Напоминание

Комплексная программа коррекционной работы для дошкольников с ОНР – I, II уровня


Автор: Солдатова Елена Станиславовна
Должность: учитель – логопед
Учебное заведение: МБДОУ № 322
Населённый пункт: г. Красноярск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Комплексная программа коррекционной работы для дошкольников с ОНР – I, II уровня
Раздел: дополнительное образование





Назад




Комплексная программа коррекционной работы

для дошкольников с ОНР – I, II уровня

Учитель – логопед МБДОУ № 322 Солдатова Е.С.

Основные факторы формирования речи в норме:

1.

Здоровье и зрелость нервной системы, головного мозга.

2.

Социальные стимулы.

3.

Сформированность психологических механизмов, необходимых для развития речи.

Условия для проведения логопедической работы:

• сформированность психологических предпосылок;

• при несформированности психологических предпосылок, требуется участие психолога

или адаптация логопедических методик, продление подготовительного этапа;

• необходимость донесения этой информации до родителей.

Причины разнообразия речевых нарушений:

• Особенности состояния нервной системы ребёнка, здоровье и зрелость значимых для

речи зон мозга.

• Тип высшей нервной деятельности.

• Качество речевого окружения.

• Обратная реакция ребёнка на развивающие воздействия, обусловленная особенностями

индивидуального развития психики (внимания, памяти, мышления).

Виды логопедического воздействия:

•Стимулирование речи. Работа проводится в процессе совместного взаимодействия с

ребёнком в значимых для него видах деятельности: игровой, манипулятивной,

изобразительно-графической и т.д.

•Формирование речи: происходит обучение речи в учебной ситуации через многократное

повторение с использованием игровых приёмов и включением в коммуникативные

ситуации.

•Коррекционная работа по исправлению речи.

Основные разделы программы:

1. Формирование психологической базы речи: стимулирование совместной деятельности,

потребности в контакте, развитие неречевого и речевого подражания.

2. Развитие внеречевых психических процессов: восприятия, внимания, памяти,

мышления.

3. Развитие слухового внимания, слухоречевой памяти, фонематического восприятия.

4. Развитие ритмико-интонационных средств языка, ритмизация деятельности ребёнка.

5. Развитие понимания речи.

6.Формирование активной лексики с учетом принципа усложнения слоговой структуры.

7. Формирование грамматического строя языка:

• формирование фразы (по моделям);

• формирование словоизменения;

• поэтапная отработка грамматических категорий (с учётом онтогенетического принципа);

8. Подготовительная работа для усвоения фонетики.

Формирование психологической базы речи:

1.

Подготовительный этап: установление контакта с ребёнком и вовлечение его в

совместную деятельность.

Приёмы и методы:

Привлечение ребёнка происходит через значимые и привлекательные для ребёнка

игрушки и предметы: волчки, музыкальные игрушки, мыльные пузыри и т.д.

Формирование совместной деятельности со взрослым с использованием различных

форм взаимодействия: предметно-действенного, игрового.

Используются любые предметы и игры, предусматривающие взаимодействие: игры

в мяч, катание машинок, игры с водой и т.д.

На всех уровнях работа проводится в несколько этапов:

по подражанию: делает взрослый, ребёнок помогает;

сопряжённо, вместе со взрослым;

по правилу очерёдности: сначала взрослый, затем ребёнок;

самостоятельно, по речевой инструкции.

2. Развитие неречевого подражания:

на основе развития общей моторики:

-

учить воспроизводить бытовые жесты по просьбе взрослого: пока, воздушный поцелуй,

дай ручку, ладушки, похлопай «молодец» и т.д.;

- имитировать движения животных (ходим как мишки, прыгаем как зайчики, летаем как

птички и т.д.);

- развивать подражательную способность на основе драматизации стихов: изображать,

подкреплять жестами и движениями стихотворные строчки;

- развивать подражание на основе простых физкультурных движений: давай делать

зарядку.

на основе развития мелкой моторики:

- пальчиковая гимнастика

на основе развития артикуляционной моторики:

- гимнастика для язычка

3. Развитие речевого подражания:

стимулирование речевого подражания в виде эмоционально-аффективных

восклицаний, сопровождающих эмоционально-насыщенные ситуации,

моделируемые взрослым в игре, действиях с предметами: ай, ой, бах и т.д.;

вызывание речевых звуков в процессе игровых ситуаций. ААА – плачет девочка;

ууу – воет волк, летит самолёт, едет машина.

вызывание речевых реакций в любой форме с помощью ритмических видов

деятельности. Прыжки ребёнка сопровождаем возгласами: прыг-скок, прыг-скок;

при катании на игрушечной лошадке или качелях: качи-кач, качи-кач.

стимулирование попыток повторять слова или кусочки слов за взрослым при

чтении коротких детских стихов.

вызывание речевого подражания при чтении хорошо знакомых сказок: «Курочка –

Ряба», «Теремок», «Репка», сказки Сутееваи т.д.

Все звукоподражания можно разделить на несколько тематических групп:

животные и птицы: пи-пи, ав-ав, му, гав, ко-ко, га-га, бе, ме, ку-ку, мяу;

инструменты и звучащие предметы: динь-динь (колокольчик), ля-ля (пианино), тук-тук

(молоток), бом-бом (колокол), ду-ду(дудочка) и т.д.

транспорт: ту-ту (поезд), чух-чух(поезд), би-би (машина) и т.д.

шумы: кап-кап (дождь), топ-топ и т.д.

Родителями и педагогами в процессе всех бытовых, режимных, учебных моментах

используется особый речевой режим: на начальном этапе, когда нет речевого подражания,

«режим одностороннего диалога», затем – «режим диалога».

Правила проведения речевого режима:

1.

Говорим только о том, что делаем.

2.

Даём речевой образец.

3.

Задаём альтернативные вопросы.

4.

Говорим мало, чётко артикулируя.

5.

Условные рефлексы образуются в результате многократного повторения.

Повторяем в разных ситуациях слова:

мама, папа, баба, дай, пить, иди, хочу и т.д.,

простые сочетания: дай пить, хочу гулять, идём гулять, надо спать и т.д.

Развитие внеречевых психических процессов:

цель этих занятий:

формирование произвольной регуляции деятельности, подготовка ребёнка к

обучающим занятиям;

развитие всех параметров и модальностей внимания (концентрация, устойчивость и

т.д.);

развитие взаимодействия со взрослым;

развитие понимания речи.

Методические замечания:

все занятия должны сопровождаться речью взрослого: предваряющей,

комментирующей и подытоживающей деятельность;

фразы должны быть короткими, эмоционально окрашенными;

используем принцип (от простого к сложному);

при обучении применяем дефектологический подход.

Развитие слухового внимания, слухоречевой памяти, фонематического восприятия:

Этапы работы:

• развитие слухового внимания и памяти на материале неречевых звуков;

• развитие речевого слуха, слухоречевой памяти, простых форм анализа;

• развитие фонематического восприятия.

Задачи работы на этом этапе:

развивать умение концентрировать и удерживать слуховое внимание;

учить запоминать и анализировать простые ряды звуков; примеры игр и

упражнений: «Что звучит?», «Что упало?» и т.п.;

Первый уровень: предлагаем ребёнку выбрать из 3 предметов, что звучало (кто пел

песенку).

Второй уровень: ребёнок учится определять последовательность 2 звуков: что звучало

сначала, а что потом…

учим ребёнка анализировать простые последовательности; выделять звук (сначала

выделяем гласные, затем – согласные) в ряду других звуков, слогов разных типов

(обратных и прямых); запоминать цепочки звуков из 2, а затем и из 3 единиц (игра

«Кто пришёл?»);

учим запоминать слоги и цепочки слогов разных типов из 2 - х, затем из 3 - х

единиц:

- слоги с одинаковым согласным и разными гласными: МА-МУ, МУ-МА, МУ-МИ, МУ-

МО, МА-МА-МУ, МУ-МА-МУ и т.д.;

- слоговые цепочки из 2 - х и 3 - х единиц с разными согласными и одинаковым гласным:

-МА-ТА, ПА-КА, МА-ПА, КА-МА, МА-НА, МА-МА-НА и т.д.;

- цепочки из 2 - х обратных слогов: АМ-УМ, ИМ-ОМ, АМ-АК-ОК и т.д.;

- повторение слоговых цепочек из оппозиционных звуков: ПА-БА, ДА-ТА и т.д.;

- повторение слов, похожих по звуковому составу: ТОМ-ДОМ, КОТ-ГОД, ГОД-ХОД,

ДОМ-КОМ, ТОМ-ДОМ-КОМ и т.д.

Развитие ритмико-интонационных средств языка, ритмизация движений

Комплекс мероприятий:

1. занятия оздоровительной физкультурой и плаванием под руководством тренера,

танцами, ритмикой с 3 лет;

2. с раннего возраста чтение потешек, попевок и стихов по правилам

ритмомелодекламации;

3. специальные упражнения по развитию чувства ритма, ритмизации движений:

• учим детей маршировать под заданный ритм, обозначаемый хлопками или ударами в

бубен;

• развитие согласованности речи и движений с использованием пальчиковой гимнастики;

• учим детей хлопать заданное количество раз: 2 раза, 3 раза, учим повторять различные

ритмические рисунки;

• учим играть в «ладушки» в разном темпе и с разным ритмическим рисунком и т.д.

Обследование импрессивной речи:

• отзывается ли ребёнок на имя; показывает, где мама и папа; показывает части тела,

игрушки, выполняет простые просьбы;

• различает действия, в том числе сходные по значению и звучанию;

• понимает косвенные вопросы;

• понимает пространственное расположение предметов;

• узнаёт предметы по описанию и назначению;

• различает грамматические формы (ед.-мн. число сущ. и глаголов и т.д.)

Оценка уровня развития импрессивной речи (Н.С. Жуковой в книге «Преодоление ОНР

у дошкольников»):

1. задаём вопросы к предметам и действиям;

2. задаём косвенные вопросы;

3. включаются вопросы, направленные на понимание пространственного расположения;

4. вопросы на различение грамматических форм.

Задачи работы по развитию понимания речи:

1. понимание значений предметов, название частей целого на материале лексических тем;

2. понимание и уточнение значений различных действий, различение действий, сходных

по значению и звучанию, различение действий, противоположных по значению;

3. понимание косвенных вопросов;

4. понимание вопросов для уточнения функционального назначения предметов;

5. различение грамматических форм существительных и глаголов:

• ед.имн.числасущ. на –ы,-и, затем на –а, -я;

• различение ед. и мн. числа глаголов;

• различение сов. и несов. вида глаголов;

• различение возвратной формы глаголов и т.д. Материал представлен в пособиях:

«Грамматические тетради» №1,2,3,4 Е. Косинова, издательство «Сфера». «Тесты на

речевое развитие» Е. Косинова, изд. Эксмо.

6. понимание пространственных вопросов;

7. понимание причинно-следственных вопросов;

8. добавляются вопросы на развитие понимания временных понятий, логико-

грамматических конструкций и т.д.

Разделы работы:

1.

Формирование активной лексики с учетом принципа усложнения слоговой

структуры.

2.

Формирование словоизменения существительных:

формирование формы винительного падежа существительных I класса;

формирование родительного падежа;

формирование дательного падежа;

формирование фразы (по моделям):

- формируется или уточняется ядерная конструкция: подлежащее + сказуемое.

- отрабатывается конструкция: П+С+ дополнение (сущ. в В.п.);

- используются картинки отработанных классов в определённой системе: сначала

отбираются существительные, имеющие в Вин.п. окончание –У , затем берём слова

с окончанием –А , после – с нулевым окончанием;

- с детьми II уровня можно отрабатывать конструкцию: Я вижу муху. Я вижу лису; -

отрабатываем конструкцию типа: Мама варит кашу. Вова несёт кашу. Папа моет

руки.

Литература:

1.Н.С. Жукова, Е.М. Мастюкова, Т.Б. Филичева «Преодоление общего недоразвития речи у

детей». М., 1990.

2.Т.Н. Новикова –Иванцова «От слова к фразе» (Методическое пособие для работы

логопедов по формированию фразы у детей с тяжёлой речевой патологией), альбомы 1, 2,

3. М.: ГОУ 1708, 2006.

3.Е.М. Косинова «Грамматическая тетрадь №1,2,3,4». М.: Творческий центр Сфера, 2014.

4.С.Б. Батяева, Е.В. Савостьянова «Альбом по развитию речи для самых маленьких». М.:

Росмэн, 2011.



В раздел образования