь
настроиться
на
выступление: «Выходя на сцену, отдавай себя всего без остатка, но при этом
помни, что тебе предстоит проделывать это ещё тысячу раз!» Выступая на
сцене,
надо
верить
в
себя,
получать
удовольствие
и
радость
от
своего
исполнения, чтобы твои позитивные эмоции передавались публике!
Список литературы:
1.
Алексеев
А.Д.
Методика
обучения
игре
на
фортепиано.
–
М.,
Издательство «Музыка», 1971 г.
2.
Бочкарёв
Л.Л.
Психология
музыкальной
деятельности.
—
М . ,
Издательство «Институт психологии РАН», 1997 г. — 352 с., илл.
3.
Григорьев В.Ю. К вопросу об эстрадном волнении. - М., Издательство
«Классика-XXI», 2006 г.
4.
Коган Г.М. У врат мастерства. – М., Издательство «Музыка», 1969 г.
5.
Коган Г.М. Работа пианиста. – М., Издательство «Музыка», 1969 г.
6.
Милич Б.Е.
Воспитание ученика – пианиста. – Киев, Издательство
«Музична Украина», 1977 г.
7.
Щапов А.П. Фортепианный урок в музыкальной школе и училище. –
М., Издательство «Классика-XXI», 2002 г.