Напоминание

КОМПЛЕКС ИСПОЛНИТЕЛЬСКИХ СРЕДСТВ В ТВОРЧЕСКОМ КОНТАКТЕ ПЕДАГОГА И УЧЕНИКА


Автор: Кин Ольга Михайловна
Должность: прнподаватель
Учебное заведение: МБУДО "ДШИ № 20"
Населённый пункт: г. Саратов
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: КОМПЛЕКС ИСПОЛНИТЕЛЬСКИХ СРЕДСТВ В ТВОРЧЕСКОМ КОНТАКТЕ ПЕДАГОГА И УЧЕНИКА
Раздел: дополнительное образование





Назад




1

КОМПЛЕКС ИСПОЛНИТЕЛЬСКИХ СРЕДСТВ В ТВОРЧЕСКОМ

КОНТАКТЕ ПЕДАГОГА И УЧЕНИКА

В процессе воспитания пианиста уже в начальных классах остро

встают вопросы музыкально-творческого и психологического контакта

педагога с учеником. У вдумчивого педагога-музыканта такое сближение

происходит на всех этапах его работы с учеником над музыкальными

произведениями, педагог должен тонко улавливать реакцию ребенка на

поставленные перед ним творческие и учебные задачи.

Уже

в

с р ед н и х

к л а с с а х

п оя вл я е т с я

с п о с о б н о с т ь

к

опосредствованному познанию музыки, в которой сочетаются образно-

эмоциональное и логически-смысловое ее восприятие. Ученик начинает

лучше

слышать

музыку.

Появляется

ощущение

связи

пионистических

приемов с выразительностью звучания. Постепенно у ученика появляется

оценочное

отношение

к

исполняемому

им

произведению.

Общаясь

с

учеником,

педагог

должен

выявить

особенности

дарования

своего

воспитанника, понять причины недостатков в исполнении разучиваемых

им произведений. На этой основе зарождается индивидуальный подход к

отбору

форм

и

приемов

воздействия

на

ребенка,

важный

для

его

успешного продвижения в музыке.

Одним

из

условий

творческого

сближения

педагога

и

воспитанника

является

умение

сочетать

вдохновение

с

постепенно

зарождающейся способностью к анализу и пониманию музыки.

Сближение педагога с учеником в значительной степени зависит от

мастерства

педагога

и

меры

самостоятельности

ученика.

Воспитание

самостоятельности должно стать неустанной заботой педагога, начиная с

младших

классов,

и

постепенно

активизировать

стремление

к

самостоятельному

прочтению

нотного

текста

хотя

бы

таких

произведений, которые близки им по музыкальному языку с приемом'

пионистического

изложения.

Опасны

все

еще

существующие

формы

2

обучения, когда ребенку все расшифровывается без предъявления ему

требований, самостоятельных решений даже в самом малом.

Мастерство

педагога

музыкальной

школы

включает

большой

комплекс средств воздействия на ученика.

Как

же

приобретается

и

совершенствуется

преподавательский

опыт?

В

этом

помогает

молодому

педагогу

активное

наблюдение

процесса преподавания в классе педагога по специальности, наблюдение

занятий в классах опытных педагогов музыкальных школ.

Таким

образом,

начальным

звеном

в

деятельности

молодого

педагога является воспитание в себе умения наблюдать, анализировать,

обобщать.

Изучение

чужого

опыта

должно

сочетаться

с

анализом

своей

собственной

педагогической

работы.

Для

вдумчивого

педагога

-

это

важный фактор совершенствования.

В

результате

наблюдения,

вслушивания

педагог

анализирует

и

оценивает

игру

своего

ученика,

обобщает

как

положительные,

так

и

отрицательные

ее

стороны

и

принимает

необходимые

практические

решения.

Для

начинающего

педагога

наиболее

сложным

является

распознание причин недостатков в игре ученика, особенно при разборе

простых произведений. Для этого педагогу необходимо перевоплощаться

и

поставить

себя

на

место

ученика,

почувствовать,

что

нового,

непривычного для него есть в произведении и, что он может быстро

воспринять.

Нельзя

пускать

на

самотек

разбор

нового

произведения

без

п р е д в а р и т е л ь н о го

о з н а ко м л е н и я

с

н и м .

Э т о

п о р о ж д а е т

безинициактивность,

беспредметный

разбор,

приводит

к

длительному

топтанию ученика на одном месте.

3

Наблюдая разбор учеником нового текста, педагог должен сразу

распознать причины неизбежного появления погрешностей в его игре,

условно разделив их на две группы: первое связано с потерей слухового

контроля, другая - неграмотное прочтение нотной записи. Во всех случаях

педагог

должен

натолкнуть

ученика

на

самостоятельное

обнаружение

своих ошибок. Опасно для ученика и формальное прочтение авторских

исполнительских

указаний.

Необходимо

привить

ему

понимание

образного подтекста, в зависимости от жанра или фактуры произведения.

Очень важен на первых этапах разучивание подбор омпликатуры.

Необходимо воспитывать у ученика навык сознательной ориентировки в

омпликатуре.

Педагог

должен

своевременно

подметить

нелогичность

выбранных учеником приемов омпликатуры и научить его исходить при

решении этого вопроса из двух взаимосвязанных моментов - достижение

выразительности звучания и пионистического удобства исполнения.

Наблюдения и методические решения педагогов в период работы

ученика

над

деталями

текста

связаны

со

звуковыми

и

техническими

недочетами в его игре. Существующие рекомендации в вопросах работы

над исполнительскими трудностями должны рассматриваться по-разному,

с учетом индивидуальности.

При анализе исполнительских трудностей мы заостряем внимание

на

наиболее

распространенных

недостатках

при

воспроизведении

наиболее

сложных

разделов

произведения.

В

период

проработки

учеником отдельных эпизодов и дальнейшее их объединение в более

крупные части, наблюдения педагога должны быть наиболее гибкими,

включив в себе сравнение с игрой на предыдущем уроке и выявление

новых недочетов.

Чрезвычайно

полезным

в

разрешении

задачи,

как

преодолеть

трудность,

является

разучивание

педагогом

заданного

ребенку

произведения в его присутствии в манере близкой его индивидуальным

исполнительским возможностям

4

Особенно важны - темп и динамика, в которых прорабатывается

технически

сложный

эпизод.

Обычные

рекомендации

педагога

«Учи

медленно, громко» - не только не выполняются в домашних занятиях, но,

и, по сути, очень односторонне влияют на развитие техники в целом.

Учить нужно не в застойном, а в том среднем, допустимом на данном

этапе темпе, в котором ученик и слышит звуковую ткань, и ощущает

звукоизвлечение.

Чередование

такого

тренировочного

темпа

с

необходимым - явление совершенно закономерное. Игрой в основном

темпе

ученик

проверяет

достигнутые

результаты

и

выявляет

еще

имеющиеся

недостатки.

Такое

явление,

как

«забалтывание»

ранее

удававшихся

мест,

можно

объяснить

двумя

причинами:

1 )

неорганизованной

(как

правило,

в

быстром

темпе)

проработкой

учеником трудных эпизодов; 2) использование незакрепленного на уроке

технического приёма.

Как

мы

видим,

причиной

технической

неудачи

являются

своевременно незамеченные педагогом явления потери ритмической и

динамической точности в технических эпизодах. В этих случаях можно

предложить

ученику

проработать

неудавшийся

эпизод

с

помощью

контилены или изменения динамики.

Особенно ответственным является заключительный этап работы

над

произведением.

На

данном

этапе

главной

задачей

является

воспитание умения мыслить «горизонтально», охватывая произведение

целиком, и одновременно, контролируя слухом сложные в звуковом и

техническом

отношении

места.

Самонастройка

ученика

должна

начинаться с ощущения основного темпа произведения. Уже в классной

обстановке, на ряде уроков, предшествующих открытому выступлению,

должна

господствовать

атмосфера

эстрады:

крышка

рояля

поднята,

педагог

сидит

на

расстоянии

слушателя,

присутствуют

и

другие

учащиеся.

5

Однако недостаточная включенность внимания, характерная для

молодого возраста, по своему проявляется в такой необычной обстановке

и требует от педагога чуткой реакции, направленной на активизацию

эмоционально-слуховой среды ребенка. Прежде всего, педагог должен

прослушать произведение целиком до конца, не прерывая игру ученика.

Если он забыл какое-то место и растерянно остановился необходимо

одобрить его и попросить играть дальше.

Вместе

с

тем

педагог

может

порекомендовать

ученику

дополнительные

формы

домашней

работы,

в

которых

целостное

проигрывание сочетается с тренировкой музыкальной помощи - умением

начинать

исполнение

с

любого

логически

оправданного

эпизода

произведения.

Эмоциональный подъем школьника после удачного концертного

выступления станет лучшим творческим вознаграждением для педагога.

Творческий

контакт

педагога

и

ученика

в

значительной

мере

зависит

и

от

формы

проведения

урока.

Особенно

опасны

уроки,

предусматривающие проверку большого количества заданий.

Наиболее эффективные уроки, где все внимание сосредотачивается

на художественной сути музыки и конкретных способах ее усвоения.

Ученик

должен

знать

смысл

итальянских

терминов

и

уметь

переводить

их,

так

же

необходимо

включить

в

урок

проверку

самостоятельности ученика. Для некоторых особенно невнимательных

детей полезно проверять часть уроков под девизом «как я учу дома» это

поможет

выявить

те

стороны

самостоятельной

работы

ученика,

над

которыми он, возможно не задумывался.

Контакт

педагога

с

учеником

на

уроке

наступает

тогда,

когда

каждый из них испытывает интерес к занятиям, удовлетворенность их

результатом. Важная роль принадлежит удачно подобранному репертуару

-

основному

фактору

в

идейно-художественном

и

исполнительском

формировании юного музыканта.

6

Для особо одаренных детей возможно сознательное включение в

их

индивидуальный

план

произведений,

значительно

превышающих

уровень трудностей класса. В основном при подборе репертуара должен

преобладать

принцип

постепенности

усложнения

художественных

и

пионистических

задач.

При

этом

важнейшим

условием

является

соблюдение

двух

противоположных

начал

однохарактерности

и

контрастности в фактуре подбираемых произведений.

Для учащихся медленно-усваивающих сложные исполнительские

навыки, необходимо с целью прочного их закрепления подобрать ряд

произведений с родственными фактурными приемами.

Для детей, воспринимающих музыку недостаточно эмоционально,

желательно оживлять программу яркими жанровыми произведениями.

Целесообразный

подбор

художе ственно-педагогиче ского

репертуара,

составление

методических

продуманных

индивидуальных

планов является неотъемлемым условием успешной работы педагога с

учащимся.



В раздел образования