Автор: Жалсанов Михаил Михайлович
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ "Баргузинская средняя общеобразовательная школа"
Населённый пункт: с. Баргузин, Республика Бурятия
Наименование материала: учебная программа
Тема: Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Моя игра"
Раздел: среднее образование
Управление образования администрации М.О.«Баргузинский район»
МБОУ «Баргузинская средняя общеобразовательная школа»
«Рассмотрено»
Руководитель МО
Матхонова С.П.
Протокол № 1 от
«31»августа 2017г.
«Согласовано»
Заместитель директора
по НМР МБОУ
«Баргузинская СОШ»:
Л.М.Жалсанова./_________
/
«31» авуста 2017г.
«Утверждаю»
Директор МБОУ
«Баргузинская СОШ»:
А.И.Молчанов./_________/
Приказ №1 от
«31» августа 2017г.
Рабочая программа
курса внеурочной программы
«Моя игра»
Автор: Жалсанов М.М.,
учитель физической культуры
МБОУ «Баргузинская СОШ»
Рассмотрено на заседании
Педагогического совета
Протокол № 1 от 31.08.2017г.
2017 - 2018 учебный год
Пояснительная записка.
Согласно
Федеральному
базисному
учебному
плану
для
общеобразовательных
учреждений
Российский
Федерации
организация
занятий
по
направлениям
внеурочной
деятельности
с
национальным
компонентом
является
неотъемлемой
частью
образовательного
процесса
в
Баргузинской СОШ. Время, отводимое на внеурочной деятельности, используется по желанию
учащихся и в формах, отличных от урочной системы обучения.
Нормативно-правовой и документальной базой рабочей программы «Подвижные игры народов
мира» являются:
Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации»от 29.12.2012 № 273
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (далее
ФГОС), 2010 г
Письмо Министерства образования и науки Российской Федерации от 12.05.2011 № 03-296 «Об
организации
внеурочной
деятельности
при
введении
федерального
государственного
образовательного стандарта общего образования»
Методические
рекомендации
по
развитию
дополнительного
образования
детей
в
общеобразовательных учреждениях (Приложение к письму Минобразования РФ от 11 июня 2002
года №30-51 -433\16
Цель и задачи данного курса:
-способствовать воспитанию национального самосознания в области образования на основе
возрождения традиционной и развития современной игровой культуры,
духовному совершенствованию физически здоровой личности учащегося начальной школы,
расширению его историко-культурного кругозора.
Достижение цели обеспечивается решением следующих основных задач:
- приобретение знаний народных играх, о традициях, истории и культуре;
- обучение разнообразным правилам народных игр и других физических упражнений игровой
направленности;
- прививать необходимые теоретические знания в области физической культуры, спорта, гигиены;
развитие физических качеств: силы, быстроты, выносливости, ловкости;
- гармоническое развитие функциональных систем организма ребёнка, повышение жизненного
тонуса;
- повышение физической и умственной работоспособности школьника;
-
формирование
потребности
к
систематическим
занятиям
физическими
упражнениями,
ответственности за свое здоровье;
- привить учащимся интерес и любовь к занятиям различным видам спортивной и игровой
деятельности;
- воспитание культуры общения со сверстниками и сотрудничества в условиях учебной, игровой
и соревновательной деятельности.
Общая характеристика
В
формировании
представления
о
национальных
играх,
а
также
физически
здоровой
и
физическиразвитой личности с высокой потребностью в двигательной активности и повышенной
умственной работоспособностью важнейшее значение имеет занятия по секциям с уклоном на
народные игры
Для того чтобы достаточно четко и качественно, а самое главное, интересно организовать
физкультурно-оздоровительную работу, при этом, соединяя разные национальные игры в одно
занятие, посвященные сотрудничеству и дружбе разных народов, то детинаучатся отмечать
самобытность
каждой
игры,
ее
неповторимый
национальный
характер.
С
уважением
будут
относиться
к
национальным
обычаям
и
традициям
других
народов;
проявят
интерес
к
достижениям культуры и жизни других народов. Освоят двигательные умения и навыки, повысят
уровень
физического
и
моторного
развития
и
научатся
самостоятельно
организовывать
национальные
игры.
Если
творчески
проводить
игру,
то
у
детей
пробуждается
интерес,
воображение,
что
ведет
к
активному
выполнению
игровых
действий.
Хорошая,
грамотная
организация деятельности поможет отвлечь ребят от такой вредной привычки как табакокурение,
которое столь популярно среди детей. Сформируется устойчивый интерес к занятиям физической
культуры.
Принципы
1.
Сознательности и активности - сознательное отношение к занятuям, воспитание у
учащuxся заинтересованности в игровых действиях и осмысленного отношения к ним.
2.
Наглядности
- помогает
создать
представление
о
темпе,
ритме,
амплитуде
движений.
3.
Доступности - требует постановки перед учащимися задач, соответствующих их
силам и соблюдения в обучении элементарных правил: от известного к неизвестному, от легкого
к трудному, от простого к сложному.
4.
Систематичности - предусматривает непрерывность процесса обучения игровым
действиям, чередование работы и отдыха для поддержания работоспособности и активности
учащихся.
Место учебного занятия в учебном плане
Народные
игры
являются
традиционным
средством
педагогики.
Испокон
веков
в
них
ярко
отражался
образ
жизни
людей,
их
быт,
труд,
национальные
устои,
представления
о
чести,
смелости, мужестве, желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой
движений,
проявлять
смекалку,
выдержку,
творческую
выдумку,
находчивость,
волю
и
стремление к победе.
Народные
игры
являются
неотъемлемой
частью
интернационального,
художественного
и
физического
воспитания школьников. Радость движения сочетается с духовным обогащением
детей. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре
родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических
чувств.
Организация занятий по направлению «Дополнительного Образования» являются неотъемлемой
частью образовательного процесса. Данная программа рассчитана учеников 12-17 лет в объёме
14 часов.
Планируемые результаты
Личностными
результатами освоения
учащимися
содержания
курса
являются
следующие
умения:
- активно включаться в общение и взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и -
доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания;
- проявлять положительные качества личности и управлять своими эмоциями в различных
(нестандартных) ситуациях и условиях;
- проявлять дисциплинированность, трудолюбие и упорство в достижении поставленных целей;
- оказывать бескорыстную помощь своим сверстникам, находить с ними общий язык и общие
интересы.
Метапредметными результатами освоения учащимися содержания программы по курсу «моя
игра» являются следующие умения:
- характеризовать явления (действия и поступки), давать им объективную оценку на основе
освоенных знаний и имеющегося опыта;
- находить ошибки при выполнении учебных заданий, отбирать способы их исправления;
-
общаться
и
взаимодействовать
со
сверстниками
на
принципах
взаимоуважения
и
взаимопомощи, дружбы и толерантности;
- обеспечивать защиту и сохранность природы во время активного отдыха и занятий физической
культурой;
-
организовывать
самостоятельную
деятельность
с
учётом
требований
её
безопасности,
сохранности инвентаря и оборудования, организации места занятий;
-
планировать
собственную
деятельность,
распределять
нагрузку
и
отдых
в
процессе
ее
выполнения;
- анализировать и объективно оценивать результаты собственного труда, находить возможности и
способы их улучшения;
- видеть красоту движений, выделять и обосновывать эстетические признаки в движениях и
передвижениях человека;
- оценивать красоту телосложения и осанки, сравнивать их с эталонными образцами;
- управлять эмоциями при общении со сверстниками и взрослыми, сохранять хладнокровие,
сдержанность, рассудительность;
-
технически
правильно
выполнять
двигательные
действия
из
базовых
видов
спорта,
использовать их в игровой и соревновательной деятельности.
Предметными результатами освоения учащимися содержания программы по курсу «моя игра»
являются следующие умения:
- представлять игры как средство укрепления здоровья, физического развития и физической
подготовки человека;
- оказывать посильную помощь и моральную поддержку сверстникам при выполнении учебных
заданий, доброжелательно и уважительно объяснять ошибки и способы их устранения;
- организовывать и проводить со сверстниками подвижные игры и элементы соревнований,
осуществлять их объективное судейство;
-
бережно
обращаться
с
инвентарём
и
оборудованием,
соблюдать
требования
техники
безопасности к местам проведения;
- организовывать и проводить игры с разной целевой направленностью
взаимодействовать со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
-
в
доступной
форме
объяснять
правила
(технику)
выполнения
двигательных
действий,
анализировать и находить ошибки, эффективно их исправлять;
-
находить
отличительные
особенности
в
выполнении
двигательного
действия
разными
учениками, выделять отличительные признаки и элементы;
-
выполнять
технические
действия
из
базовых
видов
спорта,
применять
их
в
игровой
и
соревновательной деятельности;
-
применять
жизненно
важные
двигательные
навыки
и
умения
различными
способами,
в
различных изменяющихся, вариативных условиях.
Содержание курса.
I.
Основы знаний о физической культуре (в процессе занятий)
II.
Подвижные народные игры:
-Перетягивание кнута(Эвенкийская народная игра)
-Тэбэг(Бурятская народная игра)
- «В попа» (Русская (Семейская) народная игра)
III. Интеллектуальная игры:
-Русские шашки (Русская народная игра)
- «Шагай наадан» (Бурятская народная игра)
IV. Итоговое занятие..Фестиваль народных игр.Презентация проектов «Моя игра»
Календарно тематическое планирование
Ожидаемые результаты
Внеклассное занятие по национальным иrpам поможет школьникам:
1. Укрепить здоровье.
2. Научиться вести ЗОЖ.
3. Отмечать самобытность каждой иrpы, ее неповторимый национальный характер.
4.Самостоятельно организовать и провести национальные игры.
5.Доброжелательно (толерантно) относиться к людям разной национальности.
6.Раскрыть творческие способности.
7 .Улучшить личные спортивные рекорды.
8. Развить память, внимание
Используемая литература
№
n/n
Тема урока
Коли
чество
часов
Дата
план(продолжите
льность
учебной
недели)
Дата факт
Раздел программы+ Количество часов
Подраздел программы+ Количество часов
I.
История народных игр
1
15.09. 2017
II.
Подвижные народные игры
7
1.
«Перетягивание кнута» (Эвенкийская народная
игра)
2
а)
История игры «Перетягивания кнута»
1
19.09.2017
б)
Перетягивание кнута(практическое занятие)
1
22.09.2017
2.
«Тэбэг» (Бурятская народная игра)
2
а)
История игры «Тэбэг»
1
26.09.2017
б)
Тэбэг (практическое занятие)
1
29.09.2017
3.
«В попа» (Русская (Семейская) народная игра)
2
а)
История игры «В попа»
1
03.10.2017
б)
«В попа» ( практическое занятие)
1
06.10.2017
III
Интеллектуальные народные игры
6
1.
«Русские шашки»(русская народная игра)
3
а)
История русских шашек
1
10.10.2017
б)
Русские шашки(практическое занятие)
1
13.10.2017
в)
Русские шашки(практическое занятие)
1
17.10.2017
2.
«Шагай
наадан»
(Бурятская
национальные
игры)
3
а)
История «Шагай наадан»
1
20.10.2017
б)
«Шагай наадан» (практическое занятие)
1
24.10.2017
в)
«Шагай наадан» (практическое занятие)
1
27.12.2017
IV
Итоговое занятие
1
а)
Фестиваль
народных
игр.
Презентация
ученических проектов «Моя игра»
1
31.10 2017г.
итого
14
1. Бордовская Н., Реан А. Педагогика. – СПб.: Питер, 2011. – 304 с.
2. Карпушин Б.А. Педагогика физической культуры. – М.: Изд-во «Советский спорт», 2013. –
300 с.
3. Кузнецов В.С. Теория и методика физической культуры. – М.: Академия, 2012. – 420 с. 4.
Макаров Ю. М. Теория и методика обучения базовым видам спорта: Подвижные игры. – М.:
Академия, 2-е изд., стер., 2013. – 272 с.
5. Максачук Е.П. Актуализация формирования спортивной культуры личности молодого
поколения. – М.: Спутник +, 2012. -104 с.
6. Неверкович С.Д, Аронова Т. В. Педагогика физической культуры и спорта. – М.: Академия,
2010. – 320 с.
7. Питюков В.Ю. Основы педагогической технологии. – М.: Гном и Д., 2005. – 192 с.
8. Погадаев Д.И. Народные игры на уроках физической культуры и во внеурочное время. 1-11
классы. - М.: ДРОФА, 2010,. – 144 с.
9. Штинова Г.Н., Галагузова М.А. Социальная педагогика. – М.: Книга по требованию, 2008.
– 448 с.