Автор: Севрюк Людмила Валентиновна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ Палужско – Руднянская оош
Населённый пункт: д. Палужская Рудня, Брянская область
Наименование материала: рабочие программы
Тема: "Рабочая программа по русскому языку в 1 классе"
Раздел: начальное образование
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
МБОУ Палужско – Руднянская основная образовательная школа
РАССМОТРЕНО ПРИНЯТО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДЕНО
на заседании МО на заседании педсовета зам.дир по УВР директор школы
протокол №_____ протокол №______ ______________ _____Н.Т.Добыш
«____»________20___г. «____»_________20___г. «____»_______20___г. приказ №_______
«____»_______20___г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по русскому языку
для 1 класса
Д.П - Рудня– 2018 г.
Пояснительная записка
Рабочая программа по предмету «Русский язык» для 1 класса разработана в соответствии со
следующими нормативными документами:
- Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» (от 29.12. 2012 г. № 273-ФЗ);
-Приказ
Минобрнауки
России
от
17.12.2010
г.
№1897
«Об
утверждении
Федерального
государственного
образовательного
стандарта
основного
общего
образования»
с
изменениями,
утверждёнными приказами Минобрнауки России от 29.12.2014г.»1644, 0т 31 12.2015г. №1577;
-Письмо Минобрнауки РФ «О рабочих программах учебных предметов» от 28октября 2015г.
№ 08-1786;
-
Федеральный
закон
от
29.12.2012
N
273-ФЗ
(ред.
от
03.07.2016)
"Об
образовании
в
Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016);
- Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 N 1015 (ред. от 17.07.2015) "Об утверждении
Порядка
организации
и
осуществления
образовательной
деятельности
по
основным
общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного
общего и среднего общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 N 30067).
-
Примерная
основная
образовательная
программа
начального
общего
образования
(В
редакции протокола № 3/15 от 28.10.2015 Федерального учебно-методического объединения по
общему образованию).
- Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 N 373 (ред. от 31.12.2015) "Об утверждении и
введении
в
действие
федерального
государственного
образовательного
стандарта
начального
общего образования" (Зарегистрировано в Минюсте России 22.12.2009 N 15785).
- Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 N 189 (ред.
от
24.11.2015)
"Об
утверждении
СанПиН
2.4.2.2821-10
"Санитарно-
эпидемиологические
требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях" (вместе с
"СанПиН 2.4.2.2821-10. Санитарно- эпидемиологические требования к условиям и организации
обучения
в
общеобразовательных
организациях.
Санитарно-эпидемиологические
правила
и
нормативы") (Зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011 N 19993).
- Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 N 253 (ред. от 21.04.2016) "Об утверждении
федерального
перечня
учебников,
рекомендуемых
к
использованию
при
реализации
имеющих
государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего,
среднего общего образования". Для всех учебников кроме учебников из перечня 2013-2014, 2014-
2015, 2015-2016
- Письмо Департамента образования и науки Брянской области «О примерном учебном плане
1-4 классов общеобразовательных организаций Брянской области на 2018-2017 учебный год от
12.04.2017г.№2500 – 04 –О
- Примерная программа общеобразовательных учреждений авторов
В.Г. Горецкого, В.П.
Канакиной «Русский язык» - М.: Планета, 2016.
Программа составлена для обучающихся 1 класса
в соответствии с учебным планом и
положением о рабочей программе МБОУ СОШ №1пгт Красная Гора Брянской области.
Федеральный базисный план отводит 165 часов для образовательного изучения русского языка
в 1 классе из расчёта 5 часов в неделю.
Рабочая программа рассчитана на 165 часов в год (5 часов в неделю, 33 учебные недели): из
них 115 ч (23 учебные недели) отводится урокам обучения письму в период обучения грамоте и 50 ч
(10 учебных недель) - урокам русского языка.
Предмет
«Русский
язык»
играет
важную
роль
в
становлении
основ
гражданской
идентичности и мировоззрения; формировании основ умения учится и способности к организации
своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников. Изучение
русского языка в начальных классах – первоначальный этап системы лингвистического образования
и речевого развития, обеспечивающий готовность выпускников начальной школы к дальнейшему
образованию.
Содержание
предмета
направлено
на
формирование
функциональной
грамотности
и
коммуникативной компетентности. Русский язык является для младших школьников основой всего
процесса
обучения,
средством
развития
их
мышления,
воображения,
интеллектуальных
и
творческих способностей.
2
Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:
- ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование знаково-
символического восприятия и логического мышления учащихся;
- формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной
речи , монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного , безошибочного письма
как показателя общей культуры человека.
Курс состоит из двух блоков: «Русский язык. Обучение письму» и «Русский язык».
Основными целями блока «Русский язык. Обучение письму» являются:
-формирование основ элементарного графического навыка;
-развитие речевых умений, обогащение и активизация словаря;
-осуществление грамматико-орфографической пропедевтики.
Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению. Содержание обучения грамоте
обеспечивает
решение
основных
задач
трёх
его
периодов:
добукварного
(подготовительного),
букварного (основного) и послебукварного (заключительного).
Целями изучения блока «Русский язык» являются:
-ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой
основе знаково- символического восприятия и логического мышления учащихся;
-формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной.
Монологической и диалогической речи, навыков грамотного, безошибочного письма.
Программа направлена на реализацию средствами предмета «Русский язык» основных задач
образовательной области «Филология»:
–
формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового
и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;
–
развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;
–
развитие коммуникативных умений;
–
развитие нравственных и эстетических чувств;
–
развитие способностей к творческой деятельности.
Программа
определяет
ряд
практических задач, решение которых обеспечит достижение
основных целей изучения предмета:
• развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в
соответствии с целями, задачами и условиями общения;
• формирование у младших школьников первоначальных представлений о системе и структуре
русского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и
синтаксисе;
• формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и
читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и
письменные тексты;
• воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к русскому языку, чувства
сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса
к языку, стремления совершенствовать свою речь.
Добукварный период является введением в систему языкового образования. Его содержание
направлено на создание мотивации к учебной деятельности, развитие интереса к самому процессу
письма. Особое внимание на этом этапе уделяется выявлению начального уровня развитости устных
форм речи у каждого ученика, особенно слушания и говорения. Стоит и другая задача – приобщение
к учебной деятельности, приучение к требованиям школы.
Содержание
букварного
периода
охватывает
изучение
написания
согласных
букв;
последующих гласных букв; букв, не обозначающих звуков.
Послебукварный период нацелен на отработку навыка каллиграфического письма.
Содержание курса имеет концентрическое строение, предусматривающее изучение одних и
тех же разделов и тем в каждом классе. Такая структура программы позволяет учитывать степень
подготовки учащихся к восприятию тех или иных сведений о языке, обеспечивает постепенное
возрастание сложности материала и организует комплексное изучение грамматической теории,
навыков правописания и развития речи.
3
Языковой
материал
обеспечивает
формирование
у
младших
школьников
первоначальных
представлений о системе и структуре русского языка с учётом возрастных особенностей младших
школьников, а также способствует усвоению ими норм русского литературного языка. Изучение
орфографии и пунктуации, а также развитие устной и письменной речи учащихся служит решению
практических задач общения и формирует навыки, определяющие культурный уровень учащихся.
Программа направлена на формирование у младших школьников представлений о языке как
явлении национальной культуры и основном средстве человеческого общения, на осознание ими
значения
русского
языка
как
государственного
языка
Российской
Федерации,
языка
межнационального общения.
Программа
рассчитана
на
использование
учебника
Русский
язык.
1
класс
:
учеб
для
общеобразоват. Организаций/ В.П.Канакина, В.Г.Горецкий. - 7-е изд. - М.: Просвещение, 2015.
4
2. Тематическое планирование по курсу «Русский язык 1 класс».
№
п\п
Разделы, темы
Количество
часов
Блок «Русский язык. Обучение письму»
Добукварный период (18 часов)
1
Пропись – первая учебная тетрадь.
1
2
Рабочая строка. Верхняя и нижняя линии рабочей строки.
1
3
Письмо овалов и полуовалов.
1
4
Рисование бордюров.
1
5
Письмо длинных прямых наклонных линий.
1
6
Письмо наклонной длинной линии с закруглением внизу (влево). Письмо
короткой наклонной линии с закруглением внизу (вправо).
1
7
Письмо короткой наклонной линии с закруглением вверху (влево). Письмо
длинной наклонной линии с закруглением внизу (вправо).
1
8
Письмо больших и маленьких овалов, их чередование. Письмо коротких наклонных
линий.
1
9
Письмо коротких и длинных наклонных линий, их чередование. Письмо
коротких и длинных наклонных линий с закруглением влево и вправо.
1
10
Письмо короткой наклонной линии с закруглением внизу вправо. Письмо
коротких наклонных линий с закруглением вверху влево и закруглением внизу
вправо. Письмо наклонных линий с петлёй вверху и внизу.
1
11
Письмо наклонных линий с петлёй вверху и внизу. Письмо полуовалов, их
чередование. Письмо овалов.
1
12
Строчная и заглавная буквы А, а. (Пропись №2)
1
13
Строчная и заглавная буквы О, о
1
14
Строчная буква и.
1
15
Заглавная буква И.
1
16
Строчная буква ы.
1
17
Строчная и заглавная буквы У, у.
1
18
Гласные строчные и заглавные буквы.
1
Букварный период (72 часов)
19-20
Строчная и заглавная буквы Н, н.
2
21
Строчная и заглавная буквы С, с.
1
22
Заглавная буква С.
1
23-24
Строчная и заглавная буквы К, к.
2
25-26
Строчная и заглавная буквы Т, т.
2
27
Повторение и закрепление изученного.
1
28-29
Строчная и заглавная буквы Л, л.
2
30-31
Строчная и заглавная буквы Р р.
2
32-33
Строчная и заглавная буквы В, в.
2
34-35
Строчная и заглавная буквы Е, е.
2
36-37
Строчная и заглавная буквы П, п. (Пропись №3)
2
38-39
Строчная и заглавная буквы М, м.
2
40-42
Строчная и заглавная буквы З, з.
3
43-45
Строчная и заглавная буквы Б, б.
3
46-47
Строчная и заглавная буквы Д, д.
2
48
Заглавная буква Д.
1
49
Строчная и заглавная буквы Я, я.
1
50-52
Строчная и заглавная буквы Я, я.
3
53-54
Строчная и заглавная буквы Г, г.
2
55-56
Строчная буква ч.
2
57
Заглавная буква Ч.
1
5
58-59
Буква ь.
2
60-61
Строчная и заглавная буквы Ш, ш.
2
62
Письмо слогов и слов с изученными буквами.
1
63-64
Строчная и заглавная буквы Ж, ж.
2
65
Письмо изученных букв, слогов. Письмо элементов изученных букв.
1
66-67
Строчная буква ё.
2
68
Заглавная буква Ё.
1
69
Строчная и заглавная буквы Й, й.
1
70
Письмо изученных букв, слогов. Письмо элементов изученных букв.
1
71-73
Строчная и заглавная буквы Х, х.
3
74
Письмо изученных букв, слогов. Письмо элементов изученных букв.
1
75-77
Строчная и заглавная буквы Ю, ю.
3
78-80
Строчная и заглавная буквы Ц, ц.
3
81-82
Строчная и заглавная буквы Э, э.
2
83-84
Строчная буква щ.
2
85
Заглавная буква Щ.
1
86-87
Строчная и заглавная буквы Ф, ф.
2
88-89
Строчные буквы ь, ъ.
2
90
Контрольное списывание.
1
Послебукварный период (25 час)
91
Предложение. Оформление предложений.
1
92-93
Слова, отвечающие на вопросы «Кто?» и «Что?».
2
94-95
Слова, отвечающие на вопросы «Что делать?» и «Что сделать?»
2
96-97
Слова, отвечающие на вопросы «Какой?», «Какая?», «Какое?», «Какие?»
2
98
Предлоги.
1
99
Местоимения.
1
100
Диктант по теме «Предложение».
1
101-
102
Безударные гласные в корне слова.
2
103-
104
Звонкие и глухие согласные в конце слова.
2
105
Правописание жи - ши.
1
106
Правописание ча - ща.
1
107
Правописание чу – щу.
1
108
Правописание чк, чн,чт, щн.
1
109
Заглавная буква в словах.
1
110
Словарный диктант.
1
111
Деление слов на слоги.
1
112-
113
Основа предложения.
2
114
Алфавитный порядок слов.
1
115
Контрольное списывание.
1
Блок «Русский язык» (50 часов)
Наша речь (2 часа)
116
Знакомство с учебником. Язык и речь, их значение в жизни людей.
1
117
Виды речи (общее представление).
1
Текст, предложение, диалог (3 часа)
118
Предложение как группа слов, выражающая законченную мысль.
1
119
Диалог.
1
120
Диалог. Проверочная работа.
1
Слова, слова, слова… (4 часа)
121
Слова – названия предметов и явлений, слова – названия признаков предметов,
слова – названия действий предметов.
1
6
122
Слова однозначные и многозначные (общее представление).
1
123
Развитие речи. Составление текста по рисунку и опорным словам.
1
124
Слова – названия предметов и явлений, слова – названия признаков предметов,
слова – названия действий предметов. Проверочная работа.
1
Слово и слог (2 часа)
125
Деление слов на слоги.
1
126
Деление слов на слоги.
Проверочная работа.
1
Перенос слов (2 часа)
127
Правило переноса слов.
1
128
Развитие речи. Наблюдение над словом как средством создания словесно-
художественного образа. Проверочная работа.
1
Ударение (общее представление) (2 часа)
129
Ударение. Ударный и безударный слог.
1
130
Развитие речи. Коллективное составление содержания основной части сказки.
1
Звуки и буквы (34 часа)
131
Звуки и буквы.
1
132
Русский алфавит, или Азбука.
1
133
Русский алфавит, или Азбука.
1
134
Гласные звуки.Буквы, обозначающие гласные звуки.
1
135
Буквы е, ё, ю, я и их функции в слове. Слова с буквой э.
1
136
Развитие речи. Составление развёрнутого ответа на вопрос.
1
137-
139
Ударные и безударные гласные звуки.
3
140
Развитие речи. Составление устного рассказа по рисунку и опорным словам.
Проверочная работа.
1
141
Проверочный диктант.
1
142
Согласные звуки.
1
143
Слова с удвоенными согласными.
1
144
Буквы Й и И.Слова со звуком [й’] и буквой «и краткое».
1
145
Развитие речи. Восстановление текста с нарушенным порядком предложений
1
146
Твёрдые и мягкие согласные звуки.
1
147-
148
Буквы для обозначения твёрдых и мягких согласных звуков.
2
149
Мягкий знак как показатель мягкости согласного звука.
1
150
Согласные парные и непарные по твёрдости-мягкости.
1
151
Согласные звонкие и глухие.
1
152-
153
Звонкие и глухие согласные звуки на конце слова.
2
154
Проверочный диктант.
1
155
Шипящие согласные звуки.
1
156
Проект «Скороговорки».
Составление сборника «Весёлые скороговорки».
1
157
Буквосочетания ЧК, ЧН, ЧТ.
1
158
Буквосочетания ЖИ–ШИ, ЧА–ЩА, ЧУ–ЩУ.
1
159
Проверочный диктант.
1
160
Заглавная буква в словах.
1
161
Заглавная буква в именах, фамилиях, отчествах, кличках животных, названиях
городов и т.д.
1
162
Проверочная работа.
1
163
Проект «Сказочная страничка» (в названиях сказок – изученные правила
письма).
1
7
164
Итоговая проверочная работа.
1
Итоговое повторение (1 час)
165
Итоговое повторение.
1
8
3. Содержание курса «Русский язык. 1 класс»
Содержание курса русского языка представлено в программе как совокупность понятий,
правил,
сведений,
взаимодействующих
между
собой,
отражающих
реально
существующую
взаимосвязь
всех
сторон
языка:
фонетической,
лексической,
словообразовательной
и
грамматической (морфологической и синтаксической).
Знакомясь с единицами языка разных уровней, учащиеся усваивают их роль, функции, а
также связи и отношения, существующие в системе языка и речи.
Блок «Русский язык. Обучение письму» (115ч)
Виды речевой деятельности
Слушание. Осознание цели и ситуации устного общения. Адекватное восприятие звучащей
речи.
Понимание
на
слух
информации,
содержащейся
в
предложенном
тексте,
определение
основной мысли текста, передача его содержания по вопросам.
Говорение. Выбор языковых средств в соответствии с целями и условиями для эффективного
решения коммуникативной задачи. Практическое овладение диалогической формой речи. Овладение
умениями
начать,
поддержать,
закончить
разговор,
привлечь
внимание
и
т. п.
Практическое
овладение
устными
монологическими
высказываниями
в
соответствии
с
учебной
задачей
(описание,
повествование,
рассуждение).
Овладение
нормами
речевого
этикета
в
ситуациях
учебного и бытового общения (приветствие, прощание, извинение, благодарность, обращение с
просьбой). Соблюдение орфоэпических норм и правильной интонации.
Чтение. Понимание учебного текста. Выборочное чтение с целью нахождения необходимого
материала. Нахождение информации, заданной в тексте в явном виде. Формулирование простых
выводов на основе информации, содержащейся в тексте. Интерпретация и обобщение содержащейся
в тексте информации. Анализ и оценка содержания, языковых особенностей и структуры текста.
Письмо. Овладение разборчивым аккуратным письмом с учётом гигиенических требований
к этому виду учебной работы. Списывание, письмо под диктовку в соответствии с изученными
правилами. Письменное изложение содержания прослушанного и прочитанного текстов (подробное,
выборочное). Создание небольших собственных текстов (сочинений) по интересной детям тематике
(на основе впечатлений, литературных произведений, сюжетных картин, серий картин, репродукций
картин художников, просмотра фрагмента видеозаписи и т. п.).
Обучение письму
Фонетика.
Звуки
речи.
Осознание
единства
звукового
состава
слова
и
его
значения.
Установление числа и последовательности звуков в слове. Сопоставление слов, различающихся
одним
или
несколькими
звуками.
Составление
звуковых
моделей
слов.
Сравнение
моделей
различных слов. Подбор слов к определённой модели.
Различение гласных и согласных звуков, гласных ударных и безударных, согласных твёрдых
и мягких, звонких и глухих.
Слог как минимальная произносительная единица. Деление слов на слоги. Определение
места ударения. Смыслоразличительная роль ударения.
Графика.
Различение
звука
и
буквы:
буква
как
знак
звука.
Овладение
позиционным
способом
обозначения
звуков
буквами.
Буквы
гласных
как
показатель
твёрдости-мягкости
согласных звуков. Функция букв е, ё, ю, я. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего
согласного звука.
Знакомство с русским алфавитом как последовательностью букв.
Чтение.
Формирование
навыка
слогового
чтения
(ориентация
на
букву,
обозначающую
гласный звук). Плавное слоговое чтение и чтение целыми словами со скоростью, соответствующей
индивидуальному
темпу
ребёнка.
Осознанное
чтение
слов,
словосочетаний,
предложений
и
коротких текстов. Чтение с интонациями и паузами в соответствии со знаками препинания. Развитие
осознанности и выразительности чтения на материале небольших текстов и стихотворений.
Знакомство
с
орфоэпическим
чтением
(при
переходе
к
чтению
целыми
словами).
Орфографическое чтение (проговаривание) как средство самоконтроля при письме под диктовку и
при списывании.
Письмо.
Усвоение
гигиенических
требований
при
письме.
Развитие
мелкой
моторики
пальцев и свободы движения руки. Развитие умения ориентироваться на пространстве листа в
тетради
и
на
пространстве
классной
доски.
Овладение
начертанием
письменных
прописных
9
(заглавных)
и
строчных
букв.
Письмо
букв,
буквосочетаний,
слогов,
слов,
предложений
с
соблюдением гигиенических норм. Овладение разборчивым, аккуратным письмом. Письмо под
диктовку слов и предложений, написание которых не расходится с их произношением. Усвоение
приёмов и последовательности правильного списывания текста.
Овладение первичными навыками клавиатурного письма.
Понимание
функции
небуквенных
графических
средств:
пробела
между
словами,
знака
переноса.
Слово и предложение. Восприятие слова как объекта изучения, материала для анализа.
Наблюдение над значением слова.
Различение слова и предложения. Работа с предложением: выделение слов, изменение их
порядка.
Интонация
в
предложении.
Моделирование
предложения
в
соответствии
с
заданной
интонацией.
Орфография. Знакомство с правилами правописания и их применение:
• раздельное написание слов;
• обозначение гласных после шипящих (ча—ща, чу—щу, жи—ши);
• прописная (заглавная) буква в начале предложения, в именах собственных;
• перенос слов по слогам без стечения согласных;
• знаки препинания в конце предложения.
Развитие речи. Понимание прочитанного текста при самостоятельном чтении вслух и при
его прослушивании. Составление небольших рассказов повествовательного характера по серии
сюжетных картинок, материалам собственных игр, занятий, наблюдений, на основе опорных слов.
Блок «Русский язык» (50 ч)
Фонетика
и
орфоэпия.
Различение
гласных
и
согласных
звуков.
Нахождение
в
слове
ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твёрдых согласных звуков, определение
парных
и
непарных
по
твёрдости-мягкости
согласных
звуков.
Различение
звонких
и
глухих
согласных
звуков,
определение
парных
и
непарных
по
звонкости-глухости
согласных
звуков.
Определение качественной характеристики звука: гласный — согласный; гласный ударный —
безударный; согласный твёрдый — мягкий, парный — непарный; согласный звонкий — глухой,
парный — непарный. Деление слов на слоги. Слогообразующая роль гласных звуков. Словесное
ударение и логическое (смысловое) ударение в предложениях. Словообразующая функция ударения.
Ударение,
произношение
звуков
и
сочетаний
звуков
в
соответствии
с
нормами
современного
русского литературного языка. Фонетический анализ слова.
Графика. Различение звуков и букв. Обозначение на письме твёрдости и мягкости согласных
звуков. Использование на письме разделительныхь и ъ.
Установление соотношения звукового и буквенного состава слов типа стол, конь; в словах с
йотированными гласными е, ё, ю, я; в словах с непроизносимыми согласными.
Использование небуквенных графических средств: пробела между словами, знака переноса,
красной строки (абзаца), пунктуационных знаков (в пределах изученного).
Знание
алфавита:
правильное
называние
букв,
их
последовательность.
Использование
алфавита при работе со словарями, справочниками, каталогами.
Лексика. Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение
которых требует уточнения. Работа с разными словарями.
Подготовка к изучению морфологии.Слова-названия предметов и явлений; слова-названия
признаков предметов; слова - названия действий предметов.
Орфография
и
пунктуация.
Формирование
орфографической
зоркости,
использование
разных способов проверки орфограмм в зависимости от места орфограммы в слове. Использование
орфографического словаря.
Применение правил правописания и пунктуации:
• сочетания жи—ши, ча—ща, чу—щу в положении под ударением;
• сочетания чк—чн, чт, нч, щни др.;
• перенос слов;
• прописная буква в начале предложения, в именах собственных;
• проверяемые безударные гласные в корне слова;
• парные звонкие и глухие согласные в корне слова;
10
•
непроверяемые
гласные
и
согласные
в
корне
слова
(на
ограниченном
перечне
слов);
(непроверяемые буквы-орфограммы гласных и согласных звуков в корне слова
• разделительныйь;
• знаки препинания в конце предложения: точка, вопросительный и восклицательные знаки.
Развитие речи. Осознание ситуации общения: с какой целью, с кем и где происходит
общение?
Практическое овладение диалогической формой речи. Выражение собственного мнения, его
аргументация
с
учётом
ситуации
общения.
Овладение
умениями
ведения
разговора
(начать,
поддержать, закончить разговор, привлечь внимание и т.п.). Овладение нормами речевого этикета в
ситуациях
учебного
и
бытового
общения
(приветствие,
прощание,
извинение,
благодарность,
обращение с просьбой), в том числе при обращении с помощью средств ИКТ.
Практическое
овладение
монологической
формой
речи.
Умение
строить
устное
монологическое
высказывание
на
определённую
тему
с
использованием
разных
типов
речи
(описание, повествование, рассуждение).
Текст. Признаки текста. Смысловое единство предложений в тексте. Заглавие
Последовательность предложений в тексте.
Последовательность частей текста (абзацев).
Комплексная
работа
над
структурой
текста:
озаглавливание,
корректирование
порядка
предложений и частей текста (абзацев).
План текста. Составление планов к заданным текстам. Создание собственных текстов по
предложенным и самостоятельно составленным планам.
Слова с непроверяемыми написаниями
Ворона, воробей, весело, девочка, дежурный, деревня, заяц, карандаш, класс, классный,
корова, лисица (лисичка), машина, медведь, молоко, пальто, пенал, петух, русский, собака, сорока,
ученик, тетрадь, ученица, учитель, хорошо, язык.
Учебные часы, отведённые для изучения блока «Русский язык. Обучение письму»
распределены следующим образом:
№п/п
Содержание программного материала
Количество
часов
Количество проверочных
диктантов, контрольных
списываний, проектов
1
Добукварный (подготовительный) период
18ч
2
Букварный(основной) период
72ч
1 контрольное списывание
3
Послебукварный (заключительный) период
25ч
1 диктант
1 словарный диктант
1 контрольное списывание
ИТОГО
115ч
Блок «Русский язык»
№
п/п
Содержание программного материала
Количество
часов
Количество проверочных
диктантов, контрольных
списываний, проектов
1
Наша речь
2ч
2
Текст, предложение, диалог
3ч
3
Слова, слова, слова…
4ч
4
Слово и слог. Ударение
6ч
5
Звуки и буквы
34ч
3 проверочных диктанта,
2 проекта
6
Итоговое повторение
1ч
ИТОГО
50ч
4.Планируемые результаты освоения курса «Русский язык. 1 класс»
11
Программа
обеспечивает
достижение
первоклассниками
определенных
личностных,
метапредметных и предметных результатов.
Личностные результаты
1. Формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
осознание
своей
этнической
и
национальной
принадлежности,
формирование
ценностей
многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических
ценностных ориентаций.
2.
Формирование целостного,
социально
ориентированного
взгляда
на
мир
в
его
органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
3. Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других
народов.
4.
Овладение
начальными
навыками
адаптации
в
динамично
изменяющемся
и
развивающемся мире.
5 . Принятие
и
освоение
социальной
роли
обучающегося,
развитие
мотивов
учебной
деятельности и формирование личностного смысла учения.
6. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в
информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной
справедливости и свободе.
7. Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.
8.
Развитие
этических
чувств,
доброжелательности
и
эмоционально-нравственной
отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.
9 . Развитие
навыков
сотрудничества
со
взрослыми
и
сверстниками
в
различных
социальных
ситуациях,
умения
не
создавать
конфликтов
и
находить
выходы
из
спорных
ситуаций.
1 0 . Формирование
установки
на
безопасный,
здоровый
образ
жизни,
мотивации
к
творческому труду, к работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным
ценностям.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Учащийся научится:
–
принимать и сохранять учебную задачу;
–
учитывать
выделенные
учителем
ориентиры
действия
в
новом
учебном
материале
в
сотрудничестве с учителем;
–
планировать
свои
действия
в
соответствии
с
поставленной
задачей
и
условиями
ее
реализации, в том числе во внутреннем плане;
–
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
–
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату;
–
оценивать
правильность
выполнения
действия
на
уровне адекватной
ретроспективной
оценки соответствия результатов требованиям данной задачи;
–
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других
людей;
–
различать способ и результат действия;
–
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учета
характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более
совершенного результата, использовать запись в цифровой форме хода и результатов решения задачи,
собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.
Учащийся получит возможность научиться:
–
в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
–
преобразовывать практическую задачу в познавательную;
–
проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
–
самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры
действия
в
новом
учебном
материале;
12
–
осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу
действия, актуальный контроль на уровне произвольного внимания;
–
самостоятельно
оценивать
правильность
выполнения
действия
и
вносить
необходимые
коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия.
Познавательные универсальные учебные действия
Учащийся научится:
–
осуществлять
поиск
необходимой
информации
для
выполнения
учебных
заданий
с
использованием
учебной
литературы,
энциклопедий,
справочников
(включая
электронные,
цифровые),
в
открытом
информационном
пространстве,
в т о м числе
контролируемом
пространстве сети Интернет;
–
осуществлять
запись
(фиксацию)
выборочной
информации
об
окружающем
мире и о себе самом, в том числе с помощью инструментов ИКТ;
–
использовать знаковосимволические средства, в том числе модели (включая виртуальные) и
схемы (включая концептуальные), для решения задач;
–...проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
–
строить сообщения в устной и письменной форме;
–
ориентироваться на разнообразие способов решения задач;
–
основам
смыслового
восприятия
художественных
и
познавательных
текстов,
выделять
существенную информацию из сообщений разных видов (в первую очередь текстов);
–
осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков;
–
осуществлять синтез как составление целого из частей;
–
проводить сравнение, сериацию и классификацию по заданным критериям;
–
устанавливать причинноследственные связи в изучаемом круге явлений;
–
строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и
связях;
–
обобщать, т. е. осуществлять генерализацию и выведение общности для целого ряда или
класса единичных объектов, на основе выделения сущностной связи;
–
осуществлять
подведение
под
понятие
на
основе
распознавания
объектов,
выделения
существенных признаков и их синтеза;
–
устанавливать аналогии;
–
владеть рядом общих приемов решения задач.
Учащийся получит возможность научиться:
–
осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети
Интернет;
–
записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ;
–
создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;
–
осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме;
–
осуществлять
выбор
наиболее
эффективных
способов
решения
задач
в
зависимости
от
конкретных условий;
–
осуществлять
синтез
как
составление
целого
из
частей,
самостоятельно
достраивая
и
восполняя недостающие компоненты;
–
осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и
критерии для указанных логических операций;
–
строить логическое рассуждение, включающее установление причинноследственных связей;
–
произвольно и осознанно владеть общими приемами решения задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Учащийся научится:
–
адекватно
использовать
коммуникативные,
прежде
всег о речевые,
средства
для
решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том чис ле
сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации,
используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
–
допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе
не совпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнера в общении и
взаимодействии;
13
–
учитывать
разные
мнения
и
стремиться
к
координации
различных
позиций
в
сотрудничестве;
–
формулировать собственное мнение и позицию;
–
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том
числе в ситуации столкновения интересов;
–
строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что партнер знает и
видит, а что нет;
–
задавать вопросы;
–
контролировать действия партнера;
–
использовать речь для регуляции своего действия;
–
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных
задач, строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
Учащийся получит возможность научиться:
–
учитывать и координировать в сотрудничестве позиции других людей, отличные от
собственной;
–
учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;
–
понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;
–
аргументировать
свою
позицию
и
координировать
ее
с
позициями
партнеров
в
сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
–
продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и
позиций всех участников;
–
с учетом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать
партнеру необходимую информацию как ориентир для построения действия;
–
задавать
вопросы,
необходимые
для
организации
собственной
деятельности
и
сотрудничества с партнером;
–
осуществлять
взаимный
контроль
и
оказывать
в
сотрудничестве
необходимую
взаимопомощь;
–
адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных
коммуникативных задач, планирования и регуляции своей деятельности.
Предметные результаты
1. Формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и
культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания.
2. Понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной
культуры и основное средство человеческого общения; осознание значения русского языка как
государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения.
3. Сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи
как показателям общей культуры и гражданской позиции человека.
4. Овладение
первоначальными
представлениями
о
нормах
русского
языка
(орфоэпических, лексических, грамматических, орфографических, пунктуационных) и правилах
речевого этикета.
5. Формирование
умения
ориентироваться
в
целях,
задачах,
средствах
и
условиях
общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных
задач при составлении несложных монологических высказываний и письменных текстов.
6. Осознание безошибочного письма как одного из проявлений собственного уровня
культуры, применение орфографических правил и правил постановки знаков препинания при
записи собственных и предложенных текстов. Владение умением проверять написанное.
7. Овладение учебными действиями с языковыми единицами и формирование умения
использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.
8. Освоение первоначальных научных представлений о системе и структуре русского
языка: фонетике и графике, лексике, словообразовании (морфемике), морфологии и синтаксисе;
об основных единицах языка, их признаках и особенностях употребления в речи.
14
5.Учебно-методическое обеспечение программы.
1.
Русский
язык,
учебник
для
первого
класса
/
Горецкий
В.Г.,
Канакина
В.П. –
М.:
Просвещение, 2015.
2.
Электронное приложение к учебнику «Русский язык», 1 класс (Диск CD-ROM), авторы:
В.Г. Горецкий, В.П. Канакина.
15
3.
Прописи в 4-х частях / Федосова А.Н. – М.: Просвещение, 2016.
4.
Рабочая тетрадь к учебнику Русский язык. 1 класс / Канакина В.П. – М.: Просвещение,
2016.
5.
Демидова
М.Ю.,
Иванов
С.В.
и
др.
Оценка
достижений
планируемых
результатов
в
начальной школе. Система заданий. В 3-х частях. – М.: Просвещение, 2011.
6. Логинова О.Б., Яковлева С.Г. Мои достижения. Итоговые комплексные работы. 1 класс. – М.:
Просвещение, 2011.
7. Горецкий В.Г. Обучение грамоте. Методическое пособие. – М.: Просвещение, 2012.
8. Дмитриева О.И.Поурочные разработки по русскому языку. 1 класс. – М.: ВАКО, 2017.
9. Канакина В.П. Сборник диктантов и творческих работ. 1-2 классы. Книга для учителя. – М.:
Просвещение, 2016.
10. Канакина В.П.Русский язык. Проверочные работы. 1 класс.- М.: Просвещение, 2016.
11.
Жиренко
О.Е.,
Лукина
Т.М.
Тренажер
по
чистописанию.
Добукварный
и
букварный
периоды. 1 класс. - М., ВАКО, 2016.
12. Жиренко О.Е., Лукина Т.М. Тренажер по чистописанию. Послебукварный период. 1 класс.-
М., ВАКО, 2017.
6. Литература.
1. Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Школа России».
1-4
классы:
пособие
для
учителей
общеобразоват.
организаций/В.П.Канакина,
В.Г.Горецкий,
М.В.Бойкина- М.: Просвещение, 2014.
16
2.
Рабочие
программы.
Начальная
школа.
1
класс.
УМК
«Школа
России».
Методическое
пособие с электронным приложением/ Авт.-сост. С.А.Шейкина; под редакцией Е.С. Галанжиной. -
М.: Планета, 2016.
17