Автор: Николаева Елена Геннадьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МБДОУ Детский сад №4 "Ромашка"
Населённый пункт: поселок Урмары Урмарского района Чувашской Республики
Наименование материала: Статья
Тема: "Сущность и характеристика зрительной памяти в психологических исследованиях."
Раздел: дошкольное образование
Николаева Е.Г.
ЧГПУ им. И. Я. Яковлева, г. Чебоксары
Руководитель ст.
преподаватель Илларионова И.В.
Тема. Сущность и характеристика зрительной памяти в
психологических исследованиях.
Память - стержневое психическое образование. Именно благодаря
памяти становится возможным накопление сознательного опыта. Работу
механизмов сознания, осознаваемые и неосознаваемые эффекты понимания,
осуществление моторных программ, эффекты научения и, в целом, развитие
человека в онтогенезе, невозможно адекватно объяснить без учета роли
памяти в процессах сознательной деятельности. Сознание работает, опираясь
на память в качестве базового условия реализации познавательных актов.
Память - это психический познавательный процесс, заключающийся в
закреплении, сохранении и последующем воспроизведении прошлого опыта,
что делает возможным его повторное использование в деятельности или
возвращение в сферу сознания. Память связывает прошлое субъекта с его
настоящим и будущим и является важнейшей познавательной функцией,
лежащей в основе развития и обучения.
С.И.Ожегов в «Толковом словаре русского языка» [15] определил
память как способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние
впечатления, опыт, а также самый запас хранящихся в сознании впечатлений.
Р.С. Немов [14] считал, что память лежит в основе способностей
человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования
умений и навыков. Без памяти не возможно функционирование ни личности,
ни общества. Также он считает, что память- это способность к получению,
хранению и воспроизведению жизненного опыта.
Дошкольный возраст характеризуется интенсивным развитием
способности к запоминанию и воспроизведению. У дошкольников
непроизвольное запоминание и непроизвольное воспроизведение
единственная форма работы памяти.
А.И. Мещеряков[13] пишет, что память - это запоминание, сохранение
и последующее воспроизведение индивидом его опыта.
По мнению И.П. Сеченова[18] память - это запоминание, сохранение и
последующее воспроизведение индивидом его информации.
Л.Д. Столяренко[21] считал, что память - это форма психического
отражения, заключающаяся в закреплении, сохранении и последующем
воспроизведении прошлого опыта, возращения в сферу сознания.
По определению В.Я. Ляудис [12] «память - процесс запечатления,
сохранения и воспроизведения того, что человек отражал, делал или
переживал».
По определению А.В. Петровского[16], «память-запоминание,
сохранение и последующее воспроизведение индивидом его опыта.
Л.С. Выготский [3], говорит, что «память означает использование и
участие предыдущего опыта в настоящем поведении; с этой точки зрения
память в моменты закрепления реакции и ее воспроизведения представляет
собой деятельность в точном смысле этого слова».
Таким образом, память - это важнейшее условие психической жизни
личности. Она обеспечивает единство и целостность человеческой личности.
Даже элементарный познавательный акт, каким является сенсорное
отображение стимульного воздействия, невозможен без участия памяти.
Память не только позволяет идентифицировать и опознавать окружающую
нас предметную реальность, но и обеспечивает необходимые условия
познавательной деятельности. Любой психический процесс распадался бы
без памяти, ведь процессуальная природа познавательной активности
сознания неизбежным образом предполагает сохранение результатов
психической деятельности на промежуточных этапах построения
познавательного акта. В противном случае, любое когнитивное действие не
получало бы своего завершения.
Существуют разные виды памяти. Зрительная память, один из видов
памяти, характеризующийся тем, что люди, ею обладающие, легче
запоминают впечатления, полученные ими при посредстве зрения; так, при
заучивании наизусть они быстрее достигают этого, если сами читают, чем
если им читают вслух, т.к. при передаче прочитанного в их сознании
возникают зрительные образы прочитанного, страницы и строчки, на которых
это написано. Лица или предметы, когда-либо виденные, иногда остаются в
памяти на всю жизнь. Исследование показывает, что зрительная память
лучше развита у девочек, нежели у мальчиков. Некоторые ученые локализуют
зрительную память на наружной поверхности затылочной доли, разрушение
которой ведет за собой отсутствие узнавания предметов. Хорошей зрительной
памятью не редко обладают люди с эйдетическим восприятием, способные в
течении достаточно продолжительного времени «видеть» воспринятую
картину в своем воображении после того, как она перестала воздействовать
на органы чувств. В 1911 году изучением этого явления занялся немецкий
профессор Эрик Йенш [25].
По определению Р.С. Немова [14] задачей зрительной памяти является
сохранение и воспроизведение зрительных образов. Человек легче
запоминает и воспроизводит то, что зрительно может себе представить. На
ней основан, в частности, процесс запоминания и воспроизведения
материала: то, что человек зрительно может себе представить, он, как
правило, легче запоминает и воспроизводит. Работа по развитию зрительной
памяти наиболее эффективно реализуется в игре, поскольку игра - ведущий
вид деятельности в дошкольном возрасте, оказывающий существенное
влияние на развитие всех сторон психики ребенка.