Автор: Литвин Оксана Юрьевна
Должность: преподаватель хоровых дисциплин
Учебное заведение: МОУДО "Железногорская ДШИ"
Населённый пункт: г. Железногорск
Наименование материала: статья
Тема: «Этапы работы над вокально–хоровым произведением с учащимися детской школы искусств»
Раздел: дополнительное образование
«Этапы работы над вокально-хоровым
произведением с учащимися детской школы
искусств»
Работу над вокально-хоровыми произведениями можно условно разделить на
несколько этапов:
знакомство с произведением и его авторами;
разбор
и
разучивание
вокальной
партии
(определение
тональности,
размера,
сольфеджирование,
работа
над
чистотой
интонацией,
над
сложными мелодическими оборотами и интервалами, над точностью
ритмического рисунка), пение со словами;
работа над звуковедением, дикцией и артикуляцией;
определение
формы
произведения,
определение
смысловой
и
динамической кульминаций;
работа над фразировкой, динамическими оттенками, темпом, агогикой;
работа над ансамблем хоровых партий и сопровождения;
достижение художественно-образного сценического исполнения.
Остановимся более подробно на следующих пунктах.
Знакомство с произведением и его авторами
Начальный
период
выучивания
произведения
требует
от
дирижера
особенно
большой
выдержки,
терпения
и
усердия
в
преодолении
технических трудностей. Дирижер, готовясь к предстоящей работе над новым
сочинением, должен заготовить целую систему способов и приемов, которые
обогатили бы репетицию, заинтересовали певцов содержанием выполняемых
заданий,
нацеленных
на
постепенное
создание
художественного
образа,
оригинального
и
своеобразного
в
каждом
конкретном
случае.
Для
этого
хормейстер должен систематически обогащать свой арсенал средств новыми
репетиционными
и
исполнительскими
приемами.
Это,
безусловно,
происходит в процессе накопления личного опыта, изучения методической и
научной
литературы.
Но
не
менее
важен
и
другой
путь
–
посещение
репетиций
ведущих
хоровых
дирижеров,
их
публичных
выступлений
на
эстраде и всевозможных хоровых концертов.
Основное условие успешной репетиционной работы в любом коллективе –
сочетание
самой
серьезной
трудовой
дисциплины
с
непринужденной
творческой атмосферой. Это означает, что руководитель должен сочетать
требовательность, серьезность тона с веселой шуткой, вовремя снимающей
напряжение, усталость.
Первоначально,
педагог,
открывая
ноты
вокально-хорового
произведения, выбранного для учащихся, озвучивает название произведения,
имена
авторов
(композитора
и
поэта),
мотивирует
интерес
учащихся
к
данному
произведению,
указывая
на
новизну
материала
и
уровень
его
сложности.
При
этом
педагог
стимулирует
желание
учащихся
к
работе
над
этим
произведением, говоря о том, что им доступно его исполнение, о том, что по
вокальным данным, умениям и навыкам, по силам справиться с исполнением
такого сложного, но замечательного произведения.
Учащимся
предлагается
найти
сведения
об
авторах произведения,
ознакомиться
с
ними
и
изложить
на
следующем
уроке
всю
найденную
информацию (годы жизни, биографические справки, творческое наследие).
Педагог направляет действия учащихся, указывая пути поиска, и предлагает
воспользоваться
Интернетом,
посетить
библиотеку:
прослушать
другие
произведения
композитора,
прочесть
другие
стихотворения
автора
поэтического
текста
(желательно,
чтобы
педагог
имел
заранее
подготовленные
списки
произведений
композитора
и
поэта,
наиболее
доступные
для
восприятия
детьми,
и
предложил
их
учащемся
для
ознакомления).
Учащиеся получают такое домашнее задание с целью активизации его
поисковой деятельности, направленное на лучшее освоение нового материала
и развития самостоятельного умения пополнять собственные знания.
Разбор и разучивание
Рекомендовать какой-либо один универсальный способ выучивания
любого произведения невозможно и нецелесообразно, так как выбор средств
обусловлен рядом причин и условий. Среди них первое – это значимость
личности
руководителя
хора,
его
опыт,
мастерство,
профессиональная
активность,
художественная
и
гражданская
позиция;
второе
–
уровень
квалификации хора; третье – стилистические и технологические способности
каждого
конкретного
произведения.
Поэтому
приемы
и
способы
по
выучиванию
репертуара
в
хоре
на
любом
этапе
могут
быть
самыми
разнообразными, нацеленными на выполнение основной задачи – средствами
хорового исполнительства передать высокохудожественную интерпретацию
произведений концертной или учебной программы.
Я начинаю с того,что вместе с учащимися прочитываю весь поэтический
текст вокального произведения и провожу разбор содержания, Мы вместе
характеризуем настроение, выявляем идеи и смысл, заложенные поэтом в
тексте. Учащиеся своими словами пересказывает содержание, после чего
произведение становится для них более понятным и близким по ощущениям.
Далее учащимся предлагается разбор вокальной партии по нотам.
Определяется тональность, озвучиваются знаки при ключе и размер.
После настройки в тональности и просчитывания «пустого такта» следует
сольфеджирование. Важно останавливать внимание учащихся на интервалах,
длительностях, ритмическом рисунке, встречных знаках, что поспособствует
учащимся
легче
освоить
нотный
текст
и
облегчит
их домашнюю
дальнейшую работу.
Основой всей деятельности хора следует считать работу над унисоном как в
каждой партии, так и в целом в хоре. Нередко в звучании хора, владеющего
многоголосием, при исполнении унисонных эпизодов нарушаются ровность
звуковедения,
точность
интонирования,
слышится
разнобой
в
фонации
гласных,
позиционная
неустойчивость
и
т.п.
Это
говорит
о
том,
что
на
хоровых
репетициях
систематически
следует
вокально
отрабатывать
одноголосные элементы репертуара, будь то песня или унисонный фрагмент
многоголосной музыки.
Одним
из
способов
по
формированию
хорошего
унисона
может
быть
упражнение по впеванию мелодического эпизода, представляющего для всего
хора или отдельных партий сложность в интонационном, тесситурном или
позиционном
отношении.
Нотный
пример
прослеживается
по
хоровым
партитурам (партиям). Пропевание идет в более медленном темпе, трудные
для вокализации звуки целесообразно неоднократно повторить, включить их
в импровизированные дидактические, простейшие мелодические обороты,
добиваясь ровности и естественности в звучании унисона, тембральной и
эмоциональной окрашенности.
Особого
внимания
и
специальных
методов
требует
изучение
в
хоре
многоголосных партитур (двух-, трехголосных и более). Если хор еще не
готов к тому, чтобы всем коллективом сразу знакомиться с нотным текстом,
то
сначала
необходимо
проработать
с
каждой
хоровой
группой
ее
мелодическую линию, применяя способ, описанный выше.
Работа
над
ансамблевой
стройностью
созвучий,
их
динамической
сбалансированностью,
определение
внутрифункциональных
связей
между
голосами, художественное «вживание» в гармоническую сферу произведения
–
кропотливый
путь
освоения
произведения,
успех
которого
в
большой
степени
обусловлен
уровнем
творческого
отношения
к
нему
поющих.
Репетиционных приемов на этом пути много: впевать отдельные аккорды на
ферматах; повторяя, менять их динамику, способ звуковедения; «поднять»
аккорд на полтона вверх, «опустить» вниз; спеть на слог, закрытым ртом и
т.п. Иногда в аккордовой партитуре следует сначала тщательно отработать
ансамбль
тех
партий,
между
которыми
возникают
наиболее
сложные
интонационно-слуховые сочетания.
Немаловажным в исполнении любого произведения является ритмический
ансамбль в хоре. Ритмичность исполнения – это не только одновременность.
Ритм формирует мотивы, фразы и в общем движении определяет характер
музыкальной
речи.
Организуется
ритм
правильным
распределение
метрических и ритмических акцентов. У каждого дирижера есть свой арсенал
методов по изучению ритмических структур.
Здесь могут быть применены ритмические схемы, таблицы и специальные
унисонные
ритмические
упражнения,
ритмические
дуэты,
трио,
полиритмические структуры и т.д. Одним из эффективных методов является
известный метод ритмического дробления крупных длительностей на более
мелкие.
Следующий момент — пение со словами. Здесь также, останавливаясь
на фразах и предложениях, работая по нескольким тактам, определяются и
прорабатываются точные распевы на слогах, форшлаги и мелизмы, если
т а к о в ы е
в с т р е ч а ю т с я ,
п р о с м а т р и в а ю т с я
и
в ы п о л н я ю т с я
штрихи legato, staccato, non
legato,
а к ц е н т ы ,
ф е р м а т ы ,
у к а з а н н ы е
композитором.
Далее
учащиеся
поют
вместе
с
педагогом всю
вокальную
партию
произведения со словами сначала по частям, а затем от начала до конца,
добиваясь правильности и чистоты исполнения мелодии и словесного текста.
Подытоживая
первоначальное
ознакомление,
учащиеся
поют
одни,
самостоятельно.
Эффективен в работе над любым произведением метод вокализации – пение
на какой-либо гласный звук, на слог, закрытым ртом. Цель этого способа
может быть различна: нахождение наилучшей вокальной позиции в хоре,
выработка
определенной
тембральной
окрашенности,
достижение
динамической
уравновешенности,
интонационной
устойчиво сти,
художественно-интонационного
единства
и
т.д.
Для
этого
используются
соответствующие гласные звуки (А, О, У, И, Э) или слоги (МИ, МА, МУ, НО,
ПА, ДА), которые способствуют скорейшему решению поставленных задач.
Вокализация
закрытым
ртом
отличается
естественностью
и
мягкостью,
особой ансамблевой согласованностью партий. Наиболее удобен этот способ
выучивания для произведений гомофонно-гармонического склада.
Метод вокализации в соединении с изложенным выше методом ритмического
дробления
дает
положительные
результаты
при
выучивании
хорового
произведения любой трудности и на любом этапе.
Я
в
своей
репетиционной
работе
успешно
применяю
такой
прием,
как
исполнение одного и того же произведения в разных тональностях. Чаще это
делается потому, что хор «не держит» тональность произведения, указанную
композитором.
А
смена
тональности
иногда
благотворно
сказывается
на
чистоте
хорового
строя,
поскольку
изменение
тесситурных
условий
мобилизует
и
активизирует
слух
певцов,
ставит
его
в
условия
более
ответственного отношения к интонационной стороне исполнения. В других
случаях я меняю тональность с целью поиска специфических тембровых
красок, для достижения большей исполнительской выразительности.
Еще один способ закрепления материала, спеть произведение, не опираясь
на поддержку инструмента, а интонировать по слуху, лишь периодически
проверяя
чистоту
интонации
на
инструменте.
Такой
подход
содействует
овладению навыком сольфеджирования, развитию вокального слуха и, как
следствие, приобретению ещё одного важного для вокалиста навыка чистого
интонирования.
Одним из способов изучения репертуара можно считать контрольный
прием хоровых партий у певцов. Убедиться в их знаниях руководитель,
безусловно, может и по ходу репетиции, проводя индивидуальный опрос
некоторых
хористов,
и
чисто
визуально.
Но
специальный
прием
партий
позволяет
дирижеру
прослушать
каждого
исполнителя
и,
если
надо,
исправить
недостатки.
Ощутимую
пользу
общему
делу
принесет
более
высокий уровень требований к певцам – прием партий ансамблями: дуэтами
–
двухголосного
сочинения,
трио
–
трехголосного,
квартетами
–
четырехголосного и т.д. Такой путь особенно повышает ответственность и
исполнительскую самостоятельность каждого певца.
Наилучший способ, которым можно проверить, хорошо ли и прочно выучено
произведение, - это попросить хор спеть выученный пример без дирижера с
выполнением
всех
указаний
относительно
вступления,
снятий,
цезур,
дыхания,
динамики,
метроритмической
стройности
и
т.д.
Многие
хормейстеры
придерживаются
мнения,
что
такой
путь
(в
учебно-
воспитательных целях) вполне приемлем в работе с хором, особенно в период
подготовки коллектива к концертному выступлению
Литература
Дмитревский Г.А. Хороведение и управление хором. – М., Л., 1948.
Соколов В.Г. Работа с хором. – М., 1983.
Чесноков П.Г. Хор и управление им. – М., 1952.
Юрлов А. Статьи и воспоминания. Материалы – М., 1983.