Напоминание

Консультация для родителей для родителей по развитию артикуляционной моторики


Автор: Солдатова Елена Станиславовна
Должность: учитель – логопед
Учебное заведение: МБДОУ № 322
Населённый пункт: г. Красноярск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Консультация для родителей для родителей по развитию артикуляционной моторики
Раздел: дополнительное образование





Назад




Консультация для родителей для родителей по развитию артикуляционной

моторики

Учитель – логопед МБДОУ № 322 Солдатова Е.С.

ДЛЯ ЧЕГО НУЖНА АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

Общеизвестно, что письмо формируется на основе устной речи, поэтому недостатки

устной речи могут привести к плохой успеваемости в школе.

Артикуляционная гимнастика – это упражнения для тренировки органов артикуляции

(губ, языка, нижней челюсти), необходимые для правильного звукопроизношения.

Чтобы малыш научился произносить сложные звуки ([с], [з], [ш], [ж], [л], [р]), его губы и

язык должны быть сильными и гибкими, долго удерживать необходимое положение, без

труда совершать многократные переходы от одного движения к другому. Всему этому

поможет научиться артикуляционная гимнастика.

Причины, по которым необходимо заниматься артикуляционной гимнастикой:

1. Благодаря своевременным занятиям артикуляционной гимнастикой и упражнениями по

развитию речевого слуха некоторые дети сами могут научиться говорить чисто и

правильно, без помощи специалиста.

2. Дети со сложными нарушениями звукопроизношения смогут быстрее преодолеть свои

речевые дефекты, когда с ними начнёт заниматься логопед: их мышцы будут уже

подготовлены.

3. Артикуляционная гимнастика очень полезна также детям с правильным, но вялым

звукопроизношением, про которых говорят, что у них «каша во рту».

Надо помнить, что чёткое произношение звуков является основой при обучении письму на

начальном этапе.

4. Занятия артикуляционной гимнастикой позволят всем – и детям и взрослым – научиться

говорить правильно, чётко и красиво.

Как правильно заниматься артикуляционной гимнастикой?

Сначала познакомьте ребёнка с основными положениями губ и языка с помощью весёлых

историй о Язычке. На этом этапе малыш должен повторять упражнения 2–3 раза. Затем

повторяйте с ним все упражнения, используя карточки не менее 5–6 раз.

Не забывайте выполнять задания, направленные на развитие голоса, дыхания и речевого

слуха. Это очень важно для правильного звукопроизношения.

Рекомендации к проведению упражнений:

•Сначала упражнения надо выполнять медленно, перед зеркалом, так как ребёнку

необходим зрительный контроль. После того как малыш немного освоится, зеркало можно

убрать. Полезно задавать ребёнку наводящие вопросы. Например: что делают губы? что

делает язычок? где он находится (вверху или внизу)?

•Затем темп упражнений можно увеличить и выполнять их под счёт. Но при этом следите

за тем, чтобы упражнения выполнялись точно и плавно, иначе занятия не имеют смысла.

•Лучше заниматься 2 раза в день (утром и вечером) в течение 5–7 минут, в зависимости от

возраста и усидчивости ребёнка.

•Занимаясь с детьми 3 – 4 летнего возраста, следите, чтобы они усвоили основные

движения.

•К детям 4 – 5 лет требования повышаются: движения должны быть всё более чёткими и

плавными, без подёргиваний.

•В 6 – 7 летнем возрасте дети выполняют упражнения в быстром темпе и умеют

удерживать положение языка некоторое время без изменений.

Упражнения артикуляционной гимнастики для детей до 3 лет:

Дом

Представьте, что ротик вашего малыша — это дом. Постучите пальчиком по щечке:

Тук-тук

, — и ротик малыша открывается:

Дверки дома открылись

. Говорим:

Пока! Пока!

, — и ротик закрывается.

Окошечко

Открываем ротик, произнося звук

О

. Удерживаем рот в этом положении в

течение 3-5 секунд.

Вкуснятина

Приоткрываем рот, облизываем верхнюю губу, а затем нижнюю.

Лопаточка

Широкий язык высунут и лежит на нижней губе. Держим язычок в таком

положении 5-10 секунд.

Блинчик

Высовываем язычок и губками

шлепаем

по нему, проговаривая:

Пя- пя-пя

.

Волшебные дверки

Укажите малышу на его губки. Скажите:

Раз-два-три

, — и губки улыбаются.

Затем снова повторяем:

Раз-два- три

, — и губки вытягиваются вперед.

Качели

Широко открываем рот и, улыбнувшись, кладем кончик языка за нижние зубы, а

потом поднимаем его за верхние зубы.

Пузырь

Надуваем щечки, пальчиками с двух сторон дотрагиваемся до щечек и сдуваем

пузырь.

Чистые зубки

Улыбаемся, показываем зубки. Кончиком языка скользим по верхним, а затем по

нижним зубам и

чистим

их.

Дудочка

Сильно вытянув губы вперед, поем с малышом:

Ту-ту-ту, ду-ду-ду

. Следите,

чтобы губы не размыкались.

Упражнения артикуляционной гимнастики для детей от 4 – 7 лет:

«Заборчик»

Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние

зубы. Удерживать в таком положении губы под счет от одного до пяти. Следить за

тем, чтобы нижняя челюсть не выдвигалась вперед.

«Трубочка»

Вытянуть сомкнутые губы вперед трубочкой. Удерживать в таком положении под

счет от одного до пяти. Следить за тем. Чтобы при вытягивании губ вперед не

открывался рот, зубы должны быть сомкнуты.

«Качели»

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние

зубы и удерживать в таком положении под счет от одного до трех. Затем поднять

широкий язык за верхние зубы и удерживать под счет от одного до трех. Так

поочередно менять положение языка 4-6 раз. Следить за тем, чтобы работал только

язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижны.

«Наказать непослушный язычок»

Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая

его губами, произносить звуки "пя-пя-пя". Затем удерживать язык широким в

спокойном положении при открытом рте под счёт от одного до десяти

("Лопаточка"). Следить за тем, чтобы не подворачивалась нижняя губа. Не

высовывать язык далеко, он должен только накрывать нижнюю губу.

«Часики»

Губы в улыбке, рот приоткрыт, выполнять движения языком от одного угла рта к

другому, язык тонкий, узкий.

«Иголочка»

Удерживать язык при открытом рте посередине, язык напряжённый, тонкий, узкий.

Чередовать «Лопаточка» - «Иголочка».

«Горка»

Губы в улыбке, рот приоткрыт, язык широкий, широкий кончик языка упирается в

нижние зубы, спинку языка выгнуть «горочкой». Удерживать язык в таком

положении на счёт до 5. В таком положении «наступить боковыми зубами на

спинку языка, пожевать боковые края языка.

«Пожевать боковые края языка»

Губы в улыбке, рот приоткрыт, язык широкий, широкий кончик языка упирается в

нижние зубы, боковыми зубами жуём боковые края языка.

«Вкусное варенье»

Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу,

делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону. Следить, чтобы

работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не "подсаживала" язык наверх

- она должна быть неподвижной (можно придерживать её пальцем).

«Чашечка»

Губы улыбаются, рот приоткрыт, широкий язык наверху, передний и боковые края

языка загнуты наверх. Удерживать язык в таком положении на счёт от одного до

пяти.

«Индюк»

Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения

широким передним краем языка по верхней губе вперёд и назад, стараясь не

отрывать язык от губы как бы поглаживая её. Сначала производить медленные

движения, затем убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится "бл-бл".

«Лошадки»

Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощёлкать кончиком языка (как

лошадка цокает копытами.) Упражнение сначала выполняется в медленном темпе,

потом быстрее, нижняя челюсть не должна двигаться, работает только язык.

«Грибок»

Раскрыть рот. Присосать язык к небу. Не отрывая язык от неба, сильно оттягивать

вниз нижнюю челюсть. Сохранять такое положение языка под счет от одного до

десяти.

Если во время занятий язычок у ребёнка дрожит, слишком напряжён, отклоняется в

сторону и малыш не может удержать нужное положение языка даже короткое время,

обязательно обратитесь к логопеду. Возможно, понадобятся помощь врача и специальный

массаж.

Правильное произношение звуков наряду с богатым словарным запасом и грамматически

верной, хорошо развитой, связной речью является одним из основных показателей

готовности ребёнка к школьному обучению.

Литература:

1.

Косинова Е.М. «Уроки логопеда. Игры для развития речи» М.; Оллис, Эксмо, 2008.

2.

Пятибратова Н. В.

«

Логопедические игры и задания

» М.;

Робинс, 2013.

3.

Батяева С.В., Савостьянова Е.В. «Альбом по развитию речи для самых маленьких»

М.; РОСМЭН, 2009.

Желаю успехов!



В раздел образования