Автор: Фролова Татьяна Викторовна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Гимназия № 133
Населённый пункт: город Самара
Наименование материала: статья
Тема: "Совместная работа учителя начальных классов и психолога"
Раздел: начальное образование
Совместная работа
учителя начальных классов и психолога
Первый класс школы – один из наиболее важных и трудных периодов в
жизни детей. Поступление малыша в школу приводит к эмоционально –
стрессовой
ситуации:
изменяется
привычный
стереотип
поведения,
возрастает психоэмоциональная нагрузка. Школа с первых же дней ставит
перед
ребёнком
целый
ряд
задач,
связанных
непосредственно
с
его
предыдущим
опытом,
но
требующих
максимальной
мобилизации
интеллектуальных и физических сил. На ребёнка влияет комплекс новых
факторов:
классный
коллектив,
личность
педагога,
изменение
режима,
непривычно длительное ограничение двигательной активности и, конечно,
появление новых, не всегда привлекательных обязанностей. Поступление в
школу знаменует собой начало нового возрастного периода в жизни ребёнка –
начало
младшего
школьного
возраста,
ведущей
деятельностью
которого
становится учебная деятельность.
А потом наступает первое сентября, и за школьные парты садятся
вчерашние малыши. Первый день в школе – цветы, улыбки, поздравления и
радостное волнение (“Я уже школьник!”). Всё это проходит, и наступают
школьные
будни
с
маленькими
победами,
трудностями
и
неудачами,
с
радостью познания нового и горечью обид. Необходимо определённое время
для
того,
чтобы
маленькие
ученики
стали
настоящими
школьниками,
привыкли к новой для них обстановке, новым правилам и распорядку дня,
новому
общению
с
педагогом
и
одноклассниками,
новым
способам
деятельности и поведения. Приспособление (адаптация) ребёнка к школе
происходит не за один день. Это довольно длительный процесс, требующий
напряжения
всех
сил
детского
организма
и
детской
психики.
В
начале
школьного
обучения
почти
у
всех
первоклассников
наблюдается
двигательное возбуждение или заторможенность, раздраженность, снижение
аппетита, плохой сон, повышенная утомляемость. Это закономерные реакции
организма
ребёнка
–
изменение
привычного
образа
жизни,
которое
постепенно проходит по мере привыкания к новым условиям. Длительность и
острота протекания адаптации к школе зависит от состояния здоровья и
уровня
стартовой
готовности
ребёнка
к
систематическому
школьному
обучению. Установлено, что чем менее готов ребёнок к школе, тем труднее он
привыкает к школьной жизни, тем труднее ему приспособиться к школьным
нагрузкам и тем больше вероятность низкой успеваемости не только в первом
классе, но и в последующие годы. Как показывает практика, те или иные
трудности
в
процессе
школьного
обучения
возникают
у
вс ех
первоклассников.
Несмотря
на
внешнее
сходство,
у
разных
учеников
затруднения
в
учёбе
могут
иметь
различные
причины
и
определяются
индивидуальными
особенностями
развития
и
готовности
к
школьному
обучению.
Именно в этот период на помощь маленькому ученику приходит
школьный
психолог.
В
расписании
уроков
первоклассников
стоят
занятия
с
психологом.
Основная
форма
их
проведения
–
это
игра.
Подобранные
и
проводимые в определённой логике, игры помогают детям быстрее узнать друг
друга,
настроиться
на
предъявляемую
школой
систему
требований,
снять
чрезмерное
психическое
напряжение,
развить
навыки
познавательной
и
эмоционально–волевой
сферы,
навыки
адекватного
социального
поведения
школьников.
Кратко охарактеризовав существующие тенденции, которые и затрудняют
работу учителей, нужно обратить внимание, в первую очередь, на участников
учебного процесса. И, как Вы сами понимаете, не только учителя и ученики
являются
участниками
этого
учебного
процесса.
Постараюсь
представить
некоторых из участников и разъяснить проблемы, возникающие во взаимосвязи.
1.
Ученик-учитель
Эти участники остаются, естественно, главными в учебном процессе.
Но проблема во взаимосвязи этих участников действительно существуют. Ведь
обратите
внимание,
как
изменились
сегодняшние
дети
от
с во и х
предшественников.
Прежде всего, отмечается слабое физическое и психическое здоровье (осанка,
ежегодно увеличивается количество гиперактиных детей и т.д.). А сами Вы знаете,
что это все ведет к быстрой утомляемости, снижению объема памяти, нарушению
мыслительной деятельности. И это далеко не весь список проблем, возникающих
во взаимосвязи этих участников.
2.
Учитель-родитель
Самой главной проблемой этой взаимосвязи становится то, что родители
позволяют критиковать не только учителя, но и отдельные программы, по которым
работает педагог, что ведет к затруднению обучению. Критические замечания в
адрес своих детей родители стали воспринимать острее, но реагировать, изменять
что-то они не спешат. Во многих семьях мы видим, что родители заняты работой,
а воспитание ребенка отдают в руки бабушек, гувернеров, которым иногда не в
силах справиться с трудностями и они часто приходят за советом к учителю. И
действительно,
дети
изменились.
Больше
стало
избалованных
детей,
менее
самостоятельных,
а,
соответственно,
появилась
и
проблема
в
формировании
детского коллектива.
Это
доказывает, что работа психолога в начальных классах крайне
необходима.
Каждый
из
нас
знает,
что
только
целенаправленность
и
систематичность в работе психолога в начальных классах приведут к хорошему
результату.
Поэтому я хотела бы остановиться на совместной деятельности классного
руководителя с психологом в 1 «А» классе.
3.
Учитель-психолог-родители-ученик
Во-первых,
еженедельно
психолог
проводит
работу
на
уровне
урока
(«Урок
психологии»).
Во-вторых,
параллельно
с
классным
руководителем
психолог
проводит
родительские собрания в нетрадиционной форме (круглый стол).
В-третьих, классный руководитель обращается за помощью к психологу при
работе
с
отдельными
(трудными)
учениками.
Тот,
в
свою
очередь,
помогает
классному
руководителю
консультациями,
методически
грамотным
подбором
книг,
которые
в
дальнейшем
используются
в
индивидуальной
работе
с
отдельными (трудными) учениками.
В заключение своего выступления я хотела бы продемонстрировать несколько
методик, которые мы совместно с психологами из центра ЦДТ «Металлург»
использовали в работе с моим 1 классом в начале этого учебного года.
Методика «Настроения»
Цель проведения данной методики: позволяет увидеть отношение учащегося как к
учению в целом, так и к изучению отдельных предметов
Ход проведения методики:
Учащимся предлагается список предлагается учебных предметов, которые
они изучают. Рядом с каждым предметом изображены три смайлика (веселая,
грустная и нейтральная). Ученику предоставляется право выбрать ту рожицу,
которая соответствует чаще всего го настроению при изучении этого предмета и
подчеркнуть его на листочке бумаги. На момент проведения данной методики
присутствовало 30 человек. По результатам работы можно составить диаграмму
по каждому из предметов.
Методика «Радуга настроений»
Как часто мы обращаемся к нашим детям с вопросом о том, какое у них
настроение? Мы порой сами, не обращая внимания на наше эмоциональное
состояние, не можем понять, почему все валится из рук. В ходе Недели
психологии можно выяснить, с каким настроением дети и взрослые приходят
в школу, и проанализировать, как оно меняется в течение недели. Лучшим
показателем
многообразия
оттенков
настроения
может
быть
только
чудо
природы – радуга.
Ход проведения методики:
1. Заранее готовится плакат: «С каким настроением ты идешь сегодня в
школу?».
Под
этой
вопросительной
фразой
изображены
пять
больших
разноцветных квадратов: красный, зеленый, желтый, серый, черный.
Старшеклассник из инициативной группы, ответственной за проведение
акции,
встречает
всех
входящих
в
кабинет
первоклассников
и
вручает
небольшой
квадратик
бумаги
и
разноцветную
коробочку
со
словами:
«Опустите этот квадратик в ту прорезь, цвет которой соответствует вашему
сегодняшнему
настроению».
(Коробочка
состоит
из
пяти
секций
разных
цветов, в каждой секции есть прорезь. К утру следующего дня готовится
диаграмма .
«Утро – школьники»;
«Вечер – школьники»
На каждой круговой диаграмме в определенном соотношении нарисованы
сектора каждого цвета.
2. В
классе в течение недели заполняется «календарь настроения».
В
табличке красным цветом отмечается хорошее настроение, синим – плохое.
А в конце недели рисуется общая картина по всему классу в виде диаграмм.
Календарь настроения
учащихся 1 «А» класса
Ф.И.
учащегося
утро
вечер
утро
вечер
утро
вечер
утро
вечер
утро
вечер
5 октября
6 октября
7 октября
8 октября
9 октября
Методика «Звезда по имени … класс»
Цель: содействие сплочению классного коллектива;
Задачи:
помощь
каждому
ребенку
в
осознании
себя
частью
классного
коллектива;
развитие интереса к другим людям.
Ход проведения методики:
Каждый член коллектива получает бумажную звезду, которую называет
своим именем (может украсить свою звезду, на её лучах написать что-то
интересное о себе, приклеить свою фотографию). Все звезды помещаются на
плакате со схематическим изображением звезды. И только после того как все
участники акции «украсят» плакат своими звездочками, звезда по имени …
класс начинает сверкать неповторимыми красками.
Важно помнить, что при проведении психологических методик нужно
максимально
задействовать
всех
учащихся
класса
и
добровольных
помощников из числа старших учеников учащихся. Цель подобных методик–
не просто выяснить мнение по какому-то вопросу, а заставить задуматься,
подтолкнуть
к
решению
какой-то
собственной
проблемы,
помочь
почувствовать способность ее решить.
Методика «Поле слов»
Цель: узнать, какое настроение у ребят, их состояние после уроков
М а т е р и а л ы: лист бумаги, на котором в вразброс записаны слова,
обозначающие чувства и реакции:
понравилось
благодарен
неуверен в себе
устал
узнал новое
сомневаюсь
удивлен
хочется спать радуюсь
было трудно
устал думать
доволен собой
хочется петь
расскажу маме
расстроился
ждал перемену
запомню
скорей бы завтра
обижен
интересно
старался
огорчен
Ход проведения методики:
Каждый получает лист с написанными словами, которые передают чувства
и реакции. Учащиеся отмечают те слова, которые точнее всего описывают их
ощущения
оценки
пройденного
учебного
дня.
Можно
ограничить
детей,
предложив, отметить только пять слов. Это поможет детям еще внимательней
прислушаться к себе.
Дети
могут
показать
свои
листы
друг
другу.
После
этого
идет
коллективное обсуждение и готовится общая диаграмма.
Такая работа может носить чрезвычайно разнообразный характер и по
своему
содержанию
и
по
своим
формам.
Главная
роль
в
создании
благоприятного
психологического
климата
в
классе,
несомненно,
принадлежит учителю. Ему необходимо постоянно работать над повышением
уровня учебной мотивации, создавая ребёнку ситуации успеха на уроке, во
время
перемены,
во
внешкольной
деятельности,
в
общении
с
одноклассниками. Совместные усилия
учителей, родителей и школьного
психолога,
способны снизить риск возникновения у ребёнка школьной
дезадаптации и трудностей обучения, а также повысить интерес к учебной
деятельности, и к школе в целом.
Литература:
1.
Битянова М.Р., Азарова Т.В., Афанасьева Е.И., Васильева Н.Л. Работа
психолога в начальной школе. - М.: Совершенство, 1998.
2.
Нижегородцева
Н.В.,
Шадриков
В.Д.
Психолого-педагогическая
готовность ребенка к школе. – М.: Владос, 2001.
3.
Рабочая книга школьного психолога ./Под редакцией Дубровиной И.В.
– М.: Сфера, 1998.
4.
Здравствуй
школа./Под
редакцией
Пилипко
Н.В.:
УЦ
Перспектива,
2002.
Автор материала: Ковалевская Нина Павловна