Автор: Борисова Юлия Дмитриевна
Должность: Преподаватель хора и вокала
Учебное заведение: МБУДО "Детская музыкальная школа №21"
Населённый пункт: город Казань, Республика Татарстан
Наименование материала: методическая разработка
Тема: «Развития дикционных навыков у учащихся ДМШ на основе синтеза психологии и физиологии в работе над словом в хоровом классе»
Раздел: дополнительное образование
Автор:
Б о р и с о ва
Юл и я
Д м и т р и е в н а ,
преподаватель
хора и вокала МБУДО
«ДМШ №21» г. Казань
«Развития дикционных навыков у учащихся ДМШ на основе синтеза
психологии и физиологии в работе над словом в хоровом классе»
Несомненно, хоровое пение – это искусство, объединяющее музыку и слово.
От
того,
как
поставлена
работа
над
словом,
зависит
создание
индивидуального
творческого
почерка
хора,
характер
интерпретаций
исполняемых
им
хоровых
сочинений,
который
полностью
определяется
руководителем
в
зависимости
от
его
образованности
и
художественной
индивидуальности.
Психология работы над словом занимает ведущее место в исполнительском
процессе, а проблема дикции остро возникает у многих коллективов. И
сколько бы не было написано теоретических пособий в помощь хормейстеру,
сложность и объемность этого процесса оставляет поле деятельности для
современных изысканий.
Цель
данной
работы
–
синтезировать
аспекты
физиологического
и
психологического процесса в работе над словом с детским хором.
Задачи развития мотивационной сферы и познавательных интересов
детей в области пения и музыки тесно переплетаются с одной из важнейших
целей формирования личности – воспитания музыкальных потребностей,
лежащих
в
основе
самообразования
и
самовоспитания
в
дальнейшем.
В
процессе
обучения
пению,
в
работе
над
словом
на
хоровых
занятиях
постепенно
происходит
накопление
опыта
эмоциональных
отношений
учащихся
к
миру,
людям,
к
учебной
деятельности
и
т.д.
Что
является
условием успешного усвоения знаний и навыков.
Именно
поэтому так очевидна неразрывность физиологического и
психологического начала в работе над словом в хоровом коллективе.
Музыкальная мысль является определяющим моментом в произведении, а
слово в зависимости от музыкального материала можно преподнести по-
разному, так как каждый композитор трактует один и тот же литературный
материал по-своему, ищет свое эмоционально-психологическое понимание
текста и
способы его передачи, что и вызывает интерес у исполнителей.
Следовательно,
проблемы
слова
остро
стоят
при
исполнении
любого
вокально-хорового сочинения.
Работа над словом – это своего рода психологическая настройка хора,
достижение
психофизической
готовности
к
вокальному
творческому
процессу.
Воспитывая у детей внимание к интонационной стороне речи, педагог
развивает
слух,
чувство
тембра
и
ритма,
ощущение
силы
звука,
что
в
дальнейшем оказывает влияние на развитие музыкального слуха. Работа над
звуковой выразительностью пения необходима для того, чтобы дети учились
выражать
голосом
свое
отношение
к
высказываемому,
логически
и
эмоционально воплощая литературный текст. Для этого можно давать детям
задания,
в
которых
бы
они
упражнялись
в
выражении
вопросительной,
восклицательной, побудительной интонации. Именно эти умения необходимы
будут ребенку для нахождения нужных образов в исполняемой программе.
Упражнения,
которые
можно
применять
на
хоровых
занятиях,
помогают
детям на слух определить место ударения в слове, развивают чувство ритма и
рифмы,
формируют
четкую
дикцию,
вырабатывают
умение
передавать
разные
интонационные
характеристики
слова,
фразы,
предложения.
Формирование
этих
навыков
требует
повторяемости
фонетических
упражнений и систематичности.
Овладевая звуковыми средствами языка, ребенок опирается на речевой слух
(способность
слышать,
распознавать
фонологические
средства
языка).
Фонетические наблюдения над артикуляцией создают основу не только для
формирования
речевого
слуха,
но
и
для
развития
культуры
речи
в
ее
произносительном аспекте. Необходимо научить детей правильно строить
интонационный рисунок высказывания, передавая не только его смысловое
значение, но и эмоциональные особенности.
Психологическое (эмоциональное) исполнение произведения проявляется не
только в дикции, но и в динамике и темпе, то есть в громкости и скорости
произношения слогов и слов. Например, при выражении печали длительность
гласных и согласных фонем возрастает; при выражении радости согласные
укорачиваются,
а
гласные
удлиняются;
при
выражении
эмоции
ярости
гласные и согласные непроизвольно укорачиваются, но при этом удлиняются
цезуры между словами, и т.д.
Трудности
в
передаче
определенного
эмоционального
состояния
при
коллективном исполнении связаны с необходимостью одинакового для всех
его выражения. Это требует глубокого и адекватного понимания содержания
произведения всеми участниками хора.
Донесение
до
слушателей
поэтического
текста
в
значительной
степени
зависит от дикции исполнителей – произношения гласных и согласных и
орфоэпии – соблюдения фонетических и грамматических норм, принятых в
данном языке.
Дикция
имеет
как
техническую,
так
и
художественную
характеристики,
неразрывно связанные между собой. Без ясной четкой дикции совершенно
невозможно создать полноценный художественный образ. Поэтому работа
над ней приобретает важное значение. ). Однако, достижение активности
артикуляции
не
должно
переходить
к
форсированию
работы
голосового
аппарата.
Воздействовать на психологию детей можно только через эмоции, и основное
средство для этого – вокально-хоровой репертуар, а значит и работа над
словом.
Следовательно, физиологический и психологический процесс работы над
произведением, в частности над словом, тесно взаимосвязаны между собой и
составляют единое целое.
Вокально-хоровая работа в детском хоре проводится в соответствии с
психофизическими
способностями
детей
различных
возрастных
групп,
каждая
из
которых
имеет
свои
отличительные
черты
в
механизме
голосообразования, и, соответственно, свои задачи и проблемы. Естественно,
работая
с
коллективом,
руководитель
должен
обязательно
учитывать
эти
особенности,
добиваясь
решения
поставленных
задач
в
ходе
регулярных
занятий.
Обнаружив недостатки, хормейстер, в зависимости от его причины, выбирает
соответствующее
упражнение.
Главное
правило
для
всех
случаев
–
это
полное освобождение артикуляционного аппарата от напряжения.
Для раскрепощения нижней челюсти можно рекомендовать упражнения на
слоги
БА,
МА,
ДА.
При
этом
губные
согласные
«б»
и
«м»
будут
способствовать активности губ.
В
зависимости
от
причины
недостатка
дикции
обнаруживается
такая
типичная проблема, как невнятное произношение слов, чрезвычайно вялая
работа артикуляционного аппарата. Этот недостаток отражается на качестве
звука, который становится тусклым и неинтересным. Причиной может быть
вялость
и
малоподвижность
языка,
губ,
зажатость
нижней
челюсти,
недостаточное или неправильное раскрытие рта, скованность мышц шеи и
лица. Руководитель должен выяснить дефекты, если таковые есть, у каждого
певца и индивидуально поработать над устранением их.
Вырабатывая
ощущение
свободы
нижней
челюсти,
руководитель
должен
помнить, что степень раскрытия рта у поющих может быть различной, так
как это зависит от индивидуального физического строения речевого аппарата.
Чрезмерно открытый рот может вызвать напряжение при пении. Нарочитое
опускание нижней челюсти, бессмысленное раскрывание рта лишает звук
тембра и выразительности, делает его жестким.
В
работе
над
преодолением
вялости
и
малоподвижности
языка
рекомендуются упражнения на слог «ля». Здесь нужно обращать внимание
поющих на работу кончика языка, который активно ударяется о твердое небо.
Сонорные согласные Л, М, Н, Р используются для достижения правильного
посыла
звука
в
головные
резонаторы,
а
губная
согласная
Б
и
зубная
Д
помогают в работе над так называемым «близким» звучанием.
Если в произведении требуется особенно подчеркнуть дикцию, а это не
получается ввиду слабой подготовки детей, нужно пропевать мелодию на
слоги БРА, БРЭ, БРИ, а также ДРА, ДРЭ, ДРИ.
Многие
хормейстеры
прибегают
к
следующему
приему:
не
только
специальные
попевки,
но
отдельные
фразы,
фрагменты
и
целые
произведения пропевают на одном или нескольких слогах. Выбор гласных и
согласных
букв,
слогов
зависит
от
конкретных
задач,
которые
ставит
руководитель
перед
хором,
используя
фонетические
особенности
подбираемых звуков.
Если тембр хора
глухой, рекомендуются упражнения на слоги ЗИ, ДА,
МИА, НИА. Если пение резкое, форсированное, лучше использовать слоги
ДУ, КУ, ЛО, МАО, ЛАО. Пение слогов ДА, ДЭ рекомендуют для укрепления
дыхания. Очень полезно пение слогов
НЭ, МЭ, РЭ, которые помогают
хорошей настройке верхних резонаторов.
При работе с детьми младшей возрастной группы особое внимание уделяется
дифференциации
определенных
групп
звуков
(свистящих
и
шипящих,
звонких и глухих, твердых и мягких). Для развития голосового аппарата
детей, а в этом возрасте происходит совершенствование звукопроизношения,
руководитель должен включать в свою работу скороговорки, чистоговорки,
потешки.
Они могут исполняться по-разному: с разной силой голоса, в
разном темпе, пропеваясь на разной высоте. Здесь же развивается умение
изменять интонацию: дети произносят заданную фразу с вопросительной или
восклицательной интонацией (ласково, сердито, жалобно, радостно, грустно).
Вот самые распространенные из них:
1. Из-под топота копыт пыль по полю летит.
2. На дворе трава, на траве дрова. Раз - дрова, два - дрова, три - дрова. Не
коли дрова посреди двора.
3. Тетя, чуть чего, Тютчева читает.
4. Тридцать три корабля лавировали, лавировали, да никак не вылавировали.
5. Вез корабль карамель, посадил корабль на мель. И матросы две недели
карамель на мели ели.
6. Дружно в оркестре играли дети:
Карл играл на черном кларнете,
Кирилл – на валторне,
На арфе – Алла,
А на рояле Лара играла.
7. У Сашки в кармашке
шишки и шашки.
8. В семеро саней семеро Семенов с усами уселись в сани сами.
9. У Еремы и Фомы кушаки – во всю спину широки,
Колпаки переколпачены, новы,
Да шлык хорошо сшит,
Сшитым бархатом покрыт.
10. Даже шею, даже уши ты испачкал в черной туши.
Становись скорей под душ. Смой с ушей под душем тушь.
Смой и с шеи тушь под душем. После душа вытрись суше.
Шею суше, суше уши. И не трогай больше туши.
11.Осип охрип, Архип осип.
12.Волк рыщет – пищу ищет.
Вот тебе щи, а нас не ищи!
13.Тридцать три вагона в ряд тараторят, тарахтят и др.
На
основании
собственного
опыта
предлагаю
для
работы
над
развитием
артикуляционного
аппарата
применять
особую
гимнастику,
способствующая гибкости и пластичности мышц:
Гимнастика губ и щек
1.
Надувание обеих щек одновременно.
2.
Надувание
щек
попеременно
(перегонка
воздуха
из
одной
щеки
в
другую).
3.
Втягивание щек попеременно в ротовую полость между зубами.
4.
Сосательные движения: сомкнутые губы втягиваются вперед хоботком, а
затем возвращаются в нормальное состояние. Челюсти сжаты.
5.
Оскал: губы при сжатых челюстях сильно растягиваются в стороны,
вверх, вниз, обнажая оба ряда зубов, плотно прижимаясь к деснам, а
затем спокойно смыкаются вновь.
6.
При вдохе хоботком «пьют воздух», при выдохе произносят «с», «з», «и».
7.
Вытягивание губ узкой воронкой (свист), задувание свечи, имитация
надувание мыльного пузыря («у», «о»).
8.
Поднимание плотно сжатых губ вверх, к носу, и вниз при плотно сжатых
челюстях.
9.
Поднимание верхней губы, обнажая верхние зубы («ф», «в»).
10. Имитация полоскания зубов; воздух изнутри сильно давит на губы.
11.
Вращательное движение губ хоботком вверх, влево, вниз, вправо –
сначала раздельно, затем слитно.
12. При сомкнутых челюстях нижняя губа двигается вправо и влево.
Гимнастика языка
1.Высовывание языка наружу лопаткой.
2. Высовывание языка наружу жалом.
3. Поочередное высовывание языка лопатой и жалом.
4.Поворачивание сильно высунутого изо рта языка вправо и влево.
5. Круговое облизывание кончиком языка губ с постепенным увеличением их
раскрытия.
6. Такое же облизывание зубов под губой, постепенно загибая кончик языка
все больше и больше.
Мимическая гимнастика приротовой области
1.
Губы в трубочку и расслабить.
2.
Углы рта в стороны и расслабить.
3.
Показать зубы верхней челюсти.
4.
Показать зубы нижней челюсти.
5.
Выдать воздух из уголков рта поочередно.
6.
Облизать верхнюю и нижнюю губы.
7.
Надуть щеки и расслабить.
8.
Втянуть щеки и расслабить.
9.
Беззвучно произнести звуки: м, б, п, о, у, и.
10.Беззвучно произнести слова: боб, бип, бом, ком, ром.
Гимнастика для жевательных мышц
1.
Открыть рот и закрыть.
2.
Выдвинуть вперед нижнюю челюсть.
3.
Открыть рот и закрыть.
4.
Надуть щеки и расслабить.
5.
Открыть рот и закрыть.
6.
Двигать нижнюю челюсть вбок.
7.
Открыть рот и закрыть.
8.
Втянуть щеки и расслабить.
9.
Нижними зубами закусить верхнюю губу и закрыть рот.
10.Открыть рот с запрокидыванием головы назад, закрыть рот – голову
прямо.
Все
вышеуказанные
упражнения
рекомендуется
выполнять
с
использованием зеркала, дозировка каждого упражнения – 5-6 раз.
Таким образом, решая проблемы качественного произношения в хоровом
коллективе, непременным условием является соблюдение правил дикции и
орфоэпии, а также выразительность исполнения слов на основе единства
музыки,
смыслового
содержания
текста
и
его
эмоционального
(психологического) переживания.
При
всем
своем
различии,
компоненты
обучения
пению
тесно
взаимосвязаны. В учебном процессе все стороны содержания слиты воедино
и должны быть ориентированы не только на специфическое (вокальное), но и
на общее развитие детей. Именно такая организация процесса обучения будет
способствовать формированию всесторонне развитой личности учащихся.
ЛИТЕРАТУРА
1. Абрамова Г. Возрастная психология. – М., 1997.
2. Балашов В. Поэтическое слово и вокальная интонация // Работа в хоре:
Методика, опыт. – М.,1977.
3. Виноградов К. Работа над дикцией в хоре. – М.,1976.
4. Казачков С. От урока к концерту. – Казань,1990
5. Казачков С. Пути и лабиринты академического хора // Музыка России. –
Вып.6. – М.,1986..
6. Канкарович А. Культура вокального слова. – М.,1969.
7 . Кудрявцева-Лемешева В.
О работе С.Я.Лемешева над словом в пении
// Вопросы вокальной педагогики. – Вып.7 – М.,1984.
8. Самарин В., Осеннева М. Хоровой класс и практическая работа с хором. –
М.,2003.
9. Самарин В. Хороведение и хоровая аранжировка. – М.,2002.
10. Свешников А. Хоровое пение – искусство истинно народное. - М.,2002.
11. Соколов В. О силе хорового искусства.// Хоровое искусство как средство
воспитания в детской и юношеской среде. Доклад на IX конференции ИСМЕ,
М., 1970.
12. Стулова Г. Теория и практика работы с детским хором. – М., 2002.
13. Шамина Л. Работа с самодеятельным хоровым коллективом. – М.,1988.