Автор: Литвин Оксана Юрьевна
Должность: преподаватель хоровых дисциплин
Учебное заведение: МОУДО "Железногорская ДШИ"
Населённый пункт: г. Железногорск
Наименование материала: План – конспект Открытого урока
Тема: «Работа над метроритмической организацией в репертуаре старшего хора»
Раздел: дополнительное образование
«Железногорская детская школа искусств»
г. Железногорск
План зонального открытого урока
преподавателя Литвин О.Ю.
Тема: «Работа над метроритмической организацией в репертуаре старшего хора»
Цель: - развивать темпо-ритмические способности учащихся;
- овладевать частными трудностями и реализовать их в работе над
произведением;
Задачи:
1.
Образовательная:
- Распевание
- Работа над русской народной песней обр. О. Кузнецова «В сыром бору
тропина».
2.
Воспитательная:
- воспитание у обучающихся осознанного отношения к
метроритму.
3. Развивающая:
- слух, ритм, память, мышление, речь.
Методы: словесный, наглядный, ретроспективы, сравнения, музыкального
обобщения.
Оборудование: рояль, партии, ноутбук, мультимедиа.
Использование технологий: ИКТ, здоровьесберегающая.
Структура урока
1. Вступительная часть
2. Основная часть урока. Ритмическая разминка. Работа над русской народной
песней обр. О. Кузнецова «В сыром бору тропина»
4. Заключительная часть. Подведение итогов.
ХОД УРОКА:
1.
Вступительная часть.
В.И. Краснощеков «умение петь вместе, ритмически чётко одновременно
произносить слова, гибко изменять темп, вместе брать дыхание, вступать и
прекращать петь, чётко выявлять метрическую структуру произведения -
является важнейшим качеством хоровых певцов, ибо в ритмичности
исполнения заключается тот порядок, без которых, не может быть решена
ни одна творческая задача».
Известно, что ритмическое воспитание учащихся является одной из наиболее
важных и трудных сфер музыкального обучения. Проблемы, связанные с
ритмическим воспитанием, преодолеть порой гораздо сложнее, чем
сформировать у детей навыки интонирования. Поэтому, уделяя ритму большое
внимание на уроке хора, мы меньше времени тратим на достижение
овладения коллективом навыков и умений, обеспечивающими грамотное,
синхронное (что конечно немаловажно при коллективном музицировании),
инициативное исполнение музыкальных произведений . Что касается
улучшение знаний учащихся и их понимания музыки, хочется отметить, что
работа над ритмическими сложностями помогает в дальнейшем в осознании
формообразования в музыке и композиции.
Если говорить о применении ритмических игр на хоровых занятиях, какова
может быть их практическая польза?
1.
Воспитание метроритмических навыков;
2.
Точность прохлопывания метрической доли, удержание точного темпа:
3.
Проработка синкоп и других ритмических сложностей;
4.
Воспитание двигательной координации в различных последовательностях
движений;
5.
Равномерное симметричное владение правой и левой руками.
6.
Воспитание психической и умственной координации, преодоление зажатости
и раскоодинированности, умение концентрировать внимание.
7.
Развитие внутренней пульсации
8.
Ритмические игры могут использоваться в групповых занятиях на хоре для
оживления обстановки, как вариант переключения на другие виды полезной
деятельности, как вариант зарядки, двигательной активности.
Распевание:
1.
Упражнения на дыхание делаем для выработки правильного дыхания, так и для
разогревания голосового аппарата.
Идет переключение ребенка на мышечное
чувство, отвлекая его на время от певческого формирования звучания.
Прибавляем физические движения, хлопки. При их регулярной тренировке это
вырабатывает у детей правильный ритм дыхания с его организованным вдохом и
выдохом.
Вдох- на счет 8 плавный выдох на «С» (ногой стучим 7 ударов, 8 – хлопок –
выдох);
Вдох на счет 4 - на звук «С» активный выдох ( левая нога – правая нога- хлопок-
вдох);
Вдох резкий и выдох - щелчок на звук «Ш» на слабую долю
2.
Пение с закрытым ртом на сонорный согласный звук «М». Рот закрыт, зубы
разомкнуты, несколько опущена нижняя челюсть ( ощущение небольшого
зевка), пение настраивает на головное звучание,
По ходу распевки меняем ритмические рисунки.
3.
Упражнения на ритмическое дробление, что впоследствии переходит во
внутреннюю пульсацию, и придаёт тембровую насыщенность
.
(Ми- Я - Ми )
по ходу распевки меняем ритмические рисунки
4.
Синкопа
да-ди-ду
Работа над русской народной песней обр. О. Кузнецова «В сыром бору тропина»:
1.
Знакомство с произведением, прослушивание с дирижированием 2\4
2.
Прохлопать ритм каждой партии до смены размера
3.
Вместе две партии, постепенно усложняя задачу; правая- левая нога-четверти;
левая ладонь о колено - половинная; правая ладонь – восьмые.
4.
Разбор ритма коробочки.
5.
Поем со словами, хлопаем ритм коробочки, ноги – четверть.
6.
Смена размера на 3\4 пение с пульсацией восьмыми.
7.
Итоговое исполнение.
При помощи сочетания ритма, музыки и движения мы решаем задачу воспитания
чувства ритма у учащихся и если хора или ансамбль заинтересован в исполнении
популярной музыки и джазовых произведений, то специфика жанра потребует
освоения синкопированной акцентной ритмики, которая является нормой
изложения, а в джазе еще и дополнительно особой свинговой манеры исполнения,
для которой характерны как свобода, так и особая точность акцентирования.
Таким образом, разнообразная вокально-хоровая деятельность, построенная с
учётом возрастных особенностей и направленная на развитие ритмического чувства,
не только удовлетворяет потребность детей в движении и увлекательных игровых
действиях, способствует осознанию её метроритмической стороны, но и развивает
эмоциональное восприятие музыки, формирует музыкальную культуру.