Автор: Тигунова Людмила Викторовна
Должность: учитель
Учебное заведение: КГБОУ "Ачинская школа–интернат№1"
Населённый пункт: г. Ачинск
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Комбинированный урок
Раздел: начальное образование
Урок: Русский язык в 6 классе, по программе для глухих детей с легкой умственной
отсталостью.
Тип: Комбинированный урок обобщения и систематизации знаний.
Тема урока: «Падежные окончания имён существительных первого склонения».
Цель урока: закрепить пройденный учебный материал о падежных окончаниях
имён существительных первого склонения, отработать навыки правописания.
Задачи:
Образовательные: формирование навыка правописания падежных окончаний имён
существительных
первого
склонения;
обогащение
словарного
запаса
учащихся
с
лёгкой умственной отсталостью.
Коррекционные: коррекция
устной речи учащихся, совершенствование её общей
культуры; слухового восприятия; отработка дежурных звуков.
Развивающие: развитие орфографической зоркости; кругозора младших школьников с
легкой
умственной
отсталостью,
формирование
коммуникативной
компетенции
учащихся через работу в коллективе, группе; формирование оценочной деятельности.
Воспитательные: воспитание патриотизма, формирование исторической памяти на
основе содержания материала,
формирование потребности в высказывании своих
суждений.
Межпредметные связи: математика, музыка, история.
Оборудование: экран для слухового восприятия; аппаратура индивидуального и
коллективного пользования; таблички со словами “военного словаря”; аудио записи;
сигнальные карточки; карточки с заданиями; репродукции об истории армии; ИКТ.
Ход урока.
Организационный момент: (готовность к уроку, создание мотивации на предстоящую
деятельность)
- Наденьте наушники.
- Проверим, как слышим.
(э.) (включаю детское поздравление с 23 февраля).
- Сядет тот, кто услышал.
Речевая минутка.
( работа за экраном – э.)
(э.) - Что вы услышали?
(э.) - Как называется праздник?
(э.) - Какого числа отмечаем этот праздник?
- 23 февраля – празднуется в нашей стране с 1918г. Как будущие мужчины, вы должны
с детства воспитывать в себе такие качества, как умение дружить, держать слова, быть
смелыми, мужественными, благородными.
- Сегодня мы вспомним о далёких событиях, помнить о которых мы должны всегда.
Каждый из учеников выбирает себе понравившийся головной убор, символизирующий
род войск (моряки, пехота). Это затем пригодится для распределения по группам.
Фонетическая зарядка: (звук «Ф» в прямой позиции.)
1 часть:
- Будем говорить звук «Ф» в прямой позиции (фонетическая ритмика, самоконтроль)
(Сначала читает учитель, затем вместе, затем по одному)
(э.) - Будем читать слоги: фо, фу.
(э.) - Будем читать слова: форма, фуражка.
(э.) - Будем составлять предложения:
У Российских военных новая
.
Старший брат подарил мне
.
(э.) - Что мы делали?
( Мы читали слоги, слова, предложения.)
2 часть:
Читаем правило: В слове безударное «О» говорим, как «А», а пишем «О»
РОссия, ОтечествО, сОлдат
(э.) - Что мы делали?
( Мы читали правильно слова.)
Пальчиковая гимнастика "Мы мечтаем".
Мы мечтаем, мы мечтаем, - (кулачок - ладошка попеременно)
Что когда мы подрастём
Пехотинцами мы станем - (загибаем пальчики)
И во флот служить пойдём,
На границу и в сапёры,
В лётчики, в подводный флот.
Подрастём мы очень скоро, - (разгибают пальцы, сжимают в кулачки)
А пока игра идёт.
Постановка цели урока.
- Сегодня на уроке мы будем повторять материал по теме, которая зашифрована на
доске, вы назовете ее сами.
- План работы: (сигнальные карточки)
- Будем работать на уроке самостоятельно, коллективно и в малых группах. Каждый
получит за урок оценку. Будьте внимательны.
Словарно-орфографическая работа (коллективная работа)
Орфографическая разминка. Повторение.
з*мля - земля
в*да – вода
(э.) - Что объединяет эти слова? (Это имена существительные.)
(э.) - На какие вопросы отвечают существительные (кто?что?)
(э.) - Какого склонения эти существительные? Почему?( Ж.р окончания: -а, -я)
(э.) - Сколько падежей в русском языке? (Шесть)
(э.) - Перечислите их с вопросами.
- Назовите тему урока.
«Падежные окончания имён существительных первого склонения».
1.
Задание:
Карточка «Просклонять имена существительные» (работа в группах)
-
Ребята,
распределитесь
по
родам
войск
(по
головному
убору).
У
нас
с
вами
получилось два отряда: «Пехота»; «Моряки».
I отряд – просклонять слово: земля.
II отряд – просклонять слово: вода.
2. Задание: « Письмо под диктовку на слух» (индивидуальная работа)
- Задание сложное, но интересное. Надо определить слова на слух и записать.
Тысяча, девятьсот, сорок, первый.
- Что случилось в этом году? (Началась Великая Отечественная война).
(э.) - Что такое война?
- И, в годы Великой Отечественной войны наши солдаты мужественно сражались за
Родину.
3. Задание: «Выписать существительные первого склонения.» (работа в
группах)
Война – ужас, горе, борьба, вражда, подвиг, печаль, жизнь, трагедия, бой, нападение.
(э.) - Прочитайте запись на доске.
(э.) - Запишите эти слова в тетради.
(Звучит музыка А.Александрова “Священная война”)
Физминутка.
Называются существительные.
- Если услышите существительное 1 склонения – похлопайте в ладоши.
(таблички - помощницы)
Родина; Солдат; Страна; Праздник; Награда; Товарищ.
4.
Задание: «Прочитайте
предложения
и
заполните
таблицу,
поставив
галочку» (самостоятельная работа)
Выделенное имя существительное стоит в …
Д.т.
Т.п.
П.п.
Герой в бою думает о победе.
Шаг вперёд - шаг к победе.
Победой гордится русский солдат.
- В каком году закончилась война? ( Тысяча девятьсот сорок пятом году)
- В 1946 году нашу армию переименовали в Советскую. А праздник 23 феврали
стали называть "Днём Советской Армии и военно-морского флота".
5. Задание: «Угадайте слово. Составьте предложение из отдельных слов,
запишите.» (работа в группах)
I отряд – ТАХОПЕ (пехота)
Дедушка, в, мой, пехот…, воевал.
(Мой дедушка воевал в пехоте.)
II отряд – РМОКЯ (моряк)
Дедушка, моряк… , мой, был.
(Мой дедушка был моряком.)
После выполнения задания – фронтальная проверка.
- Российская армия по-прежнему сильна. И в 1995 году Государственная Дума
приняла закон "О днях воинской славы". Теперь праздник 23 февраля мы называем
"Днём Защитника Отечества".
6. Задание: «Устная работа»
-
И,
в
конце
нашего
урока
давайте
хором,
соблюдая
правильную
интонацию
просклоняем существительное первого склонения: (чтение с лица) «Армия»
Рефлексия:
(э.) - Что можете сказать о сегодняшнем уроке?
(Звучит песня “Русский парень”)
Итог урока:
- Отряд «Пехота» - (чтение с лица) СМЕЛЫЕ!
- Отряд «Моряки» - (чтение с лица) ЛОВКИЕ!
-
Только с такими настоящими воинами, какими вы сегодня были на уроке, мне
никогда не будет страшно за наше будущее!
Домашнее задание:
1. Заполнить карточку
.
1.
К 1-му склонению относятся имена существительные ________ и _______ рода, с
окончаниями -___, -___.
2.
Имена сущ. 1 скл. в И.п. имеют окончания -___, -___.
3.
Имена сущ. 1 скл. в Р.п. имеют окончания -___, -___.
4.
Имена сущ. 1 скл. в Д.п. имеют окончания -___.
5.
Имена сущ. 1 скл. в В.п. имеют окончания -___, -___.
6.
Имена сущ. 1 скл. в Т.п. имеют окончания -___, -___, -___.
7.
Имена сущ. 1 скл. в П.п. имеют окончание -___.
2. Работа со словарём.
•
23 февраля 1918 года первые полки Красной Армии вступили в первое сражение
с врагами и одержали победу над германскими завоевателями, поэтому в этот
день стали отмечать день рождения Красной Армии.
•
После Великой Отечественной войны праздник стал называться День Советской
Армии и Военно-Морского Флота.
•
10 февраля 1995 года Государственная Дума России приняла федеральный закон,
в котором этот день назван День защитника Отечества.
•
В Москве на Красной площади в День Победы и День Защитника Отечества
проходят военные парады, где проходят военная техника и военные всех родов
войск.
- Спасибо за урок!
Русский язык
6 «В» класс с л/у отсталостью.
Тема урока: «Падежные окончания имён
существительных первого склонения».
Выполнила: Л.В.Тигунова
2017 -2018 уч.год