Напоминание

"Внеурочная деятельность в начальной школе"


Автор: Воротынцева Наталья Николаевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МОУ СШ № 84
Населённый пункт: город Волгоград, Волгоградская область
Наименование материала: Доклад
Тема: "Внеурочная деятельность в начальной школе"
Раздел: начальное образование





Назад




Учитель: Воротынцева Наталья Николаевна

I квалификационная категория

Место работы: МОУ «СШ № 84 Центрального района Волгограда»

ТЕМА:

«ВНЕУРОЧНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ»

Основными задачами внеурочной работы признаны создание благоприятных условий для

проявления творческих способностей, наличие реальных дел, доступных для детей и имеющих

конкретный результат, внесение в неё романтики, фантазии, элементов игры, оптимистической

перспективы и приподнятости. Направления, формы, методы внеурочной работы практически

совпадают с внешкольной работой. В школе предпочтение отдаётся общеобразовательному

направлению, организации предметных кружков и научных обществ учащихся и т. п. Развиты

художественное и техническое творчество учащихся, художественная самодеятельность,

физкультура, детский и юношеский спорт, туризм и т. д. Внеурочная работа помогает удовлетворять

потребность детей и молодёжи в неформальном общении в клубах и любительских объединениях,

музеях, во время школьных вечеров, праздников, фестивалей и т. п.

Во внеурочной работе большое значение имеет самоуправление учащихся, которое позволяет

большинству школьников принять участие в организаторской деятельности, формирует личность

гражданина. Успех внеурочной работы зависит не только от активности учащихся, но и от

педагогического влияния, умения учителя придать интересам воспитанников общественно полезную

направленность.

Воспитательная работа, как любое социально-психологическое культурологическое явление,

имеет форму.

Форма воспитательной работы – это доступный внешнему восприятию образ

взаимодействия детей с педагогом, сложившейся благодаря системе используемых средств,

выстраиваемых в определенном логическом обеспечении метода работы с детьми.

Актуальные цели и задачи воспитания учащихся

Система школьного внеклассного воспитания должна быть направлена на разностороннее

развитие учащихся.

Главная цель:

Создание условий для позитивного общения учащихся в школе и за ее пределами, для проявления

инициативы и самостоятельности, ответственности, искренности и открытости в реальных

жизненных ситуациях, интереса к внеклассной деятельности на всех возрастных этапах.

Задачи воспитания:

- знакомить учащихся с традициями и обычаями общения и досуга различных поколений;

- использовать активные и творческие формы воспитательной работы;

- создавать кружки, клубы, секции с учетом интересов и потребностей учащихся;

- демонстрировать достижения учащихся в досуговой деятельности;

- воспитывать силу воли, терпение при достижении поставленной цели;

- способствовать качественной деятельности школьных внеклассных объединений.

Формы внеклассной работы:

· концерты и конкурсы самодеятельного творчества и искусства;

· чествования спортсменов школы, учащихся-победителей олимпиад, конкурсов, конференций;

· конкурсы состязания талантов;

· дни творчества школы;

· театральные премьеры и школьные спектакли

Форму внеурочной воспитательной работы с детьми можно определить как конкретный

способ организации их относительно свободной деятельности в школе, их самодеятельности при

педагогически целесообразном руководстве взрослых.

Выделим пять типов форм воспитательной работы со школьниками: словесно-логические,

образно-художественные, трудовые, игровые, психологические.

Словесно-логические формы. Основным средством воздействия является слово (убеждение

словом), вызывающее ответные эмоции у детей. К этому типу форм относятся беседы на самые

разные темы, классные дискуссии, собрания, конференции, лекции и пр.

Образно-художественные формы. Они объединяют в себе такие дела детей, где главным средством

воздействия является совместное, преимущественно эстетическое переживание.

Трудовые формы внеурочной работы. Положительно воздействует на детей совместная работа,

шире — различная деятельность, любой труд. Это разные виды работ в школе, от ежедневной уборки

до ремонта школы, разбивки и устройства сада, парка, организации фермы, школьного кооператива,

типографии, информационного центра. Также развитию трудовых навыков подчинена работа

кружков, процесс дежурства по уборке помещений и территории, уход за парками, памятником,

лесополосами, летняя трудовая практика в базовом хозяйстве, работа на учебно-опытном участке и

т.п.

Игровые (досуговые) формы работы. Роль игры в организации досуга занимает важное место в

жизни ребёнка, и поэтому рассматривается педагогами как одно из главных средств воспитания.

Игры, совместный отдых, содержательные развлечения.

Игры могут быть спортивные, познавательные, соревновательные, конкурсные. Игра поможет

сплотить детский коллектив, включаясь в активную деятельность, дети приучаются к соблюдению

правил, справедливости, умению контролировать свои поступки, правильно и объективно оценивать

поступки других. В связи с этим приводятся совместные праздники, подготовка концертов,

спектаклей, просмотр и обсуждение фильмов, спектаклей, соревнования, конкурсы, КВНы,

туристические походы и слеты, экскурсионные поездки.

Особое внимание следует обратить на психологические формы работы с учащимися. В

формах этого типа основными средствами воздействия являются элементы психологического

тренинга, методы практической психологии, индивидуальной и групповой психотерапии. Это лекции,

беседы, дискуссии, психологические упражнения, консультации. Они требуют некоторых

специальных знаний и умений воспитателя.

Практическое применение форм внеурочного воспитания .

Внеурочная воспитательная работа в классных коллективах проводится в традиционных для школы

формах по следующим направлениям:

1) учебно-познавательное:

-предметная неделя русского языка;

-библиотечные часы;

-конкурсы, олимпиады, игры и другие учебно-познавательные мероприятия.

2) культурно-просветительное:

-посещение городской картинной галереи;

-театральные представления;

-проведение школьного фестиваля искусств, приуроченного ко Дню культуры.

3) общественно-патриотическое:

-встречи с ветеранами ВОВ, «уроки мужества»;

-работа школьного музея;

-работа по сбору и реставрации музейных экспонатов;

-экскурсионная работа;

-организация и проведение субботника по благоустройству школы.

4) физкультурно-оздоровительное и спортивное:

-работа спортивных секций по футболу;

-общеоздоровительная работа;

-проведение подвижных игр и «весёлых стартов»;

-проведение внутришкольных спортивных соревнований;

-проведение бесед по охране здоровья;

-заполнение «карточки здоровья».

5) нравственно-правовое:

-беседа о правилах безопасности дорожного движения;

-экологическая работа;

-беседы о правилах поведения в общественном месте;

-работа с социально неадаптированными подростками и их семьями.

6) эстетическое и игровое:

-организация выставок детских рисунков, поделок и творческих работ учащихся;

-проведение тематических классных часов по эстетике внешнего вида ученика, культуре поведения и

речи;

-участие в конкурсах, выставках детского творчества эстетического цикла на уровне района;

7) лекционно-образовательное:

-проведение родительских собраний;

-лектории;

-индивидуальная работа с родителями.

Педагог должен многое знать и уметь для правильной методической организации всех этих форм

работы. В частности, следует осознавать, что в разных формах воспитательной работы классного

руководителя преобладает то или иное основное средство воздействия. В беседе, конференции по

нравственным и другим социальным проблемам главным будет воздействие словом, информацией

(вспомним метод убеждения). В театральной постановке осуществляется воздействие образом,

зрелищем, совместным эстетическим переживанием. В соревновании, в трудовой акции на

воспитание работает игра, действие, деятельность детей. Конечно, в большинстве форм слово, образ,

игра, действие тесно слиты, но педагог должен понимать, что является основным средством

воздействия, и в зависимости от этого организовывать какое-либо дело с детьми.

Задачей современных педагогов является воспитание в детях самостоятельности принятых

решениях, целенаправленности в действиях и поступках, развития в них способности к

самовоспитанию и саморегулированию отношений. В современных условиях, когда динамичная и

порой непредсказуемая социально-политическая обстановка в стране значительно усложнила

воспитательный процесс, когда подрастающее поколение, вобрав в себя все недостатки общества в

его переломный период, становится все более также непредсказуемым, проблемы нравственности,

нравственной культуры, нравственное воспитание выдвигается на одно из первых мест, как основа

прежде всего гуманистического воспитания молодежи в обстановке рыночных отношений,

требующей не только самостоятельности, гибкости, деловитости, но и воспитание новой личности,

ориентированной нравственные общечеловеческие ценности, чтобы и рыночная экономика была

сформирована с человеческим лицом: для блага человека.



В раздел образования