Напоминание

"Воспитательный потенциал урока английского языка"


Автор: Матыкина Елена Викторовна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МКОУ "СШ №1 г. Жирновска"
Населённый пункт: Волгоградская область, город Жирновск
Наименование материала: статья
Тема: "Воспитательный потенциал урока английского языка"
Раздел: начальное образование





Назад




ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ УРОКА ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Основополагающим принципом образовательной политики выдвинут «приоритет

воспитания над обучением, способствующий становлению нравственных идеалов и

ценностей, направленность на развитие индивидуальности человека». Современная

стратегия развития воспитания подрастающего поколения в соответствии с модернизацией

образования, прежде всего, направлена на:

обеспечение соответствия содержания и качества воспитания актуальным и

перспективным потребностям личности, общества и государства,

повышение роли воспитательной деятельности в гуманизации общественно-

экономических отношений, формировании новых жизненных установок,

разработку инвариантных моделей содержания воспитания.

В силу специфики предмета иностранный язык имеет огромный воспитательный и

развивающий потенциал: он приобщает учащихся к образцам мировой и родной культуры,

включает их в диалог культур, развивает средствами языка. Обучение иностранному языку

осуществляется в настоящее время в широком социокультурном контексте, имеет четко

выраженную культуроведческую направленность.

В ходе изучения иностранного языка формируется нравственный облик ребенка, так как

затрагиваются и обсуждаются проблемы, позволяющие формировать навыки критического

мышления, позволяющие соотнести свои взгляды с нормами общественной морали. Именно

на уроке иностранного языка учитель имеет возможность формировать мировоззрение

ученика, так как предмет «Иностранный язык», кроме области конкретных лингвистических

и экстралингвистических компетенций, затрагивает вопросы отношения и поведения ребенка

в той или иной жизненной ситуации.

Главная ценность уроков иностранного языка (в частности английского) заключается в его

воспитательном потенциале. Воспитательные возможности заключены в содержании

используемых материалов, в методической системе обучения, в личности учителя и его

поведении. На этих уроках есть своя особенность – это обучать общению, которое по своей

сути – личностно. Личностная заострённость и является тем каналом, через который в душу

и сознание обучаемого проникает воспитательное воздействие. Воспитательный потенциал

заложен и в системе обучения. Коммуникативное обучение развивает и воспитывает такие

качества, как трудолюбие, настойчивость, инициативность, развивает волю, мышление,

внимание, память и т.д.

Урок иностранного языка имеет свою специфику, так как, в отличие от других предметов, в

качестве основной цели обучения выдвигается формирование коммуникативной компетенции

учащихся. В настоящее время целью овладения иностранным языком считается приобщение

к иной культуре и участие в диалоге культур. Эта цель достигается путем формирования

способности к межкультурной коммуникации. Не случайно в ФГОС второго поколения

наряду с метапредметными и предметными результатами освоения образовательной

программы большое внимание уделяется личностным результатам, таким как «воспитание

российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства

гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;

осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего

народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;

усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание

чувства долга перед Родиной».

Человек, владеющий иностранным языком, всегда рассматривается обществом не только

как знаток языковых правил и способов их применения, но и как носитель определённой

культуры. Большинство увлечённых иностранным языком людей хотят не просто грамотно

строить высказывания, а общаться с носителями языка и корректно вести себя в разных

ситуациях общения, т.е. говорить с иностранцами на «одном языке».

Обучение обязательно воспитывает, формирует у школьников определённые взгляды,

убеждения, качества личности. Однако воспитательный процесс на уроке необходимо

организовывать и направлять исходя из целей и задач обучения; только в этом случае

результат воспитания будет соответствовать его цели.

В процессе овладения иностранным языком ученики усваивают материал, который

демонстрирует функционирование языка в естественной среде, речевое и неречевое

поведение носителей языка в разных ситуациях общения и раскрывает особенности

поведения, связанные с народными обычаями, традициями, суевериями, социальной

структурой общества, этнической принадлежностью. Прежде всего, это происходит с

помощью аутентичных материалов (оригинальных текстов, аудиозаписи, видеофильмов),

которые являются нормативными с точки зрения языкового оформления и содержат

лингвострановедческую информацию.

В процессе овладения лексикой и грамматикой английского языка, ученик в той или иной

степени обращается к культуре и историческому наследию той нации, язык которой он

изучает. Воспитательная и образовательная цели урока всегда тесно взаимосвязаны.

Воспитательный компонент можно увидеть в следующем:

в формировании у учеников уважения и интересов к культуре и народу страны

изучаемого языка;

в воспитании культуры общения;

в поддержании интереса к учению и формированию познавательной активности;

в воспитании потребности в практическом использовании языка в различных сферах

деятельности.

Любой урок в той или иной степени способствует воспитанию учеников. Необходимо при

передаче знаний все-таки ориентироваться на воспитательные моменты.

В последнее время в обществе наметилась тревожная тенденция к недооценке важности

соблюдения культурно-этических норм общения, дефицита культуры в целом и культуры

общения в частности заставляет искать резервы воспитательного воздействия на молодежь.

Одним из таких резервов может быть ориентация на культуру изучаемого языка, учет

культурных и страноведческих способностей в общении на иностранном языке.

Задача педагога заключается в том, чтобы с помощью обучения иностранному языку

направить воспитательный процесс в сторону восхождения ребенка к человеческой культуре,

способствовать самостоятельному освоению опыта и культуры, выработанных

человечеством за многие тысячелетия.



В раздел образования