Напоминание

Н.Носов "Заплатка"


Автор: Костина Валентина Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Базковская СОШ"
Населённый пункт: станица Базковская, Ростовская область
Наименование материала: разработка урока чтения
Тема: Н.Носов "Заплатка"
Раздел: начальное образование





Назад




288-083-557

Автор: Костина Валентина Владимировна, учитель начальных классов

Тема урока: Н. НОСОВ «ЗАПЛАТКА»

Тип урока: изучающее чтение

Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с творчеством Н. Носова; способствовать развитию творческих и коммуникативных

способностей, формированию основ читательских и речевых умений, нравственных понятий: труд - лень, зло - добро; содействовать воспитанию

чувства товарищества, осознанию ценности дружбы, поддержки, взаимовыручки

Планируемые результаты

Предметные:

объясняют значения пословиц; правильно

называют произведение; понимают главную

мысль; работают с диалогами

М е т а п р е д м е т н ы е :

познавательные: формулируют ответы на вопросы; осознанно и

произвольно строят речевые высказывания в устной форме;

строят рассуждения; выделяют существенную информацию из

текста; готовят рассказ на заданную тему;

регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу;

адекватно воспринимают оценку; планируют свое действие

Л и ч н о с т н ы е :

высказывают свое мнение,

подтверждая собственными аргумен-

тами и авторитетным мнением

Образовательные ресурсы: карточки с разноуровневыми заданиями; портрет и выставка книг Н. Носова; смайлики

Организационная структура урока

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

(осуществляемые действия)

Формируемые способы

деятельности

I. Орг. момент

актуализировать

требования к

ученику со

стороны учебной

деятельности

- Здравствуйте, ребята! Давайте улыбнёмся друг

другу и приступим к работе.

Личностные:

формирование положительного

отношения к процессу познания,

нравственных ценностей

учащихся: доброжелательности,

доброты, любви

II. Мотивация

учебной

деятельности

Цели:

- создание

условий для

возникновения у

учеников

внутренней

потребности

Одна китайская пословица гласит:

«Когда я слышу – я забываю,

Когда я вижу – я запоминаю,

Когда я делаю – я понимаю».

- И так, что мы будем делать сегодня на уроке?

Начнём работу на уроке с проверки домашнего

задания.

Мы будем и слушать, и запоминать, и

рассуждать и читать. Ведь чтение без

размышления – пустое развлечение).

Регулятивные:

нацеливание на успешную

деятельность

288-083-557

включения в

учебную

деятельность;

- установить

тематические

рамки;

- уточнить тип

урока и наметить

шаги учебной

деятельности.

III. Проверка

домашнего

задания

- Назовите общую тему произведений, которые мы

читали.

- Какое произведение изучали на прошлом уроке?

- Что такое рассказ?

- Кто автор этого рассказа?

- Какая пословица подходит к этому произведению?

Организует пересказ рассказа Е. Пермяка

«Смородинка».

- Выполним задания-тесты по прочитанному

произведению.

Вариант I

1.

Что посадила Таня рядками?

а) Листочки; б) черенки; в) ростки.

2.Дополните предложение: «Таня разметила

вскопанную землю...»:

а) линейкой; б) шнурком и колышками; в) лопатой.

В а р и а н т II

1.

Где Таня вырастила смородину?

а) В школе; б) в палисаднике; в) в огороде.

2.Дополните предложение: «Вскоре из почек

ростки...»:

а) улыбнулись; б) проклюнулись; в) убежали

- «Дети».

- Рассказ Е. И. Пермяка «Смородинка».

- Рассказ - это произведение, в котором

автор правдоподобно рассказывает о

каком-либо

событии из жизни героя.

- Евгений Александрович Пермяк.

Называют пословицу.

Пересказывают рассказ:

1-й ряд - 1-я часть.

2-й ряд - 2-я часть.

3-й ряд - 3-я часть.

Выполняют задания по вариантам по

прочитанному произведению.

Осуществляют взаимопроверку

Ориентируются в своей

системе знаний.

Осуществляют взаимный

контроль и оказывают в

сотрудничестве необходимую

взаимопомощь партнеру

288-083-557

IV.

Актуализация

знаний

- Прочитайте отрывки из произведений.

1.

Шляпа вылезла на середину комнаты и

остановилась. Ребята смотрят на нее и трясутся от

страха. Тут шляпа повернулась и поползла к дивану.

2.Мама дала Котьке в руки два огурца, которые не

поместились в карманах, и вывела его за дверь.

- Или неси огурцы, или совсем уходи из дому, ты

мне не сын!

3.

Механик Винтик и его помощник Шпунтик были

очень хорошие мастера. Они были похожи друг на

друга. Из карманов вечно торчали гаечные ключи,

клещи, напильники и другие железные инструменты.

- Кто автор этих строк?

- Попробуйте смоделировать обложку книги.

- Все книги Н. Носова рассказывают веселые и

забавные истории из жизни детей, без смеха читать

их невозможно. Носов писал:

«Насколько я себя помню, я всегда был юмористом.

По-моему, я так родился, то есть у меня этот дар от

природы».

- Отгадайте, что спряталось в этой записи?

(зал - л) + (платок - о) + а =

- Что такое заплатка!

- Заплатка - это кусок ткани. В основе этого слова

лежит древнерусское слово плат, что означает

«кусок ткани». От этого слова

образовались слова платок, платье, заплатка

Читают отрывки вслух.

- Николай Николаевич Носов.

Моделируют обложку.

Работают в парах.

Предугадывают название текста.

- Заплатка.

Высказывают свои предположения

Умеют оформлять свою мысль

в устной речи. Формулируют

ответы на вопросы.

Формируют и аргументируют

свое мнение по обсуждаемой

проблеме

Н.Носов

Заплатка

288-083-557

III. Постановка

учебной

проблемы

- Сегодня мы познакомимся с творчеством Николая

Николаевича Носова и его произведением «Заплатка».

Носов написал много произведений о детях и для

детей. Все они наполнены юмором.

- Что такое юмор?

Внимательно слушают, отвечают на

вопрос

Принимают и сохраняют

учебную задачу

IV. Изучение

нового мате-

риала.

1. Знакомство

с биографией

Н. Н. Носова.

2. Первичное

слушание

текста.

3. Анализ про-

изведения

4. Выразитель-

ное чтение

и анализ

эпизодов.

На доске портрет писателя и выставка книг.

Знакомит с биографией писателя.

Рисунок 1

Ресурсный материал.

- Послушайте рассказ Н. Носова «Заплатка» (в

аудиозаписи).

- Понравился вам рассказ?

- Как звали главного героя произведения?

- Чем хвастался Бобка?

- Что случилось с его штанами?

- Почему мама не стала зашивать штаны?

- Почему Бобка сам решил зашить штаны?

Прочитайте.

- Как ребята отнеслись к тому, что Бобка все сделал

сам и очень

аккуратно?

- Как автор относится к мальчику?

- Что смешного в этом рассказе?

- У вас на столах лежат листки с заданиями.

Прочитайте рассказ и найдите ответ на

поставленный вопрос.

1-я г р у п п а . Почему мама не помогла сыну?

2-я г р у п п а . Почему Бобка решил сам пришить

заплатку на свои штаны и как он это сделал?

3-я г р у п п а . Прочитайте пословицу. Подходит ли

она к рассказу Н. Носова «Заплатка»?

- К какому жанру относится это произведение?

- Почему вы так решили?

- С чего начинается история?

- Какие были штаны?

Внимательно слушают.

Рассматривают портрет писателя и его

книги, представленные на выставке.

Высказывают предположения.

Отвечают на вопросы.

Читают рассказ и готовятся ответить на

поставленный вопрос.

- Терпение и труд все перетрут.

- История начинается с описания штанов.

- Они были замечательные, защитного

цвета, солдатские.

Формируют и аргументируют

свое мнение по обсуждаемой

проблеме.

Адекватно воспринимают

информацию, полученную из

рассказа учителя.

Умеют оформлять свою мысль

в устной речи.

Ориентируются в своей

системе знании. Делают

выводы в результате работы.

Осуществляют взаимный

контроль и оказывают в

сотрудничестве необходимую

взаимопомощь партнеру.

Формируют и аргументируют

свое мнение по обсуждаемой

проблеме.

Умеют оформлять свою мысль

в устной речи.

Ориентируются в своей

системе знании.

Познавательные:

- уметь находить ответы на

вопросы в тексте;

- уметь преобразовывать

информацию из одной

288-083-557

5. Фронтальный

опрос,

составление

схематического

плана по

ключевым

словам.

Физминутка

- Найдите предложение, которое показывает, как

мальчик дорожит штанами. Зачитайте его.

(1-й «кирпичик» к схеме.)

- Почему мама не помогла сыну? Найдите ответ в

тексте и зачитайте. (2-й «кирпичик» к схеме.)

- Что сделал Бобка?

- Найдите и прочитайте, что сказали ребята в ответ.

- Как поступил мальчик?

- Прочитайте, какой заплатка была сначала. (3-й

«кирпичик» к схеме.)

- Мальчик остался доволен своей работой?

- Что же он сделал?

- Что сказали ребята, увидев Бобку снова во дворе?

(4-й «кирпичик» к схеме.)

- Что ответил Бобка?

- Вам понравился мальчик?

- Что понравилось в нем?

- По схематическому плану дома приготовите

пересказ рассказа Н. Н. Носова «Заплатка».

- Я называю слова. Если слова характеризуют

положительное отношение к работе, то вы делаете

наклон вперед. Если слова характеризуют

отрицательное отношение к работе, то вы

присаживаетесь.

- «От досады он чуть не заплакал».

- Мама рассердилась.

- «Ты будешь по заборам лазить, штаны

рвать, а я зашивать должна?»

- Он решил ходить в штанах с дыркой.

- «Какой же ты солдат, если у тебя штаны с

дырой».

- Ему стало стыдно. Он пошел домой,

попросил у мамы иголку, нитку и

лоскуток зеленой материи и стал

зашивать дырку.

- «Она торчала на штанах, словно

сушеный гриб, а материя сморщилась

так, что одна штанина стала короче».

- Нет. Ему не понравилось.

- «Он взял ножик и отпорол заплатку».

-«Молодец!».

- «Эх, мне бы пуговицы научиться

пришивать».

- Понравились его терпение, старание,

настойчивость в работе.

Учащиеся выполняют движения со

словами учителя.

формы в другую (составлять

ответы на вопросы);

Регулятивные:

- уметь слушать в

соответствии с целевой

установкой;

Коммуникативные:

- уметь оформлять свои

мысли в устной форме

Познавательные:

Уметь представить

подготовленную информацию

в виде письменных или

устных ответов.

Уметь находить

дополнительные сведения по

теме урока

Коммуникативные:

Развитие умений работать в

группах, распределять роли.

Формирование умения

слушать и слышать, ясно и

чётко излагать своё мнение.

Регулятивные:

Уметь обобщать и делать

выводы

Умение слушать и слышать

речь учителя и выполнять

определенные движения.

1. Солдатские

штаны

3. Заплатка

4 Молодец

2. Бобка и мама

288-083-557

6. Игра «Найди

и прочитай».

7. Работа в

тетради.

8. Восстановление

плана и пересказ

(Добросовестно, аккуратно, кое-как, старательно,

небрежно, без интереса, увлеченно, спустя рукава, с

любовью, по приказу).

- Найдите эпизод, в котором Бобка пришивает

заплатку первый раз. Прочитайте.

- Что Бобка говорит иголке? Почему?

- Понравилась ли Бобке его работа?

- С чем сравнивается первая Бобкина заплатка?

- Найдите и прочитайте эпизод, в котором Бобка

переделывает свою работу.

- Как он работал во второй раз?

- Найдите слова, которые указывают на то, что Бобка

очень старался.

- Как ребята отнеслись к работе Бобки?

- Каким вы представляете себе Бобку?

- Откройте тетради на с. 19. Какие черты

характеризуют Бобку?

Осуществляет проверку задания.

- Каким был мальчик в начале рассказа?

- Как вы думаете, что помогло ему исправиться?

- Прочитайте пословицу.

- Как вы ее понимаете? Подходит ли она к рассказу

«Заплатка»?

В о с с т а н о в л е н и е п л а н а :

Разговор с мамой. (3)

Гордость Бобки. (6)

Замечательные штаны. (1)

Нелегкое дело: (5)

- первая попытка;

- вторая попытка.

- «Какой же ты солдат?» (4)

- Дырка (2)

Отвечают на вопросы.

Самостоятельно работают в тетрадях.

- Ленивым, злым.

- Труд, упорство.

- Терпение и труд все перетрут.

- Благодаря терпению и труду мальчик

справился с работой. Значит, эта пословица

подходит к рассказу.

Читают повторно про себя

Умеют оформлять свою мысль

в устной речи.

Ориентируются в своей

системе знании.

Делают выводы в результате

работы.

Осуществляют взаимный

контроль и оказывают

в сотрудничестве

необходимую взаимопомощь

партнеру

288-083-557

V. Итог урока.

Рефлексия

Цели:

- зафиксировать

новое содержание

урока;

-организовать

рефлексию и

самооценку

учениками

собственной

учебной

деятельности.

- Рассмотрите выставку книг.

- Кто из вас читал книги Н. Носова?

- Кто хотел бы прочитать эти книги, поднимите

смайлик (в конверте на столе).

- Урок хочется закончить словами пословицы, но она

рассыпалась! Соберите ее в парах.

- Прочитайте хором.

Окончание урока словами писателя:

"Вряд ли стоит комментировать рассказы

знаменитого Николая Носова. Их надо просто еще

раз прочитать, чтобы вновь убедиться: все герои

Носова "как живые", а их фантазия, их поступки и

даже проделки учат читателей добру и

благородству".

(Сергей Михалков)

Желающие поднимают руки.

Собирают пословицу: «Где труд, там и ра-

дость»

Познавательные:

- уметь формулировать

несложные выводы,

основываясь на тексте.

Регулятивные:

Осуществлять контроль,

оценивать результаты

деятельности, формировать

адекватную самооценку.

Личностные:

Оценивать собственную

учебную деятельность, свои

достижения, степень

самостоятельности, причины

неудач.

Домашнее

задание

Выполнить задания в учебнике (с. 47-51, пересказ по

плану с ключевыми словами); тетради (с. 20, задания

2, 3).

Творческое задание по выбору:

- нарисовать портрет Бобки;

- написать свою смешную историю

Записывают домашнее задание, задают

уточняющие вопросы

Выделяют и осознают

то, что уже усвоено и что

нужно еще усвоить, качество и

уровень усвоения

Перечень учебного материала, используемого на уроке

1.

Беседы с учителем: 2 класс/ под ред. Л.Е.Журовой.-М.: Вентана-Граф, 1999.

2.

Ефросинина.Л.А. Литературное чтение. 2 класс: метод. Пособие / Л.А.Ефросинина. – М.: Вентана-Граф, 2012.

3.

Русские писатели: библиограф, словарь: в 2 т./ под ред. П.А.Николаева. – М.: Просвящение, 1990.

4.

Литературное чтение: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.1/ [авт. - сост. Л.А.Ефросинина].- 6-е изд.

дораб. – М.: Вентана-Граф, 2011.- 176 с.: ил.- (Начальная школа XXI века).

5.

Рабочая тетрадь

Литературное чтение. 2 класс в 2-х ч. (Автор Л.А. Ефросинина)



В раздел образования