Автор: Рыжих Валентина Петровна
Должность: учитель русского языка и литературы
Учебное заведение: МОУ-СОШ №3
Населённый пункт: Г. Маркс, Саратовская область
Наименование материала: Конспект урока
Тема: Я в мир удивительный этот пришёл.."
Раздел: среднее образование
Урок: "Я в мир удивительный этот пришёл.."8 класс.
(Тема и эпиграф выбираются во время урока)
Цели общие
:
подчеркнуть хрупкость, уязвимость природы; заставить
задуматься над тем, что природа и человек находятся в состоянии
многовековой "войны", поэтому и необходима защита природы;
способствовать формированию ценностных установок по отношению к
окружающему миру.
Цели частные
:
понятие о притче как особом жанре литературы.
Оборудование урока
:
мультимедийная презентация, раздаточный
материал (карточки), портрет В. П. Астафьева.
Опережающее задание: 1) (экология) сообщения о губительной
деятельности человека на природу;
2) (литература) – прочитать рассказ В. Астафьева
"Ельчик-бельчик";
- какие художественно-выразительные средства использует писатель.
Эпиграфы к уроку
:
1) Я никогда не перегораживал текущей воды.
Надпись, высеченная на гробнице одного из фараонов.
2) Я верю, что человечество найдёт разумное решение сложной задачи
осуществления грандиозного, необходимого и неизбежного процесса с
сохранением человеческого в человеке и природного в природе.
А. Д. Сахаров
3) Почему мы так много времени проводим в хлопотах о хлебе насущном, и
так редко поднимаем глаза вокруг себя и останавливаемся в удивлении и
тревоге: отчего я раньше не понимал, что именно в такие моменты
рождается и полнится красотой и добротой человеческая душа?
В. Распутин
Ход урока
Учитель экологии: Сегодня на уроке речь пойдёт об одной из важнейших
проблем современности. В обществе, где
Всё беззащитнее душа
В тисках расчётливого мира,
Что сотворил себе кумира
Из тёмной власти барыша.
Всё обнажённей его суть,
Его продажная основа,
Где стоит всё чего-нибудь,
Где ничего не стоит Слово (А. Передреев),
всё
острее
становится
проблема
взаимоотношения
человека
и
природы.
Разговор мы построим на материале рассказа Виктора Петровича Астафьева
"Ельчик-бельчик".
Содержание
вам
известно,
а
тему
урока
окончательно
сформулируем
вместе
в
конце
нашего
разговора,
тогда
же
выберем
и
эпиграф,
который
наиболее
полно
соответствует
идее
произведения
и
основной мысли урока. А пока перед вами два слова, которые, на наш
взгляд, являются ключевыми – природа ? человек.
Имя урока – " Я в мир удивительный этот пришёл…"
+
Аналитическая беседа по произведению Виктора Астафьева "Ельчик-
бельчик"
Учитель литературы: - Зачитайте первую часть рассказа, озаглавьте
("Начало жизненного пути"), ответьте на вопросы:
- Легко ли даётся жизнь? Приведите примеры из текста, подтверждающие
вашу мысль. ( Чувствовали страх) стр. 675
_ Что повторял Ельчик? ( Как прекрасна жизнь! Как прекрасно солнце! Как
прекрасна наша река!) Ельчик пришёл в прекрасный мир, этот мир был до
него, он найдёт своё место в нём.
Учитель экологии: - Сибиряк, Астафьев был очарован суровой красотой
сибирской природы. Природа – это наш мир, мир, где мы живём. В нём есть
всё: леса и поля, горы и реки. Это то, что было, есть и должно быть всегда.
Это – красота, отдых, вдохновение, это – жизнь.
Учитель литературы: - Как у Ельчика появилось имя? Зачитайте этот
фрагмент (стр. 676). Как Ельчик придумал его? (Тень, есть тень- есть я, нет
тени – нет меня)
- Вспомним частную цель урока: понятие о притче как особом жанре
литературы.
- Как писатель определяет жанр своего произведения? (Притча)
- Зачитайте толкование этого литературоведческого термина .
Притча – небольшой рассказ, иносказание, в котором заключено религиозное
и моральное поучение. (Словарь литературоведческих терминов)
Иносказание. Стало быть, Виктор Петрович речь ведёт не о безмозглой
рыбёшке с холодной кровью, а о чём-то ином, что-то иное хочет сказать
своему читателю?
- Почему Астафьев пишет слово Ельчик-бельчик с большой буквы? Какой
художественный приём использует автор, рассказывая о герое?
(приём очеловечивания)
Всё у Ельчика-бельчика как у человека: родился, получает имя, не
слушается родителей, отправляется путешествовать, возвращается, создаёт
семью, растит детей, переживает за них.
- Что узнаёт Ельчик-бельчик, путешествуя по реке? (зачитайте, стр.
688:"Как прекрасен этот мир!... Сложна жизнь! Ох, сложна! И прекрасна!")
-светлый ручей… дивные цветы
Ведущее слово – дивный. Красота и гармония. Здравница.
-Зачитайте описание осени (стр.695-696) Опять появляется страх:" Что же
это за жизнь такая? В чём её смысл? – Вечный вопрос.
Учитель экологии: -В реке Ельчика-бельчика тоже подстерегают опасности:
хищники, паразиты, болезни, но в природе всё продумано, всё имеет смысл и
своё предназначение. На смену одним организмам приходят другие, поэтому
очень важно сохранять биологическое разнообразие окружающей среды, это
ведёт к устойчивости биосферы.
Учитель литературы: - Трагически звучат слова притчи:" Они молились
рыбьими словами своему рыбьему богу", чтобы он сохранил им "души и
тело, продлил им жизни". От кого спасти? Кто враг?
- Выступления учеников о губительной деятельности человека.
Как то ни горько, враг – человек (зачитайте, стр.696: "Ах, если бы знал
человек, как он грязен, вонюч, необиходен, так, может, и постыдился бы себя,
исправился бы, стал вести себя поопрятней и милосердней. Да где там?! До
милосердия ли ему?"
Сибирский красавец Енисей – очень бурная река, но плотины- тромбы,
которые сооружают при строительстве ГЭС, снижают течение реки. Плотины
не имеют или имеют маломощные устройства для пропуска рыб. Рыба
практически гибнет под плотинами, а те, которым удаётся пробиться, не
добираются в срок до места нереста, потому что рыба идёт против течения, а
его-то практически и не бывает, наглотавшись "химии", плывут потом осётра,
белуги, севрюги вверх брюхом. Эти проблемы касаются и великой русской
реки Волги, на берегу которой мы живём. Стремительная некогда красавица-
река, словно погрузневший неподвижный человек, тоже страдает от
гиподинамии. Тот, кому хоть раз приходилось видеть, как сонно снуёт по воде
рыба, поражённая болезнями, как она страдает и не может уйти в глубину, как
гибнет и гниёт на берегу, вряд ли забудет эту картину. Заражение рыбы на
всём протяжении Волги участилось. В районе её дельты у осётров (пока
только у осётров!) вдруг обнаружили паразитов, никогда ранее не
встречавшиеся в ихтиологии. Научный анализ подтвердил, что это
последствия подавления иммунной системы в результате сбрасывания в
Волгу технических отходов с тяжёлыми элементами, а также пестицидов - с
рисовых полей в дельте. А ведь когда-то в Волге было очень много осётров;
недаром на гербе Саратовской области изображены три осётра, как символ
благополучия, т. к. осётр всегда считался одной из самых ценных видов рыб.
Самостоятельная работа учащихся (в парах)
- Чему же учит нас Виктор Астафьев?
- Прочтите заключительные слова: "Природа-мать, смилуйся над ними." - К
кому они обращены? Как вы понимаете их? Почему "мать"?
Учитель экологии: - Как же нам сформулировать тему урока? (Природа и
человек. Человек – часть природы.)
- Какие слова вы выбрали бы эпиграфом?
Учитель экологии:
подводя итог всему сказанному, ещё раз обращаю
ваше
внимание,
что
это
притча.
Автор
обращается
к
человеку:
человек
пришёл
в
этот
удивительный
мир,
который
существовал
до
него
уже
миллионы лет, получив его как дар, подарок, но природа уязвима и хрупка.
Там,
где
человек
нарушает
равновесие ,
она
жестоко
мстит
ему:
зло,
содеянное нами, к нам же и возвращается – вечный закон жизни.
Домашнее задание: 1)
сочинение "Облик человека в зеркале природы,"
2)программа спасения Волги.
В настоящее время становится актуальным
формирование у учащихся
единой научной картины мира, ценностного представления о нём, воспитание
гуманистического
мировоззрения
и
диалектического
мышления.
Этому
способствует выбранная форма урока – интегрированный урок.
Материалы урока можно использовать и при проведении внеклассных
мероприятий.
Приложение
1) Виктор Астафьев. Собрание сочинений в шести томах, т.2, М. "Молодая
гвардия", 1991"
2) В. Ильин. "Волга – боль и беда России"
3) Видеоматериалы. "Экология и культура"
4) И. Н. Пономарёва. "Экология"