Автор: Матыкина Елена Викторовна
Должность: учитель английского языка
Учебное заведение: МКОУ "СШ №1 г. Жирновска"
Населённый пункт: Волгоградская область, город Жирновск
Наименование материала: статья
Тема: "Воспитательный потенциал урока английского языка"
Раздел: начальное образование
ВОСПИТАТЕЛЬНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ УРОКА ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА
Основополагающим принципом образовательной политики выдвинут «приоритет
воспитания над обучением, способствующий становлению нравственных идеалов и
ценностей, направленность на развитие индивидуальности человека». Современная
стратегия развития воспитания подрастающего поколения в соответствии с модернизацией
образования, прежде всего, направлена на:
обеспечение соответствия содержания и качества воспитания актуальным и
перспективным потребностям личности, общества и государства,
повышение роли воспитательной деятельности в гуманизации общественно-
экономических отношений, формировании новых жизненных установок,
разработку инвариантных моделей содержания воспитания.
В силу специфики предмета иностранный язык имеет огромный воспитательный и
развивающий потенциал: он приобщает учащихся к образцам мировой и родной культуры,
включает их в диалог культур, развивает средствами языка. Обучение иностранному языку
осуществляется в настоящее время в широком социокультурном контексте, имеет четко
выраженную культуроведческую направленность.
В ходе изучения иностранного языка формируется нравственный облик ребенка, так как
затрагиваются и обсуждаются проблемы, позволяющие формировать навыки критического
мышления, позволяющие соотнести свои взгляды с нормами общественной морали. Именно
на уроке иностранного языка учитель имеет возможность формировать мировоззрение
ученика, так как предмет «Иностранный язык», кроме области конкретных лингвистических
и экстралингвистических компетенций, затрагивает вопросы отношения и поведения ребенка
в той или иной жизненной ситуации.
Главная ценность уроков иностранного языка (в частности английского) заключается в его
воспитательном потенциале. Воспитательные возможности заключены в содержании
используемых материалов, в методической системе обучения, в личности учителя и его
поведении. На этих уроках есть своя особенность – это обучать общению, которое по своей
сути – личностно. Личностная заострённость и является тем каналом, через который в душу
и сознание обучаемого проникает воспитательное воздействие. Воспитательный потенциал
заложен и в системе обучения. Коммуникативное обучение развивает и воспитывает такие
качества, как трудолюбие, настойчивость, инициативность, развивает волю, мышление,
внимание, память и т.д.
Урок иностранного языка имеет свою специфику, так как, в отличие от других предметов, в
качестве основной цели обучения выдвигается формирование коммуникативной компетенции
учащихся. В настоящее время целью овладения иностранным языком считается приобщение
к иной культуре и участие в диалоге культур. Эта цель достигается путем формирования
способности к межкультурной коммуникации. Не случайно в ФГОС второго поколения
наряду с метапредметными и предметными результатами освоения образовательной
программы большое внимание уделяется личностным результатам, таким как «воспитание
российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства
гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России;
осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего
народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;
усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание
чувства долга перед Родиной».
Человек, владеющий иностранным языком, всегда рассматривается обществом не только
как знаток языковых правил и способов их применения, но и как носитель определённой
культуры. Большинство увлечённых иностранным языком людей хотят не просто грамотно
строить высказывания, а общаться с носителями языка и корректно вести себя в разных
ситуациях общения, т.е. говорить с иностранцами на «одном языке».
Обучение обязательно воспитывает, формирует у школьников определённые взгляды,
убеждения, качества личности. Однако воспитательный процесс на уроке необходимо
организовывать и направлять исходя из целей и задач обучения; только в этом случае
результат воспитания будет соответствовать его цели.
В процессе овладения иностранным языком ученики усваивают материал, который
демонстрирует функционирование языка в естественной среде, речевое и неречевое
поведение носителей языка в разных ситуациях общения и раскрывает особенности
поведения, связанные с народными обычаями, традициями, суевериями, социальной
структурой общества, этнической принадлежностью. Прежде всего, это происходит с
помощью аутентичных материалов (оригинальных текстов, аудиозаписи, видеофильмов),
которые являются нормативными с точки зрения языкового оформления и содержат
лингвострановедческую информацию.
В процессе овладения лексикой и грамматикой английского языка, ученик в той или иной
степени обращается к культуре и историческому наследию той нации, язык которой он
изучает. Воспитательная и образовательная цели урока всегда тесно взаимосвязаны.
Воспитательный компонент можно увидеть в следующем:
в формировании у учеников уважения и интересов к культуре и народу страны
изучаемого языка;
в воспитании культуры общения;
в поддержании интереса к учению и формированию познавательной активности;
в воспитании потребности в практическом использовании языка в различных сферах
деятельности.
Любой урок в той или иной степени способствует воспитанию учеников. Необходимо при
передаче знаний все-таки ориентироваться на воспитательные моменты.
В последнее время в обществе наметилась тревожная тенденция к недооценке важности
соблюдения культурно-этических норм общения, дефицита культуры в целом и культуры
общения в частности заставляет искать резервы воспитательного воздействия на молодежь.
Одним из таких резервов может быть ориентация на культуру изучаемого языка, учет
культурных и страноведческих способностей в общении на иностранном языке.
Задача педагога заключается в том, чтобы с помощью обучения иностранному языку
направить воспитательный процесс в сторону восхождения ребенка к человеческой культуре,
способствовать самостоятельному освоению опыта и культуры, выработанных
человечеством за многие тысячелетия.