Автор: Воротынцева Наталья Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ СШ № 84
Населённый пункт: город Волгоград, Волгоградская область
Наименование материала: Доклад
Тема: "Внеурочная деятельность в начальной школе"
Раздел: начальное образование
Учитель: Воротынцева Наталья Николаевна
I квалификационная категория
Место работы: МОУ «СШ № 84 Центрального района Волгограда»
ТЕМА:
«ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»
Основными задачами внеурочной работы признаны создание благоприятных условий для
проявления творческих способностей, наличие реальных дел, доступных для детей и имеющих
конкретный результат, внесение в неё романтики, фантазии, элементов игры, оптимистической
перспективы и приподнятости. Направления, формы, методы внеурочной работы практически
совпадают с внешкольной работой. В школе предпочтение отдаётся общеобразовательному
направлению, организации предметных кружков и научных обществ учащихся и т. п. Развиты
художественное и техническое творчество учащихся, художественная самодеятельность,
физкультура, детский и юношеский спорт, туризм и т. д. Внеурочная работа помогает удовлетворять
потребность детей и молодёжи в неформальном общении в клубах и любительских объединениях,
музеях, во время школьных вечеров, праздников, фестивалей и т. п.
Во внеурочной работе большое значение имеет самоуправление учащихся, которое позволяет
большинству школьников принять участие в организаторской деятельности, формирует личность
гражданина. Успех внеурочной работы зависит не только от активности учащихся, но и от
педагогического влияния, умения учителя придать интересам воспитанников общественно полезную
направленность.
Воспитательная работа, как любое социально-психологическое культурологическое явление,
имеет форму.
Форма воспитательной работы – это доступный внешнему восприятию образ
взаимодействия детей с педагогом, сложившейся благодаря системе используемых средств,
выстраиваемых в определенном логическом обеспечении метода работы с детьми.
Актуальные цели и задачи воспитания учащихся
Система школьного внеклассного воспитания должна быть направлена на разностороннее
развитие учащихся.
Главная цель:
Создание условий для позитивного общения учащихся в школе и за ее пределами, для проявления
инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных
жизненных ситуациях, интереса к внеклассной деятельности на всех возрастных этапах.
Задачи воспитания:
- знакомить учащихся с традициями и обычаями общения и досуга различных поколений;
- использовать активные и творческие формы воспитательной работы;
- создавать кружки, клубы, секции с учетом интересов и потребностей учащихся;
- демонстрировать достижения учащихся в досуговой деятельности;
- воспитывать силу воли, терпение при достижении поставленной цели;
- способствовать качественной деятельности школьных внеклассных объединений.
Формы внеклассной работы:
· концерты и конкурсы самодеятельного творчества и искусства;
· чествования спортсменов школы, учащихся-победителей олимпиад, конкурсов, конференций;
· конкурсы состязания талантов;
· дни творчества школы;
· театральные премьеры и школьные спектакли
Форму внеурочной воспитательной работы с детьми можно определить как конкретный
способ организации их относительно свободной деятельности в школе, их самодеятельности при
педагогически целесообразном руководстве взрослых.
Выделим пять типов форм воспитательной работы со школьниками: словесно-логические,
образно-художественные, трудовые, игровые, психологические.
Словесно-логические формы. Основным средством воздействия является слово (убеждение
словом), вызывающее ответные эмоции у детей. К этому типу форм относятся беседы на самые
разные темы, классные дискуссии, собрания, конференции, лекции и пр.
Образно-художественные формы. Они объединяют в себе такие дела детей, где главным средством
воздействия является совместное, преимущественно эстетическое переживание.
Трудовые формы внеурочной работы. Положительно воздействует на детей совместная работа,
шире — различная деятельность, любой труд. Это разные виды работ в школе, от ежедневной уборки
до ремонта школы, разбивки и устройства сада, парка, организации фермы, школьного кооператива,
типографии, информационного центра. Также развитию трудовых навыков подчинена работа
кружков, процесс дежурства по уборке помещений и территории, уход за парками, памятником,
лесополосами, летняя трудовая практика в базовом хозяйстве, работа на учебно-опытном участке и
т.п.
Игровые (досуговые) формы работы. Роль игры в организации досуга занимает важное место в
жизни ребёнка, и поэтому рассматривается педагогами как одно из главных средств воспитания.
Игры, совместный отдых, содержательные развлечения.
Игры могут быть спортивные, познавательные, соревновательные, конкурсные. Игра поможет
сплотить детский коллектив, включаясь в активную деятельность, дети приучаются к соблюдению
правил, справедливости, умению контролировать свои поступки, правильно и объективно оценивать
поступки других. В связи с этим приводятся совместные праздники, подготовка концертов,
спектаклей, просмотр и обсуждение фильмов, спектаклей, соревнования, конкурсы, КВНы,
туристические походы и слеты, экскурсионные поездки.
Особое внимание следует обратить на психологические формы работы с учащимися. В
формах этого типа основными средствами воздействия являются элементы психологического
тренинга, методы практической психологии, индивидуальной и групповой психотерапии. Это лекции,
беседы, дискуссии, психологические упражнения, консультации. Они требуют некоторых
специальных знаний и умений воспитателя.
Практическое применение форм внеурочного воспитания .
Внеурочная воспитательная работа в классных коллективах проводится в традиционных для школы
формах по следующим направлениям:
1) учебно-познавательное:
-предметная неделя русского языка;
-библиотечные часы;
-конкурсы, олимпиады, игры и другие учебно-познавательные мероприятия.
2) культурно-просветительное:
-посещение городской картинной галереи;
-театральные представления;
-проведение школьного фестиваля искусств, приуроченного ко Дню культуры.
3) общественно-патриотическое:
-встречи с ветеранами ВОВ, «уроки мужества»;
-работа школьного музея;
-работа по сбору и реставрации музейных экспонатов;
-экскурсионная работа;
-организация и проведение субботника по благоустройству школы.
4) физкультурно-оздоровительное и спортивное:
-работа спортивных секций по футболу;
-общеоздоровительная работа;
-проведение подвижных игр и «весёлых стартов»;
-проведение внутришкольных спортивных соревнований;
-проведение бесед по охране здоровья;
-заполнение «карточки здоровья».
5) нравственно-правовое:
-беседа о правилах безопасности дорожного движения;
-экологическая работа;
-беседы о правилах поведения в общественном месте;
-работа с социально неадаптированными подростками и их семьями.
6) эстетическое и игровое:
-организация выставок детских рисунков, поделок и творческих работ учащихся;
-проведение тематических классных часов по эстетике внешнего вида ученика, культуре поведения и
речи;
-участие в конкурсах, выставках детского творчества эстетического цикла на уровне района;
7) лекционно-образовательное:
-проведение родительских собраний;
-лектории;
-индивидуальная работа с родителями.
Педагог должен многое знать и уметь для правильной методической организации всех этих форм
работы. В частности, следует осознавать, что в разных формах воспитательной работы классного
руководителя преобладает то или иное основное средство воздействия. В беседе, конференции по
нравственным и другим социальным проблемам главным будет воздействие словом, информацией
(вспомним метод убеждения). В театральной постановке осуществляется воздействие образом,
зрелищем, совместным эстетическим переживанием. В соревновании, в трудовой акции на
воспитание работает игра, действие, деятельность детей. Конечно, в большинстве форм слово, образ,
игра, действие тесно слиты, но педагог должен понимать, что является основным средством
воздействия, и в зависимости от этого организовывать какое-либо дело с детьми.
Задачей современных педагогов является воспитание в детях самостоятельности принятых
решениях, целенаправленности в действиях и поступках, развития в них способности к
самовоспитанию и саморегулированию отношений. В современных условиях, когда динамичная и
порой непредсказуемая социально-политическая обстановка в стране значительно усложнила
воспитательный процесс, когда подрастающее поколение, вобрав в себя все недостатки общества в
его переломный период, становится все более также непредсказуемым, проблемы нравственности,
нравственной культуры, нравственное воспитание выдвигается на одно из первых мест, как основа
прежде всего гуманистического воспитания молодежи в обстановке рыночных отношений,
требующей не только самостоятельности, гибкости, деловитости, но и воспитание новой личности,
ориентированной нравственные общечеловеческие ценности, чтобы и рыночная экономика была
сформирована с человеческим лицом: для блага человека.