Автор: Костина Валентина Владимировна
Должность: учитель начальных классов
Учебное заведение: МБОУ "Базковская СОШ"
Населённый пункт: станица Базковская, Ростовская область
Наименование материала: разработка урока чтения
Тема: Н.Носов "Заплатка"
Раздел: начальное образование
288-083-557
Автор: Костина Валентина Владимировна, учитель начальных классов
Тема урока: Н. НОСОВ «ЗАПЛАТКА»
Тип урока: изучающее чтение
Педагогические задачи: создать условия для ознакомления с творчеством Н. Носова; способствовать развитию творческих и коммуникативных
способностей, формированию основ читательских и речевых умений, нравственных понятий: труд - лень, зло - добро; содействовать воспитанию
чувства товарищества, осознанию ценности дружбы, поддержки, взаимовыручки
Планируемые результаты
Предметные:
объясняют значения пословиц; правильно
называют произведение; понимают главную
мысль; работают с диалогами
М е т а п р е д м е т н ы е :
познавательные: формулируют ответы на вопросы; осознанно и
произвольно строят речевые высказывания в устной форме;
строят рассуждения; выделяют существенную информацию из
текста; готовят рассказ на заданную тему;
регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу;
адекватно воспринимают оценку; планируют свое действие
Л и ч н о с т н ы е :
высказывают свое мнение,
подтверждая собственными аргумен-
тами и авторитетным мнением
Образовательные ресурсы: карточки с разноуровневыми заданиями; портрет и выставка книг Н. Носова; смайлики
Организационная структура урока
Этап урока
Содержание деятельности учителя
Содержание деятельности обучающихся
(осуществляемые действия)
Формируемые способы
деятельности
I. Орг. момент
актуализировать
требования к
ученику со
стороны учебной
деятельности
- Здравствуйте, ребята! Давайте улыбнёмся друг
другу и приступим к работе.
Личностные:
формирование положительного
отношения к процессу познания,
нравственных ценностей
учащихся: доброжелательности,
доброты, любви
II. Мотивация
учебной
деятельности
Цели:
- создание
условий для
возникновения у
учеников
внутренней
потребности
Одна китайская пословица гласит:
«Когда я слышу – я забываю,
Когда я вижу – я запоминаю,
Когда я делаю – я понимаю».
- И так, что мы будем делать сегодня на уроке?
Начнём работу на уроке с проверки домашнего
задания.
Мы будем и слушать, и запоминать, и
рассуждать и читать. Ведь чтение без
размышления – пустое развлечение).
Регулятивные:
нацеливание на успешную
деятельность
288-083-557
включения в
учебную
деятельность;
- установить
тематические
рамки;
- уточнить тип
урока и наметить
шаги учебной
деятельности.
III. Проверка
домашнего
задания
- Назовите общую тему произведений, которые мы
читали.
- Какое произведение изучали на прошлом уроке?
- Что такое рассказ?
- Кто автор этого рассказа?
- Какая пословица подходит к этому произведению?
Организует пересказ рассказа Е. Пермяка
«Смородинка».
- Выполним задания-тесты по прочитанному
произведению.
Вариант I
1.
Что посадила Таня рядками?
а) Листочки; б) черенки; в) ростки.
2.Дополните предложение: «Таня разметила
вскопанную землю...»:
а) линейкой; б) шнурком и колышками; в) лопатой.
В а р и а н т II
1.
Где Таня вырастила смородину?
а) В школе; б) в палисаднике; в) в огороде.
2.Дополните предложение: «Вскоре из почек
ростки...»:
а) улыбнулись; б) проклюнулись; в) убежали
- «Дети».
- Рассказ Е. И. Пермяка «Смородинка».
- Рассказ - это произведение, в котором
автор правдоподобно рассказывает о
каком-либо
событии из жизни героя.
- Евгений Александрович Пермяк.
Называют пословицу.
Пересказывают рассказ:
1-й ряд - 1-я часть.
2-й ряд - 2-я часть.
3-й ряд - 3-я часть.
Выполняют задания по вариантам по
прочитанному произведению.
Осуществляют взаимопроверку
Ориентируются в своей
системе знаний.
Осуществляют взаимный
контроль и оказывают в
сотрудничестве необходимую
взаимопомощь партнеру
288-083-557
IV.
Актуализация
знаний
- Прочитайте отрывки из произведений.
1.
Шляпа вылезла на середину комнаты и
остановилась. Ребята смотрят на нее и трясутся от
страха. Тут шляпа повернулась и поползла к дивану.
2.Мама дала Котьке в руки два огурца, которые не
поместились в карманах, и вывела его за дверь.
- Или неси огурцы, или совсем уходи из дому, ты
мне не сын!
3.
Механик Винтик и его помощник Шпунтик были
очень хорошие мастера. Они были похожи друг на
друга. Из карманов вечно торчали гаечные ключи,
клещи, напильники и другие железные инструменты.
- Кто автор этих строк?
- Попробуйте смоделировать обложку книги.
- Все книги Н. Носова рассказывают веселые и
забавные истории из жизни детей, без смеха читать
их невозможно. Носов писал:
«Насколько я себя помню, я всегда был юмористом.
По-моему, я так родился, то есть у меня этот дар от
природы».
- Отгадайте, что спряталось в этой записи?
(зал - л) + (платок - о) + а =
- Что такое заплатка!
- Заплатка - это кусок ткани. В основе этого слова
лежит древнерусское слово плат, что означает
«кусок ткани». От этого слова
образовались слова платок, платье, заплатка
Читают отрывки вслух.
- Николай Николаевич Носов.
Моделируют обложку.
Работают в парах.
Предугадывают название текста.
- Заплатка.
Высказывают свои предположения
Умеют оформлять свою мысль
в устной речи. Формулируют
ответы на вопросы.
Формируют и аргументируют
свое мнение по обсуждаемой
проблеме
Н.Носов
Заплатка
288-083-557
III. Постановка
учебной
проблемы
- Сегодня мы познакомимся с творчеством Николая
Николаевича Носова и его произведением «Заплатка».
Носов написал много произведений о детях и для
детей. Все они наполнены юмором.
- Что такое юмор?
Внимательно слушают, отвечают на
вопрос
Принимают и сохраняют
учебную задачу
IV. Изучение
нового мате-
риала.
1. Знакомство
с биографией
Н. Н. Носова.
2. Первичное
слушание
текста.
3. Анализ про-
изведения
4. Выразитель-
ное чтение
и анализ
эпизодов.
На доске портрет писателя и выставка книг.
Знакомит с биографией писателя.
Рисунок 1
Ресурсный материал.
- Послушайте рассказ Н. Носова «Заплатка» (в
аудиозаписи).
- Понравился вам рассказ?
- Как звали главного героя произведения?
- Чем хвастался Бобка?
- Что случилось с его штанами?
- Почему мама не стала зашивать штаны?
- Почему Бобка сам решил зашить штаны?
Прочитайте.
- Как ребята отнеслись к тому, что Бобка все сделал
сам и очень
аккуратно?
- Как автор относится к мальчику?
- Что смешного в этом рассказе?
- У вас на столах лежат листки с заданиями.
Прочитайте рассказ и найдите ответ на
поставленный вопрос.
1-я г р у п п а . Почему мама не помогла сыну?
2-я г р у п п а . Почему Бобка решил сам пришить
заплатку на свои штаны и как он это сделал?
3-я г р у п п а . Прочитайте пословицу. Подходит ли
она к рассказу Н. Носова «Заплатка»?
- К какому жанру относится это произведение?
- Почему вы так решили?
- С чего начинается история?
- Какие были штаны?
Внимательно слушают.
Рассматривают портрет писателя и его
книги, представленные на выставке.
Высказывают предположения.
Отвечают на вопросы.
Читают рассказ и готовятся ответить на
поставленный вопрос.
- Терпение и труд все перетрут.
- История начинается с описания штанов.
- Они были замечательные, защитного
цвета, солдатские.
Формируют и аргументируют
свое мнение по обсуждаемой
проблеме.
Адекватно воспринимают
информацию, полученную из
рассказа учителя.
Умеют оформлять свою мысль
в устной речи.
Ориентируются в своей
системе знании. Делают
выводы в результате работы.
Осуществляют взаимный
контроль и оказывают в
сотрудничестве необходимую
взаимопомощь партнеру.
Формируют и аргументируют
свое мнение по обсуждаемой
проблеме.
Умеют оформлять свою мысль
в устной речи.
Ориентируются в своей
системе знании.
Познавательные:
- уметь находить ответы на
вопросы в тексте;
- уметь преобразовывать
информацию из одной
288-083-557
5. Фронтальный
опрос,
составление
схематического
плана по
ключевым
словам.
Физминутка
- Найдите предложение, которое показывает, как
мальчик дорожит штанами. Зачитайте его.
(1-й «кирпичик» к схеме.)
- Почему мама не помогла сыну? Найдите ответ в
тексте и зачитайте. (2-й «кирпичик» к схеме.)
- Что сделал Бобка?
- Найдите и прочитайте, что сказали ребята в ответ.
- Как поступил мальчик?
- Прочитайте, какой заплатка была сначала. (3-й
«кирпичик» к схеме.)
- Мальчик остался доволен своей работой?
- Что же он сделал?
- Что сказали ребята, увидев Бобку снова во дворе?
(4-й «кирпичик» к схеме.)
- Что ответил Бобка?
- Вам понравился мальчик?
- Что понравилось в нем?
- По схематическому плану дома приготовите
пересказ рассказа Н. Н. Носова «Заплатка».
- Я называю слова. Если слова характеризуют
положительное отношение к работе, то вы делаете
наклон вперед. Если слова характеризуют
отрицательное отношение к работе, то вы
присаживаетесь.
- «От досады он чуть не заплакал».
- Мама рассердилась.
- «Ты будешь по заборам лазить, штаны
рвать, а я зашивать должна?»
- Он решил ходить в штанах с дыркой.
- «Какой же ты солдат, если у тебя штаны с
дырой».
- Ему стало стыдно. Он пошел домой,
попросил у мамы иголку, нитку и
лоскуток зеленой материи и стал
зашивать дырку.
- «Она торчала на штанах, словно
сушеный гриб, а материя сморщилась
так, что одна штанина стала короче».
- Нет. Ему не понравилось.
- «Он взял ножик и отпорол заплатку».
-«Молодец!».
- «Эх, мне бы пуговицы научиться
пришивать».
- Понравились его терпение, старание,
настойчивость в работе.
Учащиеся выполняют движения со
словами учителя.
формы в другую (составлять
ответы на вопросы);
Регулятивные:
- уметь слушать в
соответствии с целевой
установкой;
Коммуникативные:
- уметь оформлять свои
мысли в устной форме
Познавательные:
Уметь представить
подготовленную информацию
в виде письменных или
устных ответов.
Уметь находить
дополнительные сведения по
теме урока
Коммуникативные:
Развитие умений работать в
группах, распределять роли.
Формирование умения
слушать и слышать, ясно и
чётко излагать своё мнение.
Регулятивные:
Уметь обобщать и делать
выводы
Умение слушать и слышать
речь учителя и выполнять
определенные движения.
1. Солдатские
штаны
3. Заплатка
4 Молодец
2. Бобка и мама
288-083-557
6. Игра «Найди
и прочитай».
7. Работа в
тетради.
8. Восстановление
плана и пересказ
(Добросовестно, аккуратно, кое-как, старательно,
небрежно, без интереса, увлеченно, спустя рукава, с
любовью, по приказу).
- Найдите эпизод, в котором Бобка пришивает
заплатку первый раз. Прочитайте.
- Что Бобка говорит иголке? Почему?
- Понравилась ли Бобке его работа?
- С чем сравнивается первая Бобкина заплатка?
- Найдите и прочитайте эпизод, в котором Бобка
переделывает свою работу.
- Как он работал во второй раз?
- Найдите слова, которые указывают на то, что Бобка
очень старался.
- Как ребята отнеслись к работе Бобки?
- Каким вы представляете себе Бобку?
- Откройте тетради на с. 19. Какие черты
характеризуют Бобку?
Осуществляет проверку задания.
- Каким был мальчик в начале рассказа?
- Как вы думаете, что помогло ему исправиться?
- Прочитайте пословицу.
- Как вы ее понимаете? Подходит ли она к рассказу
«Заплатка»?
В о с с т а н о в л е н и е п л а н а :
Разговор с мамой. (3)
Гордость Бобки. (6)
Замечательные штаны. (1)
Нелегкое дело: (5)
- первая попытка;
- вторая попытка.
- «Какой же ты солдат?» (4)
- Дырка (2)
Отвечают на вопросы.
Самостоятельно работают в тетрадях.
- Ленивым, злым.
- Труд, упорство.
- Терпение и труд все перетрут.
- Благодаря терпению и труду мальчик
справился с работой. Значит, эта пословица
подходит к рассказу.
Читают повторно про себя
Умеют оформлять свою мысль
в устной речи.
Ориентируются в своей
системе знании.
Делают выводы в результате
работы.
Осуществляют взаимный
контроль и оказывают
в сотрудничестве
необходимую взаимопомощь
партнеру
288-083-557
V. Итог урока.
Рефлексия
Цели:
- зафиксировать
новое содержание
урока;
-организовать
рефлексию и
самооценку
учениками
собственной
учебной
деятельности.
- Рассмотрите выставку книг.
- Кто из вас читал книги Н. Носова?
- Кто хотел бы прочитать эти книги, поднимите
смайлик (в конверте на столе).
- Урок хочется закончить словами пословицы, но она
рассыпалась! Соберите ее в парах.
- Прочитайте хором.
Окончание урока словами писателя:
"Вряд ли стоит комментировать рассказы
знаменитого Николая Носова. Их надо просто еще
раз прочитать, чтобы вновь убедиться: все герои
Носова "как живые", а их фантазия, их поступки и
даже проделки учат читателей добру и
благородству".
(Сергей Михалков)
Желающие поднимают руки.
Собирают пословицу: «Где труд, там и ра-
дость»
Познавательные:
- уметь формулировать
несложные выводы,
основываясь на тексте.
Регулятивные:
Осуществлять контроль,
оценивать результаты
деятельности, формировать
адекватную самооценку.
Личностные:
Оценивать собственную
учебную деятельность, свои
достижения, степень
самостоятельности, причины
неудач.
Домашнее
задание
Выполнить задания в учебнике (с. 47-51, пересказ по
плану с ключевыми словами); тетради (с. 20, задания
2, 3).
Творческое задание по выбору:
- нарисовать портрет Бобки;
- написать свою смешную историю
Записывают домашнее задание, задают
уточняющие вопросы
Выделяют и осознают
то, что уже усвоено и что
нужно еще усвоить, качество и
уровень усвоения
Перечень учебного материала, используемого на уроке
1.
Беседы с учителем: 2 класс/ под ред. Л.Е.Журовой.-М.: Вентана-Граф, 1999.
2.
Ефросинина.Л.А. Литературное чтение. 2 класс: метод. Пособие / Л.А.Ефросинина. – М.: Вентана-Граф, 2012.
3.
Русские писатели: библиограф, словарь: в 2 т./ под ред. П.А.Николаева. – М.: Просвящение, 1990.
4.
Литературное чтение: 2 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: в 2 ч. Ч.1/ [авт. - сост. Л.А.Ефросинина].- 6-е изд.
дораб. – М.: Вентана-Граф, 2011.- 176 с.: ил.- (Начальная школа XXI века).
5.
Рабочая тетрадь
≪
Литературное чтение. 2 класс в 2-х ч. (Автор Л.А. Ефросинина)