Автор: Князева Алена Яковлевна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МБОУ "Лицей №136"
Населённый пункт: г. Новосибирск
Наименование материала: статья
Тема: Интеграция урочной и внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС
Раздел: среднее образование
Интеграция урочной и внеурочной деятельности в условиях
реализации ФГОС
«Все, чему учат человека, должно быть
не разрозненным и частичным, но
единым и цельным».
Я.А. Коменский
И ведь действительно, ни для кого не секрет, что интеграция является одним из
важнейших и перспективых методологических направлений становления нового
образования. Включение разнообразных видов деятельности, интегрированных занятий
в учебный процесс содействует эффективности процесса, поскольку каждая
оставляющая по- своему активизирует обучаемого, побуждает его к
самостоятельности, содействует развитию склонностей в определенной предметной
области, в том числе, при овладении иностранным языком, углубляет и расширяет
интерес к знаниям и учению в целом.
Все это помогает сформировать готовность к профессиональной деятельности в
условиях интеграционных процессов в экономической, социальной и политической
сферах жизни. Иностранный язык в определенной мере соприкасается со всеми
другими школьными дисциплинами и открывает путь учащимся к дополнительным
знаниям другим предметам. Это могут быть точные и гуманитарные науки,
дисциплины эстетического цикла, которые в определенных ситуациях речевого общения
составят повод для разговора.
Синтез знаний, получаемых в процессе обучения в школе, происходит в процессе
исследования таких фундаментальных объектов познания, как природа, общество,
человек, труд, техника, язык. Темы, в рамках которых происходит овладение
иноязычными коммуникативными умениями, в основном сводятся к этим объектам
познания. Учащихся необходимо учить умению извлекать знания, и потом
применять их на уроках иностранного языка.
Во время проведения опроса среди школьников среднего и старшего звена, на
вопрос «Что вас привлекает в нетрадиционных формах работы?» были получены
следующие ответы учащихся:
Опыт проведения интегрированных уроков показывает, что учащиеся стремятся
выйти за рамки текстов учебника английского языка, активно привлекают свои
знания и умения, полученные на других предметах; их внимание при этом не
сосредоточено на языковой форме.
Чаще всего интегрированные уроки проходят в рамках уроков английского языка,
т.к. часть их них предусмотрены учебно-методическми комплексами, по которым мы
работаеведется работам, в частности, Spotlight издательства «Просвещение».
Также за последний год были проведены интегрированные уроки –«Музыка
англоговорящих стран» (музыка и английский язык), «Бутерброды и горячие напитки»
(технология и английский язык), «Скульптура России и Великобритании» (ИЗО и
аншлийский язык.)
На уроках английского языка очень часто используются такие формы работы как
инсценировка диалогов и ролевые игры. В ходе работы было замечено, что в таких
формах деятельности активно принимают участие даже дети с низкой успеваемостью и
пассивные учащиеся. Детям нравится фантазировать, примерять на себя разные образы.
Вот еще примеры расширенной работы на уроках английского языка и вовремя
работы творческой мастерской.
Создание вордлов
Проектная работа по отработке английских идиом
Отработка грамматического материала на базе создания грамматических сказок
и комиксов
Подведение итогов темы, «Прощание с букварем»
Проектная работа «Самое лучшее предложение отдыха на лето от турагенства»
Пару лет назад нами был реализован проект по созданию видеофильма.
За основу были взяты темы элективного курса. Ребята брали на себя различные роли –
сценаристов, костюмеров, совместно с ними осуществлялся раскадровка и монтаж видео.
Заметив
заинтересованность учащихся, нам пришла идея о создании творческой
мастерской для углубления знаний английского языка и развития речевых способностей
обучающихся. Необходимость данного проекта была вызвана тем фактом, что не все дети
коммуникабельны от природы, и поэтому не всем и не всегда удаётся достичь желаемого
уровня владения устной речью на уроке. А театрализованное действо на английском языке
даёт
учащимся
дополнительный
импульс
не
только
к
изучению
языка,
познанию
литературы, культуры и истории англоязычных стран, но и к раскрытию творческого
потенциала своей личности и самореализации.
Театрализованные постановки способствуют применению знаний на практике,
развивают эрудицию, память, умение выразительно читать стихи, произносить монологи и
диалоги, учат рационально подходить к процессу познания. Кроме того, неотъемлемым
компонентом театрализованных
постановок
является
эмоциональный
настрой,
позволяющий учащимся раскрепоститься и проявить себя.
Знания, умения, навыки работы в коллективе, необходимые сегодня ученику для участия в
творческой деятельности, в будущем помогут ему в реальных жизненных ситуациях.
Важно отметить, что ученики всегда готовы креативно подойти к выполнению самой
ординарной задачи.
Следовательно, деятельность внеурочного проекта творческой мастерской на английском
языке направлена на достижение следующих целей:
Формирование умения
общаться
на
иностранном
языке
с
учетом
речевых
возможностей и потребностей школьников;
Приобщение учащихся
к
новому
социальному
опыту
с
использованием
иностранного языка: знакомство школьников с миром театра, с зарубежным фольклором и
доступными
образцами
художественной
литературы;
воспитание
дружелюбного
отношения к представителям других стран;
Развитие речевых, интеллектуальных и познавательных способностей школьников,
развитие мотивации к дальнейшему овладению иностранным языком;
Воспитание
и
разностороннее
развитие школьника
средствами
иностранного
языка, музыкального и театрального искусства.
Основой
для
достижения
личностных
и
метапредметных
результатов
может
является организация внеурочной деятельности. Она
позволяет создать условия для
овладения учеником другими внеучебными видами деятельности, которые научат его
решать проблемы, развивать свои индивидуальные творческие способности.
Все это прекрасно реализуется в рамках работы нашей творческой мастерской, на базе
вокально-эстрадной студии «Карнавал».
Благодаря слаженной работе ребят и музыкального руководителя вокальной группы
Моисеевой Ольги Александровны (педагог дополнительного образования и преподаватель
вокала высшей категории), получилось произведение, которое оценили на городском
уровне – мюзикл “All That Jazz” занял 2 место в городском шоу талантов Talent-Show
2015, организатором которого выступила Новосибирская ассоциация преподавателей
английского языка (NovELTA). Ребята были отмечены дипломами в различных
номинациях, в том числе и за актерское исполнение.