Автор: Бронникова Светлана Евгеньевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: Детский дом " Березка" для умственно отсталых детей
Населённый пункт: Московская область город Сергиев Посад
Наименование материала: РЕФЕРАТ
Тема: вЛИЯНИЕ БИОЛОГИЧЕСКИХ И СОЦИАЛЬНЫХ ФАКТОРОВ НА РАЗВИТИЕ ДЕТЕЙ С ВЫРАЖЕННОЙ СТЕПЕНЬЮ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТИ
Раздел: дополнительное образование
СОДЕРЖАНИЕ
Введение................................................................................................................... 3
1. Характеристика умственно-отсталых детей..................................................... 5
2. Диагностика умственной отсталости.............................................................. 12
3.
Зависимость
развития
ребенка
с
выраженной
степенью
умственной
отсталости от различных факторов..................................................................... 15
4. Психокоррекционная работа с детьми с выраженной степенью умственной
отсталости.............................................................................................................. 22
Заключение.............................................................................................................27
Список использованной литературы................................................................... 28
2
Введение
Умственная отсталость, или ретардация (олигофрения) – это состояние
заторможенного
или
неполного
развития
психики,
врожденного
или
приобретенного
в
раннем
детстве
(до
трех
лет)
характера,
которое
характеризуется нарушением способностей, обеспечивающих общий уровень
интеллектуальности (когнитивных, речевых, моторных и социальных).
Ребенок с умственной отсталостью проходит в своем развитии те же
этапы, что и здоровый ребенок, но медленнее. Рост и развитие умственно
отсталого
ребенка
могут
остановиться,
прежде
чем
все
этапы
будут
пройдены,
что
мешает
ребенку
адаптироваться
к
условиям
жизни
и
приобрести самостоятельность. Подобно детям с нормальным интеллектом,
умственно отсталые дети развиваются быстрее в одних отраслях и медленнее
в других.
Высказывание
о
единстве
законов
нормального
и
аномального
развития,
подчеркнутое
Л.
С.
Выготским,
предполагает,
что
понятие
нормального развития ребенка в целом может быть использовано в трактовке
развития умственно отсталых детей. Это позволяет говорить об идентичности
факторов,
влияющих
на
развитие
нормального
и
умственно
отсталого
ребенка.
Развитие
умственной
отсталости
определяется
биологическими
и
социальными факторами. Среди биологических факторов являются тяжесть
дефекта, качественное своеобразие его структуры, время его возникновения.
Это
следует
учитывать
при
организации
специального
педагогического
воздействия.
Социальные факторы оказывает непосредственное окружение ребенка:
семья, в которой он живет, взрослые и дети, с которыми он общается и
проводит
время
и,
конечно,
школа.
В
отечественной
психологии
3
сформулированы положения о ведущей роли в развитии всех детей, в том
числе и умственно отсталых, сотрудничества ребенка со взрослыми и детьми,
которые находятся рядом с ним, обучения в широком смысле этого слова.
Особое значение имеет правильно организованное обучение и воспитание,
адекватное возможностям ребенка, исходя из области его непосредственного
развития. Оно стимулирует развитие детей в целом.
Цель исследования: изучить особенности влияния биологических и
социальных факторов на развитие детей с выраженной степенью умственной
отсталости.
Структура
работы:
введение,
основная
часть,
заключение,
список
использованной литературы.
Объем работы: 30 страниц печатного текста.
Список использованной литературы содержит 23 источника.
4
1. Характеристика умственно-отсталых детей
Основным признаком врожденного слабоумия является недоразвитие
познавательных
способностей
и
личности
в
целом.
Ведущую
роль
в
структуре
психических
нарушений
играют
недостаточность
абстрактного
мышления, повышенная внушаемость, расстройства способностей к критике,
затруднение относительно принятия самостоятельного решения в сложных
социально-психологических ситуациях, выраженная зависимость поведения
умственно отсталых лиц от таких ситуаций, импульсивность.
Когнитивная
недостаточность
может
проявляться
в
затруднении
восприятия,
нарушении
активного
внимания,
слабом
запоминании,
консерватизме мышления, недоступности формирования гипотез и выводов,
эгоцентризме,
недостаточный
инициативе
и
низком
уровне
побуждений.
К
типичным
личностным
особенностям
при
умственной
отсталости
относятся
низкая,
негативная
оценка
больным
самого
себя,
пассивность,
зависимость, агрессивность и аутоагрессивность, неумение контролировать
себя. При этом защита от низкой самооценки и чувства неполноценности
часто проявляется неадекватно и может приводить к частым нарушениям
1
.
У
лиц
с
врожденным
слабоумием
может
наблюдаться
широкий
диапазон
психических
расстройств
(расстройства
восприятия,
памяти,
мышления, воображения, сознания, эмоций и воли), с частотой в 3-4 раза
больше, чем в общей популяции. Кроме того, умственно отсталые лица часто
становятся
жертвами
неблагоприятных
социально-психологических
1
Тулегенова С.Ю. Психологический микроклимат в семье и особенности родительского
отношения к детям с ограниченными психическими возможностями / С.Ю. Тулегенова,
Г.К.
Тулегенова,
С.К.
Кудайбергенова
//
Тезисы
Второй
всероссийской
научной
конференции
«Психологические
проблемы
современной
российской
семьи»
(25-27
октября 2005 г.). – М.: 2005. – С. 261
5
ситуаций, физического и сексуального насилия или сами могут совершать
общественно опасные действия.
Судебно-психиатрический
опыт
свидетельствует,
что
среди
лиц
с
психическими
расстройствами,
которые
подвергались
судебно-
психиатрической экспертизе с целью определения их возможности правильно
воспринимать обстоятельства, имеющие значение для дела, и давать о них
правильные
показания,
каждый
третий
подэкспертный
имел
признаки
умственной отсталости.
Согласно
международной
классификации
психиче ских
и
поведенческих
расстройств
10-го
пересмотра
(МКБ-10)
врожденное
слабоумие (олигофрения, умственная отсталость, дебильность) делится на
такие виды: легкая, умеренная, тяжелая и глубокая умственная отсталость
2
.
Легкая
умственная
отсталость
характеризуется
тем,
что
больные,
несмотря
на
задержку
психического
развития,
приобретают
навыки
экспрессивной речи и могут использовать язык в различных целях.
Основные затруднения у них возникают при повышении требований
социальной
среды,
а
также
при
ориентации
в
среде
со
сложными
контекстами, значениями, символами и ценностями, мало понятны умственно
отсталому лицу.
Однако лица с легкой умственной отсталостью могут работать там, где
нужны способности к малоквалифицированной практической деятельности, а
также
придерживаться
требований
относительно
семейной
жизни,
воспитания
детей,
адаптироваться
к
культурно-бытовым
нормам
и
традициям.
В то же время конфликт между ожидаемым представлением о себе и
реальным образом может стать источником стресса, тревоги и длиться всю
жизнь.
2
Нижник, В. Помощь детям с особыми потребностями / В. Нижник. – К.: Главник, 2012. –
с.88
6
Общение
у
таких
больных
сопряжено
с
большими
затруднениями,
которые
еще
в
большей
степени
усиливают
ощущение
личной
неполноценности
и
фрустрацию.
Для
них
характерно
поведение
аутизма
(замкнутости)
и
агрессии,
а
вследствие
низкой
самооценки
создаются
условия для развития депрессивных состояний.
Умеренная
умственная
отсталость
характеризуется
медленным
развитием и слабой возможностью использовать язык, а потому развитие
личности значительно ограничено. У таких больных заторможено развитие
навыков самообслуживания и движений. Часто такие больные нуждаются в
постоянной опеке и помощи на протяжении всей их жизни. В то же время
отдельные
лица
с
умеренной
умственной
отсталостью
(имбецильностью)
способны усвоить простое чтение, письмо, научиться считать.
Специальные образовательные программы помогают развить у таких
больных
ограниченный
потенциал,
сформировать
отдельные
базисные
навыки.
Такие
программы
соответствуют
медленному
характеру
обучения
с
небольшим
объемом
школьного
материала.
В
зрелом
возрасте
лица
с
умеренной умственной отсталостью могут выполнять простую практическую
работу при условии конкретно сформулированного задания и обеспечения
квалификационного
надзора
за
их
деятельностью.
Таким
больным
очень
редко удастся жить самостоятельно, поскольку недоразвитые интеллект и
личность мешают усвоению системы нравственных ценностей, основных
норм
социального
поведения,
а
через
это
больные
неспособны
к
самостоятельной семейной, общественной и трудовой жизни.
Тяжелая
и
глубокая
умственная
отсталость
характеризуется
выраженной степенью расстройств движений или других соответствующих
дефектов, что свидетельствует об аномальном развитии нервной системы. К
7
этому
часто
добавляются
тяжелые
неврологические
и
соматические
нарушения, эпилепсия, аутизм, расстройства зрения и слуха
3
.
Большинство таких больных неподвижны или значительно ограничены
в движениях, не держат мочи и кала, с ними возможны только простейшие
формы общения. Они практически не способны самостоятельно заботиться о
своих потребностях и поэтому требуют постоянного надзора и помощи.
Идиотия
Это
самая
тяжелая
и
глубокая
степень
умственной
отсталости.
У детей с идиотией почти всегда
- отсутствует речь;
- окружающих людей они не узнают (даже мать и отца); выражение
лица полностью бессмысленное;
- внимание почти ничем не привлекается, а если и привлекается, то
только на несколько секунд;
- наблюдается снижение всех видов чувствительности;
- эти дети начинают очень поздно ходить (но могут и не начать вовсе),
их движения плохо координированы или не скоординированы совсем;
- на обращенную мимику и жестикуляцию не реагируют;
- неопрятные в естественных отправлениях (ходят «под себя»);
- неспособны к самообслуживанию (до конца жизни человек не может
умыться, сходить в туалет, почистить зубы и покушать);
-
могут
наблюдаются
постоянные
стереотипные
движения
-
маятникообразные
раскачивания
туловищем
или
головой
из
стороны
в
сторону, назад и вперед
4
.
При идиотии легкой и средней степени тяжести отмечается умение
смеяться
и
плакать
на
рефлекторном
уровне.
Может
быть
некоторое
3
Сухотина Н.К. Умственная отсталость // Психиатрия. Справочник практического врача /
Под ред. А.Г. Гофмана. – М.: «МЕДпресс- информ», 2006. – С. 360
4
Липа В.А. Основы коррекционной педагогики: Учеб. Пособие / В.А.Липа. – Донецк:
Лебедь, 2002. – с.65
8
понимание
обращенной
речи,
жестикуляции
и
мимики.
Их
лексикон
ограничен всего десятком элементарных слов.
Дети
данной
категории
не
обучаются
в
учреждениях
и
находятся
(всегда с согласия родителей) в специальных учреждениях (детских домах
для глубоко умственно отсталых). По достижению ими 18 лет они переходят
в
специальные
интернаты.
Продолжительность
жизни
при
умственной
отсталости тяжелой степени резко ограничена
5
.
Имбецильность
Дети с данной степенью умственной отсталости обладают некоторыми
возможностями овладения речью;
- могут освоить отдельные несложные трудовые навыки;
-
словарный
запас
крайне
беден
(как
активный,
так
и
пассивный
словарь не отличаются большим разнообразием);
-
понимают
чужую
речь,
жестикуляцию,
мимику
в
пределах
постоянного обихода и повседневной жизни;
- грубые дефекты восприятия, мышления, памяти, общей и мелкой
моторики.
Дети
практически
необучаемыми
во
вспомогательной
школе,
они
являются недееспособными. Над ними устанавливается опека родителей или
лиц, их заменяющих.
В настоящее время учеными-дефектологами для этой категории детей,
разработаны
специальные
программы
обучения,
предусматривающие
овладение
элементарными
навыками
чтения,
счета, письма,
простейшими
трудовыми навыками.
Дебильность
Сниженный интеллект этих детей, и нарушенная эмоционально-волевая
сфера не позволяют им овладеть программой общеобразовательной массовой
школы.
5
Семаго
М.М.
Организация
и
содержание
деятельности
психолога
специального
образования / М.М.Семаго. – М.: Росток, 2005. – с.91
9
У
них
часто
нарушена
устная
речь:
нарушена
письменная
речь;
недоразвита
аналитико-синтетическая
функция
высшей
нервной
деятельности;
с
трудом
овладевают
навыками
счета;
нарушена
общая
и
мелкая
моторика;
не
способны
к
анализу
и
обобщению;
обладают
выраженной внушаемостью, может встречаться распущенное поведение, в
частности сексуальное.
Для детей с умственной отсталостью в степени дебильности важным
является правильная и четкая ежедневная организация быта и труда. Дети
данной категории при специальном обучении могут овладеть некоторыми
элементарными специальностями. Могут освоить навыки самообслуживания
и жить самостоятельно, но под чутким руководством.
Дети
есть
действительно
умственно
отсталые,
а
есть
дети
с
локальными западениями школьных знаний. У нас в мозгу есть участки,
отвечающие
за
математические
способности,
чтение,
ровное
и
четкое
написание букв и т.д. Ребенок может хорошо решать примеры, но писать
безобразно, вкривь и вкось, или плохо читать.
Дело в том, что у него в мозгу происходят время от времени локальные
кровоизлияния и действуют именно на участки, отвечающие за письмо и
чтение. Отчего происходят кровоизлияния? Это бывает следствием родовых
травм, патологии беременности или нездоровая наследственность.
Очень
часто
родители
не
согласны
с
диагнозом
«умственная
отсталость», потому что не знают, что это такое. Когда обыватель говорит про
отсталость,
он
имеет
в
виду
IQ
6
.
Но
существует
понятие
характера
умственной отсталости. Она бывает наследственная, или вследствие родовой
травмы, или из-за патологии беременности.
При
наследственной,
дети
уравновешены,
работоспособны.
Они,
особенно в начальных классах, способны усваивать школьную программу и
получать
хорошие
оценки,
но
потом,
с
усложнением
программы,
у
них
6
Лазуренко
С.Б.
Коррекционно-педагогическая
помощь
детям
с
нарушением
интеллектуального развития в системе комплексной реабилитации // Дефектология. –
2012. – № 5. – С. 26
10
обязательно
появляются
проблемы.
Им
трудно
учиться
и
тут
надо
или
отдавать на спецобучение или постоянно помогать.
Наследственная
умственная
отсталость
не
лечится.
Просто
человек
медленно созревает и с этим надо смириться. Повзрослев, эти люди выглядят
примитивными,
но
нормально
работают
на
своих,
чаще
всего
рабочих
специальностях.
Наиболее
сложная
отсталость
наблюдается
в
результате
патологии
беременности. Такие дети испытывают проблемы с концентрацией внимания,
потому им трудно учиться. Их лечат медикаментозно, но лечится все это с
трудом, потому, что иногда медикаменты, напротив, вызывают добавочное
возбуждение.
В
результате
родовой
травмы
у
детей
часто
наблюдается
быстрая
утомляемость. И им нужны короткие уроки, частые перемены, прогулки, сон.
Таким детям тоже назначают лечение.
Подчеркиваем,
во
всех
данных
случаях
диагноз
«умственная
отсталость» может быть не связан с IQ, может иметься в виду именно вот эта
симптоматика:
невозможность
нормально
учиться
из-за
гиперактивности,
невозможности концентрироваться надолго, быстрой утомляемости. Поэтому
не надо впадать в панику и считать, что вашего ребенка признали глупым,
тупым. Важно кем ты его сам считаешь и что ты ему говоришь.
Родителям
порой
вместо
того
чтобы
сопротивляться
постановке
диагноза нужно признать его и получить помощь. Ребенку ведь реально
трудно
учиться...
Что
касается
оценки
интеллекта,
то
разъясним,
чем
умственная отсталость отличается, например, от дебильности
7
.
При
пограничной
(несильной)
умственной
отсталости
ты
даешь
ребенку задание, и он не может его выполнить. Но потом, постепенно, при
разъяснении и повторении он выполняет. Он способен скопировать твой
образец и понять в чем суть задачи, выделить существенное.
7
Сухотина Н.К. Умственная отсталость // Психиатрия. Справочник практического врача /
Под ред. А.Г. Гофмана. – М.: «МЕДпресс- информ», 2006. – С. 362
11
При дебильности – никогда. Часто пограничная умственная отсталость
бывает у запущенных, детдомовских детей, детей из неблагополучных семей.
Просто потому, что с ними никто не занимается.
Умственно отсталого ребенка можно отправить в обычную школу, но
поскольку он не успевает, ему становится неинтересно, и потом, когда его
отдают в спецшколу, ему уже и там неинтересно, он привык, что школа – это
скучно. Вот поэтому и важно провести диагностику до школы
8
.
2. Диагностика умственной отсталости
Большую часть случаев умственной отсталости удается распознать в
раннем
возрасте.
Умственную
отсталость,
обусловленную
генетическими
причинами, можно выявить еще в период беременности (например, болезнь
Дауна)
9
.
Для
этого
в
женской
консультации проводится
скрининговое
обследование беременной женщины на ранних сроках, что дает возможность
принять решение о сохранении или прерывании беременности. В роддоме
для
ранней
диагностики
некоторых
наследственных
заболеваний,
приводящих
к
умственной
отсталости,
также
применяют
скрининговые
обследования.
Некоторые
формы
умственной
отсталости
возникают
из-за
недоразвития
определенной
ферментной
системы
у
ребенка.
Наиболее
распространенное
заболевание
из
этой
группы
–
фенилкетонурия.
При
рождении дети с фенилкетонурией ничем не отличаются от здоровых, но в
первые месяцы жизни для них характерны вялость, частая рвота, кожные
высыпания, повышенная потливость со специфическим неприятным запахом.
8
Забабурина
О.С.
Психологическая
помощь
родителям
в
воспитании
детей
с
нарушениями
развития:
Пособие
для
педагогов-психологов
/
О.С.
Забабурина,
О.В.
Максименко, Е.А. Савина; под ред. Савиной Е.А., Максименко О.В. – М.: Владос, 2008. –
с.43
9
Сухотина Н.К. Умственная отсталость // Психиатрия. Справочник практического врача /
Под ред. А.Г. Гофмана. – М.: «МЕДпресс- информ», 2006. – С. 360
12
При
лечении,
начатом
до
2-3-х
месячного
возраста
удается
сохранить
интеллект детей.
Поэтому так важно наблюдение педиатра в период новорожденности и
раннем детском возрасте.
Педиатр при обследовании ребенка с подозрением на олигофрению
назначит
консультацию
невролога,
анализы
крови
и
мочи,
возможно,
энцефалограмму.
Обследование
более
старших
детей
включает
в
себя
консультацию психолога, детского психоневролога или психиатра.
При
своевременно
начатом
лечении
в
подавляющем
большинстве
случаев
удается
добиться
хорошей
адаптации
ребенка
к
последующей
самостоятельной жизни. А вот самолечение и самостоятельная постановка
диагноза могут привести к печальным последствиям – будет упущено время,
которое так дорого ценится, когда дело касается лечения детей. Кроме того,
под маской умственной отсталости могут скрываться и другие болезни –
например, гипотиреоз, эпилепсия, различные психические заболевания.
Отставание
в
развитии
ребенка
в
возрасте
до
1
года
обязательно
требует внимания специалистов – как минимум педиатра и невропатолога.
Конечно, не всегда ребенок, развивающийся медленнее своих сверстников,
является умственно отсталым. Как показывают исследования, примерно 10%
детей, серьезно отстававших от своих сверстников в развитии, не имели
впоследствии умственной отсталости
10
.
С т е п е н ь
у м с т в е н н о й
о т с т а л о с т и
о б ы ч н о
о ц е н и в а е т с я
стандартизованными
тестами,
определяющими
состояние
пациента.
Но
нужно иметь в виду, что IQ является важным, но не единственным критерием
умственной отсталости
11
. Кроме того, известны случаи, когда у людей с
низким IQ не было никаких признаков умственной отсталости. Кроме IQ,
врач оценивает бытовые навыки пациента, общее состояние психики, уровень
10
Ткачева В.В. Технологии психологической помощи семьям детей с отклонениями в
развитии: Учеб. пособие / В.В. Ткачева. – М.: АСТ; Астрель, 2007. – с.90
11
Исаев Д.Н. Умственная отсталость у детей и подростков. Руководство / Д.Н.Исаев. –
СПб.: Речь, 2003. – с.14
13
социальной адаптации, перенесенные заболевания. И только на основании
комплекса признаков возможно поставить диагноз умственной отсталости.
Следует
также
иметь
в
виду
тот
факт,
что
ребенок,
имеющий
психотравму, например, потерю родителей (в т.ч. и отказ при рождении),
может
показывать
на
обследовании
уровень
интеллектуального
развития
значительно ниже, чем есть на самом деле. Это происходит из-за того, что
нестабильное
эмоциональное
состояние
такого
ребенка
подавляет
все
остальные
высшие
психические
функции.
Плюс
к
этому,
сама
ситуация
обследования является стрессовой для ребенка и усугубляет этот процесс.
Таким
образом,
до
проведения
подобной
диагностики
необходимо
организовать
психотерапевтическую
работу
с
ребенком
для
того,
чтобы
стабилизировать его психологическое состояние.
Существует
еще
один
важный
фактор,
который
необходимо
не
упустить
из
вида,
работая
с
ребенком,
имеющим
диагноз
умственной
отсталости. Это гипердиагностика (ошибочное медицинское заключение).
В основном это касается детей, лишенных опеки родителей и имеющих
опыт
проживания
в
учреждениях.
Специалисты,
работающие
с
такими
детьми,
часто
в
своей
практике
сталкиваются
со
случаями,
когда
при
грамотно
выстроенной
коррекционно-развивающей
работе
ребенок
показывает уровень развития, не соответствующий поставленному диагнозу,
а значительно выше
12
.
Как может проявляться умственная отсталость.
Симптомы
умственной
отсталости
усугубляются
в
зависимости
от
степени заболевания.
Сниженный уровень интеллекта.
Недоразвитие
сложных
функций
мышления
(образования
понятий,
обобщения, установления причинно-следственных связей)
13
.
12
Горбач И. Подготовка будущего учителя к работе с родителями / И. Горбач // Родная
школа. – 2010. – №2. – с.73
13
Мамайчук И.И. Помощь психолога детям с аутизмом / И.И Мамайчук. – СПб.: Речь,
2012. – с.64
14
Общие системное недоразвитие речи (дети поздно начинают говорить,
задерживается
формирование
фразовой
речи,
значительные
трудности
в
овладении чтением и письмом).
Нарушение
внимания
(неустойчивость,
трудность
распределения,
переключаемость).
Нарушением
восприятия
(замедленность,
фрагментарно сть,
значительно снижен объем восприятия).
Конкретность, некритичность мышления. Недостаточное развитие или
отсутствие абстрактного мышления.
Малая продуктивность памяти.
Низкая познавательная активность.
Нарушение эмоционально-волевой сферы (с трудом дифференцируют
эмоции (только простые), неустойчивость эмоционального состояния, резкая
его смена)
14
.
3.
Зависимость
развития
ребенка
с
выраженной
степенью
умственной отсталости от различных факторов
В
чрезвычайно
сложной
проблеме
умственной
отсталости
вопрос
развития детей данной категории очень важен как для понимания проблемы и
ее теоретического развития, так и для практики воспитания, обучения и
подготовки студентов к социально-трудовой адаптации.
Одним
из
основных
положений
отечественной
олигофренической
педагогики является утверждение о том, что дети с умственной отсталостью
способны к развитию, т. е. могут иметь качественно новое, более сложное
психическое образование. Эта позиция подтверждается многочисленными
экспериментальными исследованиями и наблюдениями. Она не учитывает
тот
факт,
что
развитие
умственно
отсталого
ребенка
осуществляется
на
14
Лазуренко
С.Б.
Коррекционно-педагогическая
помощь
детям
с
нарушением
интеллектуального развития в системе комплексной реабилитации // Дефектология. –
2012. – № 5. – С. 27
15
аномальной основе, что обуславливает его замедленность, особенности и
существенные отклонения от нормального развития.
Следует отметить, что вопрос развития умственно отсталого ребенка
неоднозначно решается различными зарубежными психологами. Некоторые
из них согласны с позицией российских исследователей. Другие говорят
более
радикально,
ссылаясь
на
замечания,
которые
указывают
на
потенциальные достижения умственно отсталых детей нормального уровня.
(Вероятно, в этих случаях речь идет о продвижении детей с задержкой
психического
развития,
ошибочно
отнесенных
к
категории
умственно
отсталых.) Третьи отрицают возможность подлинного развития умственно
отсталых,
утверждают
неизменность
значения
их
интеллектуального
коэффициента (IQ), по которому иностранные психологи судят об уровне
психического развития ребенка.
При рассмотрении развития детей-олигофренов необходимо определить
характер их способностей и направление ожидаемого прогресса, а также
определить
биологические
и
социальные
факторы,
которые
могут
способствовать этому процессу. Эта информация необходима для разработки
общетеоретических
подходов
к
проблеме,
а
также
для
расширения
и
уточнения
специфических
знаний
о
психологических
особенностях
олигофренов, присущих им недостатках и имеющихся ресурсах для развития.
Они
также
важны
при
разработке
новых
экспериментальных
методик,
используемых
при
изучении
психических
процессов
и
личностных
особенностей умственно отсталых детей, при отборе образцов, имеющих
диагностическое
значение
и,
следовательно,
способствуют
не
только
правильному
комплектованию
специальных
детских
учреждений,
но
и
внедрению индивидуальных и дифференцированных подходов в школах VIII
вида и детских садах
15
.
15
Ветрила Т.Г. Успешное функционирование семейной системы как основа развития и
становления
гармоничной
личности
/
Т.Г.
Ветрила
//
Вестник
психиатрии
и
психофармакотерапии. – 2008. – № 2 (14). – С. 27
16
Конкретные
данные
необходимы
для
организации
воспитательной
работы,
проводимой
с
детьми
в
семье,
в
специальном
учреждении,
в
специальном классе массовой школы. Они имеют большое значение для
определения
общего
направления
подготовки,
построения
методов
для
обоснования
конкретных
методов
педагогического
воздействия.
Эта
информация позволяет в определенной степени прогнозировать возможные
успехи
детей
в
будущем,
т.
е.
предвидеть
эффективность
долгосрочных
усилий тех, кто занимается их образованием и обучением.
Учитывая развитие умственно отсталых детей, следует подчеркнуть
четко
изложенное
и
обоснованное
Л.
С.
Выготским
(1935)
единство
фундаментальных законов нормального и ненормального ребенка. Эта идея
очень продуктивна, потому что она устанавливает определенные отношения
между
нормальным
и
аномальным
развитием,
объединяет
их
и
не
выстраивает барьер между ними.
Таким
образом,
концепция
развития
ребенка,
тщательно
и
многосторонне изученная многими ведущими психологами разных стран и в
целом
отраженная
в
основных
теоретических
положениях
детской
психологии,
используется
при
рассмотрении
и
построении
концепции
развития умственно отсталых детей.
Признание
единства
основных
законов
развития,
происходящих
в
норме
и
патологии,
направляет
внимание
исследователей
не
только
на
выявление недостатков, присущих познавательной деятельности и личности
ребенка-олигофрена, но и на определение его существующего потенциала,
который, по сути, обеспечивает его продвижение в общем развитии. Таким
образом, продолжающийся поиск приобрел определенную перспективу.
Один из выводов, непосредственно вытекающих из вышеуказанного
положения, заключается в утверждении идентичности факторов, влияющих
на развитие этих и других детей.
Развитие
нормального
ребенка
является
результатом
комплекса
биологических и социальных факторов. Первый из них - наследственность,
17
физиологические
изменения
в
организме,
увеличение
роста,
веса,
происходящие по мере жизни ребенка. Второй - это отношения в семье, в
группе сверстников, методы воспитания и обучения и т. д. Из множества
социальных
факторов
большая
роль
принадлежит
обучению
в
самом
широком смысле этого слова. Обучение опережает развитие и стимулирует
его.
При выраженной степени умственной отсталости оба фактора также
влияют на ребенка.
Биологический
определяет
время
получения
травмы,
наличие
сопутствующих нарушений и глубину дефекта, а также его структуру, которая
непосредственно влияет на темп и характер развития ребенка, обнаруживаясь
в индивидуальных проявлениях. Первичный дефект, возникший у ребенка, в
дальнейшем приводит к появлению вторичных и третичных отклонений.
Однако,
биологические
факторы
не
следует
рассматривать
только
как
негативные.
Они
также
вызывают
определенные
позитивные
изменения,
которые происходят в организме ребенка по мере его роста
16
.
Биологическая
неполноценность
ребенка
не
позволяет
ему
ассимилировать человеческую культуру. Но роль социальных факторов очень
велика. Они могут в определенной степени способствовать сглаживанию
врожденных
аномалий
ребенка,
способствовать
его
прогрессу
в
плане
формирования познавательной активности и формирования личности или,
наоборот, усугублять его дефекты. Это зависит от характера социальных
факторов, их направленности и силы воздействия.
Возможности коррекции недостатков умственной деятельности таких
детей неоспоримы. Однако, положительное влияние на психическое развитие
умственно отсталых детей обоих факторов может дать, хотя и значительные,
но ограниченные результаты. Умственная отсталость по существу является
необратимым состоянием.
16
Екжанова Е.А. Консультирование семьи по поводу сложностей во взаимоотношениях с
детьми // Психология семейных отношений с основами семейного консультирования / Под
ред. Е.Г. Силяевой. – М.: Академия, 2004. – С. 167
18
Установлено, что обучение в широком смысле слова, имеет решающее
влияние на развитие ребенка с выраженной степенью умственной отсталости,
положительно изменяя структуру его личности и познавательные процессы,
повышая
активность
и
целенаправленность.
Факты
показывают,
что
постепенно дети приобретают способность подчинять свою деятельность
определенному намерению, устным инструкциям. У них последовательно
сформированы
произвольные
процессы,
что
проявляется
в
умении
концентрировать и удерживать все свое внимание, сознательно пользоваться
приемами запоминания и т. д. Значительно улучшилось понимание речи
других людей и их собственной речи, а также поведенческих реакций. Дети
становятся более адекватными в отношениях со сверстниками и взрослыми.
Образование
для
ребенка
с
выраженной
степенью
умственной
отсталости важнее, чем для его нормально развивающегося сверстника. Это
связано с тем, что дети с ограниченными интеллектуальными возможностями
в
меньшей
степени
способны
понимать,
сохранять
и
использовать
информацию, полученную из окружающей среды, т. е. меньшей, чем обычно,
личной
активностью
и
сформированностью
различных
аспектов
познавательной деятельности
17
.
Однако
в
целях
содействия
развитию
умственно
отсталого
ребенка
способность адаптироваться к окружающей среде является важным фактором
не
все,
а
специально
организованное
образование.
Его
необходимость
вызвана
своеобразием
личности
и
познавательной
деятельности,
свойственным этим детям, что отчетливо обнаруживается на всех возрастных
этапах,
в
самых
различных
видах
деятельности.
Такое
обучение
дает
учащимся определенный круг знаний, практических и трудовых навыков,
позволяет
им
успешно
найти
свое
место
в
окружающем
обществе.
Оно
направлено на обеспечение общего развития детей, формирования у них
положительных
личностных
качеств,
предусматривает
коррекцию
имеющихся недостатков, дифференцированный и индивидуальный подход к
17
Бычкова Е. Дети дождя: все об аутизме / Е. Бычкова. – М.: РОСТ, 2012. – с.43
19
каждому
ребенку,
то
есть
создает
условия,
необходимые
для
наиболее
комплексного продвижения.
Хотя умственно отсталые дети способны к развитию, даже при наличии
специально организованных, адекватных для их состояния условий, темп их
прогресса очень медленный и качественно ниже. Им очень трудно овладеть
тем,
что
нормальный
ребенок
учит
самостоятельно.
Быстро
забывают,
казалось
бы,
хорошо
усвоенное,
а
потому
требуют
многократного
возвращения к пройденному. Объем знаний, которые они получают, невелик.
Навыки и умения требуют кропотливой работы, чтобы закрепить их, иначе
они быстро распадутся
18
.
Мы
уже
говорили
о
том,
что
умственная
отсталость
не
снижает
продуктивность
всех
психических
процессов
в
равной
степени.
Обычно
наиболее дефектными при олигофрении являются умственная деятельность и
волевая
регуляция,
более
сохраненными
-
эмоциональная
сфера
и
двигательные навыки. Психика ребенка с выраженной степенью умственной
отсталости - это своеобразный, причудливый «перекос», с нарушенными
пропорциями отдельных звеньев, составляющих его систему, в общем-то, не
тождественный тому, что происходит при нормальном развитии. Аномалия
развития
системы
обнаруживается
в
различных
аспектах
у
детей
с
нарушениями умственной отсталости.
Индивидуальное развитие ребенка-олигофрена часто грубо нарушается
не
только
из-за
внутренних
объективных
причин,
обусловливающих
его
умственную отсталость. Значительную роль играют и внешние (социальные)
факторы.
К ним относятся неблагоприятные семейные отношения, когда контакт
родителей с ребенком сводится преимущественно к удовлетворению чисто
физиологических потребностей. В результате ребенок лишь в малой степени
приобретает необходимые для его развития содержательные действия и речь.
В
дальнейшем
он
фактически
находится
вне
детского
коллектива,
не
18
Журенков К. Аутизм - болезнь XXI века? // Огонек. – 2011. – № 22. – С.4
20
участвует в ролевых играх, что резко ограничивает познание окружающей
действительности,
препятствует
развитию
социальных
отношений
и
формированию его личностных черт
19
.
Однако, исследователи утверждают, что дети-олигофрены проходят все
основные
этапы
детского
развития.
Движение
вперед
происходит,
но
с
большими
трудностями
и
отклонениями.
При
этом
особенность
психики
умственно отсталого ребенка, присущие ей дефекты строго выявляются на
каждом этапе развития. Наблюдаемые изменения происходят гораздо позже,
чем обычно. Дети задерживаются надолго на каждом предыдущем этапе и с
трудом переходят к следующему.
Таким образом, учащиеся специальной школы для умственно отсталых
детей, выполняя несложные практические задания, используют в основном
наиболее простые визуально-эффективные формы мышления и с большим
опозданием переходят к более сложным визуально-образным и вербально-
логическим формам.
Для развития умственно отсталого ребенка, материальная база, условия
жизни, в которых он находится, обстановка, достаток в семье очень важны.
Однако самую важную роль играют окружающие ребенка люди, их личные
качества, наличие желания оказать ему эффективную помощь. Эта помощь
будет
тем
эффективнее,
чем
глубже
и
всестороннее
будут
знания
о
возможности развития умственно отсталых детей, об их особенностях, о
способах воспитания и обучения.
4. Психокоррекционная работа с детьми с выраженной степенью
умственной отсталости
Психокоррекционная работа в самом широком смысле направлена на
развитие
психологических
структур,
которые
помогают
ребенку
стать
19
Баенская
Е.Р.
Помощь
в
воспитании
детей
с
особым
эмоциональным
развитием.
Младший дошкольный возраст / Е.Р.Баенская. – М.: ИКП РАО, 2000. – с.90
21
полноправным субъектом социальных отношений, т. е. социализироваться.
Такие
психологические
структуры
обеспечивают
построение
и
регулирование
высших
(сознательных)
форм
деятельности
ребенка.
Для
создания и реализации психокоррекционных программ, которые подчинены
развитию
высших
форм
поведения
и
психической
активности
ребенка,
необходимо учитывать ряд позиций, определяющих форму и содержание
деятельности специалиста.
1. Прежде всего, это необходимо учитывать соотношение факторов,
влияющих
на
возникновение
особенностей
и
дефектов
психического
развития. Среди них
20
:
- органический дефект (проявляется в первичном дефекте);
- социальные факторы - образование и воспитание (проявляющиеся в
поведении и отношении взрослого к ребенку);
-
индивидуально-психологические
особенности
ребенка
(как
он
переживает, понимает, воспринимает и т. д. то, что происходит).
В построении коррекционных программ, важно определить влияние
каждого
из
факторов
на
формирование
отклонений
в
психофизическом
развитии ребенка. В зависимости от этого будут определены возможности,
задачи
и
методы
коррекционной
работы.
Это
связано
с
тем,
что
сам
органический
дефект
сложно
исправить.
Индивидуальные
особенности
ребенка (например, его эмоциональность или динамика активности) должны
учитываться в основном в деятельности и отношении взрослого к ребенку.
Учет
вклада
социальных
факторов
в
формирование
дефекта
в
развитии
ребенка
предполагает
перестройку
внешних
условий,
оказывающих
патогенетическое действие.
20
Забабурина
О.С.
Психологическая
помощь
родителям
в
воспитании
детей
с
нарушениями
развития:
Пособие
для
педагогов-психологов
/
О.С.
Забабурина,
О.В.
Максименко, Е.А. Савина; под ред. Савиной Е.А., Максименко О.В. – М.: Владос, 2008. –
с.42
22
В дифференциации этих факторов в диагностике развития конкретного
ребенка, особое место занимает метод клинической беседы, проведенный с
детьми и с родителями.
Вторым важным моментом в организации корректирующих действий
является соотношение психолога и педагога (воспитателя). Коррекционная
работа является комплексной, что предполагает, прежде всего, тесную связь
психолога и педагога. Психолог в данном случае выступает, главным образом,
как Разработчик, а педагог - как реализатор коррекционных программ. В
задачу педагога входит выполнение заданий, формирующих психологические
механизмы и способности в процессе обучения. Следует учитывать, что
педагог (воспитатель) имеет возможность наблюдать за ребенком длительное
время, а, следовательно, может помочь дополнить имеющуюся у психолога
информацию о развитии ребенка.
2. Полнота содержания коррекционной работы определяется ведущей
деятельностью
ребенка
в
определенном
возрасте:
пред ме т но-
манипулятивной,
игровой,
учебной,
интимно-личностное
общение.
Коррекция - не только и не столько специально организованное мероприятие,
как способ организации жизни ребенка
21
. Отчасти это отражено в возрастно-
ориентированном
подходе
к
психокоррекции.
Каждое
из
ведущих
мероприятий связано с основными новоообразованиями, которые возникают
в этом возрасте.
3.
В
организации
коррекционной
работы
следует
учитывать
возможность
развития
ребенка,
его
зоны
ближайшего
развития.
Зона
ближайшего развития проявляется в степени сложности задач, с которыми
ребенок
может
справиться
с
помощью
взрослого.
В
этом
случае
определяющим
диагностическим
аспектом
является
способность
ребенка
заботиться о себе со стороны. Помощь может оказываться на различных
уровнях: от стимулирующей («посмотри внимательно», «думаю» и т. д.) и
21
Лазуренко
С.Б.
Коррекционно-педагогическая
помощь
детям
с
нарушением
интеллектуального развития в системе комплексной реабилитации // Дефектология. –
2012. – № 5. – С. 28
23
организационной (для организации последовательности действий ребенка,
привести пример и т. д.) до обучающей (создание условий для овладения
ребенком различными средствами и методами решения проблемы). Уровень
массовой
помощи
также
характеризует
область
ближайшего
развития
ребенка.
Определение
зоны
ближайшего
развития
ребенка
-
это
не
только
важное диагностическое значение в плане прогноза психического развития,
но
и
возможность
выбрать
форму
коррекционно-развивающих
занятий
в
соответствии с возможностями ребенка. Например, в зависимости от зоны
ближайшего развития следует определить уровень общности - специфику
предлагаемых ребенку заданий, время, затраченное на усвоение тех или иных
действий, вид оказываемой ребенку помощи и т.д. Именно с учетом зоны
ближайшего
развития
ребенка,
возможно
подойти
к
его
воспитанию
и
коррекции развития личности
22
.
4. Взрослый выступает в качестве модели деятельности и отношений
ребенка с миром (поведение, образ мышления, переживания и т. д.), является
источником развития. Из этого следует, что:
а) важно предложить такие образцы ребенку (поэтому в первую очередь
необходимо
учитывать,
какие
отношения,
значения,
задачи
и
способы
мыслительной
деятельности
и
поведения
взрослый
переводит
ребенку,
образцом которого является он сам);
б) необходимо создать условия, в которых ребенок сможет взять эти
образцы как свои собственные. Фактически, большую часть усилий при
проведении коррекционно-развивающих мероприятий специалист прилагает
именно к созданию таких условий (к ним относится, например, создание
определенной
эмоциональной
атмосферы
с
учетом
индивидуальных
и
личностных и возрастных особенностей ребенка во время занятий, передача
ребенку доли ответственности за его психическое состояние и т.д.).).
22
Мамайчук
И.И. Помощь психолога детям с аутизмом / И.И Мамайчук. – СПб.: Речь, 2012.
– с.87
24
Для
эффективного
оказания
психологической
помощи
детям
с
ограниченными интеллектуальными возможностями необходимо представить
особенности
поведения
взрослых
на
различных
этапах
коррекционной
работы.
С
этих
позиций
условно
можно
выделить
три
этапа,
отражающие
специфику
интериоризации
таких
паттернов
активности
детей,
предоставляемых взрослыми
23
.
Первый этап, характерный для начала работы со взрослым ребенком,
фиксирует тактику спокойного ожидания на фоне дружеского отношения к
ребенку без каких-либо попыток организовать его деятельность. Этот этап
необходим для того, чтобы создать атмосферу доверия и снизить тревожность
ребенка.
На втором этапе взрослый организует деятельность ребенка, показывая
примеры ее реализации (например, ролевое поведение в игре). В рамках этого
этапа
взрослый
постепенно
переходит
с
позиции
активного
партнера
в
деятельности ребенка на позицию исполнителя планов ребенка, наделяя его
функцией контроля за их выполнением.
На
третьем
этапе
коррекции,
взрослый,
в
основном
наблюдает
за
деятельностью ребенка и помогает ему в трудных ситуациях. Это также
помогает улучшить и усложнить планы (например, незаметно подталкивая
ребенка на мысль, в каком направлении можно развить сюжет ролевой игры).
Взрослый
становится
равноправным
партнером
в
деятельности
ребенка
только по его просьбе.
5. Надо принимать во внимание мнение специалиста, работающего с
детьми,
об
уровне
психического
развития.
Этот
фактор
определяет
его
отношение к ребенку, видение ребенка в целом и тех его особенностей,
которые необходимо скорректировать.
23
Маркова
М.В.
О
разработке
комплексной
системы
медико-
психологической
реабилитации семей, воспитывающих ребенка с нарушением психического развития /
М.В. Маркова, Т.Г. Ветрила // Журнал психиатрии и медицинской психологии. – 2009. – №
2 (22). – С. 38
25
Референтные представления психолога о норме психического здоровья
ребенка
можно
разделить
на
две
группы:
первая
включает
типы
представлений, основанных на различных психологических представлениях о
норме,
вторая
-
типы
повседневных,
псевдонаучных,
не
рефлексируемых
специалистом представлений.
Осознание
специалистом
собственных
представлений
о
темпах
психического
развития
ребенка
имеет
большое
значение
для
построения
практики
психологической
коррекции,
так
как
они
сознательно
или
бессознательно регулируют его профессиональную деятельность, определяя
ее цель, задачи и методы, а также отношение к ребенку.
Заключение
Дети с нарушениями умственного развития в наше время является
самой многочисленной категорией детей, которые имеют в своем развитии
отклонение от нормы и наиболее сложной категорией для интеграции в
общеобразовательном
пространстве.
Это
связано
с
их
ограниченными
26
интеллектуальными
возможностями
в
усвоении
учебных
программ
и
своеобразием
формирования
эмоционально-личностной
сферы,
а,
следовательно, и своеобразной социальной адаптацией.
Умственная отсталость – это особая форма психического недоразвития,
которая
обусловлена
органическим
поражения
головного
мозга
и
имеет
диффузионный характер.
Умственно отсталые дети различаются состоянием интеллектуальных
нарушений
и
потенциальных
возможностей.
Поэтому
возможности
психофизической
и
социальной
реабилитации
умственно
отсталых
детей
определяются степенью выраженности нарушений.
Без
адекватных
коррекционно–развивающих
мероприятий
потенциальные возможности этих детей не реализуются в полной мере, а
благодаря
постоянной
стимуляции
познавательной
сферы,
коррекции
их
эмоционально-волевой сферы уменьшается разница между отклонениями и
нормой развития, что дает возможность им адаптироваться в обществе.
При
системном,
целенаправленном,
комплексном
взаимодействии
педагогов, психологов, врачей, родителей и наличии научно обоснованных
программ
воспитания
и
обучения
положительная
динамика
является
реальной.
Список использованной литературы
1.
Акимова Т.А. Особенности социально-бытовых навыков у детей с
умственной
отсталостью
//
Проблемы
и
перспективы
развития
27
образования: материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Пермь, апрель
2015 г.). – Пермь: Меркурий, 2015. – С. 209-210.
2.
Баенская Е.Р. Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным
развитием. Младший дошкольный возраст / Е.Р.Баенская. – М.: ИКП
РАО, 2000. – 192 с.
3.
Бычкова, Е. Дети дождя: все об аутизме / Е. Бычкова. – М.: РОСТ,
2012. – 382 с.
4.
Ветрила Т.Г. Успешное функционирование семейной системы как
основа развития и становления гармоничной личности / Т.Г. Ветрила
// Вестник психиатрии и психофармакотерапии. – 2008. – № 2 (14). –
С. 27-31.
5.
Горбач И. Подготовка будущего учителя к работе с родителями / И.
Горбач // Родная школа. – 2010. – №2. – 73 с.
6.
Екжанова Е.А. Консультирование семьи по поводу сложностей во
взаимоотношениях с детьми // Психология семейных отношений с
основами семейного консультирования / Под ред. Е.Г. Силяевой. –
М.: Академия, 2004. – С. 166-185.
7.
Журенков К. Аутизм - болезнь XXI века? // Огонек. – 2011. – № 22
С.4-6.
8.
Забабурина О.С. Психологическая помощь родителям в воспитании
детей с нарушениями развития: Пособие для педагогов-психологов /
О.С. Забабурина, О.В. Максименко, Е.А. Савина; под ред. Савиной
Е.А., Максименко О.В. – М.: Владос, 2008. – 223 с.
9.
Исаев
Д.Н.
Умственная
отсталость
у
детей
и
подростков.
Руководство / Д.Н.Исаев. – СПб.: Речь, 2003. – 391 с.
10.Кришталь
В.В.
Системная
семейная
психотерапия
нарушений
здоровья семьи / В.В. Кришталь // Медицинская психология. – 2007.
– № 2. – С. 3-8.
28
11.Лазуренко
С.Б.
Коррекционно-педагогическая
помощь
детям
с
нарушением
интеллектуального
развития
в
системе
комплексной
реабилитации // Дефектология. – 2012. – № 5. – С. 26-33.
12.Липа
В.А.
Основы
коррекционной
педагогики:
Учеб.
Пособие
/
В.А.Липа. – Донецк: Лебедь, 2002. – 327 с.
13.Мамайчук,
И.И.
Помощь
психолога
детям
с
аутизмом
/
И.И
Мамайчук. – СПб.: Речь, 2012. – 288 с.
14.Маркова
М.В.
О
разработке
комплексной
системы
медико-
психологической реабилитации семей, воспитывающих ребенка с
нарушением психического развития / М.В. Маркова, Т.Г. Ветрила //
Журнал психиатрии и медицинской психологии. – 2009. – № 2 (22). –
С. 38-45.
15.Мастюкова
Е.М.
Семейное
воспитание
детей
с
отклонениями
в
развитии: учеб. пособие для студентов вузов / Е. М. Мастюкова, А. Г.
Московкина; под ред. В. И. Селиверстова. – М.: ВЛАДОС, 2004. –
329 с.
16.Овчарова Р.В. Психологическое сопровождение родительства / Р.В.
Овчарова. – М.: изд-во Института психотерапии, 2003. – 319 с.
17.Нижник, В. Помощь детям с особыми потребностями / В. Нижник. –
К.: Главник, 2012. – 138 с.
18.Семаго М.М. Организация и содержание деятельности психолога
специального образования. – М., 2005. – 336 с.
19.Сухотина Н.К. Умственная отсталость // Психиатрия. Справочник
практического врача / Под ред. А.Г. Гофмана. – М.: «МЕДпресс-
информ», 2006. – С. 360–377.
20.Ткачева
В.В.
Система
психологической
помощи
семьям,
воспитывающим
детей
с
отклонениями
в
развитии:
автореф.
на
соискание
уч.
степени
д-ра
психол.
наук:
спец.
«Коррекционная
психология» / В.В. Ткачева; Моск. гос. открытый пед. ун-им. М.А.
Шолохова. – Н. Новгород, 2005. – 46 с.
29
21.Ткачева В.В. Технологии психологической помощи семьям детей с
отклонениями в развитии: Учеб. пособие / В.В. Ткачева. – М.: АСТ;
Астрель, 2007. – 318 с.
22.Тулегенова
С.Ю.
Психологический
микроклимат
в
семье
и
особенности родительского отношения к детям с ограниченными
психическими возможностями / С.Ю. Тулегенова, Г.К. Тулегенова,
С.К.
Кудайбергенова
//
Тезисы
Второй
всероссийской
научной
конференции «Психологические проблемы современной российской
семьи» (25-27 октября 2005 г.). – М.: 2005. – С. 261-263.
23.Ульенкова
У.В.
Организация
и
содержание
специальной
психологической
помощи
детям
с
проблемами
в
развитии
/
У.В.Ульенкова. – М., 2011. – 176 с.
30