Автор: Солдатова Елена Станиславовна
Должность: учитель – логопед
Учебное заведение: МБДОУ № 322
Населённый пункт: г. Красноярск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Комплексная программа коррекционной работы для дошкольников с ОНР – I, II уровня
Раздел: дополнительное образование
Комплексная программа коррекционной работы
для дошкольников с ОНР – I, II уровня
Учитель – логопед МБДОУ № 322 Солдатова Е.С.
Основные факторы формирования речи в норме:
1.
Здоровье и зрелость нервной системы, головного мозга.
2.
Социальные стимулы.
3.
Сформированность психологических механизмов, необходимых для развития речи.
Условия для проведения логопедической работы:
• сформированность психологических предпосылок;
• при несформированности психологических предпосылок, требуется участие психолога
или адаптация логопедических методик, продление подготовительного этапа;
• необходимость донесения этой информации до родителей.
Причины разнообразия речевых нарушений:
• Особенности состояния нервной системы ребёнка, здоровье и зрелость значимых для
речи зон мозга.
• Тип высшей нервной деятельности.
• Качество речевого окружения.
• Обратная реакция ребёнка на развивающие воздействия, обусловленная особенностями
индивидуального развития психики (внимания, памяти, мышления).
Виды логопедического воздействия:
•Стимулирование речи. Работа проводится в процессе совместного взаимодействия с
ребёнком в значимых для него видах деятельности: игровой, манипулятивной,
изобразительно-графической и т.д.
•Формирование речи: происходит обучение речи в учебной ситуации через многократное
повторение с использованием игровых приёмов и включением в коммуникативные
ситуации.
•Коррекционная работа по исправлению речи.
Основные разделы программы:
1. Формирование психологической базы речи: стимулирование совместной деятельности,
потребности в контакте, развитие неречевого и речевого подражания.
2. Развитие внеречевых психических процессов: восприятия, внимания, памяти,
мышления.
3. Развитие слухового внимания, слухоречевой памяти, фонематического восприятия.
4. Развитие ритмико-интонационных средств языка, ритмизация деятельности ребёнка.
5. Развитие понимания речи.
6.Формирование активной лексики с учетом принципа усложнения слоговой структуры.
7. Формирование грамматического строя языка:
• формирование фразы (по моделям);
• формирование словоизменения;
• поэтапная отработка грамматических категорий (с учётом онтогенетического принципа);
8. Подготовительная работа для усвоения фонетики.
Формирование психологической базы речи:
1.
Подготовительный этап: установление контакта с ребёнком и вовлечение его в
совместную деятельность.
Приёмы и методы:
Привлечение ребёнка происходит через значимые и привлекательные для ребёнка
игрушки и предметы: волчки, музыкальные игрушки, мыльные пузыри и т.д.
Формирование совместной деятельности со взрослым с использованием различных
форм взаимодействия: предметно-действенного, игрового.
Используются любые предметы и игры, предусматривающие взаимодействие: игры
в мяч, катание машинок, игры с водой и т.д.
На всех уровнях работа проводится в несколько этапов:
по подражанию: делает взрослый, ребёнок помогает;
сопряжённо, вместе со взрослым;
по правилу очерёдности: сначала взрослый, затем ребёнок;
самостоятельно, по речевой инструкции.
2. Развитие неречевого подражания:
на основе развития общей моторики:
-
учить воспроизводить бытовые жесты по просьбе взрослого: пока, воздушный поцелуй,
дай ручку, ладушки, похлопай «молодец» и т.д.;
- имитировать движения животных (ходим как мишки, прыгаем как зайчики, летаем как
птички и т.д.);
- развивать подражательную способность на основе драматизации стихов: изображать,
подкреплять жестами и движениями стихотворные строчки;
- развивать подражание на основе простых физкультурных движений: давай делать
зарядку.
на основе развития мелкой моторики:
- пальчиковая гимнастика
на основе развития артикуляционной моторики:
- гимнастика для язычка
3. Развитие речевого подражания:
стимулирование речевого подражания в виде эмоционально-аффективных
восклицаний, сопровождающих эмоционально-насыщенные ситуации,
моделируемые взрослым в игре, действиях с предметами: ай, ой, бах и т.д.;
вызывание речевых звуков в процессе игровых ситуаций. ААА – плачет девочка;
ууу – воет волк, летит самолёт, едет машина.
вызывание речевых реакций в любой форме с помощью ритмических видов
деятельности. Прыжки ребёнка сопровождаем возгласами: прыг-скок, прыг-скок;
при катании на игрушечной лошадке или качелях: качи-кач, качи-кач.
стимулирование попыток повторять слова или кусочки слов за взрослым при
чтении коротких детских стихов.
вызывание речевого подражания при чтении хорошо знакомых сказок: «Курочка –
Ряба», «Теремок», «Репка», сказки Сутееваи т.д.
Все звукоподражания можно разделить на несколько тематических групп:
животные и птицы: пи-пи, ав-ав, му, гав, ко-ко, га-га, бе, ме, ку-ку, мяу;
инструменты и звучащие предметы: динь-динь (колокольчик), ля-ля (пианино), тук-тук
(молоток), бом-бом (колокол), ду-ду(дудочка) и т.д.
транспорт: ту-ту (поезд), чух-чух(поезд), би-би (машина) и т.д.
шумы: кап-кап (дождь), топ-топ и т.д.
Родителями и педагогами в процессе всех бытовых, режимных, учебных моментах
используется особый речевой режим: на начальном этапе, когда нет речевого подражания,
«режим одностороннего диалога», затем – «режим диалога».
Правила проведения речевого режима:
1.
Говорим только о том, что делаем.
2.
Даём речевой образец.
3.
Задаём альтернативные вопросы.
4.
Говорим мало, чётко артикулируя.
5.
Условные рефлексы образуются в результате многократного повторения.
Повторяем в разных ситуациях слова:
мама, папа, баба, дай, пить, иди, хочу и т.д.,
простые сочетания: дай пить, хочу гулять, идём гулять, надо спать и т.д.
Развитие внеречевых психических процессов:
цель этих занятий:
формирование произвольной регуляции деятельности, подготовка ребёнка к
обучающим занятиям;
развитие всех параметров и модальностей внимания (концентрация, устойчивость и
т.д.);
развитие взаимодействия со взрослым;
развитие понимания речи.
Методические замечания:
все занятия должны сопровождаться речью взрослого: предваряющей,
комментирующей и подытоживающей деятельность;
фразы должны быть короткими, эмоционально окрашенными;
используем принцип (от простого к сложному);
при обучении применяем дефектологический подход.
Развитие слухового внимания, слухоречевой памяти, фонематического восприятия:
Этапы работы:
• развитие слухового внимания и памяти на материале неречевых звуков;
• развитие речевого слуха, слухоречевой памяти, простых форм анализа;
• развитие фонематического восприятия.
Задачи работы на этом этапе:
развивать умение концентрировать и удерживать слуховое внимание;
учить запоминать и анализировать простые ряды звуков; примеры игр и
упражнений: «Что звучит?», «Что упало?» и т.п.;
Первый уровень: предлагаем ребёнку выбрать из 3 предметов, что звучало (кто пел
песенку).
Второй уровень: ребёнок учится определять последовательность 2 звуков: что звучало
сначала, а что потом…
учим ребёнка анализировать простые последовательности; выделять звук (сначала
выделяем гласные, затем – согласные) в ряду других звуков, слогов разных типов
(обратных и прямых); запоминать цепочки звуков из 2, а затем и из 3 единиц (игра
«Кто пришёл?»);
учим запоминать слоги и цепочки слогов разных типов из 2 - х, затем из 3 - х
единиц:
- слоги с одинаковым согласным и разными гласными: МА-МУ, МУ-МА, МУ-МИ, МУ-
МО, МА-МА-МУ, МУ-МА-МУ и т.д.;
- слоговые цепочки из 2 - х и 3 - х единиц с разными согласными и одинаковым гласным:
-МА-ТА, ПА-КА, МА-ПА, КА-МА, МА-НА, МА-МА-НА и т.д.;
- цепочки из 2 - х обратных слогов: АМ-УМ, ИМ-ОМ, АМ-АК-ОК и т.д.;
- повторение слоговых цепочек из оппозиционных звуков: ПА-БА, ДА-ТА и т.д.;
- повторение слов, похожих по звуковому составу: ТОМ-ДОМ, КОТ-ГОД, ГОД-ХОД,
ДОМ-КОМ, ТОМ-ДОМ-КОМ и т.д.
Развитие ритмико-интонационных средств языка, ритмизация движений
Комплекс мероприятий:
1. занятия оздоровительной физкультурой и плаванием под руководством тренера,
танцами, ритмикой с 3 лет;
2. с раннего возраста чтение потешек, попевок и стихов по правилам
ритмомелодекламации;
3. специальные упражнения по развитию чувства ритма, ритмизации движений:
• учим детей маршировать под заданный ритм, обозначаемый хлопками или ударами в
бубен;
• развитие согласованности речи и движений с использованием пальчиковой гимнастики;
• учим детей хлопать заданное количество раз: 2 раза, 3 раза, учим повторять различные
ритмические рисунки;
• учим играть в «ладушки» в разном темпе и с разным ритмическим рисунком и т.д.
Обследование импрессивной речи:
• отзывается ли ребёнок на имя; показывает, где мама и папа; показывает части тела,
игрушки, выполняет простые просьбы;
• различает действия, в том числе сходные по значению и звучанию;
• понимает косвенные вопросы;
• понимает пространственное расположение предметов;
• узнаёт предметы по описанию и назначению;
• различает грамматические формы (ед.-мн. число сущ. и глаголов и т.д.)
Оценка уровня развития импрессивной речи (Н.С. Жуковой в книге «Преодоление ОНР
у дошкольников»):
1. задаём вопросы к предметам и действиям;
2. задаём косвенные вопросы;
3. включаются вопросы, направленные на понимание пространственного расположения;
4. вопросы на различение грамматических форм.
Задачи работы по развитию понимания речи:
1. понимание значений предметов, название частей целого на материале лексических тем;
2. понимание и уточнение значений различных действий, различение действий, сходных
по значению и звучанию, различение действий, противоположных по значению;
3. понимание косвенных вопросов;
4. понимание вопросов для уточнения функционального назначения предметов;
5. различение грамматических форм существительных и глаголов:
• ед.имн.числасущ. на –ы,-и, затем на –а, -я;
• различение ед. и мн. числа глаголов;
• различение сов. и несов. вида глаголов;
• различение возвратной формы глаголов и т.д. Материал представлен в пособиях:
«Грамматические тетради» №1,2,3,4 Е. Косинова, издательство «Сфера». «Тесты на
речевое развитие» Е. Косинова, изд. Эксмо.
6. понимание пространственных вопросов;
7. понимание причинно-следственных вопросов;
8. добавляются вопросы на развитие понимания временных понятий, логико-
грамматических конструкций и т.д.
Разделы работы:
1.
Формирование активной лексики с учетом принципа усложнения слоговой
структуры.
2.
Формирование словоизменения существительных:
формирование формы винительного падежа существительных I класса;
формирование родительного падежа;
формирование дательного падежа;
формирование фразы (по моделям):
- формируется или уточняется ядерная конструкция: подлежащее + сказуемое.
- отрабатывается конструкция: П+С+ дополнение (сущ. в В.п.);
- используются картинки отработанных классов в определённой системе: сначала
отбираются существительные, имеющие в Вин.п. окончание –У , затем берём слова
с окончанием –А , после – с нулевым окончанием;
- с детьми II уровня можно отрабатывать конструкцию: Я вижу муху. Я вижу лису; -
отрабатываем конструкцию типа: Мама варит кашу. Вова несёт кашу. Папа моет
руки.
Литература:
1.Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева «Преодоление общего недоразвития речи у
детей». М., 1990.
2.Т.Н. Новикова –Иванцова «От слова к фразе» (Методическое пособие для работы
логопедов по формированию фразы у детей с тяжёлой речевой патологией), альбомы 1, 2,
3. М.: ГОУ 1708, 2006.
3.Е.М. Косинова «Грамматическая тетрадь №1,2,3,4». М.: Творческий центр Сфера, 2014.
4.С.Б. Батяева, Е.В. Савостьянова «Альбом по развитию речи для самых маленьких». М.:
Росмэн, 2011.