Напоминание

Я в мир удивительный этот пришёл.."


Автор: Рыжих Валентина Петровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ-СОШ №3
Населённый пункт: Г. Маркс, Саратовская область
Наименование материала: Конспект урока
Тема: Я в мир удивительный этот пришёл.."
Раздел: среднее образование





Назад




Урок: "Я в мир удивительный этот пришёл.."8 класс.

(Тема и эпиграф выбираются во время урока)

Цели общие

:

подчеркнуть хрупкость, уязвимость природы; заставить

задуматься над тем, что природа и человек находятся в состоянии

многовековой "войны", поэтому и необходима защита природы;

способствовать формированию ценностных установок по отношению к

окружающему миру.

Цели частные

:

понятие о притче как особом жанре литературы.

Оборудование урока

:

мультимедийная презентация, раздаточный

материал (карточки), портрет В. П. Астафьева.

Опережающее задание: 1) (экология) сообщения о губительной

деятельности человека на природу;

2) (литература) – прочитать рассказ В. Астафьева

"Ельчик-бельчик";

- какие художественно-выразительные средства использует писатель.

Эпиграфы к уроку

:

1) Я никогда не перегораживал текущей воды.

Надпись, высеченная на гробнице одного из фараонов.

2) Я верю, что человечество найдёт разумное решение сложной задачи

осуществления грандиозного, необходимого и неизбежного процесса с

сохранением человеческого в человеке и природного в природе.

А. Д. Сахаров

3) Почему мы так много времени проводим в хлопотах о хлебе насущном, и

так редко поднимаем глаза вокруг себя и останавливаемся в удивлении и

тревоге: отчего я раньше не понимал, что именно в такие моменты

рождается и полнится красотой и добротой человеческая душа?

В. Распутин

Ход урока

Учитель экологии: Сегодня на уроке речь пойдёт об одной из важнейших

проблем современности. В обществе, где

Всё беззащитнее душа

В тисках расчётливого мира,

Что сотворил себе кумира

Из тёмной власти барыша.

Всё обнажённей его суть,

Его продажная основа,

Где стоит всё чего-нибудь,

Где ничего не стоит Слово (А. Передреев),

всё

острее

становится

проблема

взаимоотношения

человека

и

природы.

Разговор мы построим на материале рассказа Виктора Петровича Астафьева

"Ельчик-бельчик".

Содержание

вам

известно,

а

тему

урока

окончательно

сформулируем

вместе

в

конце

нашего

разговора,

тогда

же

выберем

и

эпиграф,

который

наиболее

полно

соответствует

идее

произведения

и

основной мысли урока. А пока перед вами два слова, которые, на наш

взгляд, являются ключевыми – природа ? человек.

Имя урока – " Я в мир удивительный этот пришёл…"

+

Аналитическая беседа по произведению Виктора Астафьева "Ельчик-

бельчик"

Учитель литературы: - Зачитайте первую часть рассказа, озаглавьте

("Начало жизненного пути"), ответьте на вопросы:

- Легко ли даётся жизнь? Приведите примеры из текста, подтверждающие

вашу мысль. ( Чувствовали страх) стр. 675

_ Что повторял Ельчик? ( Как прекрасна жизнь! Как прекрасно солнце! Как

прекрасна наша река!) Ельчик пришёл в прекрасный мир, этот мир был до

него, он найдёт своё место в нём.

Учитель экологии: - Сибиряк, Астафьев был очарован суровой красотой

сибирской природы. Природа – это наш мир, мир, где мы живём. В нём есть

всё: леса и поля, горы и реки. Это то, что было, есть и должно быть всегда.

Это – красота, отдых, вдохновение, это – жизнь.

Учитель литературы: - Как у Ельчика появилось имя? Зачитайте этот

фрагмент (стр. 676). Как Ельчик придумал его? (Тень, есть тень- есть я, нет

тени – нет меня)

- Вспомним частную цель урока: понятие о притче как особом жанре

литературы.

- Как писатель определяет жанр своего произведения? (Притча)

- Зачитайте толкование этого литературоведческого термина .

Притча – небольшой рассказ, иносказание, в котором заключено религиозное

и моральное поучение. (Словарь литературоведческих терминов)

Иносказание. Стало быть, Виктор Петрович речь ведёт не о безмозглой

рыбёшке с холодной кровью, а о чём-то ином, что-то иное хочет сказать

своему читателю?

- Почему Астафьев пишет слово Ельчик-бельчик с большой буквы? Какой

художественный приём использует автор, рассказывая о герое?

(приём очеловечивания)

Всё у Ельчика-бельчика как у человека: родился, получает имя, не

слушается родителей, отправляется путешествовать, возвращается, создаёт

семью, растит детей, переживает за них.

- Что узнаёт Ельчик-бельчик, путешествуя по реке? (зачитайте, стр.

688:"Как прекрасен этот мир!... Сложна жизнь! Ох, сложна! И прекрасна!")

-светлый ручей… дивные цветы

Ведущее слово – дивный. Красота и гармония. Здравница.

-Зачитайте описание осени (стр.695-696) Опять появляется страх:" Что же

это за жизнь такая? В чём её смысл? – Вечный вопрос.

Учитель экологии: -В реке Ельчика-бельчика тоже подстерегают опасности:

хищники, паразиты, болезни, но в природе всё продумано, всё имеет смысл и

своё предназначение. На смену одним организмам приходят другие, поэтому

очень важно сохранять биологическое разнообразие окружающей среды, это

ведёт к устойчивости биосферы.

Учитель литературы: - Трагически звучат слова притчи:" Они молились

рыбьими словами своему рыбьему богу", чтобы он сохранил им "души и

тело, продлил им жизни". От кого спасти? Кто враг?

- Выступления учеников о губительной деятельности человека.

Как то ни горько, враг – человек (зачитайте, стр.696: "Ах, если бы знал

человек, как он грязен, вонюч, необиходен, так, может, и постыдился бы себя,

исправился бы, стал вести себя поопрятней и милосердней. Да где там?! До

милосердия ли ему?"

Сибирский красавец Енисей – очень бурная река, но плотины- тромбы,

которые сооружают при строительстве ГЭС, снижают течение реки. Плотины

не имеют или имеют маломощные устройства для пропуска рыб. Рыба

практически гибнет под плотинами, а те, которым удаётся пробиться, не

добираются в срок до места нереста, потому что рыба идёт против течения, а

его-то практически и не бывает, наглотавшись "химии", плывут потом осётра,

белуги, севрюги вверх брюхом. Эти проблемы касаются и великой русской

реки Волги, на берегу которой мы живём. Стремительная некогда красавица-

река, словно погрузневший неподвижный человек, тоже страдает от

гиподинамии. Тот, кому хоть раз приходилось видеть, как сонно снуёт по воде

рыба, поражённая болезнями, как она страдает и не может уйти в глубину, как

гибнет и гниёт на берегу, вряд ли забудет эту картину. Заражение рыбы на

всём протяжении Волги участилось. В районе её дельты у осётров (пока

только у осётров!) вдруг обнаружили паразитов, никогда ранее не

встречавшиеся в ихтиологии. Научный анализ подтвердил, что это

последствия подавления иммунной системы в результате сбрасывания в

Волгу технических отходов с тяжёлыми элементами, а также пестицидов - с

рисовых полей в дельте. А ведь когда-то в Волге было очень много осётров;

недаром на гербе Саратовской области изображены три осётра, как символ

благополучия, т. к. осётр всегда считался одной из самых ценных видов рыб.

Самостоятельная работа учащихся (в парах)

- Чему же учит нас Виктор Астафьев?

- Прочтите заключительные слова: "Природа-мать, смилуйся над ними." - К

кому они обращены? Как вы понимаете их? Почему "мать"?

Учитель экологии: - Как же нам сформулировать тему урока? (Природа и

человек. Человек – часть природы.)

- Какие слова вы выбрали бы эпиграфом?

Учитель экологии:

подводя итог всему сказанному, ещё раз обращаю

ваше

внимание,

что

это

притча.

Автор

обращается

к

человеку:

человек

пришёл

в

этот

удивительный

мир,

который

существовал

до

него

уже

миллионы лет, получив его как дар, подарок, но природа уязвима и хрупка.

Там,

где

человек

нарушает

равновесие ,

она

жестоко

мстит

ему:

зло,

содеянное нами, к нам же и возвращается – вечный закон жизни.

Домашнее задание: 1)

сочинение "Облик человека в зеркале природы,"

2)программа спасения Волги.

В настоящее время становится актуальным

формирование у учащихся

единой научной картины мира, ценностного представления о нём, воспитание

гуманистического

мировоззрения

и

диалектического

мышления.

Этому

способствует выбранная форма урока – интегрированный урок.

Материалы урока можно использовать и при проведении внеклассных

мероприятий.

Приложение

1) Виктор Астафьев. Собрание сочинений в шести томах, т.2, М. "Молодая

гвардия", 1991"

2) В. Ильин. "Волга – боль и беда России"

3) Видеоматериалы. "Экология и культура"

4) И. Н. Пономарёва. "Экология"



В раздел образования