Автор: Малекина Юлия Игоревна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: КОУ "Адаптивная школа–интернат №17"
Населённый пункт: Город Омск
Наименование материала: методическая разработка занятия с детьми с ОВЗ в однородной по составу группе
Тема: Конспект занятия "Транспорт"
Раздел: начальное образование
1
Тема занятия: «Транспорт»
Цель занятия: познакомить учащихся с транспортом и его видами.
Задачи:
Обучающая:
раскрыть
значение
транспорта
в
жизни
людей;
формировать представление детей о разных видах транспорта;
Развивающая:
развивать
у
детей
логическое
и
ассоциативное
мышление, внимание, память, смекалку и речевую активность; умение по
описанию (загадке) узнавать вид транспорта; развивать мелкую моторику
рук.
Воспитывающая:
вырабатывать
усидчивость;
воспитывать
культуру
поведения в общественном транспорте.
Материал
и
оборудование:
мультимедиа; слайды
с
изображением
разнообразных видов транспортных средств; аудиозаписи звуков, издаваемых
транспортом; машина, катер, самолет, вертолет среднего размера, атрибуты к
играм: руль; ватман с изображение транспорта, белая бумага - на каждого
ребенка, схемы настроения человека (грустное, весёлое), желтые, красные,
зеленые
магниты,
макет
светофора,
этажерка
на
колесах,
волшебный
мешочек, клейкая лента.
Аудиозаписи к песням «Мы едем, едем, едем», «Песенка шофёра»,
«Самолетик», музыка из к/ф «Берегись автомобиля».
Ход занятия:
Воспитатель: Добрый день. Ребята, я приглашаю, Вас, отправится в
увлекательное путешествие со своими друзьями, но в путешествии нужно
помогать друг другу, если возникнут затруднения.
Давайте поприветствуем друг друга:
"Собрались все дети в круг. Я твой друг и ты мой друг.
Максим друг, и Полина друг, …. Тимофей тоже друг (дети называют
стоящего рядом товарища по кругу и дают руку)
Крепко за руки возьмёмся мы же ведь друзья".
2.Воспитатель: Ребята вы любите путешествовать? А давайте с Вами
вспомним цвета светофора, и что они означают: красный – стой, желтый
приготовился, зеленый – иди. ( Воспитатель вывешивает макет светофора).
Подойдите к доске и посмотрите на картинки и назовите, что Вы видите? (На
доске картинки разного транспорта). - Как можно назвать одним словом всё,
что изображено? (Приложение 5)
2
- Правильно и тема нашего занятия - транспорт.
Цель нашего занятия познакомиться с транспортом и его видами. Это нам
нужно для того, чтобы Вы могли различать транспорт. Знать какой он бывает
и для чего нужен.
Сегодня на занятии мы будем путешествовать и останавливаться на
остановках, где нас ждет много нового и интересного. Мы будем с Вами
отгадывать
загадки,
работать
с
интерактивной
доской,
поиграем
в
игры,
будем угадывать на слух звуковые сигналы, мастерить из бумаги. Также
будем
работать
в
парах
и
индивидуально,
но
не
забывайте,
что
нужно
помогать друг- другу, если возникнут затруднения. Посмотрите, на доске
написаны Ваши имена и прикреплены магниты красного, желтого и зеленого
цвета. Что они Вам напоминают? – правильно сигналы светофора. Вот и
сегодня
на
занятии
за
каждое
задание,
Вы,
будете
получать
магниты:
зеленый магнит – Молодец! – можешь ехать дальше, ты много знаешь;
желтый - хорошо! – подожди, ты немного забыл – Подумай; красный магнит
– старайся! – стой! Ты мало знаешь, забыл надо повторить. В конце нашего
путешествия мы посмотрим кто какие магниты заработал. Приложение 3
3.
-
На
чём
мы
отправимся
в
путешествие? (предположения
детей). Давайте поедем на автобусе (воспитатель дает ребенку руль). Кем ты
будешь Максим? (водителем, шофёром). А мы все - …(пассажиры).
- Мы поедем по извилистой дороге.
(Дети едут за водителем под фонограмму песни «Мы едем, едем,
едем»)
1 остановка «Транспортная».
- Ребята, первая остановке называется «Транспортная» (дети садятся
перед мультимедиа на стулья).
Цель: учить отгадывать загадки.
Воспитатель: - Я загадаю вам загадки, а вы отгадаете и назовёте, какой
это
транспорт.
Помогать нам будет волшебный экран (после
отгадки на
мультимедиа высвечивается картинка - отгадка).
1.Четыре колеса
Резиновые шины,
Мотор и тормоза.
И, что это? (Машина) - Как называют транспорт, который ездит на
земле? – Наземный (слайд 1)
Воспитатель: - Назовите ещё транспорт, который едет по земле
Дети: (автобус (слайд 2,3), троллейбус, трактор, мотоцикл и т. д.)
3
2. Еду в нем на верхней полке,
К морю, к солнышку, на юг.
А колеса без умолку:
Тук-тук-тук! Тук-тук-тук! (Поезд) - Как называют транспорт, который ездит
по железной дороге? – Железнодорожный (слайд 4,5)
3. По волнам дворец плывет,
На себе людей везет (Корабль) - Как называется транспорт, который плавает
на воде? – Водный.
Воспитатель: назовите ещё транспорт, который плавает на воде.
Дети: (катер, пароход, лайнер и т.д.) (слайд 6,7)
4. Вот стальная птица,
В небеса стремится,
А ведет ее пилот.
Что за птица? ( Самолет) Как называется транспорт, который летает в
воздухе? - Воздушный.
- Назовите ещё транспорт, который летает в воздухе: (вертолёт, ракета и т.д.)
(слайд 8,9,10)
Игра « Третий лишний» Цель: найти лишний транспорт на слайде (слайд
11,). (Приложение 1).
Итог: мы с Вами познакомились с транспортом который едет по земле,
плавает по воде, летает в воздухе и для чего он нужен нам и кто им управляет.
Молодцы. Вы правильно ответили на мои вопросы.
Оценивание (раздача магнитов)
Итог: отгадали загадки, поиграли в игру.
- А мы едем дальше. Дети встают и строятся за шофером.
Следующая остановка «Профессиональная».
Цель: познакомить с профессиями.
Давайте подойдем к столу.
-
Мы
с
вами поиграем в игру «Волшебный мешочек». Вы каждый
будете доставать из мешочка предмет и называть вид транспорта и кто им
управляет. Например: - Ракета. – Ракетой управляет космонавт.
Индивидуальная
работа:
Ваня
достанет
свой
предмет
и
покажет
с
помощью жестов.
4
Воспитатель - Самолет
Ребёнок - Самолетом управляет (пилот, летчик).
- Автобус (водитель)
- Корабль (капитан)
- Машина (водитель)
- Поезд (машинист)
- Троллейбус (водитель)
- Вертолет (пилот)
- поезд (машинист)
- Ребята, как вы думаете, кто может управлять транспортом: мужчины
или женщины? (и женщины и мужчины).
Итог: сформировали знания о профессиях.
Нам пора отправиться на следующую остановку -
Дети встают
и
строятся за шофером.
3 остановка «Загадочная»
Цель: учить определять по звуку вид транспорта и уметь его правильно
называть.
- Ребята, представьте, что мы на прогулке. Можем ли мы определить по
звуку транспорт, не видя его? А мы сейчас проверим.
Дидактическая игра «Угадай на слух вид транспорта»
Воспитатель по очереди включает детям запись характерных шумов и
сигналов, производимых различными видами транспорта - скрип тормозов,
гудок
поезда,
гудок
парохода,
гул
самолёта,
стук
колес
вагона,
звук
работающего
автомобильного
мотора.
После
прослушивания
фрагмента
записи,
дети
должны
определить,
какому
виду
транспорта
соответствует
характерный
шум (звуковые
сигналы: самолет,
вертолет,
машина,
поезд,
мотоцикл, пароход, ракета). ( Приложение 2)
Оценивание (раздача магнитов).
Итог: сформировали умения определять по звуку вид транспорта и
уметь его правильно называть.
- А мы едем дальше. Дети встают и строятся за шофером.
4 остановка «Игровая» - наша любимая остановка «Игровая».
5
Цель: учить
показывать с помощью жестов как летит, плывет, едет
транспорт.
“Летим-плывем-едем ”.
Воспитатель:
дети,
давайте
покажем,
как
летит
воздушный
транспорт? (“летят” – руки в стороны),
Как плывёт водный транспорт? (“плывут”),
Как движется наземный транспорт? (“едут”, крутят руль).
(дети
бегут
по
кругу
под
музыку,
когда
музыка
останавливается,
воспитатель
показывает
картинку
с
любым
видом
транспорта.
Дети
определяют
какой
вид
транспорта
изображен
на
картинке
–
воздушный,
водный или наземный и выполняют соответствующие движения).
Воспитатель: отдохнули?
Дети: да.
Оценивание и раздача магнитов.
Итог: сформировали умения с помощью жестов показывать как летит,
плывет, едет транспорт.
5 остановка «Мастеровая».
Цель: учить делать самолетик из бумаги (оригами).
Воспитатель: Дорогие ребята! У вас у каждого есть своя мечта. Я
предлагаю вам сделать самолетики настроения (дети сгибают лист бумаги по
типу оригами, делают самолетики), (звучит песня «Самолетик»).
- Ребята, у вас есть две схемы настроения человека. (Приложение 4).
Прикрепите к самолетику то настроение, с которым вы хотите отправить его
в небо.
-
Отправьте
свои
самолетики
настроения
в
небо (дети
запускают
самолетики и давайте скажем все вместе - ЛЕТИ или показывают жестом).
Оценивание (раздача магнитов).
Итог: сформировали навыки складывания бумаги.
Поспешим
к
следующей
остановке.
Дети
встают
и
строятся
за
шофером.
- Наше путешествие подошло к концу. Вам понравилось путешествие?
Какие задания вы выполняли? Что понравилось больше всего?
- Назовите транспорт который Вы знаете?
- Где ездит, летает, плавает?
- Кто управляет?
- Для чего нужен транспорт?
На каждой остановке мы оценивали свою работу давайте вспомним ,
что обозначаю магниты и посчитаем их.
6
зеленый магнит – Молодец! – можешь ехать дальше, ты много знаешь;
желтый
- хорошо! – подожди, ты немного забыл – Постой и подумай;
красный магнит – старайся! – стой! Ты мало знаешь, забыл надо повторить.
Тимофей,
сколько
ты
заработал
магнитов
и
каких?
Посчитай
пожалуйста-пять зеленых – ты молодец – старался и справился со всеми
заданиями;
Максим, сколько ты заработал магнитов и каких? – четыре зеленых и
один желтый – ты постараешься, будешь внимательным на занятии;
Айгерим – два зеленых магнита и три желтых – надо постараться, быть
активной и внимательной;
Ваня заработал два зеленых и три желтых магнита – он постарается и
будет активным на следующем занятии;
Вадим – заработал один зеленый магнит и четыре красных – должен
очень постараться;
Миша- заработал четыре зеленых и один желтый– он старался отвечал,
играл и был активным на занятии.
Сегодня все замечательно поработали. Я вами очень довольна! Занятие
закончено. Большое спасибо!