Автор: Попова Вероника Андреевна
Должность: преподаватель
Учебное заведение: МБУДО ДШИ № 5
Населённый пункт: город Тула
Наименование материала: Методический доклад
Тема: "Сценическое волнение юного музыканта."
Раздел: дополнительное образование
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Детская школа искусств №5»
Тема : Сценическое волнение юного музыканта.
Составлено: преп. Попова В.А.
2018г.
г. Тула
Исполнительская
готовность
музыканта
к
концертной
деятельности
складывается из нескольких факторов: это техническая и исполнительская
подготовка,
а
также
и
психологическая
подготовка
к
выступлению.
Вся
работа, которая была проведена учащимся над музыкальным произведением
в классе и дома, проходит «испытание на прочность» в условиях публичного
выступления; только концертное выступление определяет и уровень освоения
материала,
и
степень
одаренности
исполнителя,
и
его
психологическую
устойчивость,
и
многое
другое.
Конечно,
нельзя
ставить
знак
равенства
между
успешностью
того
или
иного
открытого
выступления
юного
музыканта-исполнителя
и
его
исполнительскими
качествами.
Возможны
ситуации, когда хорошо подготовленный и даже одаренный ученик терпит в
силу
тех
или
иных
причин
сценическое
фиаско;
или
возникают
такие
ситуации,
когда
с
хорошей
стороны
показать
себя
может
учащийся
не
слишком яркой одаренности. И вместе с тем именно во время выступления
проверяется
решительно
все:
и
комплекс
природных
музыкально-
исполнительских
данных,
и
«технический»
потенциал,
и
приобретенные
знания, умения и навыки, и устойчивость психики. Концертная деятельность
оказывает большое влияние на личность музыканта-исполнителя и на наш
взгляд, для формирования психического состояния творческого подъёма во
время выступления наиболее ценными являются следующие потребности:
потребность
приобщиться
к
прекрасному,
участвуя
в
исполнительском
процессе; потребность в творческом общении с партнёрами по ансамблю и с
публикой, а также потребность в самовыражении, в желании запечатлеть,
сохранить, донести до других людей свое представление о музыкальном
художественном образе.
Значение концертной деятельности в развитии юного музыканта.
Как известно, в процессе обучения музыкантов формирование мастерства в
наиболее концентрированной форме осуществляется в условиях публичных
выступлений, которые предоставляют учащимся уникальную возможность
проявлять
свой
художественно-творческий
потенциал
в
музыкально-
исполнительской деятельности. Поскольку к публичным выступлениям могут
быть отнесены все формы исполнения в присутствии одного или нескольких
слушателей, соответственно, каждому учащемуся, какой бы специальности
он
ни
обучался,
приходится
постоянно
сталкиваться
с
подобного
рода
мероприятиями
во
время
академических
концертов,
экзаменов,
зачетов,
прослушиваний,
фестивалей
или
конкурсов.
Именно
публичные
выступления,
являясь
важным
элементом
образовательного
процесса,
способствуют развитию у учащихся определенных исполнительских качеств.
Приобретение навыков успешного выступления на сцене является важным
условием
продолжения
музыкально-исполнительской
деятельности
и
в
будущем для многих учащихся. Безусловно, речь не идет о том, что по
окончании
образовательного
учреждения
все
выпускники
становятся
концертными исполнителями – из сотен, быть может, единицы добиваются
всеобщего признания. Но в любой области музыкального искусства – будь то
сольное
исполнительство,
концертмейстерское
мастерство,
работа
в
коллективе
или
педагогическая
деятельность
–
большое
значение
имеет
сценический опыт, накопленный за годы обучения, владение необходимыми
теоретическими
знаниями
и
практическими
навыками
подготовки
к
выступлениям. Поэтому уже во время обучения необходимо предоставлять
учащимся
возможность
творческой
самореализации
в
исполнительской
деятельности,
создавать
особые
психолого-педагогические
условия
в
процессе их подготовки к выступлениям и способствовать формированию у
них определенного «багажа» профессиональных знаний.
Качественная
подготовка
к
выступлению
является
основой
успешности
концертной
деятельности ребенка-исполнителя и одним из главных условий мотивации
его
к
дальнейшим
занятиям.
Но
помимо
профессиональных
задач
в
музыкальном исполнительстве существует и другой не менее важный аспект
–
психологический,
который
непосредственно
связан
с
подготовкой
исполнителя
к
публичному
выступлению
и
предполагает
волевую
саморегуляцию
музыканта,
основанную
на
объективном
контроле
собственных
действий,
гибкой
коррекции
их
по
мере
необходимости.
Психологическая
подготовка,
иными
словами,
означает
способность
исполнителя успешно осуществлять свои творческие намерения в стрессовой
ситуации выступления перед аудиторией. К сожалению, в учебном процессе
подготовке такого рода в силу разных причин уделяется значительно меньше
внимания,
нежели
собственно
исполнительской,
профессионально-
технической готовности к выступлению, хотя для молодых, малоопытных
музыкантов она особенно важна. Что касается молодых музыкантов, только
начинающих осваивать азы исполнительского искусства, то им необходима
профессиональная
помощь
и
поддержка.
В
связи
с
этим
возрастает
значимость педагога, который, помимо творческого наставничества, должен
быть
способен
повлиять
на
положительное
отношение
к
публичным
выступлениям, заложить основы сценической культуры, помочь ученику в
выборе средств психологической подготовки к концерту. Так, по мнению Г.Г.
Нейгауза,
«влияние
педагога-артиста-исполнителя
простирается
обычно
гораздо дальше, чем «чистого» педагога». Во всяком случае, результат будет
более
эффективным
в
тесном
творческом
контакте
с
преподавателем,
знающим
тонкости
концертно-исполнительской
деятельности.
В
истории
музыкальной педагогики встречается немало примеров, демонстрирующих
оживленное творческое взаимодействие педагогов с учениками в период их
подготовки к публичным выступлениям. Такие выдающиеся мастера, как Т.
Лешетицкий, Г.Г. Нейгауз, В.И. Сафонов, П.С. Столярский, А.Я. Ямпольский
целенаправленно и последовательно формировали у своих воспитанников
любовь
к
сцене
посредством
активного
привлечения
их
к
концертному
исполнительству.
В
творческих
биографиях
известных
музыкантов
содержатся многочисленные подтверждения этому.
Необходимо
отметить
еще
один
немаловажный
аспект
рассматриваемой
проблемы.
Конечно,
выступления
на
очередных
мероприятиях
учебного
плана с психологической стороны приближаются к открытым концертным
мероприятиям. Однако здесь, как правило, на первый план выходят строгие
академические
требования,
усиленные
страхом
перед
высоким
уровнем
оценивающей комиссии и боязнью получить низкий балл за исполнение
своей программы. Поэтому, находясь в ситуации экзамена или зачета, многие
дети,
подчас,
не
имеют
возможности
в
полной
мере
проявить
свою
творческую
индивидуальность.
Таким
образом,
контрольные
испытания
часто оказываются стимулом с неоднозначным воздействием и не всегда
способствуют внутренней положительной мотивации детей и поддержанию у
них
интереса
к
исполнительской
деятельности.
Напротив,
привлечение
начинающих
музыкантов
к
публичным
выступлениям
в
концертных
условиях, не обремененных экзаменационными требованиями, в большей
степени способствует их творческому росту и пробуждает в них желание
выступать.
Если
в
первом
случае
работа
построена
исключительно
на
исполнении обязательных произведений, предусмотренных учебным планом,
то во втором – ориентир направлен на оживленное участие в концертах со
свободной
программой,
что
является
лучшим
средством
активизации
творческой мотивации будущих музыкантов.
Урок - как основная форма по подготовке учащегося к концертному
выступлению.
Урок является основной формой длительного процесса педагогического
общения
ученика
и
педагога.
Именно
здесь
ставятся
и
во
многом
разрешаются
главные
задачи
обучения,
происходит
творче ское
взаимодействие
двух
индивидуальностей,
даётся
оценка
достижениям
и
недостаткам,
ставятся
цели,
определяется
темп
продвижения,
строятся
перспективные
планы
и
т.
п.
В
отношении
выбора
конкретных
форм
проведения занятия педагог - достаточно свободен и может их варьировать в
соответствии с намечаемыми целями, состоянием ученика (а также и своим
состоянием).
Можно
выделить
следующие
наиболее
типичные
формы
и
методы работы на уроке:
1) взаимный творческий поиск, выражающийся в углубленной работе над
творческой
концепцией
сочинения,
его
образностью,
необходимым
характером звучания, решением той или иной технологической задачи;
2) прослушивание с последующей корректировкой;
3) создание исполнительского образа, когда тот или иной эпизод, та или иная
фраза
доводятся
до
идеального
качественного
состояния
и
приобретают
некий
эталонный
характер,
помогающий
понять
суть
исполнительской
задачи;
4) показ педагогом нужного уровня игры данного сочинения или конкретного
приёма;
5) тренировка («натаскивание») - неоднократное повторение, «зубрёжка» на
уроке;
6) словесный инструктаж с конкретным разбором как целого, так и деталей,
особенно важный при разъяснении заданий на дом;
7) самостоятельная работа ученика под руководством педагога, в том числе и
читка с листа или разбор нового сочинения;
8) коллективные занятия.
Важным моментом проведения урока является выработка у ученика чувства
ответственности
за
свою
игру,
за
выполнение
заданий
педагога,
своё
творческое развитие.
Таким образом, первый этап урока - подготовка педагога к занятию.
Вторым этапом является начальный контакт педагога с учеником на уроке,
который тоже должен быть организован. Большую роль играет благоприятная
творческая
атмосфера:
приветливость,
улыбка
педагога,
сказанные
им
несколько
слов
о
готовности
ученика,
его
самочувствии.
Такая
психологическая
«настройка»
во
многом
способствует
снятию
излишней
скованности, волнения ученика, его раскрепощению.
Третий этап - прослушивание и оценка того, что сделано учеником дома и
сравнение
с
тем,
что
предполагал
услышать
учитель.
Полезно
изредка
попросить ученика и самому оценить свою игру, дать её разбор и указать
нужные пути решения проблем.
Четвёртый этап урока - повторение некоторых отрывков сочинения с учётом
сделанных замечаний и совместная с педагогом работа над ними.
Пятый,
заключительный
этап
урока
-
подведение
определённого
итога,
формулировка основных требований как общего, так и частного характера,
задание для домашней работы. Подобное разделение на этапы, разумеется, не
является абсолютным. В «живом» уроке они всегда переплетены. Однако
следует
учитывать,
что
на
каждом
этапе
ставятся
свои
цели
и
задачи,
требующие
выбора
точных
действий,
слов,
указаний
педагога,
методов
общения с учеником.
Зависимость концертного волнения от психологических особенностей
учащихся.
Волнение весьма многолико в своих проявлениях: оно воодушевляет и в том
случае позволяет раскрыть глубоко скрытые потенциальные возможности
ученика и артиста. Но больше всего оно беспокоит исполнителей и педагогов
своим угнетающим воздействием и слабой управляемостью. Волнуются все
или,
по
крайней
мере,
подавляющее
большинство
артистов,
лекторов,
спортсменов,
учащихся
и
студентов.
Такие
признания
можно
найти
в
высказываниях
многих
выдающихся
артистов.
Но
волнуется
каждый
по-
своему.
Нигде
так
как
выразительное
не
проявляются
индивидуальные
различия учащихся, как в пред концертное и концертной обстановке. Значит,
вдумчивому
педагогу
представляет
благоприятная
возможность
лучше
изучить психологические особенности своих учащихся и проверить их в
экстремальных
условиях.
Предстоящее
выступление
и
само
исполнение
перед публикой создают такую психологическую перегрузку, которая равна
стрессовой.
Но
характер
концертного
волнения
существенно
зависит
от
возраста, темперамента, обученности и воспитания, как семейного, так и в
стенах учебного заведения.
1.
Как
правило,
большинство
учащихся
младшего
возраста
ничего
не
знают о концертном волнении и не испытывают его. Почему? Во-
первых,
у
многих
из
них
ещё
не
сформулировались
собственные
эстетические критерии и ещё не усвоена оценочная шкала удачных и
неудачных выступлений. Слушание других исполнителей, даже своих
сверстников, ещё ничего не говорит им о затрате сил, внимания и
времени, необходимых для работы над музыкальным произведением,
для достижения того или иного результата.
Во-вторых, ещё не сформировался уровень притязаний, который является
равнодействующей
между
предъявляемыми
педагогом
требованиям
и
собственными возможностями для них выполнения. За исключением очень
одаренных
учащихся,
основным
мотивом
для
занятия
музыкой
у
детей
является желание родителей. Только в процессе обучения любовь к музыке,
подкрепленная успехами и положительными оценками педагогов и взрослых,
формируется в устойчивую мотивацию к занятиям музыкой. Для учащихся
младших
классов
(6-9
лет)
выступление
в
концерте
ассоциируется
с
праздничным ожиданием, запечатленным в детстве от посещения утренников
в клубе, филармонии с удивительными, красиво одетыми артистами, которым
зрители
хлопают
и
преподносят
цветы.
Вот
эта
праздничность
и
необыкновенность ещё долго доминирует в сознании младших школьников о
концерте.
Чаще
всего
младшие
школьники
выступают
с
удовольствием.
Младшего
школьника привлекает в концертном выступлении атмосфера праздничности
и связанные с ней атрибуты - сцена, объявление программы ведущим, выход
к публике, положительные переживания всеобщего внимания, аплодисменты
поздравления
и
т. д.
В
юношеском
возрасте
в
основном
проявляются
симптомы концертного волнения, закрепленные в подростковом возрасте.
Устойчивость
психики,
сформировавшийся
уровень
притязаний
и
накопленный опыт концертных выступлений складываются в стереотипные
реакции и переживания, которые бывает трудно переделать. Сложившаяся
жизненная позиция и выбор музыкальной профессии формируют комплекс
переживаний и заставляют старших подростков и юношей вырабатывать свои
концертные
качества.
Но
в
этом
возрасте
к
неясной
причине
волнения
добавляется
борьба
за
достижение
признания,
часто
неосознанное
стремление
к
подтверждению
своих
артистических
возможностей.
Небезынтересно, что исполнителю небезразлично в какой - «своей» или
«чужой»-
аудитории
он
выступает.
До
подросткового
возраста
учащиеся
предпочитают выступать в «своей», «школьной» среде, для своих педагогов,
родителей, друзей и знакомых. Здесь они волнуются меньше, чем в чужой
аудитории.
Юноши
и
взрослые,
наоборот,
меньше
волнуются
в
чужой
обстановке и более чувствительны к мнению своих сверстников, педагогов и
знакомых слушателей. Существенное влияние на успеваемость, самочувствие
и поведение оказывает темперамент. Наследственность и условие жизни -
основная причина различных проявлений одного и того же и
тем более
разных типов темперамента.
Методы работы со сценическим волнением
Так как же настроиться на нужный ритм перед выступлением и донести до
слушателя
лучшее,
на
что
способен,
какие
механизмы
включить
для
достижения успеха на сцене и как воспитать в себе любовь к общению с
публикой? Эти вопросы волнуют, сегодня, множество музыкантов, будь то
ещё обучающийся или же давно выступающий перед публикой концертный
исполнитель.
Решение,
несомненно,
кроется
в
подготовительном
этапе.
Несомненно, каждому исполнителю будет интересно узнать ценные советы
по
подготовке
исполнителя
к
концертному
выступлению.
В
трудах
выдающихся музыкантов и педагогов – Л.А. Баренбойма, Г.Г. Нейгауза, Г.М.
Когана, С.И. Савшинского и др. Но, к сожалению, эти рекомендации не
систематизированы,
не
объединены
в
самостоятельную
книгу
и
самое
главное - не дают ясного анализа временной периодизации в подготовке к
публичному
выступлению.
На
практике
перед
педагогом
и
учащимся
возникает необходимость решения проблемы повышения исполнительской и
психологической готовности музыканта к общению с публикой. Основная
сложность концертного выступления заключается в том, что исполнитель
испытывает
стресс
-
сценическое
волнение.
Существует
мнение,
что
волнение побороть нельзя, а можно отвлечься, переключиться на творческие
моменты исполнения. Рассмотрим виды волнения и методы работы над ним.
Оптимальному
концертному
состоянию
противостоят
такие
два
неблагоприятных для выступления состояния, как эстрадная лихорадка и
апатия.
Сильное
волнение
может
проявляться
в
напряженных
и
лихорадочных
движениях,
треморе
рук
и
ног,
торопливой
речи
с
проглатыванием слов и отдельных слогов, а также в акцентированной мимике
и жестикуляции.
Виды волнения
1. Волнение – апатия – ребенок испытывает нежелание выходить к зрителям,
нежелание играть.
2. Волнение
–
паника –
игра
ребенка
лишена
творческого
начала,
память
подводит исполнителя.
3. Волнение
-
подъем –
юный
исполнитель
может
перевести
сценическое
волнение в творческое вдохновение.
Любая форма волнения обостряется усталостью. Нельзя, особенно в период
подготовки к концерту допускать состояния утомления – как физического, так
и
эмоционального.
Часто
причиной
синдрома
сценического
волнения
является отсутствие общей сценической культуры, четкой и ясной методики
подготовки к выступлению, и вследствие этого, слабое представление юным
артистом
характера
деятельности,
и
как
результат
-
растерянность.
Музыканту
важно
тренировать
устойчивость
к
психическим
помехам,
которые характерны для исполнительской деятельности.
Методы работы по снижению концертного волнения.
1. Систематические домашние занятия над произведениями технического
характера и репертуаром. Важный элемент в начале ежедневных занятий -
разыгрывание. Оно необходимо не только для разминки мышц, участвующих
в игре, но и для психического аппарата музыканта в целом.
2. Регулярные занятия с применением метода «мысленное проигрывание
произведения».
3.
Начальный
период
подготовки
к
ответственному
выступлению
или
конкурсу может служить момент, когда музыкант выучил программу целиком
и стабильно исполняет её на память. Целесообразным будет сказать, что
выучить программу необходимо не позднее, чем за месяц до назначенной
даты
концерта,
поскольку
музыкальный
материал
должен
«устояться,
прижиться»
в
рефлекторных
ощущениях
и
собственном
слуховом
восприятии.
4. Приобретение опыта публичных выступлений: исполнение музыкального
репертуара
в
концертах,
классных
вечерах,
музыкальных
гостиных.
Обыгрывание программы на разных концертных площадках.
5.
Повышение
«сценического
самочувствия»
(Станиславский),
единство
интеллектуальной и эмоциональной сферы юного артиста, устремленное на
лучшее выполнение творческой задачи: соблюдение определенного режима
дня перед выступлением, грамотное распределение времени до выступления,
организация домашних занятий в этот день, чередование труда и отдыха и т.д.
Зная время своего выступления, юный исполнитель за несколько дней до
него, ежедневно, в это же время настраивается на концерт. Он садится за свой
инструмент,
мысленно
представляет
сцену,
зрителей
и
предельно
четко
исполняет
свою
концертную
программу.
Таким
образом,
исполнитель
вырабатывает
в
себе
условный
рефлекс,
который
способствует
более
свободному исполнению программы, а также эмоциональному настрою на
выступление.
6.
Хорошая
физическая
подготовка,
дающая
ощущения
здоровья,
силы,
выносливости
и
хорошее
настроение,
прокладывает
путь
к
хорошему
эмоциональному
состоянию
во
время
публичного
выступления,
положительно сказывается на протекании умственных процессов, связанных
с концентрацией внимания, мышления и памяти, столь необходимых во время
выступления.
При
хорошем
физическом
самочувствии,
когда
возникает
ощущение здоровья во всем организме, тело кажется сильным, гибким и
послушным. Физическая подготовка музыканта может включать в себя такие
виды
спорта,
как
бег,
плавание,
футбол.
Не
особенно
рекомендуются
упражнения, связанные с силовыми напряжениями в области рук и плеч, так
как чрезмерные напряжения сгибательных мышц в таких видах спорта, как
гимнастика или тяжелая атлетика могут формировать мышечные зажимы в
кистях, плечах и мышцах.
7. Ролевая подготовка. Смысл этого приема заключается в том, что юный
исполнитель,
абстрагируясь
от
своих
собственных
личностных
качеств,
входит в образ хорошо ему известного музыканта, имеющего успешный опыт
публичных выступлений, или педагога и начинает играть как бы в образе
другого
человека.
Волшебная
сила
воображения,
магического
«если
бы»
способна
дать
возможность
человеку
по-новому
взглянуть
на
свое
эмоциональное
состояние.
Образ
талантливого
человека
может
способствовать повышению уровня творческого потенциала.
8. Установка на успех. Выработка уверенности в своем исполнении на сцене.
9. Исполнение репертуара в ансамбле.
Использование
выше
приведенных
методов
по
уменьшению
концертного
волнения способствует тому, что волнение переходит на новый уровень и
перерастает
в
творческое
вдохновение,
то
есть
во
время
исполнения
к
музыканту приходит легкость и свобода движений. Важно объяснить детям,
что каждый музыкант должен помнить о том, что на сцене все свои мысли
надо направлять к осмыслению той музыки, которая будет звучать. Основной
его мыслью должно являться музыкальное исполнение, он должен выступить
посредником
между
композитором
и
слушателем.
Увлечённость
исполнительским
процессом,
творческими
задачами,
художественными
образами музыкального сочинения помогает юному исполнителю направить
своё волнение в нужное русло. И неспроста в закулисных комнатах Малого
зала Ленинградской консерватории когда-то висел плакат «Волнуйся не за
себя, волнуйся за композитора!».
К.С. Станиславский, беседуя с актерами Большого театра, подметил:
«Артисту, глубоко ушедшему в творческие задачи, нет времени заниматься
собою как личностью и своим волнением!» А выдающийся музыкант нашего
времени, пианист С.Т. Рихтер однажды так описал ощущения, испытанные
им во время концертного выступления: «Стихия музыки, подчинившая тебя,
не оставляет места праздным мыслям. В эти минуты забываешь всё – не
только зрителей, зал, но и самого себя».
Заключение
Значение
концертной
деятельности
в
развитии
юного
музыканта
трудно
переоценить.
В
ходе
подготовки
к
ней
перед
музыкантом-исполнителем
важно определить пути решения проблем исполнительской и эмоциональной
готовности к творческой публичной деятельности, формирования значимых
психологических качеств, выработки приемов поведения на сцене. В ходе
образовательной деятельности педагог решает проблему оказания помощи
ребенку в проживании волнения как творческого вдохновения, в выработке
алгоритма улучшения самочувствия музыканта при подготовке и в процессе
самого выступления. Подготовка к концертному выступлению учащихся в
учреждении дополнительного образования включает различные приемы и
методы,
направленные
на
помощь
ребенку
в
повышении
уровня
исполнительских навыков, результативности в обучении, в формировании
позитивного отношения к собственному эмоциональному реагированию в
условиях концертной деятельности.