Автор: Кин Ольга Михайловна
Должность: прнподаватель
Учебное заведение: МБУДО "ДШИ № 20"
Населённый пункт: г. Саратов
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: КОМПЛЕКС ИСПОЛНИТЕЛЬСКИХ СРЕДСТВ В ТВОРЧЕСКОМ КОНТАКТЕ ПЕДАГОГА И УЧЕНИКА
Раздел: дополнительное образование
1
КОМПЛЕКС ИСПОЛНИТЕЛЬСКИХ СРЕДСТВ В ТВОРЧЕСКОМ
КОНТАКТЕ ПЕДАГОГА И УЧЕНИКА
В процессе воспитания пианиста уже в начальных классах остро
встают вопросы музыкально-творческого и психологического контакта
педагога с учеником. У вдумчивого педагога-музыканта такое сближение
происходит на всех этапах его работы с учеником над музыкальными
произведениями, педагог должен тонко улавливать реакцию ребенка на
поставленные перед ним творческие и учебные задачи.
Уже
в
с р ед н и х
к л а с с а х
п оя вл я е т с я
с п о с о б н о с т ь
к
опосредствованному познанию музыки, в которой сочетаются образно-
эмоциональное и логически-смысловое ее восприятие. Ученик начинает
лучше
слышать
музыку.
Появляется
ощущение
связи
пионистических
приемов с выразительностью звучания. Постепенно у ученика появляется
оценочное
отношение
к
исполняемому
им
произведению.
Общаясь
с
учеником,
педагог
должен
выявить
особенности
дарования
своего
воспитанника, понять причины недостатков в исполнении разучиваемых
им произведений. На этой основе зарождается индивидуальный подход к
отбору
форм
и
приемов
воздействия
на
ребенка,
важный
для
его
успешного продвижения в музыке.
Одним
из
условий
творческого
сближения
педагога
и
воспитанника
является
умение
сочетать
вдохновение
с
постепенно
зарождающейся способностью к анализу и пониманию музыки.
Сближение педагога с учеником в значительной степени зависит от
мастерства
педагога
и
меры
самостоятельности
ученика.
Воспитание
самостоятельности должно стать неустанной заботой педагога, начиная с
младших
классов,
и
постепенно
активизировать
стремление
к
самостоятельному
прочтению
нотного
текста
хотя
бы
таких
произведений, которые близки им по музыкальному языку с приемом'
пионистического
изложения.
Опасны
все
еще
существующие
формы
2
обучения, когда ребенку все расшифровывается без предъявления ему
требований, самостоятельных решений даже в самом малом.
Мастерство
педагога
музыкальной
школы
включает
большой
комплекс средств воздействия на ученика.
Как
же
приобретается
и
совершенствуется
преподавательский
опыт?
В
этом
помогает
молодому
педагогу
активное
наблюдение
процесса преподавания в классе педагога по специальности, наблюдение
занятий в классах опытных педагогов музыкальных школ.
Таким
образом,
начальным
звеном
в
деятельности
молодого
педагога является воспитание в себе умения наблюдать, анализировать,
обобщать.
Изучение
чужого
опыта
должно
сочетаться
с
анализом
своей
собственной
педагогической
работы.
Для
вдумчивого
педагога
-
это
важный фактор совершенствования.
В
результате
наблюдения,
вслушивания
педагог
анализирует
и
оценивает
игру
своего
ученика,
обобщает
как
положительные,
так
и
отрицательные
ее
стороны
и
принимает
необходимые
практические
решения.
Для
начинающего
педагога
наиболее
сложным
является
распознание причин недостатков в игре ученика, особенно при разборе
простых произведений. Для этого педагогу необходимо перевоплощаться
и
поставить
себя
на
место
ученика,
почувствовать,
что
нового,
непривычного для него есть в произведении и, что он может быстро
воспринять.
Нельзя
пускать
на
самотек
разбор
нового
произведения
без
п р е д в а р и т е л ь н о го
о з н а ко м л е н и я
с
н и м .
Э т о
п о р о ж д а е т
безинициактивность,
беспредметный
разбор,
приводит
к
длительному
топтанию ученика на одном месте.
3
Наблюдая разбор учеником нового текста, педагог должен сразу
распознать причины неизбежного появления погрешностей в его игре,
условно разделив их на две группы: первое связано с потерей слухового
контроля, другая - неграмотное прочтение нотной записи. Во всех случаях
педагог
должен
натолкнуть
ученика
на
самостоятельное
обнаружение
своих ошибок. Опасно для ученика и формальное прочтение авторских
исполнительских
указаний.
Необходимо
привить
ему
понимание
образного подтекста, в зависимости от жанра или фактуры произведения.
Очень важен на первых этапах разучивание подбор омпликатуры.
Необходимо воспитывать у ученика навык сознательной ориентировки в
омпликатуре.
Педагог
должен
своевременно
подметить
нелогичность
выбранных учеником приемов омпликатуры и научить его исходить при
решении этого вопроса из двух взаимосвязанных моментов - достижение
выразительности звучания и пионистического удобства исполнения.
Наблюдения и методические решения педагогов в период работы
ученика
над
деталями
текста
связаны
со
звуковыми
и
техническими
недочетами в его игре. Существующие рекомендации в вопросах работы
над исполнительскими трудностями должны рассматриваться по-разному,
с учетом индивидуальности.
При анализе исполнительских трудностей мы заостряем внимание
на
наиболее
распространенных
недостатках
при
воспроизведении
наиболее
сложных
разделов
произведения.
В
период
проработки
учеником отдельных эпизодов и дальнейшее их объединение в более
крупные части, наблюдения педагога должны быть наиболее гибкими,
включив в себе сравнение с игрой на предыдущем уроке и выявление
новых недочетов.
Чрезвычайно
полезным
в
разрешении
задачи,
как
преодолеть
трудность,
является
разучивание
педагогом
заданного
ребенку
произведения в его присутствии в манере близкой его индивидуальным
исполнительским возможностям
4
Особенно важны - темп и динамика, в которых прорабатывается
технически
сложный
эпизод.
Обычные
рекомендации
педагога
«Учи
медленно, громко» - не только не выполняются в домашних занятиях, но,
и, по сути, очень односторонне влияют на развитие техники в целом.
Учить нужно не в застойном, а в том среднем, допустимом на данном
этапе темпе, в котором ученик и слышит звуковую ткань, и ощущает
звукоизвлечение.
Чередование
такого
тренировочного
темпа
с
необходимым - явление совершенно закономерное. Игрой в основном
темпе
ученик
проверяет
достигнутые
результаты
и
выявляет
еще
имеющиеся
недостатки.
Такое
явление,
как
«забалтывание»
ранее
удававшихся
мест,
можно
объяснить
двумя
причинами:
1 )
неорганизованной
(как
правило,
в
быстром
темпе)
проработкой
учеником трудных эпизодов; 2) использование незакрепленного на уроке
технического приёма.
Как
мы
видим,
причиной
технической
неудачи
являются
своевременно незамеченные педагогом явления потери ритмической и
динамической точности в технических эпизодах. В этих случаях можно
предложить
ученику
проработать
неудавшийся
эпизод
с
помощью
контилены или изменения динамики.
Особенно ответственным является заключительный этап работы
над
произведением.
На
данном
этапе
главной
задачей
является
воспитание умения мыслить «горизонтально», охватывая произведение
целиком, и одновременно, контролируя слухом сложные в звуковом и
техническом
отношении
места.
Самонастройка
ученика
должна
начинаться с ощущения основного темпа произведения. Уже в классной
обстановке, на ряде уроков, предшествующих открытому выступлению,
должна
господствовать
атмосфера
эстрады:
крышка
рояля
поднята,
педагог
сидит
на
расстоянии
слушателя,
присутствуют
и
другие
учащиеся.
5
Однако недостаточная включенность внимания, характерная для
молодого возраста, по своему проявляется в такой необычной обстановке
и требует от педагога чуткой реакции, направленной на активизацию
эмоционально-слуховой среды ребенка. Прежде всего, педагог должен
прослушать произведение целиком до конца, не прерывая игру ученика.
Если он забыл какое-то место и растерянно остановился необходимо
одобрить его и попросить играть дальше.
Вместе
с
тем
педагог
может
порекомендовать
ученику
дополнительные
формы
домашней
работы,
в
которых
целостное
проигрывание сочетается с тренировкой музыкальной помощи - умением
начинать
исполнение
с
любого
логически
оправданного
эпизода
произведения.
Эмоциональный подъем школьника после удачного концертного
выступления станет лучшим творческим вознаграждением для педагога.
Творческий
контакт
педагога
и
ученика
в
значительной
мере
зависит
и
от
формы
проведения
урока.
Особенно
опасны
уроки,
предусматривающие проверку большого количества заданий.
Наиболее эффективные уроки, где все внимание сосредотачивается
на художественной сути музыки и конкретных способах ее усвоения.
Ученик
должен
знать
смысл
итальянских
терминов
и
уметь
переводить
их,
так
же
необходимо
включить
в
урок
проверку
самостоятельности ученика. Для некоторых особенно невнимательных
детей полезно проверять часть уроков под девизом «как я учу дома» это
поможет
выявить
те
стороны
самостоятельной
работы
ученика,
над
которыми он, возможно не задумывался.
Контакт
педагога
с
учеником
на
уроке
наступает
тогда,
когда
каждый из них испытывает интерес к занятиям, удовлетворенность их
результатом. Важная роль принадлежит удачно подобранному репертуару
-
основному
фактору
в
идейно-художественном
и
исполнительском
формировании юного музыканта.
6
Для особо одаренных детей возможно сознательное включение в
их
индивидуальный
план
произведений,
значительно
превышающих
уровень трудностей класса. В основном при подборе репертуара должен
преобладать
принцип
постепенности
усложнения
художественных
и
пионистических
задач.
При
этом
важнейшим
условием
является
соблюдение
двух
противоположных
начал
однохарактерности
и
контрастности в фактуре подбираемых произведений.
Для учащихся медленно-усваивающих сложные исполнительские
навыки, необходимо с целью прочного их закрепления подобрать ряд
произведений с родственными фактурными приемами.
Для детей, воспринимающих музыку недостаточно эмоционально,
желательно оживлять программу яркими жанровыми произведениями.
Целесообразный
подбор
художе ственно-педагогиче ского
репертуара,
составление
методических
продуманных
индивидуальных
планов является неотъемлемым условием успешной работы педагога с
учащимся.