Напоминание

"Организация самостоятельной работы обучающихся в процессе изучения устройства автомобилей"


Автор: Шкробко Евгений Геннадьевич
Должность: преподаватель
Учебное заведение: ГБОУ Топкинский технический техникум
Населённый пункт: г. Топки, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: "Организация самостоятельной работы обучающихся в процессе изучения устройства автомобилей"
Раздел: среднее профессиональное





Назад




Организация самостоятельной работы обучающихся в процессе

изучения устройства автомобилей

Шкробко Евгений Геннадьевич

преподаватель

ГПОУ Топкинский технический техникум

Кемеровская обл., г. Топки

Самостоятельная учебная работа является одной из форм организации

обучения.

Ее

роль

в

современном

образовании

все

более

возрастает.

Самостоятельная

учебная

работа

как

организационная

форма

обучения

наиболее

полно

обеспечивает

реализацию

субъективной

позиции

обучающегося. Самостоятельная учебная работа формирует у обучающегося

умение управлять собой и целенаправленно заниматься самообразованием. Она

требует от обучающегося высокой самоорганизации и самостоятельности.

В научно-педагогической литературе самостоятельная учебная работа

исследуется в разных аспектах: как средство и форма организации учебной

деятельности ( А.В. Петровский, Т.И. Шамова), как средство активизации и

интеллектуализации

творческой

деятельности

обучающихся

(

В.Б.

Бондаревский, Н.А. Морозова), как ведущий вид деятельности (И.А. Зимняя,

В.А. Козаков).

С точки зрения теории деятельности, самостоятельная учебная работа- это

деятельность,

организуемая

самим

обучающимся

в

силу

его

внутренних

познавательных мотивов, в наиболее удобное для него время, контролируемая им

самим и управляемая со стороны преподавателя. Продуманная самостоятельная

учебная

работа

способствует

росту

интеллектуального

потенциала

и

проявлению творчества, развитию воли.

Самостоятельная работа по учебному предмету зачастую отождествляется в

повседневном выполнении домашнего задания. Однако, следует отметить, что

самостоятельная учебная работа может быть организована как в учебном

процессе, так и в не его.

Аудиторная

самостоятельная

работа

управляется

непосредственно

преподавателем. Внеаудиторная – выполняется по заданию преподавателя, но

без его непосредственного участия. Посредством этого обучающийся получает

больше возможности проявлять инициативу в выборе форм, методов и средств

выполнения задания.

Введенные

в

организации

среднего

профессионального

образования

государственные образовательные стандарты третьего поколения направлены

на

обеспечение

практической

направленности,

на

создание

условий

для

развития личности и профессионального становления и развития. В основу

государственного

образовательного

стандарта

положен

компетентностный

подход, формулирующий результаты образования не только в знаниях, умениях

и навыках, а как готовность выпускника осуществлять профессиональную

деятельности, как уровень сформированности компетентности.

Профессиональная

компетентность

это

динамическая

интегральная

характеристика,

формирующаяся

в

ходе

построения

воспитательно-

образовательного

процесса,

система

свойств

и

состояний

личности

обучающегося,

выражающая

единство

теоретической,

практической

и

психологической готовности к осуществлению профессиональной деятельности

и способности производить необходимые для этого действия, определяемое

видом

профессиональной

деятельности.

Так,

необходимые

в

профессиональной

деятельности

автомеханика

профессиональная

компетентность

будущего

специалиста

заключается в

части

освоения

основного вида профессиональной деятельности: Техническое обслуживание

и ремонт автотранспорта.

Самостоятельная учебная работа по устройству автомобиля позволяет

формировать компетенции, необходимые в профессиональной деятельности и,

следовательно, готовить компетентного специалиста.

Рассмотрим

разные

виды

заданий

для

самостоятельной

работы

по

устройству

автомобиля.

Одной

из

классификаций

вида

самостоятельной

учебной работы выделяют по критерии умственной деятельности. По данному

критерию самостоятельная учебная работа подразделяется на репродуктивную,

реконструктивную,

поисковую

и

творческую,

разновидностью

которой

является исследовательская.

Репродуктивные

задания

предполагают

действие

по

образцу,

воспроизведение услышанного, увиденного. Принято считать, что это низки

уровень умственной самостоятельности. Однако, такой вид заданий необходим

для совершенствования концентрации внимания, тренировки памяти.

Обучающихся на первых занятиях устройства автомобиля знакомлю с

приемами эффективного запоминания учебного материала. К таким приемам

работы с текстом относятся:

- дать мотивацию на запоминание, то есть поставить задачу запомнить;

- данную установку следует подкрепить работой с текстом, поставить

задачу разобраться в его содержании;

- завершить работу по усвоению текста пересказом.

Репродуктивные задания, связанные с заучиванием учебного материала,

расширяют информированность обучающихся.

К заданиям для самостоятельной учебной работы репродуктивного вида в

процессе

изучения

устройства

автомобилей

предлагаю

обучающимся

подготовить сравнительную характеристику автомобилей,

заполнить для

последующего

воспроизведения

тех

или

иных

схем,

устройств,

конспектирование дополнительной учебной информации.

Данные задания требуют от преподавателя точного указания источника, его

выходных данных, указания страниц, которые необходимо проработать, а также

представлении требований к оформлению конспекта. Например, по теме «

Система питания» было предложено задание на конспектирование учебного

материала, которое сопровождалось следующей инструкцией: «На занятии мы

рассмотрели

вопрос

о

системе

питания

автомобилей.

Вам

предстоит

самостоятельно познакомиться с системой питания карбюраторного двигателя.

Для чего необходимо прочитать текст в ……. Под редакцией ………..

Материал

находится

на

странице…….

Законспектировать

ответы

на

следующие вопросы:

- Проследите на плакате путь топлива из топливного бака к карбюратору.

- Какие элементы включает в себя система питания, покажите их на

плакате.

- Действие какого агрегата системы питания заключается в многократном

расширении газов, изменении направления их движения и торможения.

- Принцип работы системы питания и покажите на плакате основных

элементов.

Ответы

на

поставленные

вопросы

следует

законспектировать

в

лекционных тетрадях, указав название темы, ее автора, источник информации,

далее зафиксировать вопрос и найти на него ответ».

К группе реконструктивных заданий по устройству автомобиля отношу

следующие задания:

- составление сравнительных таблиц;

- составление по содержанию текста учебного материала схем, таблиц.

Предлагая

задания

на

составление

сравнительных

таблиц

для

самостоятельной работы, важно четко определить критерии сравнения.

Задания на составление схем, таблиц по содержанию текста полезны для

развития наглядно-образного, абстрактного мышления, формирование умения

переводить текстовую информацию в образную, наглядную, где сами образы

могут быть как конкретными, так и символическими, графическими.

Схемы и сравнительные таблица можно создавать практически по всем

темам устройства автомобиля.

Исследовательские задания значимы тем, что самые ценные и прочные

знания добываются самостоятельно, в ходе собственного поиска. Усвоение

устройства автомобиля проходит эффективнее обучающим, если он ставиться в

позицию исследователя, проводит собственные изыскания, осваивает метод

наблюдения, опроса, эксперимента и др. Самостоятельная исследовательская

работа

обучающихся

это

важнейший

фактор

развития

творческих

способностей. Исследовательские задания могут носить индивидуальный и

групповой характер. Данный вид заданий важен в подготовке обучающихся к

выполнению

выпускной

квалификационной

работы.

Приведу

пример

исследовательских заданий. Так при изучении темы «Экология и автомобиль»

обучающимся было предложено исследование качество воздуха как одной из

важнейших показателей качества окружающей среды, влеяющих на здровье

человека,

состояние

зеленых

насаждений,

архитектурных

сооружений,

памятников.

Проект

предполагал

исследовательскую

деятельность

и

подразумевал

исследование

бучающимися

методом

опроса

(беседы,

анкетирования).

Вопросы,

которые

были

предожены

испытуемым

составлялись обучающимися и обязательно проверялись преподователем.

При работе над проектом обучающимся предлагалась изучить транспортную

нагрузку

на

улицах,

оценить

количество

угарного

газа,

попадающего

в

окружающию среду с выхлопными газами автомобилей. Предполагалось, что

на

основе

полученных

данных

участники

проекта

вырабатывают

предложения по улучшению экологической ситуации в городе.

Особое

место

в

изучении

устройства

автомобилей

занимает

самостоятельная рбота творческого характера. Она требует высокого уровня

умственной

активности.

Вводить

творческое

заданиенужно

с

1

курса,

постепенно увеличивая их долю, объем и сложность.

К заданиям творческого вида относятся:

- подготовка сообщений и докладов;

- составление контрольных тестов по разным темам устройства автомобилей;

- составление кроссовордов;

- составление конспектов;

- составление презентаций.

Планируя разные виды заданий для самостоятельной учебной работы

обучающихся,

важно

найти

разумное

соотношение

объема

аудиторной

и

внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся. Только при разумном

соотношении

и

продуманной

организации

аудиторной

и

внеаудиторной

самостоятельной учебной работы у обучающихся наблюдается повышение

учебной

и

профессиональной

мотивации,

интеллектуальной

активности,

интереса к исследовательской деятельности.

Список литературы

1.Ахмадиева

З.Р.

Внеаудиторная

самостоятельная

работа:

классификация

заданий:

из

опыта

работы

преподавателя

и

аспиранта

Кумертауского

педагогического

колледжа

//СПО.

Приложение.-2006.-No10.

–С.57-63;

//Специалист. –2006. -No 11. –С.36 (краткие рекомендации)

2. Есипов, Б. П. Самостоятельная работа учащихся в процессе обучения / Б.П.

Есипов // Материалы педагогических исследований. - М., 1961.

3.

Жарова,

Л.

В.

Организация

самостоятельной

учебной

деятельности

учащихся: Учеб. пособие по спецкурсу / Л.В. Жарова. - Л.: Изд-во ЛГПИ им.

А.И. Герцена, 1986.

4. Зимняя, И. А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. Изд. Второе,

доп., испр. и перераб / И.А. Зимняя - М.: Лотос, 2001.

5.Иванова

Л.Н.

Самостоятельная

работа

как

способ

формирования

компетенции

будущего

специалиста

/Л.Н.Иванова,

преподаватель

высшей

квалификационной категории ПЛ No 43, г.Москва //Профессиональное

образование. –2006. -No 5. –С.21.

6.Сергеева

О.С.

Рекомендации

по

составлению

учебно-методических

пособий для самостоятельной работы студентов/О.С.Сергеева, преподаватель

медицинского училища No15 г.Москвы//СПО.Приложение.-2006.-No12.-С.37-

47.

7.Сергеева О.С.Организация самостоятельной внеаудиторной работы

студентов в ссузе/О.С.Сергеева, преподаватель медицинского училища N15

г.Москвы//СПО.Приложение.-2006.-No12.-С.37-47.



В раздел образования