Автор: Жалсанов Михаил Михайлович
Должность: учитель физической культуры
Учебное заведение: МБОУ "Баргузинская средняя общеобразовательная школа"
Населённый пункт: с. Баргузин, Республика Бурятия
Наименование материала: методическая разработка
Тема: конспект занятия внеурочного курса "Моя игра"
Раздел: среднее образование
Управление образования администрации М.О.«Баргузинский район»
МБОУ «Баргузинская средняя общеобразовательная школа»
План - конспект занятия
курса внеурочной деятельности
«Моя игра»
на тему
«Русские народные игры»
Автор: Жалсанов М.М.,
учитель физической культуры
МБОУ «Баргузинская СОШ»
Баргузин
2017г.
План - конспект занятия
курса внеурочной деятельности «Моя игра»
на тему «Русские народные игры»
Цель: Развитие физических качеств учащихся на основе народных игр.
Задачи:
Образовательные задачи
(предметные результаты):
* закрепить умение играть в раннее изученные игры.
Развивающие задачи (метапредметные результаты):
*
развивать
навык
взаимодействия
учащихся,
быстроту,
ловкость,
внимание,
координацию
движений
(познавательное УУД).
Воспитательные задачи
(личностные результаты):
* воспитывать любовь к русской культуре, чувство коллективизма и осознанное отношение к здоровому
образу жизни (личностное УУД)
СТРУКТУРА И ХОД ЗАНЯТИЯ
№
Этап урока
Деятельность
учителя
Деятельность ученика
Формируемые УУД
1
Подготовительная часть (10 минут)
1. Построение, приветствие, сообщение темы и
задачи.
2. Ходьба с заданиями:
*ходьба на внешней стороне стопы;
*ходьба, перекатываясь с пятки на носок;
*ходьба на носках
*ходьба на равновесие, руки в стороны;
Ребята, а для чего мы с вами выполняли эти
упражнения? (профилактика плоскостопия)
3. Бег с заданиями:
*правым боком приставным шагом; *левым боком
приставным шагом;
*с высоким подниманием бедра;
*захлёст голени;
* ускорение по диагонали и т.д.
4. ОРУ без предметов:
- И.п. – ноги на ширине, руки на поясе. 1 – руки в
стороны; 2 – руки вверх, подняться на носки; 3 –
руки в стороны; 4 – и.п. (7-8 раз).
- И.п. – ноги на ширине плеч, руки за головой. 1 –
поворот туловища вправо, руки в стороны; 2 – и.п.
То же влево (8раз).
Организация
учащихся на урок.
Следить за осанкой, за
правильным
выполнением
упражнений.
Закрепление знаний
по двигательным
действиям
Научить
самостоятельно
выполнять
упражнения
Построение в одну
шеренгу.
Соблюдать интервал.
А к т и в н о е
у ч а с т и е
в
диалоге с учителем.
Соблюдать интервал.
Придумывают упражнения
Постановка учебной цели
занятия
Умение правильно
выполнять двигательное
действие
Умение распознавать и
называть двигательное
действие
Понимание необходимости
выполнения упражнений
для предупреждения
плоскостопия
Умение организовать
собственную деятельность
Умение распознавать и
называть двигательное
действие
Умение взаимодействовать
со сверстниками.
Запомнить упражнения.
Умение видеть и
- И.п. – ноги на ширине плеч, руки внизу. 1 – руки
в стороны; 2 - наклон к правой (левой) ноге,
коснуться пальцами рук, носков ног; 3 –
выпрямиться, руки в стороны; 4 – и.п. (6-8раз).
- И.п. – о.с., руки внизу. 1 – правую ногу в
сторону, руки в стороны; 2 – правую руку вниз,
левую руку вверх; 3 – руки в стороны; 4 –
приставить правую ногу, вернуться в и.п. То же
влево (8раз).
- И.п. – о.с., руки на поясе. 1 – правую ногу
вперёд на носок; 2 – в сторону (вправо); 3 – назад;
4 – и.п. То же влево, левой ногой (6-8раз).
- И.п. – о.с., руки на поясе. 1 – прыжком ноги
врозь, руки в стороны; 2 – вернуться в и.п. (5-
6раз).
5. Перестроение для эстафет в три колонны
для разминки на все
группы мышц
Повторяют за педагогом и
запоминают
чувствовать красоту
движения
2
Основная часть (25 минут)
1.
Эстафеты с предметами:
«Челночный бег»
«Не урони мяч»
«Фигурное ведение мяча»
«Ловкий прыгун»
«Пингвин»
«Ведение мяча в обруче»
«Быстрый и ловкий”
« Сквозь обруч»
2. Народная игра « Совушка»
Закреплять знаний по
двигательным
действиям
Соотносить задания
См. приложение № 1
См. приложение № 2
Умение самоопределиться с
заданием и принять
решение по его
выполнению.
Умение работать в команде
Умение технически
правильно выполнять
двигательное действие.
учителя с
двигательными
действиями учеников.
Развитие умения
давать оценку
двигательным
действиям.
Водящий оценивает
выполнение заданного
положения, дети активно
играют, соблюдая правила.
Умение активно включаться
в коллективную
деятельность
3
Заключительная часть (5 минут)
1.
Построение в одну шеренгу.
2.
Игра «Кто лучше услышит»
3.
Подведение итогов урока.
4.
Домашнее задание.
Умение
организовывать
коллективную
совместную
деятельность
Отметить
отличившихся ребят.
Умение работать в
команде
Составить проект Моя
Любимая игра
«Русская ( семейская,
казачья) народная
игра., используя
материалы
информаторов,
проживающих в
См. приложение № 3
См. Приложение №4
Умение выполнять
упражнения по команде.
Баргузине,Бурятии.
Приложение 1
Эстафеты:
1.
«Челночный бег» (от старта на равном расстоянии чертятся 3 полосы. По сигналу первые участники бегут до 1-ой
полосы, возвращаются до старта. Затем бегут до 2-ой полосы, возвращаются до старта. Затем бегут до 3-ей полосы, возвращаются
до старта, передают эстафету следующему участнику, и т.д. пока не выполнит последний участник команды).
2.
«Не урони мяч» (у первого игрока в руках теннисная ракетка, на ней лежит теннисный мяч, по сигналу донести мяч на ра-
кетке до ориентира и вернуться обратно, стараясь не уронить мяч).
3.
«Фигурное ведение мяча» (на одинаковом расстоянии друг от друга поставить стойки, по сигналу обвести палкой мяч во -
круг стоек, в обратном направлении бег по прямой и передача мяча с клюшкой следующему игроку).
4.
«Ловкий прыгун» (первый игрок прыгает, второй становится на место его приземления, прыгает и т.д.).
5.
«Пингвин» (у первых игроков между ног волейбольный мяч, по сигналу игроки прыгают до ориентира, в обратном
направлении бегут бегом, мяч несут в руках).
6.
«Ведение мяча в обруче» (первый игрок держит обруч в руках, мяч лежит на полу, по сигналу игроки бегут до ориентира
и обратно, ведя мяч обручем).
7.
«Сквозь обруч» (игроки встают в затылок друг другу. Перед каждой командой лежит обруч. По сигналу первые игроки бе -
гут к обручу, пролезают через него и бегут обратно. Следующий игрок выполняет то же самое и т. д.)
Приложение 2
Народная игра « Совушка»:
Игроки на площадке располагаются произвольно. «Совушка» - в гнезде.
По сигналу ведущего: «День наступает, всё оживает!» - дети начинают бегать, прыгать, подражая полёту бабочек, птичек, жучков
и т. д.
По второму сигналу: «Ночь наступает, всё замирает – сова вылетает!» - играющие останавливаются, замирают в позе, в которой
их застал сигнал.
«Совушка» выходит на охоту. Заметив движение игрока, уводит его в свое гнездо. Затем «Совушка» опять возвращается в своё
гнездо, и дети вновь начинают свободно резвиться на площадке.
Приложение 3
Игра Кто лучше услышит»:
Дети становятся в одну шеренгу, закрывают глаза и слушают только голос водящего. Водящим подаются команды различного
происхождения: руки вверх, вниз, вперед, шаг влево, шаг левой, налево и.т.д. В конце игры ребята открывают глаза и смотрят кто -
где оказался. Выявляются самые внимательные ученики.
Приложение 4
Описание игр.
«В попа» семейская игра
Дети ставят свои пальцы под руку водящего, протянутую ладонью вниз. Ведущий произносит слова:
Шёл поп через мост,
Поймал рыбу за хвост.
Эта рыбка была Тимофеева жена.
Она умела ворожить,
По копеечке ложить.
Нам копеечку не надо,
А вора поймать нам надо.
На последнем слове ведущий пытается схватить рукой чей-нибудь палец. Пойманный за пальчик ребёнок выходит из игры.
«В колдуна» семейская и казачья игра
Колдун бегает за детьми и «заколдовывает» их. Тот, до кого дотронулся рукой колдун, должен стоять не шевелясь и кричать:
«Расколдуйте меня, заколдованный я». Колдун должен следить, чтобы его никто не расколдовал, и успеть заколдовать осталь -
ных. Те игроки, которых колдун ещё не заколдовал, могут расколдовать заколдованного, дотронувшись до него. Выигрывает тот,
кто остался незаколдованным, или колдун, если заколдовал всех.
«Заинька» казачья игра.
Дети становятся в круг. В центре –Заинька. Начинается хоровод. Дети двигаются то в одну сторону, то в другую и поют:
Заинька по сеничкам гуляй, гуляй.
По новеньким разгуливай, серенький.
Заинька пытается выйти из круга, его не пускают. Если он вырвался, то выходит и забирает двух игроков, которые его выпусти -
ли. Затем выбирают нового Заиньку.
« Калечина-малечина» казачья игра.
Это старинная народная игра. Поставив палочку на палец, ладонь, ногу и т.д. стараются продержать её в равновесии, пока
произносят слова: « Калечина –малечина сколько часов до вечера? Раз,два, три…десять»
*на одном пальце
*на тыльной стороне ладони
*на кончике носка ноги
*на локте
«Стеколочка» казачья игра
Выбирается два водящих, один кладёт в руки стеколочку кому-нибудь из сидящих в куругу игроков и приговариевает6
Хороню я золото, хороню я серебро.
Чады, чады, девицы,
У кого чистое серебро?
Другой водящий угадывает. Если угадает-выходит из игры первый водящий, а второй становится на его место.
«Разлука»- казачья игра
Игра по принципу «ручейка». Играющие разбиваются на пары, и взявшись за руки выстраиваются друг за другом. Встав в две ше -
ренги, пары поднимают руки и образуют коридор из «воротцев». Ведущий идёт через коридор, начиная с конца шеренги, остав -
шийся без пары продолжает игру.
«Блины» казачья игра.
Играющие становятся в круг, плечом к плечу. Это «сковорода». В центре водящий-наблюдатель. По его сигналу, без помощи рук
надо суметь вытолкнуть соседа на сковороду. Если кого-то вытолкнули в круг, то «блин спёкся», и тот выходит из игры. «Сковоро -
да» уменьшается в размерах. Игра продолжается до тех пор , пока в сковороде не останется два человека.
«Плюшки» семейская игра.
Играют в догонялки. Тот, кого догнал и успел ударить водящий, становится «плюшкой». Теперь «плюшка» догоняет игроков, что -
бы шлёпнуть одного из них. Выигрывает тот, кто не получил ни одной «плюшки».
Использованные источники:
1)Зенкова Т.М. Народная традиционная культура семейских Восточного Забайкалья: история и современность.-Чита, Экспресс-
издательство, 2010г. 2)Информаторы: Зыков Александр Викторович, Костриченко Владимир Владимирович.