Напоминание

«Работа над метроритмической организацией в репертуаре старшего хора»


Автор: Литвин Оксана Юрьевна
Должность: преподаватель хоровых дисциплин
Учебное заведение: МОУДО "Железногорская ДШИ"
Населённый пункт: г. Железногорск
Наименование материала: План – конспект Открытого урока
Тема: «Работа над метроритмической организацией в репертуаре старшего хора»
Раздел: дополнительное образование





Назад




«Железногорская детская школа искусств»

г. Железногорск

План зонального открытого урока

преподавателя Литвин О.Ю.

Тема: «Работа над метроритмической организацией в репертуаре старшего хора»

Цель: - развивать темпо-ритмические способности учащихся;

- овладевать частными трудностями и реализовать их в работе над

произведением;

Задачи:

1.

Образовательная:

- Распевание

- Работа над русской народной песней обр. О. Кузнецова «В сыром бору

тропина».

2.

Воспитательная:

- воспитание у обучающихся осознанного отношения к

метроритму.

3. Развивающая:

- слух, ритм, память, мышление, речь.

Методы: словесный, наглядный, ретроспективы, сравнения, музыкального

обобщения.

Оборудование: рояль, партии, ноутбук, мультимедиа.

Использование технологий: ИКТ, здоровьесберегающая.

Структура урока

1. Вступительная часть

2. Основная часть урока. Ритмическая разминка. Работа над русской народной

песней обр. О. Кузнецова «В сыром бору тропина»

4. Заключительная часть. Подведение итогов.

ХОД УРОКА:

1.

Вступительная часть.

В.И. Краснощеков «умение петь вместе, ритмически чётко одновременно

произносить слова, гибко изменять темп, вместе брать дыхание, вступать и

прекращать петь, чётко выявлять метрическую структуру произведения -

является важнейшим качеством хоровых певцов, ибо в ритмичности

исполнения заключается тот порядок, без которых, не может быть решена

ни одна творческая задача».

Известно, что ритмическое воспитание учащихся является одной из наиболее

важных и трудных сфер музыкального обучения. Проблемы, связанные с

ритмическим воспитанием, преодолеть порой гораздо сложнее, чем

сформировать у детей навыки интонирования. Поэтому, уделяя ритму большое

внимание на уроке хора, мы меньше времени тратим на достижение

овладения коллективом навыков и умений, обеспечивающими грамотное,

синхронное (что конечно немаловажно при коллективном музицировании),

инициативное исполнение музыкальных произведений . Что касается

улучшение знаний учащихся и их понимания музыки, хочется отметить, что

работа над ритмическими сложностями помогает в дальнейшем в осознании

формообразования в музыке и композиции.

Если говорить о применении ритмических игр на хоровых занятиях, какова

может быть их практическая польза?

1.

Воспитание метроритмических навыков;

2.

Точность прохлопывания метрической доли, удержание точного темпа:

3.

Проработка синкоп и других ритмических сложностей;

4.

Воспитание двигательной координации в различных последовательностях

движений;

5.

Равномерное симметричное владение правой и левой руками.

6.

Воспитание психической и умственной координации, преодоление зажатости

и раскоодинированности, умение концентрировать внимание.

7.

Развитие внутренней пульсации

8.

Ритмические игры могут использоваться в групповых занятиях на хоре для

оживления обстановки, как вариант переключения на другие виды полезной

деятельности, как вариант зарядки, двигательной активности.

Распевание:

1.

Упражнения на дыхание делаем для выработки правильного дыхания, так и для

разогревания голосового аппарата.

Идет переключение ребенка на мышечное

чувство, отвлекая его на время от певческого формирования звучания.

Прибавляем физические движения, хлопки. При их регулярной тренировке это

вырабатывает у детей правильный ритм дыхания с его организованным вдохом и

выдохом.

Вдох- на счет 8 плавный выдох на «С» (ногой стучим 7 ударов, 8 – хлопок –

выдох);

Вдох на счет 4 - на звук «С» активный выдох ( левая нога – правая нога- хлопок-

вдох);

Вдох резкий и выдох - щелчок на звук «Ш» на слабую долю

2.

Пение с закрытым ртом на сонорный согласный звук «М». Рот закрыт, зубы

разомкнуты, несколько опущена нижняя челюсть ( ощущение небольшого

зевка), пение настраивает на головное звучание,

По ходу распевки меняем ритмические рисунки.

3.

Упражнения на ритмическое дробление, что впоследствии переходит во

внутреннюю пульсацию, и придаёт тембровую насыщенность

.

(Ми- Я - Ми )

по ходу распевки меняем ритмические рисунки

4.

Синкопа

да-ди-ду

Работа над русской народной песней обр. О. Кузнецова «В сыром бору тропина»:

1.

Знакомство с произведением, прослушивание с дирижированием 2\4

2.

Прохлопать ритм каждой партии до смены размера

3.

Вместе две партии, постепенно усложняя задачу; правая- левая нога-четверти;

левая ладонь о колено - половинная; правая ладонь – восьмые.

4.

Разбор ритма коробочки.

5.

Поем со словами, хлопаем ритм коробочки, ноги – четверть.

6.

Смена размера на 3\4 пение с пульсацией восьмыми.

7.

Итоговое исполнение.

При помощи сочетания ритма, музыки и движения мы решаем задачу воспитания

чувства ритма у учащихся и если хора или ансамбль заинтересован в исполнении

популярной музыки и джазовых произведений, то специфика жанра потребует

освоения синкопированной акцентной ритмики, которая является нормой

изложения, а в джазе еще и дополнительно особой свинговой манеры исполнения,

для которой характерны как свобода, так и особая точность акцентирования.

Таким образом, разнообразная вокально-хоровая деятельность, построенная с

учётом возрастных особенностей и направленная на развитие ритмического чувства,

не только удовлетворяет потребность детей в движении и увлекательных игровых

действиях, способствует осознанию её метроритмической стороны, но и развивает

эмоциональное восприятие музыки, формирует музыкальную культуру.



В раздел образования