Автор: Хитарян Елена Мартиновна
Должность: концертмейстер
Учебное заведение: МБУ ДО "ДШИ" Черемшанского муниципального района Республики Татарстан
Населённый пункт: с.Черемшан Черемшанского района
Наименование материала: Методическая разработка
Тема: "Роль концертмейстера в классе хореографии"
Раздел: дополнительное образование
РОЛЬ КОНЦЕРТМЕЙСТЕРА В КЛАССЕ ХОРЕОГРАФИИ
В последние годы ,все больше , среди подрастающего поколения хореография
занимает особое место. Занятия танцем не только учат понимать и создавать
прекрасное, они также развивают образное мышление и фантазию, дают
гармоничное пластическое развитие, а также помогают развивать музыкальную
и образную выразительность ребенка в творчестве. Хореография обладает
огромными возможностями для полноценного эстетического развития ребенка,
для его гармоничного духовного и физического развития, раскрытия его
внутреннего мира и творческой одаренности. Танцевальное искусство включает
в себя развитие чувства ритма, умение слышать и понимать музыку,
согласовывать с ней свои движения, одновременно развивать и тренировать
мышечную силу корпуса и ног, пластику рук, грацию и выразительность.
В процессе обучения классическому танцу огромную роль играет музыкальная
основа урока. Успех работы с детьми во многом зависит от того, насколько
правильно, выразительно и художественно пианист исполняет музыку, доносит
ее содержание до детей. Ясная фразировка, яркие динамические контрасты
помогают детям услышать музыку и отразить ее в танцевальных движениях.
Музыка и танец в своем гармоническом единстве – прекрасное средство
развития эмоциональной сферы детей, основа их эстетического воспитания.
Музыка на занятиях хореографии не является лишь сопровождением, фоном для
того или иного упражнения, она органически включается в содержание каждого
урока как неотъемлемая составная его часть. Использование на уроках
высокохудожественной музыки обогащает учащихся эстетическими
впечатлениями, расширяет их музыкальный кругозор, воспитывает
музыкальный вкус. Соединение движений и музыки при обучении экзерсису
является важной задачей. Всем известно, что в классе хореографии с детьми
работают два педагога – хореограф и музыкант (концертмейстер). Они
непременно должны находиться в творческом контакте, хорошо знать
хореографический и музыкальный материал урока. Для успешной организации
такого процесса обучения необходима чёткая координация совместных
образовательно-воспитательных действий педагога-хореографа и
концертмейстера, организация их творческого взаимопонимания. И здесь можно
говорить о субъективной позиции, потому что не малую роль играет
психологическая совместимость, личностные качества концертмейстера и
педагога-хореографа. Для истинного творчества здесь должны присутствовать
атмосфера взаимопонимания, дружелюбия и непринуждённости. Важно, чтобы
концертмейстер был другом и партнёром. Только с позиции творческого подхода
можно осуществить все замыслы, иметь высокую результативность в
исполнительской деятельности учащихся хореографических классов.
Функционально, роль концертмейстера на уроке, заключается в посредничестве
между музыкой и хореографией. Концертмейстер - активный участник в
решении задач, поставленных педагогом-хореографом перед учениками. При
этом важно чтобы в сознании юных артистов танцевальные движения не просто
следовали за метроритмической структурой и темпом музыкального
сопровождения, но будили их воображение, раскрывали им суть взаимодействия
музыки и пластики, развивая их творческий потенциал. Постоянная совместная
деятельность педагога-хореографа и концертмейстера в одном классе подчас
затруднена из-за отсутствия у концертмейстера специальной подготовки для
работы в хореографическом коллективе. Музыкальные термины итальянского
происхождения, а хореографические – французского. Поэтому концертмейстер
должен понимать педагога-хореографа, чтобы правильно подобрать
музыкальное сопровождение к тому или иному упражнению. Например, Plie,
Demi plie, Grands plie (фр.) - это упражнение, основанное на приседаниях разной
амплитуды: полуприседание или полное, глубокое приседание. Значит,
музыкальное сопровождение плавного, мягкого характера в медленном темпе
(размер 4/4, 3/4). Или Battements tendus (Battements tendus jetes) – выдвижение
ноги на носок (или резкий маленький бросок). В этих упражнениях происходит
резкое выдвижение ноги вперед, в сторону, назад, и ее возвращение в позицию.
Поэтому музыкальное оформление должно быть очень четким. Музыкальный
размер для обоих упражнений – 2/4, 4/4. Во-вторых, необходимо знать, как то
или иное упражнение исполняется. Чтобы четко представлять себе структуру
упражнения, накладывая на него музыкальное произведение, правильно делать
акцент, динамическими оттенками помогать движению. А самое главное –
научиться соотносить это упражнение с музыкальным материалом – уметь
ориентироваться в нотном тексте. Дело в том, что педагог может остановить
упражнение в любом месте или начать отрабатывать какой-либо кусок
упражнения отдельно. И для этого надо знать, с какого места нотного материала
проигрывать отрывок для отработки того или иного движения. А еще знание
исполнения всех хореографически упражнений, которыми воспитанники
овладевают на уроках нужно для того, чтобы провести полноценное занятие в
отсутствие педагога, так как на концертмейстера возложены также и
педагогические функции. В-третьих, особенность работы концертмейстера
хореографии заключается в том, что он должен уметь грамотно в музыкальном
отношении оформить учебные занятия в любом танцевальном жанре и на любом
этапе обучения танцевальному искусству. В связи с этим кроме классического
танца, на котором основывается все хореографическое искусство необходимо
изучать специфику народно-сценического танца, модерна, современного танца
(у современного танца так же есть своя терминология). А так же важно
учитывать возрастные особенности детских групп. В-четвертых,
концертмейстер работает в ансамбле с танцорами. Правильная работа в
ансамбле – необходимое в концертмейстерской практике качество. Играя,
концертмейстер должен четко осознавать, что он не является самостоятельным
исполнителем, а своей игрой должен помагать глубже проникнуть в
эмоциональную структуру танца. Концертмейстер должен способствовать
развитию активности музыкального восприятия детей, включению их в процесс
сотворчества. Внимание концертмейстера – внимание многоплоскостное. Оно
распределятся не только между двумя собственными руками, но и относительно
танцоров.