Напоминание

Социально–педагогическое сопровождение проблемных семей


Автор: Свиридова Раиса Николаевна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: МКУ "Социально–реабилитационный центр"
Населённый пункт: город Междуреченск, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: Социально–педагогическое сопровождение проблемных семей
Раздел: дополнительное образование





Назад




Свиридова Р.Н.- социальный педагог

МКУ «Социально – реабилитационный центр для

несовершеннолетних»

г. Междуреченск, Кемеровская область, Россия

Социально - педагогическое сопровождение проблемных семей

Семья начинается с детей

Александр Герцен

Семья – базисная основа формирования личности ребёнка. От социального

климата

в

семье

зависит

успешность

развития

и

социализации

ребенка,

его

духовного

и

физического

становления.

Дети

могут

развить

свой

личностный

потенциал,

только

если

они

воспитываются

в

безопасной

среде,

окружённые

любовью и заботой родителей и близких.

В настоящее время все больше семей оказывается на грани перехода из

категории

неблагополучных

(дисфункциональных)

семей

в

категорию

семей

группы «риска».

Проблемы современной семьи обусловлены рядом причин:

- резкое социально - экономическое расслоение общества;

- постоянный дефицит в области государственного финансирования

бюджетной сферы;

- рост скрытой и явной безработицы;

- педагогическая несостоятельность родителей и многое другое.

Сложившаяся

ситуация

приводит

к

деформации

внутрисемейных

отношений,

искажению

нравственно-ценностных

ориентаций,

ослаблению

воспитательных

возможностей

семьи,

поэтому

благополучие

многих

семей

пошатнулось, супружеские и родительские узы ослабли.

Б.Н. Алмазов выделяет следующие типы неблагополучных семей:

1. Семьи с недостатком ресурсов, неполные семьи, семьи с недостаточно

высоким

общим

уровнем

развития

родителей,

не

имеющих

возможности

оказывать помощь детям в учёбе, организации полезного и интересного досуга.

2. Конфликтные семьи.

3. Нравственно – неблагополучные семьи.

4. Педагогически некомпетентные семьи.

Под неблагополучной семьёй понимается такая семья, в которой нарушена

структура

семейных

взаимоотношений,

обесцениваются

или

игнорируются

основные семейные функции, имеются дефекты воспитания, в результате чего

появляются

«трудные

дети».

Характерными

чертами

неблагополучной

семьи

являются внутренняя нестабильность, не осознание возможности удовлетворения

своих потребностей в семье, отсутствие единых требований.

В неблагополучных семьях родители чаще всего ведут противоправный

образ жизни, материально-бытовые условия не отвечают элементарным санитарно

- гигиеническим

требованиям. Воспитанием детей, как правило, родители не

занимаются,

пренебрегают

базовыми

нуждами

детей,

допускают

жестокое

обращение

с

детьми,

выражающееся

в

побоях,

безразличии,

равнодушии,

унижении,

поэтому

обесцениваются

или

игнорируются

основные социальные

функций семьи:

- репродуктивная;

- воспитательная;

- хозяйственно-бытовая;

- реакреативная: восстановление физических и интеллектуальных сил

членов семьи;

- духовная: совместное проведение досуга и духовное обогащение;

- эмоциональная: удовлетворение потребностей членов семьи в симпатии,

уважении, поддержке, эмоциональной защите;

-

социальная:

социализация,

создание

комфортного

психологического

климата семьи.

Дети из таких семей менее успешны в социальных отношениях, часто

имеют эмоциональные и внутриличностные проблемы.

Таким

образом,

проблема

социально

-

педагогической

реабилитации

неблагополучных семей становится весьма актуальной.

Поиск

путей

повышения

эффективности

профилактики

семейного

неблагополучия – одна из актуальных и социально

значимых задач, стоящих

перед МКУ «Социально – реабилитационный центр для несовершеннолетних»

города

Междуреченска.

Ежегодно

социально

реабилитационной

работой

охватываются свыше 200 семей, находящихся в социально - опасном положении,

трудной

жизненной

ситуации,

состоящими

на

социальном

патронаже

и

социальном контроле Центра.

Целью социально - педагогического сопровождения семьи является создание

в рамках существующей социальной среды условий для личностного роста и

развития всех членов семьи. При организации работы специалистов с семьёй

выделяются несколько этапов:

1. Сбор полной и достоверной информации по семье.

2. Диагностическое обследование семьи. (первичное, мониторинговое,

заключительное).

3. Проведение социального психолого –медико - педагогического

консилиума.

4. В соответствии с Федеральным законом «Об основах социального

обслуживания граждан Российской Федерации» (№ 442-ФЗ, от 28.12.2013 года)

разрабатывается индивидуальная программа предоставления социальных услуг и

индивидуальная программа социальной реабилитации несовершеннолетнего и его

семьи.

С целью повышения эффективности реабилитационной работы с семьёй

специалисты Центра используют различные формы и методы работы:

консультации, детско – родительские встречи, практикумы, семинары, деловые

игры, выстраивание сети социальных контактов. Например, предметом

семейного консультирования являются вопросы:

- в сфере организации быта: обустройство зоны отдыха и учёбы для ребёнка,

организация его свободного времени, надзора за детьми;

- в сфере семейного здоровья: навыки здорового образа жизни, профилактики

вредных привычек и социальных вредностей;

- в сфере духовного здоровья: формирование семейных ценностей, традиций;

- в сфере воспитания детей: решение проблем школьной дезадаптации,

коррекция отклоняющегося поведения, профилактика самовольных уходов из

дома, бродяжничества;

- в сфере коммуникаций семьи: восстановление старых и создание новых

позитивных социальных связей, разрешение конфликтов в школе, среде

сверстников и дома, гармонизация детско – родительских.

Значительный эффект приносит применение метода сети социальных

контактов. Работа с сетью социальных контактов – это универсальный метод,

позволяющий специалистам помочь семье укрепить связи как внутрисемейные,

так и с окружением, предотвратить изъятие ребёнка из семьи и помещение его в

государственное учреждение. Формы, используемые специалистами в сетевой

работе, позволяют повысить статус семьи, стимулировать развитие потенциала

семьи.

В ходе деловых игр, предполагающих проигрывание определенных

ситуаций, принятие роли и выбора способа взаимодействия, в творческой и

свободной деятельности у родителей отрабатываются навыки общения с

окружающими, работодателями, гиперактивными детьми.

Показателями

эффективности

работы

с

семьями

в

социально-

реабилитационном центре для несовершеннолетних служат: снижение тенденций

рецидивных нарушений детско – родительских отношений, выстраивание новых

типов отношений в семье, разумная требовательность со стороны родителей,

повышение педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания

детей.

Литература

1.

Мандель Б.Р. Психолого – педагогическое сопровождение проблемной и неполной

семьи. Материалы дистанционного обучения повышения квалификации.

2.

Авсиевич М.Т. Семейное воспитание. Учебное пособие для занятий на курсах

повышения квалификации социальных педагогов. Мн.: Бастпринт, 2000.

3.

Гончарова Т. Неблагополучные семьи и работа с ними. Народное

образование. 2002, №6

4.

Склюева Т.А. Социальные технологии: работа семьей, находящейся в социально

опасном положении. Под ред. Фёдоровой Н.П., Малаховой Н.М. Тюмень: ГУСО

«Областной центр социальной помощи семье и детям». 2004 (серия «Практика

социальной работы).

5. Лосева В.К. Рисуем семью: Диагностика семейных отношений. М.: А.П.О., 1995.

6. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога. М., 2002.



В раздел образования