Автор: Свиридова Раиса Николаевна
Должность: социальный педагог
Учебное заведение: МКУ "Социально–реабилитационный центр"
Населённый пункт: город Междуреченск, Кемеровская область
Наименование материала: статья
Тема: Социально–педагогическое сопровождение проблемных семей
Раздел: дополнительное образование
Свиридова Р.Н.- социальный педагог
МКУ «Социально – реабилитационный центр для
несовершеннолетних»
г. Междуреченск, Кемеровская область, Россия
Социально - педагогическое сопровождение проблемных семей
Семья начинается с детей
Александр Герцен
Семья – базисная основа формирования личности ребёнка. От социального
климата
в
семье
зависит
успешность
развития
и
социализации
ребенка,
его
духовного
и
физического
становления.
Дети
могут
развить
свой
личностный
потенциал,
только
если
они
воспитываются
в
безопасной
среде,
окружённые
любовью и заботой родителей и близких.
В настоящее время все больше семей оказывается на грани перехода из
категории
неблагополучных
(дисфункциональных)
семей
в
категорию
семей
группы «риска».
Проблемы современной семьи обусловлены рядом причин:
- резкое социально - экономическое расслоение общества;
- постоянный дефицит в области государственного финансирования
бюджетной сферы;
- рост скрытой и явной безработицы;
- педагогическая несостоятельность родителей и многое другое.
Сложившаяся
ситуация
приводит
к
деформации
внутрисемейных
отношений,
искажению
нравственно-ценностных
ориентаций,
ослаблению
воспитательных
возможностей
семьи,
поэтому
благополучие
многих
семей
пошатнулось, супружеские и родительские узы ослабли.
Б.Н. Алмазов выделяет следующие типы неблагополучных семей:
1. Семьи с недостатком ресурсов, неполные семьи, семьи с недостаточно
высоким
общим
уровнем
развития
родителей,
не
имеющих
возможности
оказывать помощь детям в учёбе, организации полезного и интересного досуга.
2. Конфликтные семьи.
3. Нравственно – неблагополучные семьи.
4. Педагогически некомпетентные семьи.
Под неблагополучной семьёй понимается такая семья, в которой нарушена
структура
семейных
взаимоотношений,
обесцениваются
или
игнорируются
основные семейные функции, имеются дефекты воспитания, в результате чего
появляются
«трудные
дети».
Характерными
чертами
неблагополучной
семьи
являются внутренняя нестабильность, не осознание возможности удовлетворения
своих потребностей в семье, отсутствие единых требований.
В неблагополучных семьях родители чаще всего ведут противоправный
образ жизни, материально-бытовые условия не отвечают элементарным санитарно
- гигиеническим
требованиям. Воспитанием детей, как правило, родители не
занимаются,
пренебрегают
базовыми
нуждами
детей,
допускают
жестокое
обращение
с
детьми,
выражающееся
в
побоях,
безразличии,
равнодушии,
унижении,
поэтому
обесцениваются
или
игнорируются
основные социальные
функций семьи:
- репродуктивная;
- воспитательная;
- хозяйственно-бытовая;
- реакреативная: восстановление физических и интеллектуальных сил
членов семьи;
- духовная: совместное проведение досуга и духовное обогащение;
- эмоциональная: удовлетворение потребностей членов семьи в симпатии,
уважении, поддержке, эмоциональной защите;
-
социальная:
социализация,
создание
комфортного
психологического
климата семьи.
Дети из таких семей менее успешны в социальных отношениях, часто
имеют эмоциональные и внутриличностные проблемы.
Таким
образом,
проблема
социально
-
педагогической
реабилитации
неблагополучных семей становится весьма актуальной.
Поиск
путей
повышения
эффективности
профилактики
семейного
неблагополучия – одна из актуальных и социально
значимых задач, стоящих
перед МКУ «Социально – реабилитационный центр для несовершеннолетних»
города
Междуреченска.
Ежегодно
социально
–
реабилитационной
работой
охватываются свыше 200 семей, находящихся в социально - опасном положении,
трудной
жизненной
ситуации,
состоящими
на
социальном
патронаже
и
социальном контроле Центра.
Целью социально - педагогического сопровождения семьи является создание
в рамках существующей социальной среды условий для личностного роста и
развития всех членов семьи. При организации работы специалистов с семьёй
выделяются несколько этапов:
1. Сбор полной и достоверной информации по семье.
2. Диагностическое обследование семьи. (первичное, мониторинговое,
заключительное).
3. Проведение социального психолого –медико - педагогического
консилиума.
4. В соответствии с Федеральным законом «Об основах социального
обслуживания граждан Российской Федерации» (№ 442-ФЗ, от 28.12.2013 года)
разрабатывается индивидуальная программа предоставления социальных услуг и
индивидуальная программа социальной реабилитации несовершеннолетнего и его
семьи.
С целью повышения эффективности реабилитационной работы с семьёй
специалисты Центра используют различные формы и методы работы:
консультации, детско – родительские встречи, практикумы, семинары, деловые
игры, выстраивание сети социальных контактов. Например, предметом
семейного консультирования являются вопросы:
- в сфере организации быта: обустройство зоны отдыха и учёбы для ребёнка,
организация его свободного времени, надзора за детьми;
- в сфере семейного здоровья: навыки здорового образа жизни, профилактики
вредных привычек и социальных вредностей;
- в сфере духовного здоровья: формирование семейных ценностей, традиций;
- в сфере воспитания детей: решение проблем школьной дезадаптации,
коррекция отклоняющегося поведения, профилактика самовольных уходов из
дома, бродяжничества;
- в сфере коммуникаций семьи: восстановление старых и создание новых
позитивных социальных связей, разрешение конфликтов в школе, среде
сверстников и дома, гармонизация детско – родительских.
Значительный эффект приносит применение метода сети социальных
контактов. Работа с сетью социальных контактов – это универсальный метод,
позволяющий специалистам помочь семье укрепить связи как внутрисемейные,
так и с окружением, предотвратить изъятие ребёнка из семьи и помещение его в
государственное учреждение. Формы, используемые специалистами в сетевой
работе, позволяют повысить статус семьи, стимулировать развитие потенциала
семьи.
В ходе деловых игр, предполагающих проигрывание определенных
ситуаций, принятие роли и выбора способа взаимодействия, в творческой и
свободной деятельности у родителей отрабатываются навыки общения с
окружающими, работодателями, гиперактивными детьми.
Показателями
эффективности
работы
с
семьями
в
социально-
реабилитационном центре для несовершеннолетних служат: снижение тенденций
рецидивных нарушений детско – родительских отношений, выстраивание новых
типов отношений в семье, разумная требовательность со стороны родителей,
повышение педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания
детей.
Литература
1.
Мандель Б.Р. Психолого – педагогическое сопровождение проблемной и неполной
семьи. Материалы дистанционного обучения повышения квалификации.
2.
Авсиевич М.Т. Семейное воспитание. Учебное пособие для занятий на курсах
повышения квалификации социальных педагогов. Мн.: Бастпринт, 2000.
3.
Гончарова Т. Неблагополучные семьи и работа с ними. Народное
образование. 2002, №6
4.
Склюева Т.А. Социальные технологии: работа семьей, находящейся в социально
опасном положении. Под ред. Фёдоровой Н.П., Малаховой Н.М. Тюмень: ГУСО
«Областной центр социальной помощи семье и детям». 2004 (серия «Практика
социальной работы).
5. Лосева В.К. Рисуем семью: Диагностика семейных отношений. М.: А.П.О., 1995.
6. Шакурова М.В. Методика и технология работы социального педагога. М., 2002.