Напоминание

"Роль концертмейстера в классе хореографии"


Автор: Хитарян Елена Мартиновна
Должность: концертмейстер
Учебное заведение: МБУ ДО "ДШИ" Черемшанского муниципального района Республики Татарстан
Населённый пункт: с.Черемшан Черемшанского района
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Роль концертмейстера в классе хореографии"
Раздел: дополнительное образование





Назад




РОЛЬ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА В КЛАССЕ ХОРЕОГРАФИИ

В последние годы ,все больше , среди подрастающего поколения хореография

занимает особое место. Занятия танцем не только учат понимать и создавать

прекрасное, они также развивают образное мышление и фантазию, дают

гармоничное пластическое развитие, а также помогают развивать музыкальную

и образную выразительность ребенка в творчестве. Хореография обладает

огромными возможностями для полноценного эстетического развития ребенка,

для его гармоничного духовного и физического развития, раскрытия его

внутреннего мира и творческой одаренности. Танцевальное искусство включает

в себя развитие чувства ритма, умение слышать и понимать музыку,

согласовывать с ней свои движения, одновременно развивать и тренировать

мышечную силу корпуса и ног, пластику рук, грацию и выразительность.

В процессе обучения классическому танцу огромную роль играет музыкальная

основа урока. Успех работы с детьми во многом зависит от того, насколько

правильно, выразительно и художественно пианист исполняет музыку, доносит

ее содержание до детей. Ясная фразировка, яркие динамические контрасты

помогают детям услышать музыку и отразить ее в танцевальных движениях.

Музыка и танец в своем гармоническом единстве – прекрасное средство

развития эмоциональной сферы детей, основа их эстетического воспитания.

Музыка на занятиях хореографии не является лишь сопровождением, фоном для

того или иного упражнения, она органически включается в содержание каждого

урока как неотъемлемая составная его часть. Использование на уроках

высокохудожественной музыки обогащает учащихся эстетическими

впечатлениями, расширяет их музыкальный кругозор, воспитывает

музыкальный вкус. Соединение движений и музыки при обучении экзерсису

является важной задачей. Всем известно, что в классе хореографии с детьми

работают два педагога – хореограф и музыкант (концертмейстер). Они

непременно должны находиться в творческом контакте, хорошо знать

хореографический и музыкальный материал урока. Для успешной организации

такого процесса обучения необходима чёткая координация совместных

образовательно-воспитательных действий педагога-хореографа и

концертмейстера, организация их творческого взаимопонимания. И здесь можно

говорить о субъективной позиции, потому что не малую роль играет

психологическая совместимость, личностные качества концертмейстера и

педагога-хореографа. Для истинного творчества здесь должны присутствовать

атмосфера взаимопонимания, дружелюбия и непринуждённости. Важно, чтобы

концертмейстер был другом и партнёром. Только с позиции творческого подхода

можно осуществить все замыслы, иметь высокую результативность в

исполнительской деятельности учащихся хореографических классов.

Функционально, роль концертмейстера на уроке, заключается в посредничестве

между музыкой и хореографией. Концертмейстер - активный участник в

решении задач, поставленных педагогом-хореографом перед учениками. При

этом важно чтобы в сознании юных артистов танцевальные движения не просто

следовали за метроритмической структурой и темпом музыкального

сопровождения, но будили их воображение, раскрывали им суть взаимодействия

музыки и пластики, развивая их творческий потенциал. Постоянная совместная

деятельность педагога-хореографа и концертмейстера в одном классе подчас

затруднена из-за отсутствия у концертмейстера специальной подготовки для

работы в хореографическом коллективе. Музыкальные термины итальянского

происхождения, а хореографические – французского. Поэтому концертмейстер

должен понимать педагога-хореографа, чтобы правильно подобрать

музыкальное сопровождение к тому или иному упражнению. Например, Plie,

Demi plie, Grands plie (фр.) - это упражнение, основанное на приседаниях разной

амплитуды: полуприседание или полное, глубокое приседание. Значит,

музыкальное сопровождение плавного, мягкого характера в медленном темпе

(размер 4/4, 3/4). Или Battements tendus (Battements tendus jetes) – выдвижение

ноги на носок (или резкий маленький бросок). В этих упражнениях происходит

резкое выдвижение ноги вперед, в сторону, назад, и ее возвращение в позицию.

Поэтому музыкальное оформление должно быть очень четким. Музыкальный

размер для обоих упражнений – 2/4, 4/4. Во-вторых, необходимо знать, как то

или иное упражнение исполняется. Чтобы четко представлять себе структуру

упражнения, накладывая на него музыкальное произведение, правильно делать

акцент, динамическими оттенками помогать движению. А самое главное –

научиться соотносить это упражнение с музыкальным материалом – уметь

ориентироваться в нотном тексте. Дело в том, что педагог может остановить

упражнение в любом месте или начать отрабатывать какой-либо кусок

упражнения отдельно. И для этого надо знать, с какого места нотного материала

проигрывать отрывок для отработки того или иного движения. А еще знание

исполнения всех хореографически упражнений, которыми воспитанники

овладевают на уроках нужно для того, чтобы провести полноценное занятие в

отсутствие педагога, так как на концертмейстера возложены также и

педагогические функции. В-третьих, особенность работы концертмейстера

хореографии заключается в том, что он должен уметь грамотно в музыкальном

отношении оформить учебные занятия в любом танцевальном жанре и на любом

этапе обучения танцевальному искусству. В связи с этим кроме классического

танца, на котором основывается все хореографическое искусство необходимо

изучать специфику народно-сценического танца, модерна, современного танца

(у современного танца так же есть своя терминология). А так же важно

учитывать возрастные особенности детских групп. В-четвертых,

концертмейстер работает в ансамбле с танцорами. Правильная работа в

ансамбле – необходимое в концертмейстерской практике качество. Играя,

концертмейстер должен четко осознавать, что он не является самостоятельным

исполнителем, а своей игрой должен помагать глубже проникнуть в

эмоциональную структуру танца. Концертмейстер должен способствовать

развитию активности музыкального восприятия детей, включению их в процесс

сотворчества. Внимание концертмейстера – внимание многоплоскостное. Оно

распределятся не только между двумя собственными руками, но и относительно

танцоров.



В раздел образования