Напоминание

"Великий террор" 1930–х гг. и создание централизованной системы управления обществом"


Автор: Усольцева Наталья Александровна
Должность: учитель истории и обществознания
Учебное заведение: МКОУ "Сузунская СОШ №2 "
Населённый пункт: р.п.Сузун Новосибирской области
Наименование материала: Педагогическая мастерская
Тема: "Великий террор" 1930–х гг. и создание централизованной системы управления обществом"
Раздел: полное образование





Назад




Педагогическая мастерская

« Великий террор» 1930–х гг. и создание

централизованной системы управления обществом

Тип урока: урок анализа и синтеза.

Форма урока: практическое занятие.

Технологии: педагогическая мастерская, компьютерная технология.

Возрастная группа: учащиеся 11 класса.

Время: 2 часа

Цели:

Образовательные:

1.

изучение

политических

репрессий

как

составной

части

советской

тоталитарной

системы

2. составить представление о сущности советской тоталитарной системы, неотъемлемой

чертой которой являлись массовые репрессии.

Развивающие: развитие креативных умений и коммуникативных навыков.

Воспитательные: воспитание толерантности; неприятия различных проявлений насилия;

формирование понятия ценности человеческой жизни, чувства ответственности за свои

решения и поступки.

Задачи:

1)

Актуализировать

знания

о

1920

начале

1930–х

гг.

на

ассоциативно

рефлекторном уровне.

2) Актуализировать знания о 1920 – н 30 х гг. и на репродуктивном уровне и дать

оценку периоду.

3)вызвать

«

разрыв»,

т.е.

ощущение

противоречия

между

официальными

пропагандистским образом страны и реальной жизнью общества.

4) вызвать чувство сострадания к людям, которых коснулись репрессии (жертвы и их

близкие).

5) вызвать чувство ответственности каждого, за события, происходящие в стране.

6)Побудить передать свои мысли и чувства при высказывании своего мнения о том,

какие уроки мы должны извлечь из горького опыта 30-х гг.

Актуальность проблемы.

Сегодня наша страна переживает эпоху перемен и потрясений во всех областях

жизни, во всех государственных структурах. Сегодня с особой очевидностью стало ясно:

жизнь

требует

для

своего

развития

новой

личности

свободной,

независимой,

самостоятельно мыслящей, с уважением относящейся к себе и людям. И пред школой,

перед учителем стоит труднейшая задача: изменить своё отношение к школе, сломать

стереотипы подходов к образованию.

Существенную

роль

в

решении

этой

задачи

может

сыграть

внедрение

в

образовательную деятельность нетрадиционных педагогических технологий, таких как

педагогическая

мастерская.

Мастерская

создаёт

условия

для

восхождения

каждого

участника к новому знанию и новому опыту путём самостоятельного или коллективного

открытия. Главная цель данной мастерской – став на время «участниками» событий 30-х

гг. 20 века, осознать трагичность, сложность, противоречивость этого времени.

Использование мультимедийной технологии позволяет расширить информационное

пространство.

Компьютерный

учебник

«История

России.

20

век»

позволяет

увидеть

документальную

кинохронику,

использовать

звуковые

документы:

песни

30-х

гг.,

выступления политических и общественных деятелей.

Сочетание

двух

педагогических

технологий:

мастерской

и

мультимедийной,

позволяет не только исследовать сущность тоталитарной системы, но и способствовать

развитию личности творческой, умеющей противостоять насилию и тоталитаризму.

Оборудование урока:

Хрестоматия по истории России. 1917 – 1940 годы»: М.,Просвещение,1994.

Хрестоматия по истории СССР (1917 – конец 30-х годов). – М., Просвещение, 1988 г.

Мультимедийный учебник «История России. 20 век»: М., Клио Софт, 2000., ч.2.

Материалы публицистики:

А. Ваксберг. Царица доказательств.;

Ф.Раскольников. Открытое письмо Сталину.;

А.Латышев.Трагедия Коминтерна.;

В.Викторов. Заговор в Красной Армии.

Э.Генри. Письмо исторического оптимиста (письмо И.Г.Эренбургу)

Житие Ефросиньи Керсновской.

Личные письма и воспоминания Е.Гинзбург, Н.Мандельштам, А.Антонова-Овсеенко и др.

Предварительная работа:

Класс разделён на три группы по 7 человек. Деление на группы предполагает

совместную реализацию проблемных задач, выработку коллективных решений,

воспитание самоуважения друг к другу.

Приготовлены пакеты с документами, помогающими «войти» в эпоху: постановления

партии и правительства 1930-х гг., в т.ч. и те, которые до нач. 90-х гг. имели гриф «Для

служебного пользования»; письма, воспоминания, листы ватмана, маркеры для каждой

группы. Заранее даны сообщения учащимся.

Внешняя атрибутика мастерской – это зрительный ряд, составленный из репродукций

картин художников 30-х гг., представителей соц.реализма и распечатанных плакатов того

времени. В эту экспозицию сознательно не включены картины Филонова, Тышлера,

Малевича и др.

Ход мастерской:

«Что царь или вождь- это главный злодей,

Придумали низкие лбы.

Цари погубили не больше людей,

Чем разного рода рабы…»

И. Губерман

1. Индуктор.

Индуктор к данной мастерской направлен на стимуляцию воображения её участников.

Им предлагается совершить путешествие в «Машине времени» в прошлое (в 30-е гг.

ХХ

века).

Учитель

просит

всех

участников

сесть

в

«кресла»,

сомкнуть

руки,

т.е.

«пристегнуть

ремни

безопасности»,

закрыть

глаза.

Раздается

щелчок,

означающий

«старт». По мере «приближения» к прошлому начинает звучать музыка - «Эх, хорошо в

стране

советской

жить!».

Затем

песня

затихает.

Участники

мастерской

прибыли

в

прошлое.

Участники мастерской рассматривают репродукции картин советских художников.

Рассматривая эти картины, участники мастерской видят жизнь страны глазами художников

того времени, накапливают личные впечатления от живописного ряда. Общее настроение

картин оптимистично, оно прославляет советский образ жизни.

2. Социализация. Участникам мастерской предлагается ответить на вопрос:

Какой представляется наша страна с картин советских художников?»

Затем группам выдаются тексты песен 30-х гг. (см. приложение 1). Предлагается

выполнить задание: «На основании текста песен представьте себе Советское государство в

30-х гг. Подберите из текстов песен соответствующие эпитеты, характеризующие нашу

страну».

Далее

ведущий

кратко рассказывает историю зарождения стахановского

движения.

Группам

выдаются

документы

о

развитие

стахановского

движения

(см.

приложение 2). Предлагается выполнить следующее задание: «Приведите конкретные

примеры распространения стахановского почина».

3. Творческое задание.

Учитель говорит о том, что учащимся необходимо устроиться

на работу, так - как «кто не работает, тот не ест», в этой удивительной стране нет

«тунеядцев». Предлагает устроиться на работу в качестве режиссеров и поручает первое

испытательное задание.

Группам раздаются иллюстрации событий 1920-х гг. (Учащимся групповыми усилиями

необходимо из отдельных кадров склеить кинопленку. 1-й и последний кадры выделены

особенно.

На

1-м

этапе

работы

они

не

заполняются,

и

только

когда

иллюстрации

приклеены учитель просит ребят дать название фильму «………….20-е», и в зависимости

от того как они оценивают происходящее в 20-е годы, такую фразу они должны вписать в

последнем кадре. Например «продолжение следует», «конец» или «Happy end» .

( * Смысл задания в том, что для «вчувствования, вживания в эпоху» необходимо

переключение

учащихся

в

кинестетическую

модальность,

они

должны

поработать

руками, а содержание работы здесь второстепенно, хотя это и актуализация изученного

ранее материала.

Так же важен опыт слаженной групповой работы вынесения самостоятельного

ответственного решения.)

Каждой группе предлагается ещё раз посмотреть картины, предложенные тексты

песен и попытаться охарактеризовать с их помощью страну, в которую они «попали»: дать

краткую

характеристику

экономике,

политике,

идеологии

Советского

государства

и

записать основные положения на большом листе ватмана.

Дополнительный материал для этой характеристики привлекать не разрешается.

РАЗРЫВ

Слова учителя. Получается, ребята, что мы попали в замечательную страну, но почему -

то когда в этой стране тысячи людей громко пели о счастливой жизни, тысячи других

стонали от боли, выли от отчаяния и бессилия, и тихо даже беззвучно писали о том, что

им пришлось пережить.

Ученица исполняет фрагмент стихотворения «Реквием» .

(*

Смысл

в

том,

что

возникает

противоречие

между

первоначальным

образом

страны и последующим.)

С одной стороны – «Я другой такой страны не знаю, где так вольно дышит человек», с

другой «Это было, когда улыбался только мертвый, спокойствию рад» и «безвинная

корчилась Русь, под кровавыми сапогами и под шинами черных «марусь».

В

процессе

путешествия

вы

знакомились

со

взглядами

художников,

поэтов,

музыкантов на советскую жизнь. Теперь обратимся к документам того времени, под

которыми стоят подписи первых лиц государства, и письмами самых ярких и талантливых

деятелей литературы и искусства того времени.

4. Работа с материалами

Участники

мастерской

подходят

к

столу,

где

разложены

материалы,

выбирают

наиболее заинтересовавшие их материалы.

Выбранные материалы участники групп

изучают,

анализируют

с

исторической

точки

зрения,

пытаются

выделить

главные

проблемы того времени.

1. Рост массовых репрессий

Просмотр фрагментов « Шахтинское дело» и «Съезд победителей».

Сообщение учащегося о С.М.Кирове

(*Смысл сообщения в том, что учащиеся должны подойти к выводу о том, что

убийство

Кирова

послужило

поводом

для

расширения

масштабов

компании

политического террора.)

Репрессии в армии.

2.Создание сталинской централизованной системы власти и управления обществом

Сообщение о Конституции 1936 года.

Слово

ведущего:

«Обратимся

к

законодательной

базе

Советского

государства

(приложение 3) и постараемся ответить на следующие вопросы:

Почему вводится новое понятие "контрреволюционные преступления"? Какая

идеология отражена в этом названии?

Почему "измена Родине" трактуется столь широко, включая бегство за границу в

мирное время?

Проанализируйте

терминологию

статьи

58;

объясните

смысл

понятий

"враги

народа", "социальная защита" и другие. Какие идеологические установки они отражают?

(Приложение 5).

5. Работа с компьютерным учебником «История России.20 век».

Слово ведущего: «Для того чтобы лучше представить себе кто же стал «врагом

народа», против кого были направлены репрессии,

давайте обратимся к материалам

мультимедийного

учебника»

(используется

диск

2

мультимедийного

учебника,

№26

«Политическая система сталинизма»).

6. Творческое задание:

Так кто же оказался в числе репрессированных? После

просмотра и прослушивания

лекционного материала делается вывод, что репрессиям

подверглась прежде всего политическая оппозиция.

Как можно объяснить проводимые репрессии с экономической, политической,

идеологической точки зрения? Каждая группа делает свои выводы, применяя знания,

полученные

в

ходе

изучения

тем

«Индустриализация.

Коллективизация.

Социальная

структура советского общества».

Делается вывод, что из общественно - политической жизни устранялась самая

лучшая,

свободомыслящая

часть

нации,

способная

критически

оценивать

действительность; трудности на производстве. Неудачи социалистического строительства

списывались на «врагов народа».

7. Творческое задание:

3.Духовный климат в советском обществе.

Вопрос учащимся: какие противоречия содержатся в письме?

Чтение фрагмента письма Н.Швецовой И.Сталину.

*Учащиеся делают вывод о противоречии между действительностью и слепой верой в

вождя.

Учитель

усиливает

это

ощущение

заблуждения,

читая

фрагмент

стихотворения

Ю.

Друниной. (У нее отец был осужден как «враг народа»).

Просмотр видеофрагмента «Митинг»

Анализ выражений лица людей, их высказываний.

* Учащиеся делают вывод, что люди вовсе не «гневно осуждают «врагов народа», как об

этом

говорит

оратор,

а

с

безучастными,

равнодушными,

запуганными

лицами,

аплодируют, с опаской оглядываясь по сторонам.

Учитель рассказывает анекдот

*Учащиеся

делают

вывод

о

том,

что

в

обществе

царила

атмосфера

всеобщей

подозрительности.

Чтение фрагмента письма Всеволода Мейерхольда.

Учитель. Как вы думаете, верили всё – таки современники в существование тысяч врагов

или, задавленные террором, делали вид, что верят?

Предлагается изучить документ «Письмо девочки 12 лет И.В. Сталину 13 января

1937г.» (приложение 4).

Учитель:

«Искренни

ли

эти

люди

в

своих

высказывания?

В

чём

их

противоречивость?»

«Политика

репрессий

сознательно

внедрялась

в

умы

людей.

Мощная

пропагандистская машина втолковывала и старому и малому о необходимости борьбы с

врагом.

Даже

в

учебнике

по

истории

для

начальных

школ

было

написано:

шпионы

пробираются на заводы и фабрики, в большие города и сёла. Надо тщательно следить за

всеми подозрительными людьми, чтобы выловить фашистских агентов».

8. Социализация: Каждой группе предлагается вновь дать краткую характеристику

экономике,

политике,

идеологии

Советского

государства,

исходя

из

всего

изученного

материала. Основные положения так же записываются на больших листах ватмана.

Слово ведущего: «Давайте посмотрим на наши листы, изменилось ли содержание.

По сути дела мы подошли к определению тоталитарной системы:

насильственное установление однопартийной системы,

уничтожение оппозиции внутри партии,

уничтожение демократических свобод,

унификация всей общественной жизни,

авторитарный способ мышления,

массовые репрессии,

духовное порабощение (используется диск 2 мультимедийного учебника, №26

«Политическая система сталинизма»).

Учитель:

Как

же

могло

так

случиться

что

тысячи

ни

в

чем

не

повинных

людей,

подвергались таким страшным истязаниям и унижениям?

Ведь решения и приговоры принимали люди. Многие из тех,

кто в 30-е годы

выносил смертный приговор для других, вскоре тоже стал жертвой.

Вопрос учителя: Кто же был виноват в массовых репрессиях: Сталин, Ежов, НКВД или

общество в целом?

* Ребята делают выводы, склоняясь к тому, что все общество, и каждый человек в

отдельности

несет ответственность за происходящее в стране (хотя многие обвиняют

Сталина и его окружение).

Учитель обращает внимание на эпиграф, особенно выделяя строчки «Цари погубили не

больше людей, чем разного рода рабы…».

Говорит о своем понимании этих слов, о том, что люди могут быть не только рабами

других людей, а и «рабами» своего страха и даже «рабами равнодушия» (напоминает о

поведении людей в видеофрагменте «Митинг»).

9. Рефлексия:

Какие чувства вы испытали во время урока?

Хотели бы вы жить в то время? Почему?

Какие выводы вы для себя сделали?

Учитель благодарит за работу и подводит итог.

История страны, ее развитие это как фильм, режиссером которого должен ощущать

каждый гражданин, и должен осознавать свою ответственность за судьбу страны. Человек

должен быть не бездумным «винтиком», а самостоятельной, думающей и принимающей

ответственные

решения

личностью.

Об

этом

важно

помнить

всегда.

Особенно

это

актуально сейчас, когда наша страна взяла курс на построение гражданского общества,

которое немыслимо без инициативы и ответственности каждого гражданина

Домашнее задание. Эссе по теме «СССР в 30-е годы».

(

Отметки

в

соответствии

с

правилами

технологии

«Педагогическая

мастерская» не выставляются, учитель дает словесную оценку работы ребят, и

обязательно подчеркивает эффективность их совместной деятельности.)



В раздел образования