Напоминание

"Сценическое волнение юного музыканта."


Автор: Попова Вероника Андреевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУДО ДШИ № 5
Населённый пункт: город Тула
Наименование материала: Методический доклад
Тема: "Сценическое волнение юного музыканта."
Раздел: дополнительное образование





Назад




Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская школа искусств №5»

Тема : Сценическое волнение юного музыканта.

Составлено: преп. Попова В.А.

2018г.

г. Тула

Исполнительская

готовность

музыканта

к

концертной

деятельности

складывается из нескольких факторов: это техническая и исполнительская

подготовка,

а

также

и

психологическая

подготовка

к

выступлению.

Вся

работа, которая была проведена учащимся над музыкальным произведением

в классе и дома, проходит «испытание на прочность» в условиях публичного

выступления; только концертное выступление определяет и уровень освоения

материала,

и

степень

одаренности

исполнителя,

и

его

психологическую

устойчивость,

и

многое

другое.

Конечно,

нельзя

ставить

знак

равенства

между

успешностью

того

или

иного

открытого

выступления

юного

музыканта-исполнителя

и

его

исполнительскими

качествами.

Возможны

ситуации, когда хорошо подготовленный и даже одаренный ученик терпит в

силу

тех

или

иных

причин

сценическое

фиаско;

или

возникают

такие

ситуации,

когда

с

хорошей

стороны

показать

себя

может

учащийся

не

слишком яркой одаренности. И вместе с тем именно во время выступления

проверяется

решительно

все:

и

комплекс

природных

музыкально-

исполнительских

данных,

и

«технический»

потенциал,

и

приобретенные

знания, умения и навыки, и устойчивость психики. Концертная деятельность

оказывает большое влияние на личность музыканта-исполнителя и на наш

взгляд, для формирования психического состояния творческого подъёма во

время выступления наиболее ценными являются следующие потребности:

потребность

приобщиться

к

прекрасному,

участвуя

в

исполнительском

процессе; потребность в творческом общении с партнёрами по ансамблю и с

публикой, а также потребность в самовыражении, в желании запечатлеть,

сохранить, донести до других людей свое представление о музыкальном

художественном образе.

Значение концертной деятельности в развитии юного музыканта.

Как известно, в процессе обучения музыкантов формирование мастерства в

наиболее концентрированной форме осуществляется в условиях публичных

выступлений, которые предоставляют учащимся уникальную возможность

проявлять

свой

художественно-творческий

потенциал

в

музыкально-

исполнительской деятельности. Поскольку к публичным выступлениям могут

быть отнесены все формы исполнения в присутствии одного или нескольких

слушателей, соответственно, каждому учащемуся, какой бы специальности

он

ни

обучался,

приходится

постоянно

сталкиваться

с

подобного

рода

мероприятиями

во

время

академических

концертов,

экзаменов,

зачетов,

прослушиваний,

фестивалей

или

конкурсов.

Именно

публичные

выступления,

являясь

важным

элементом

образовательного

процесса,

способствуют развитию у учащихся определенных исполнительских качеств.

Приобретение навыков успешного выступления на сцене является важным

условием

продолжения

музыкально-исполнительской

деятельности

и

в

будущем для многих учащихся. Безусловно, речь не идет о том, что по

окончании

образовательного

учреждения

все

выпускники

становятся

концертными исполнителями – из сотен, быть может, единицы добиваются

всеобщего признания. Но в любой области музыкального искусства – будь то

сольное

исполнительство,

концертмейстерское

мастерство,

работа

в

коллективе

или

педагогическая

деятельность

большое

значение

имеет

сценический опыт, накопленный за годы обучения, владение необходимыми

теоретическими

знаниями

и

практическими

навыками

подготовки

к

выступлениям. Поэтому уже во время обучения необходимо предоставлять

учащимся

возможность

творческой

самореализации

в

исполнительской

деятельности,

создавать

особые

психолого-педагогические

условия

в

процессе их подготовки к выступлениям и способствовать формированию у

них определенного «багажа» профессиональных знаний.

Качественная

подготовка

к

выступлению

является

основой

успешности

концертной

деятельности ребенка-исполнителя и одним из главных условий мотивации

его

к

дальнейшим

занятиям.

Но

помимо

профессиональных

задач

в

музыкальном исполнительстве существует и другой не менее важный аспект

психологический,

который

непосредственно

связан

с

подготовкой

исполнителя

к

публичному

выступлению

и

предполагает

волевую

саморегуляцию

музыканта,

основанную

на

объективном

контроле

собственных

действий,

гибкой

коррекции

их

по

мере

необходимости.

Психологическая

подготовка,

иными

словами,

означает

способность

исполнителя успешно осуществлять свои творческие намерения в стрессовой

ситуации выступления перед аудиторией. К сожалению, в учебном процессе

подготовке такого рода в силу разных причин уделяется значительно меньше

внимания,

нежели

собственно

исполнительской,

профессионально-

технической готовности к выступлению, хотя для молодых, малоопытных

музыкантов она особенно важна. Что касается молодых музыкантов, только

начинающих осваивать азы исполнительского искусства, то им необходима

профессиональная

помощь

и

поддержка.

В

связи

с

этим

возрастает

значимость педагога, который, помимо творческого наставничества, должен

быть

способен

повлиять

на

положительное

отношение

к

публичным

выступлениям, заложить основы сценической культуры, помочь ученику в

выборе средств психологической подготовки к концерту. Так, по мнению Г.Г.

Нейгауза,

«влияние

педагога-артиста-исполнителя

простирается

обычно

гораздо дальше, чем «чистого» педагога». Во всяком случае, результат будет

более

эффективным

в

тесном

творческом

контакте

с

преподавателем,

знающим

тонкости

концертно-исполнительской

деятельности.

В

истории

музыкальной педагогики встречается немало примеров, демонстрирующих

оживленное творческое взаимодействие педагогов с учениками в период их

подготовки к публичным выступлениям. Такие выдающиеся мастера, как Т.

Лешетицкий, Г.Г. Нейгауз, В.И. Сафонов, П.С. Столярский, А.Я. Ямпольский

целенаправленно и последовательно формировали у своих воспитанников

любовь

к

сцене

посредством

активного

привлечения

их

к

концертному

исполнительству.

В

творческих

биографиях

известных

музыкантов

содержатся многочисленные подтверждения этому.

Необходимо

отметить

еще

один

немаловажный

аспект

рассматриваемой

проблемы.

Конечно,

выступления

на

очередных

мероприятиях

учебного

плана с психологической стороны приближаются к открытым концертным

мероприятиям. Однако здесь, как правило, на первый план выходят строгие

академические

требования,

усиленные

страхом

перед

высоким

уровнем

оценивающей комиссии и боязнью получить низкий балл за исполнение

своей программы. Поэтому, находясь в ситуации экзамена или зачета, многие

дети,

подчас,

не

имеют

возможности

в

полной

мере

проявить

свою

творческую

индивидуальность.

Таким

образом,

контрольные

испытания

часто оказываются стимулом с неоднозначным воздействием и не всегда

способствуют внутренней положительной мотивации детей и поддержанию у

них

интереса

к

исполнительской

деятельности.

Напротив,

привлечение

начинающих

музыкантов

к

публичным

выступлениям

в

концертных

условиях, не обремененных экзаменационными требованиями, в большей

степени способствует их творческому росту и пробуждает в них желание

выступать.

Если

в

первом

случае

работа

построена

исключительно

на

исполнении обязательных произведений, предусмотренных учебным планом,

то во втором – ориентир направлен на оживленное участие в концертах со

свободной

программой,

что

является

лучшим

средством

активизации

творческой мотивации будущих музыкантов.

Урок - как основная форма по подготовке учащегося к концертному

выступлению.

Урок является основной формой длительного процесса педагогического

общения

ученика

и

педагога.

Именно

здесь

ставятся

и

во

многом

разрешаются

главные

задачи

обучения,

происходит

творче ское

взаимодействие

двух

индивидуальностей,

даётся

оценка

достижениям

и

недостаткам,

ставятся

цели,

определяется

темп

продвижения,

строятся

перспективные

планы

и

т.

п.

В

отношении

выбора

конкретных

форм

проведения занятия педагог - достаточно свободен и может их варьировать в

соответствии с намечаемыми целями, состоянием ученика (а также и своим

состоянием).

Можно

выделить

следующие

наиболее

типичные

формы

и

методы работы на уроке:

1) взаимный творческий поиск, выражающийся в углубленной работе над

творческой

концепцией

сочинения,

его

образностью,

необходимым

характером звучания, решением той или иной технологической задачи;

2) прослушивание с последующей корректировкой;

3) создание исполнительского образа, когда тот или иной эпизод, та или иная

фраза

доводятся

до

идеального

качественного

состояния

и

приобретают

некий

эталонный

характер,

помогающий

понять

суть

исполнительской

задачи;

4) показ педагогом нужного уровня игры данного сочинения или конкретного

приёма;

5) тренировка («натаскивание») - неоднократное повторение, «зубрёжка» на

уроке;

6) словесный инструктаж с конкретным разбором как целого, так и деталей,

особенно важный при разъяснении заданий на дом;

7) самостоятельная работа ученика под руководством педагога, в том числе и

читка с листа или разбор нового сочинения;

8) коллективные занятия.

Важным моментом проведения урока является выработка у ученика чувства

ответственности

за

свою

игру,

за

выполнение

заданий

педагога,

своё

творческое развитие.

Таким образом, первый этап урока - подготовка педагога к занятию.

Вторым этапом является начальный контакт педагога с учеником на уроке,

который тоже должен быть организован. Большую роль играет благоприятная

творческая

атмосфера:

приветливость,

улыбка

педагога,

сказанные

им

несколько

слов

о

готовности

ученика,

его

самочувствии.

Такая

психологическая

«настройка»

во

многом

способствует

снятию

излишней

скованности, волнения ученика, его раскрепощению.

Третий этап - прослушивание и оценка того, что сделано учеником дома и

сравнение

с

тем,

что

предполагал

услышать

учитель.

Полезно

изредка

попросить ученика и самому оценить свою игру, дать её разбор и указать

нужные пути решения проблем.

Четвёртый этап урока - повторение некоторых отрывков сочинения с учётом

сделанных замечаний и совместная с педагогом работа над ними.

Пятый,

заключительный

этап

урока

-

подведение

определённого

итога,

формулировка основных требований как общего, так и частного характера,

задание для домашней работы. Подобное разделение на этапы, разумеется, не

является абсолютным. В «живом» уроке они всегда переплетены. Однако

следует

учитывать,

что

на

каждом

этапе

ставятся

свои

цели

и

задачи,

требующие

выбора

точных

действий,

слов,

указаний

педагога,

методов

общения с учеником.

Зависимость концертного волнения от психологических особенностей

учащихся.

Волнение весьма многолико в своих проявлениях: оно воодушевляет и в том

случае позволяет раскрыть глубоко скрытые потенциальные возможности

ученика и артиста. Но больше всего оно беспокоит исполнителей и педагогов

своим угнетающим воздействием и слабой управляемостью. Волнуются все

или,

по

крайней

мере,

подавляющее

большинство

артистов,

лекторов,

спортсменов,

учащихся

и

студентов.

Такие

признания

можно

найти

в

высказываниях

многих

выдающихся

артистов.

Но

волнуется

каждый

по-

своему.

Нигде

так

как

выразительное

не

проявляются

индивидуальные

различия учащихся, как в пред концертное и концертной обстановке. Значит,

вдумчивому

педагогу

представляет

благоприятная

возможность

лучше

изучить психологические особенности своих учащихся и проверить их в

экстремальных

условиях.

Предстоящее

выступление

и

само

исполнение

перед публикой создают такую психологическую перегрузку, которая равна

стрессовой.

Но

характер

концертного

волнения

существенно

зависит

от

возраста, темперамента, обученности и воспитания, как семейного, так и в

стенах учебного заведения.

1.

Как

правило,

большинство

учащихся

младшего

возраста

ничего

не

знают о концертном волнении и не испытывают его. Почему? Во-

первых,

у

многих

из

них

ещё

не

сформулировались

собственные

эстетические критерии и ещё не усвоена оценочная шкала удачных и

неудачных выступлений. Слушание других исполнителей, даже своих

сверстников, ещё ничего не говорит им о затрате сил, внимания и

времени, необходимых для работы над музыкальным произведением,

для достижения того или иного результата.

Во-вторых, ещё не сформировался уровень притязаний, который является

равнодействующей

между

предъявляемыми

педагогом

требованиям

и

собственными возможностями для них выполнения. За исключением очень

одаренных

учащихся,

основным

мотивом

для

занятия

музыкой

у

детей

является желание родителей. Только в процессе обучения любовь к музыке,

подкрепленная успехами и положительными оценками педагогов и взрослых,

формируется в устойчивую мотивацию к занятиям музыкой. Для учащихся

младших

классов

(6-9

лет)

выступление

в

концерте

ассоциируется

с

праздничным ожиданием, запечатленным в детстве от посещения утренников

в клубе, филармонии с удивительными, красиво одетыми артистами, которым

зрители

хлопают

и

преподносят

цветы.

Вот

эта

праздничность

и

необыкновенность ещё долго доминирует в сознании младших школьников о

концерте.

Чаще

всего

младшие

школьники

выступают

с

удовольствием.

Младшего

школьника привлекает в концертном выступлении атмосфера праздничности

и связанные с ней атрибуты - сцена, объявление программы ведущим, выход

к публике, положительные переживания всеобщего внимания, аплодисменты

поздравления

и

т. д.

В

юношеском

возрасте

в

основном

проявляются

симптомы концертного волнения, закрепленные в подростковом возрасте.

Устойчивость

психики,

сформировавшийся

уровень

притязаний

и

накопленный опыт концертных выступлений складываются в стереотипные

реакции и переживания, которые бывает трудно переделать. Сложившаяся

жизненная позиция и выбор музыкальной профессии формируют комплекс

переживаний и заставляют старших подростков и юношей вырабатывать свои

концертные

качества.

Но

в

этом

возрасте

к

неясной

причине

волнения

добавляется

борьба

за

достижение

признания,

часто

неосознанное

стремление

к

подтверждению

своих

артистических

возможностей.

Небезынтересно, что исполнителю небезразлично в какой - «своей» или

«чужой»-

аудитории

он

выступает.

До

подросткового

возраста

учащиеся

предпочитают выступать в «своей», «школьной» среде, для своих педагогов,

родителей, друзей и знакомых. Здесь они волнуются меньше, чем в чужой

аудитории.

Юноши

и

взрослые,

наоборот,

меньше

волнуются

в

чужой

обстановке и более чувствительны к мнению своих сверстников, педагогов и

знакомых слушателей. Существенное влияние на успеваемость, самочувствие

и поведение оказывает темперамент. Наследственность и условие жизни -

основная причина различных проявлений одного и того же и

тем более

разных типов темперамента.

Методы работы со сценическим волнением

Так как же настроиться на нужный ритм перед выступлением и донести до

слушателя

лучшее,

на

что

способен,

какие

механизмы

включить

для

достижения успеха на сцене и как воспитать в себе любовь к общению с

публикой? Эти вопросы волнуют, сегодня, множество музыкантов, будь то

ещё обучающийся или же давно выступающий перед публикой концертный

исполнитель.

Решение,

несомненно,

кроется

в

подготовительном

этапе.

Несомненно, каждому исполнителю будет интересно узнать ценные советы

по

подготовке

исполнителя

к

концертному

выступлению.

В

трудах

выдающихся музыкантов и педагогов – Л.А. Баренбойма, Г.Г. Нейгауза, Г.М.

Когана, С.И. Савшинского и др. Но, к сожалению, эти рекомендации не

систематизированы,

не

объединены

в

самостоятельную

книгу

и

самое

главное - не дают ясного анализа временной периодизации в подготовке к

публичному

выступлению.

На

практике

перед

педагогом

и

учащимся

возникает необходимость решения проблемы повышения исполнительской и

психологической готовности музыканта к общению с публикой. Основная

сложность концертного выступления заключается в том, что исполнитель

испытывает

стресс

-

сценическое

волнение.

Существует

мнение,

что

волнение побороть нельзя, а можно отвлечься, переключиться на творческие

моменты исполнения. Рассмотрим виды волнения и методы работы над ним.

Оптимальному

концертному

состоянию

противостоят

такие

два

неблагоприятных для выступления состояния, как эстрадная лихорадка и

апатия.

Сильное

волнение

может

проявляться

в

напряженных

и

лихорадочных

движениях,

треморе

рук

и

ног,

торопливой

речи

с

проглатыванием слов и отдельных слогов, а также в акцентированной мимике

и жестикуляции.

Виды волнения

1. Волнение – апатия – ребенок испытывает нежелание выходить к зрителям,

нежелание играть.

2. Волнение

паника –

игра

ребенка

лишена

творческого

начала,

память

подводит исполнителя.

3. Волнение

-

подъем –

юный

исполнитель

может

перевести

сценическое

волнение в творческое вдохновение.

Любая форма волнения обостряется усталостью. Нельзя, особенно в период

подготовки к концерту допускать состояния утомления – как физического, так

и

эмоционального.

Часто

причиной

синдрома

сценического

волнения

является отсутствие общей сценической культуры, четкой и ясной методики

подготовки к выступлению, и вследствие этого, слабое представление юным

артистом

характера

деятельности,

и

как

результат

-

растерянность.

Музыканту

важно

тренировать

устойчивость

к

психическим

помехам,

которые характерны для исполнительской деятельности.

Методы работы по снижению концертного волнения.

1. Систематические домашние занятия над произведениями технического

характера и репертуаром. Важный элемент в начале ежедневных занятий -

разыгрывание. Оно необходимо не только для разминки мышц, участвующих

в игре, но и для психического аппарата музыканта в целом.

2. Регулярные занятия с применением метода «мысленное проигрывание

произведения».

3.

Начальный

период

подготовки

к

ответственному

выступлению

или

конкурсу может служить момент, когда музыкант выучил программу целиком

и стабильно исполняет её на память. Целесообразным будет сказать, что

выучить программу необходимо не позднее, чем за месяц до назначенной

даты

концерта,

поскольку

музыкальный

материал

должен

«устояться,

прижиться»

в

рефлекторных

ощущениях

и

собственном

слуховом

восприятии.

4. Приобретение опыта публичных выступлений: исполнение музыкального

репертуара

в

концертах,

классных

вечерах,

музыкальных

гостиных.

Обыгрывание программы на разных концертных площадках.

5.

Повышение

«сценического

самочувствия»

(Станиславский),

единство

интеллектуальной и эмоциональной сферы юного артиста, устремленное на

лучшее выполнение творческой задачи: соблюдение определенного режима

дня перед выступлением, грамотное распределение времени до выступления,

организация домашних занятий в этот день, чередование труда и отдыха и т.д.

Зная время своего выступления, юный исполнитель за несколько дней до

него, ежедневно, в это же время настраивается на концерт. Он садится за свой

инструмент,

мысленно

представляет

сцену,

зрителей

и

предельно

четко

исполняет

свою

концертную

программу.

Таким

образом,

исполнитель

вырабатывает

в

себе

условный

рефлекс,

который

способствует

более

свободному исполнению программы, а также эмоциональному настрою на

выступление.

6.

Хорошая

физическая

подготовка,

дающая

ощущения

здоровья,

силы,

выносливости

и

хорошее

настроение,

прокладывает

путь

к

хорошему

эмоциональному

состоянию

во

время

публичного

выступления,

положительно сказывается на протекании умственных процессов, связанных

с концентрацией внимания, мышления и памяти, столь необходимых во время

выступления.

При

хорошем

физическом

самочувствии,

когда

возникает

ощущение здоровья во всем организме, тело кажется сильным, гибким и

послушным. Физическая подготовка музыканта может включать в себя такие

виды

спорта,

как

бег,

плавание,

футбол.

Не

особенно

рекомендуются

упражнения, связанные с силовыми напряжениями в области рук и плеч, так

как чрезмерные напряжения сгибательных мышц в таких видах спорта, как

гимнастика или тяжелая атлетика могут формировать мышечные зажимы в

кистях, плечах и мышцах.

7. Ролевая подготовка. Смысл этого приема заключается в том, что юный

исполнитель,

абстрагируясь

от

своих

собственных

личностных

качеств,

входит в образ хорошо ему известного музыканта, имеющего успешный опыт

публичных выступлений, или педагога и начинает играть как бы в образе

другого

человека.

Волшебная

сила

воображения,

магического

«если

бы»

способна

дать

возможность

человеку

по-новому

взглянуть

на

свое

эмоциональное

состояние.

Образ

талантливого

человека

может

способствовать повышению уровня творческого потенциала.

8. Установка на успех. Выработка уверенности в своем исполнении на сцене.

9. Исполнение репертуара в ансамбле.

Использование

выше

приведенных

методов

по

уменьшению

концертного

волнения способствует тому, что волнение переходит на новый уровень и

перерастает

в

творческое

вдохновение,

то

есть

во

время

исполнения

к

музыканту приходит легкость и свобода движений. Важно объяснить детям,

что каждый музыкант должен помнить о том, что на сцене все свои мысли

надо направлять к осмыслению той музыки, которая будет звучать. Основной

его мыслью должно являться музыкальное исполнение, он должен выступить

посредником

между

композитором

и

слушателем.

Увлечённость

исполнительским

процессом,

творческими

задачами,

художественными

образами музыкального сочинения помогает юному исполнителю направить

своё волнение в нужное русло. И неспроста в закулисных комнатах Малого

зала Ленинградской консерватории когда-то висел плакат «Волнуйся не за

себя, волнуйся за композитора!».

К.С. Станиславский, беседуя с актерами Большого театра, подметил:

«Артисту, глубоко ушедшему в творческие задачи, нет времени заниматься

собою как личностью и своим волнением!» А выдающийся музыкант нашего

времени, пианист С.Т. Рихтер однажды так описал ощущения, испытанные

им во время концертного выступления: «Стихия музыки, подчинившая тебя,

не оставляет места праздным мыслям. В эти минуты забываешь всё – не

только зрителей, зал, но и самого себя».

Заключение

Значение

концертной

деятельности

в

развитии

юного

музыканта

трудно

переоценить.

В

ходе

подготовки

к

ней

перед

музыкантом-исполнителем

важно определить пути решения проблем исполнительской и эмоциональной

готовности к творческой публичной деятельности, формирования значимых

психологических качеств, выработки приемов поведения на сцене. В ходе

образовательной деятельности педагог решает проблему оказания помощи

ребенку в проживании волнения как творческого вдохновения, в выработке

алгоритма улучшения самочувствия музыканта при подготовке и в процессе

самого выступления. Подготовка к концертному выступлению учащихся в

учреждении дополнительного образования включает различные приемы и

методы,

направленные

на

помощь

ребенку

в

повышении

уровня

исполнительских навыков, результативности в обучении, в формировании

позитивного отношения к собственному эмоциональному реагированию в

условиях концертной деятельности.



В раздел образования