Автор: Тихонова Маргарита Анатольевна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ гимназия №44 им .Деева В.Н.
Населённый пункт: город Ульяновск
Наименование материала: рабочая программа
Тема: Рабочая программа по литературному чтению для 1 класса
Раздел: начальное образование
Рабочая программа по литературному чтению
Календарно-тематическое
планирование
составлено
в
соответствии
с
«Программой общеобразовательных учреждений. Начальная школа. 1 – 4 классы.
Учебно – методический комплект «Планета знаний»: русский язык, литературное
чтение, математика, окружающий мир» - М.: Астрель; Владимир: ВКТ, 2013, изданной
под общей редакцией И. А. Петровой и учебнику, входящему в комплект учебников
для начальной школы «Планета знаний» под общей редакцией И. А. Петровой: Кац Э.
Э. Литературное чтение: учебник для 1 класса четырёхлетней начальной школы / Э.Э.
Кац. – М.: Астрель, 2012.
Программа
ориентирована
на
достижение
целей,
определённых
в
Стандарте
начального общего образования.
Согласно учебному плану гимназии на изучение курса литературное чтение выделено
40 учебных часов (4 часа в неделю).
Планируемые результаты освоения предмета
Предметные результаты
Учащийся научится:
Учащийся получит возможность
научиться:
-воспринимать на слух чтение учителя и
товарищей по классу;
-читать
плавно,
по
слогам
и
целыми
словами
вслух
(в
соответствии
с
индивидуальным темпом);
-читать
выразительно,
орфоэпически
правильно,
с
сохранением
интонации
конца предложения;
-с амо стоятельно
определять
т е м у
произведения и под руководством учителя
главную
мысль
прочитанного
или
прослушанного произведения;
-вычерпывать
актуальную
информацию
текста (герои, поступки героев, события);
-участвовать в коллективном обсуждении
прочитанного
или
п р о с л у ш а н н о го
произведения;
отвечать
на
вопросы
учителя;
-пересказывать текст подробно с опорой
на картинный план, на иллюстрацию; на
основе опорных слов (словесная модель
текста);
-читать
текст
про
себя
с
постепенным
увеличением
скоро сти
чтения
в
соответствии с индивидуальным темпом;
-самостоятельно
определять
главную
мысль произведения;
-задавать
самостоятельно
вопросы
по
прочитанному
или
прослушанному
произведению;
-пересказывать
текст
на
основе
плана,
со ставленного
под
ру ко вод с т вом
учителя;
-находить
самостоятельно
книгу
в
библиотеке по заданным параметрам.
-участвовать
в
организации
выставки
книг в классе;
- н а х о д и т ь
к н и г у
п о
з а д а н н ы м
параметрам в домашней библиотеке.
-определять
особенности
сказочного
текста;
-характеризовать героя произведения;
- с а м о с т о я т е л ь н о
о п р е д е л я т ь
в
художественном
тексте
звукопись
как
-представлять
выбранную
в
библиотеке
книгу (автор, заголовок, тема выбранной
книги).
- н а з ы в а т ь
а в т о р о в
и
з а г о л о в к и
п р оч и т а н н ы х
и л и
п р о с л у ш а н н ы х
произведений в классе;
-находить
в
учебнике
произведение
в
соответствии
с
заданными
параметрами
(тема, автор, название).
-ориентироваться
в
л и т е р ату р н ы х
понятиях: ч и т а т е л ь ,
а в т о р ,
художественное
произведение,
тема,
герой, рифма;
-различать
жанры
произведений: сказка,
рассказ, стихотворение;
-различать
малые
фольклорные
жанры:
потешка,
песенка,
загадка,
пословица,
поговорка;
-находить
слова
в
тексте,
которые
помогают
услышать
представляемых
в
произведении героев (звукопись).
-создавать небольшое высказывание на
основе прочитанных или прослушанных
произведений;
-придумывать сказочные тексты по
аналогии с прочитанными;
-создавать свои собственные творческие
объекты: фотогазета, плакат и др.;
-иллюстрировать прочитанное или
прослушанное произведение;
-разыгрывать произведение по ролям,
используя мимику, жест, интонацию под
руководством учителя.
средство создания образа.
-придумывать
рассказ
по
аналогии
с
прочитанными
или
прослушанными
произведениями;
-читать
стихотворение,
передавая
настроение
с
помощью
различных
выразительных средств;
- и н с ц е н и р о в а т ь
п р о и з в е д е н и я
самостоятельно,
используя
различные
средства выразительности.
Метапредметные результаты
Учащийся научится:
Учащийся получит возможность
научиться:
Регулятивные универсальные учебные
действия:
-понимать,
принимать
и
сохранять
учебную задачу;
-составлять
план
действий
решения
учебной
задачи
под
руководством
учителя;
Регулятивные универсальные учебные
действия:
-понимать
цель
и
смысл
выполняемых
заданий;
-само стоятельно
со ставлять
п л а н
действий решения учебной задачи;
-само стоятельно
со ставлять
п л а н
-составлять
план
действий
на
основе
заявленной
в
методическом
аппарате
учебника системы условных обозначений
под руководством учителя;
-оценивать результат своей деятельности
в соответствии с заданными критериями
или образцом;
-принимать
позицию
чит ателя
и
слушателя
в
соответствии
с
решаемой
учебной задачей.
Познавательные
у н и в е р са л ь н ы е
учебные действия:
-работать с учебником, ориентироваться в
учебнике
на
основе
системы
условных
обозначений;
-читать
текст,
выделять
фактическую
информацию
в
тексте
( с о б ы т и я ,
поступки, герои);
-определять
в
художественном
тексте
по следовательно сть
событий,
и х
причинно-следственную связь;
-представлять книги, группировать их на
основе существенных признаков;
-осуществлять
поиск
необходимой
информации для выполнения заданий в
пространстве библиотеки; в справочной
литературе для детей;
-использовать
знаково-символические
средства, в том числе словесные модели
для создания высказывания.
Коммуникативные
универсальные
учебные действия:
-слушать и воспринимать высказывания
учителя и товарищей по классу;
-принимать
участие
в
обсуждении
прочитанного;
-принимать различные точки зрения на
прочитанное произведение;
-работать
в
п а р е ,
в
г р у п п е ;
д о г о в а р и в а т ь с я
о
с о в м е с т н о м
выполнении заданий.
действий
на
основе
заявленной
в
методическом аппарате учебника системы
условных обозначений;
-самостоятельно
определять
критерии
оценки достигнутых результатов.
Познавательные универсальные учебные
действия:
-самостоятельно
работать
с
учебником
литературного
чтения
как
источником
и н ф о рм а ц и и ;
н а ход и т ь
з а д а н н о е
произведение разными способами;
-выделять
в
тексте
основные
части;
определять микротемы, создавать устные
словесные
иллюстрации
на
о снове
выделенной микротемы;
-группировать
тексты
по
заданному
основанию
(по
теме,
главной
мысли,
героям);
-сравнивать
разные
тексты
(по
теме,
главной мысли, героям).
Коммуникативные
универсальные
учебные действия:
-задавать вопросы и отвечать на вопросы
по прочитанному произведению;
-следить за действиями участников пары
и
группы
в
процессе
коллективной
творческой
деятельности;
проявлять
интерес к общению.
Личностные результаты
Учащийся научится:
Учащийся получит возможность
научиться:
-формирование
о снов
р о с с и й с ко й
гражданской
идентичности,
чувства
гордости
за
свою
Родину,
российский
народ и историю России; осознание своей
э т н и ч е с к о й
и
н а ц и о н а л ь н о й
п р и н а д л е ж н о с т и ,
ц е н н о с т е й
мн о го н а ц и о н а л ь н о го
р о с с и й с ко г о
общества; становление гуманистических и
демократических ценностных ориентаций;
-внутренняя позиция школьника на уровне
положительного
отношения
к
уроку
литературного
чтения
и
к
процессу
чтения;
-развитие
самостоятельности
и
личной
ответственности
за
свои
поступки
на
основе
представлений
о
нравственных
нормах;
- р а з в и т и е
э т и ч е с к и х
ч у в с т в ,
доброжелательности
и
эмоционально-
нравственной
отзывчивости,
понимания
других
людей
и
сопереживания
их
чувствам;
понимание
з н ач и м о с т и
позитивного стиля общения, основанного
на миролюбии, терпении, сдержанности и
доброжелательности;
- ф о р м и р о в а н и е
э с т е т и ч е с к и х
потребностей, ценностей и чувств;
-развитие
навыков
сотрудничества
со
взрослыми
и
сверстниками
в
разных
социальных
ситуациях,
умения
не
создавать конфликты и находить выход из
спорных ситуаций.
-выражать
свои
эмоции
посредством
выразительного чтения;
- о ц е н и в а т ь
п о с т у п к и
г е р о е в
произведения
и
свои
собственные
под
руководством
учителя
с
точки
зрения
морали и ценностей;
-стремиться
к
успешной
учебной
деятельности.
Содержание учебного предмета «Литературное чтение»
40 часов (4 часа в неделю)
Страна Вообразилия (16 ч)
С. Михалков (из Ю. Тувима) «Азбука»; В. Левин «Маленькая песенка о большом
дожде»,
«Обыкновенная
история»;
К.
Чуковский
«Храбрецы»,
«Тараканище»
(отрывок), «Скрюченная песенка»; Д. Родари «Лежебока»; В. Лифшиц «Тимоша»; И.
Токмакова «Пряничные человечки»; М. Карем «На травке»; В. Хотомская «Аист»; Ю.
Тувим «Чудеса», «Пляска»; Д.Самойлов «Сказка», Б. Заходер (из Я. Бжехвы) «На
Горизонтских островах»; О. Мандельштам «Телефон»; О. Дриз «Юла»; В. Лунин
«Жук»; Н. Матвеева «Молчание листика» (отрывок), «Было тихо».
Песенки, считалки, загадки разных народов мира.
Региональный
компонент:
вологодский
фольклор
(счит алки,
з а г а д к и ) ,
Н.В.Дружининский «Малышка-окунишка», «Светлячок-ночничок».
Сказки о животных (14 ч)
Народные сказки. «Лиса и рак»; «Лиса и тетерев»; «Лисичка-сестричка и волк»;
«Конь и лиса»; «Как кролик взял койота на испуг»; «Гиена и черепаха».
Авторские сказки. К. Ушинский «Лиса и козёл»; Дж. Харрис «Сказки дядюшки
Румуса» (отдельные главы); Н. Заболоцкий «Как мыши с котом воевали»; Д. Биссет
«Лягушка в зеркале»; А. Усачёв «Пятно»; Б.Сергуненков «Сладкая трава».
Региональный
компонент: вологодский фольклор «Чудесная дудка», сказка; сказки
вологодских писателей.
Природа и мы (10 ч)
Г.
Балл
«Кружавинка»;
М.
Пришвин
«Осеннее
утро»,
«Черёмуха»;
А.
Блок
«Зайчик»; Н. Рубцов «Воробей»; Л. Толстой «Орёл», «Какая бывает роса на траве»; Е.
Чарушин «Как Томка научился плавать»; А. Барто «Думают ли звери?»; В. Жуковский
«Жаворонок».
Семейное
чтение.
К.
Чуковский
«Тараканище»,
«Федорино
горе»;
русские
народные сказки «Петушок-золотой гребешок», «Лиса и заяц»; Дж. Харрис «Сказки
дядюшки Римуса»; Ш. Перро «Кот в сапогах»; А. Усачёв «Королевская дворняжка»; Л.
Толстой «Слон», «Котёнок»; В. Бианки «Рассказы о животных».
Региональный компонент: Н Рубцов «Про зайца», «Коза», «Жеребёнок»; В Белов
«Счастливого плавания»; Н.П. Сидорова «Стихи о брошенной собаке»; Т.Л.Петухова
«Вот и мы»; Ю. М. Леднев «Скворец»; С. В. Викулов «Три клада».
Учебно-тематический план по курсу «Литературное чтение»
Тема блока
Количество часов
Примечание
Страна Вообразилия
Сказки о животных
Природа и мы
16
14
10
№
Тема урока
Кол-
Форма
Дата
урока
во
часов
организации
познавательной
деятельности
план
факт
1
Знакомство с учебником.
с. 2-5
1
Фронтально-
индивидуальная
работа.
2
Игра с
буквами.
с.6-7
1
Фронтально-
индивидуальная
работа.
3
С. Михалков
«Азбука».
с.8-9
1
Фронтально-
индивидуальная
работа.
Работа в парах.
4
Фантастические
существа.
с.10-11
1
Фронтально-
индивидуальная
работа.
Работа в парах.
5
В. Левин «Маленькая пе-
сенка о большом дожде»,
К. Чуковский
«Храбрецы».с.12-14
1
Фронтально-
индивидуальная
работа.
Работа в парах.
6
Стихотворный ритм
(хорей).
Дж. Родари «Лежебока»,
В. Лифшиц «Тимоша»*.
с.18-19
1
Фронтально-
индивидуальная
работа.
Дифференциро-
ванное задание
7
Стихотворный ритм
(ямб). «Купите лук»,
В. Левин «Обыкновенная
история»,
с. 20-23
1
Фронтально-
индивидуальная
работа.
Работа в парах.
8
И. Токмакова
«Пряничные человечки».
1
Индивидуальная
работа
9
Освоение рифмы.
К. Чуковский
«Тараканище» М. Карем
«На травке» ,
В. Хотомская «Аист»
1
Индивидуальная
работа
10
Освоение рифмы.
К. Чуковский
«Тараканище». М. Карем
«На травке» .
К. Чуковский
1
Индивидуальная
работа
«Скрюченная песенка»
11
Считалки.
с. 32 - 35
1
Индивидуальная
работа
12
Чудесные приключения.
Ю. Тувим «Чудеса»,
Д. Самойлов «Сказка»,
Б. Заходер «На
горизонтских островах».
С. 36 – 39 (с. 40 – 43 *)
1
Индивидуальная
работа
13
Неживое становится
живым.
О. Мандельштам
«Телефон»
О. Дриз «Юла»,
Ю. Тувим «Пляска»
.с. 44- 46 (46 – 47*)
1
Фронтально-
индивидуальная
работа.
Дифференциро-
ванное задание
14
Загадки.
С. 48- 51
1
Фронтально-
индивидуальная
работа.
Работа в парах.
15
Звучащий мир в поэзии.
В. Лунин «Жук»,
Н. Матвеева «Груши»,
«Было тихо».
С. 51 – 53 (54 – 55*)
Обобщение по теме
«Страна Вообразилия»
1
Индивидуальная
работа
16
Народные сказки.
С. 58 - 59
1
Индивидуальная
работа
17
«Лиса и рак»
С. 60-61
1
Фронтально-
индивидуальная
работа.
Работа в парах.
18
«Лиса и тетерев».
С. 62-65
1
Индивидуальная
работа
19
«Лисичка-сестричка и
волк».
с. 66-71
1
Индивидуальная
работа
20
«Лисичка-сестричка и
волк».
с. 66-71
1
Фронтально-
индивидуальная
работа.
Работа в парах.
21
«Лисичка-сестричка и
волк».
с. 66-71
1
Фронтально-
индивидуальная
работа.
22
«Конь и лиса», «Как
кролик взял койота на
испуг», «Гиена и
черепаха».
с. 72-75 (с. 76-80*)
1
Фронтально-
индивидуальная
работа.
Дифференциро-
ванное задание
23
Авторские сказки. К.
Ушинский «Лиса и
козел».
1
Фронтально-
индивидуальная
работа.
Работа в парах.
24
Дж. Харрис «Сказки
дядюшки Римуса».
1
Индивидуальная
работа
25
Дж. Харрис «Сказки
дядюшки Римуса».
1
Фронтально-
индивидуальная
работа.
Работа в парах.
26
Н. Заболоцкий «Как
мыши с котом воевали».
1
Фронтально-
индивидуальная
работа.
Дифференциро-
ванное задание
26
Н. Заболоцкий «Как
мыши с котом воевали».
с. 90-97
1
Индивидуальная
работа
27
Д. Биссет «Лягушка в
зеркале».
с.98-101
1
Индивидуальная
работа
28
Д. Биссет «Лягушка в
зеркале».
с.98-101
1
Индивидуальная
работа
29
А. Усачев «Пятно».
с. 102-105
1
Индивидуальная
работа
30
Б. Сергуненков «Сладкая
трава».
Обобщение по теме
«Сказки о животных».
С. 106-107
1
Фронтально-
индивидуальная
работа.
Дифференциро-
ванное задание
31
Г. Балл «Кружавинка»
1
Фронтально-
индивидуальная
работа.
Работа в парах.
32
М. Пришвин «Осеннее
утро».
1
Индивидуальная
работа
33
А. Блок «Зайчик».
1
Индивидуальная
работа
34
Н. Рубцов «Воробей».
1
Фронтально-
индивидуальная
работа.
Работа в парах.
35
Л. Толстой «Орел».
1
Фронтально-
индивидуальная
работа.
Дифференциро-
ванное задание
36
Е. Чарушин «Как Томка
научился плавать».
1
Фронтально-
индивидуальная
работа.
Дифференциро-
ванное задание
37
А. Барто «Думают ли зве-
ри?»
1
Индивидуальная
работа
38
М. Пришвин «Черемуха».
1
Фронтально-
индивидуальная
работа.
Работа в парах.
39
В. Жуковский
«Жаворонок».
1
Индивидуальная
работа
40
Л. Толстой «Какая бывает
роса на траве».
Обобщение по теме
«Природа и мы»
1
Индивидуальная
работа
Ответы на
вопросы.