Напоминание

«О мотивации к изучению истории учащихся 6 классов».


Автор: Паврозник Наталья Григорьевна
Должность: учитель истории, обществознания
Учебное заведение: МБОУ "Лицей №112"
Населённый пункт: г. Барнаул
Наименование материала: статья
Тема: «О мотивации к изучению истории учащихся 6 классов».
Раздел: среднее образование





Назад




Паврозник Наталья Григорьевна

Учитель истории МБОУ «Лицей №112» г.Барнаула

«О мотивации к изучению истории учащихся 6 классов».

В условиях реализации ФГОСов, одной из важнейших проблем, которую необходимо

решить учителю, является проблема повышения мотивации к изучению истории

учащихся

основной школы, например у шестиклассников.

В 6 классе у учащихся продолжается период адаптации при переходе из начальной в

среднюю школу. На этом этапе шестиклассники сталкиваются с рядом трудностей:

1.

Появляются новые предметы;

2.

Раньше был один учитель, а теперь их несколько;

3.

Усложняется

школьная

программа,

расширяется

перечень

видов

деятельности, которыми должны овладеть ученики.

И поэтому очень важно в этот период сформировать у учащихся устойчивый интерес к

истории.

Первым шагом в этом направлении должно стать изучение мотивации к учению:

выявление её реального уровня;

возможные перспективы и зону её ближайшего развития у каждого ученика и

класса в целом.

Формирование мотивов учения – это создание в школе условий для появления внутренних

побуждений (целевых, познавательных, эмоциональных) к учению, осознание их учеником.

В ходе исследования мотивации у учащихся 6 классов, им было предложено 2 специально

разработанных теста:

№1.

На

выявление

мотивов

к

изучению

предмета

«История»

и

факторов,

которые

ослабляют мотивацию.

№2. На выявление мотивации у подростков к изучению определенных тем по истории. В

ходе исследования использовался также гендерный подход.

При анализе ответов шестиклассников на вопросы теста №1 выяснилось:

любимым предметом историю считают 31,5 %

русский язык – 29,8 %

литературу – 28,0 %

природоведение – 21,0 %

Таким образом, можно констатировать, что подростки 6-х классов интересуются историей

не менее, чем литературой, природоведением, русским языком. (Образец текста приводятся в

приложении)

Доминирующими

мотивами

к

изучению

истории

шестиклассниками

оказались

следующие:

Даёт интересную информацию

Его знание необходимо любому Россиянину

Учит думать, анализировать, сравнивать

Нравится учиться

Позволяет проявить мои знания

Позволяет свободно общаться с товарищами

Легко дается, не требует много времени на подготовку

0%10%20%30%40%50%60%70%80%90%

Рисунок 1. «Мотивы к изучению истории»

Приведенные данные свидетельствуют о том, что на мотивацию учащихся в наибольшей

степени влияет увлекательная информация предлагаемая учителем на уроке. А также осознание

ребятами важности для гражданина знаний по истории своего отечества.

На основе первого теста было выявлено, какие мотивы доминируют у мальчиков, а какие у

девочек.

Таблица №1. Сравнение ведущих мотивов изучения истории по половому признаку

Варианты ответа

Девочки

Мальчики

Дает интересную

информацию

75 %

86 %

Его знание необходимо

каждому россиянину

52 %

44 %

Учит думать, анализировать,

сравнивать

37,5 %

32 %

Позволяет проявить мои

знания, способности

33 %

17 %

Нравится учиться

14,5 %

16,6 %

Знание особенностей мотивационной сферы личности мальчиков и девочек подросткового

возраста позволяет реализовать гендерный подход при формировании мотивации к изучению

истории.

Но данные таблицы свидетельствуют, что у всех шестиклассников на достаточно высоком

уровне находятся как социальные мотивы, так и познавательные.

Результаты тестирования позволили определить, какие факторы ослабляют мотивацию к

изучению истории. Результаты предоставлены на рисунке №2.

Стесняюсь высказывать свое мнение, боюсь ошибиться

Много задают по другим предметам

Слишком большие домашние задания

Лень

Не позволяет расслабиться

Слишком сложно преподается

0% 10% 20% 30% 40% 50%

Данные результаты позволяют сделать вывод, что, во-первых, не все еще дети чувствуют

себя комфортно на уроках истории; во-вторых, домашнее задание по истории в совокупности с

домашним

заданием

по

другим

предметам

для

многих

шестиклассников

являются

неподъемным.

Но при этом почти треть учащихся искренне признается в том, что ленится, 45% учащихся

огорчает низкая оценка по предмету. Часть опрошенных отмечали, что им дается трудно, на

уроке истории они находятся в постоянном напряжении.

В связи с этим важно, чтобы учитель преподносил материал по истории в понятной форме,

будил воображение детей, стремился к тому, чтобы каждый ребёнок

побывал в «ситуации

успеха».

Второй тест был нацелен на выявление позитивной мотивации у подростков к изучению

определенных

тем

по

истории.

Результаты

анкетирования

подтверждают

необходимость

обращаться в урочной деятельности к истории повседневности, поскольку данная тематика

интересна

подросткам

и

мотивирует

их

к

изучению

истории.

Результаты

исследования

показывают больший интерес у мальчиков к войнам, у девочек – к культуре, изобретениям,

открытиям, подтверждая гендерные стереотипы. (см. таблицу 2)

Таблица 2. Степень интереса школьников к темам по истории

Варианты ответа

девочки

мальчики

Как жили люди

85,4

42

Войны

20

67

Изобретения, открытия

77

56

Культура

42

9

Великие люди

44

27

На вопрос «Когда вам бывает неинтересно на уроках истории?» часть респондентов

ответили, что им не нравится выполнять контрольные работы (девочки – 48%; мальчики – 41%)

и утомительно заполнять таблицы (девочки – 33%; мальчики – 33%).

Следующий вопрос касался того, что подросткам нравится на уроках истории.

Анализировать текст

Работать с картой

слушать учителя

Решать кроссворды

0 5 101520253035404550

20

23

39

45

Некоторые подростки назвали также работу в парах и с интерактивной доской.

Таким образом, можно сделать вывод, что шестиклассники выбирают активные методы

изучения нового материала.

Анализ предложений подростков по совершенствованию учебного процесса показал, что

девочки хотели бы чаще решать кроссворды, делать доклады, проводить на уроках истории

конкурсы, исторические игры, ставить сценки, иллюстрировать сюжеты, а также делать паузы

для

отдыха.

Видимо

девочкам

не

хватает

творческих

заданий,

которые

бы

развивали

их

креативность и оригинальность.

Мальчики

предлагали

чаще

показывать

на

уроках

истории

исторические

фильмы,

проводить работы с интерактивной доской, делать презентации, но они также хотели бы

слушать рассказ учителя об интересных фактах, отсутствующих в учебнике.

Подводя итог, стоит отметить, что у подростков наблюдается высокий уровень мотивации

в тех случаях, когда учитель использует различные виды деятельности, придерживается в

обучении гендерного подхода.

На уроках истории необходимы визуализация и интересное изложение исторического

материала. Занимательность уроков истории увеличивает к ним интерес подростков.

Необходимо излагать материал доступным языком, акцентируя внимание учащихся на

значимости знания истории для каждого человека, чаще обращаться к кинематографу, ярким

телепередачам, включать детей в коллективную работу.

Формирование мотивации к изучению своего предмета – важнейшая задача каждого

педагога.

Девочки

Мальчики

Решать

кроссворды

56%

36%

Слушать

учителя

52%

29%

Работать с

картой

21%

24%

Анализировать

текст

23%

18%

ПРИЛОЖЕНИЕ

Тест №1

Класс: ________

Пол: ___________

1.

Отметь три самых любимых предмета:

1)

русский язык; 2) история; 3) литература; 4) изобразительное искусство;

5) природоведение; 6) музыка; 7) математика; 8) иностранный язык; 9) физкультура.

2. Предмет «история» нравится вам потому, что (отметьте все ответы, которые вы считаете для себя

важными):

- его знание необходимо любому россиянину;

- дает интересную информацию;

- учит думать, анализировать, сравнивать;

- я хотел(а) бы еще больше времени уделять данному предмету;

- его изучение связано с моими жизненными планами;

- нравится учиться вообще;

- легко дается, не требует много времени на подготовку;

- позволяет проявить мои знания и способности;

- позволяет свободно общаться с товарищами;

- нравится учиться.

3. Что осложняет ваше отношение к предмету (укажите все ответы, которые вы считаете для себя

существенными):

- лень;

- этот предмет не нужно изучать в школе;

- лично у меня этот предмет не вызывает никакого интереса;

- эти знания не понадобятся мне в дальнейшем в жизни;

- у меня есть претензии к учителю;

- слишком сложно преподается;

- примитивно преподается;

- неинтересно на уроках;

- слишком большие домашние задания;

- много задают по другим предметам;

- меня огорчает низкая оценка по этому предмету;

- у меня нет способностей к его изучению;

- стесняюсь высказывать свое мнение, боюсь ошибиться;

- не позволяет расслабиться.

Тест №2

Класс: ________

Пол: ___________

1.

Какие темы по истории вызывают у вас интерес?

1)

Как жили древние люди;

2)

культура;

3)

войны;

4)

великие люди;

5)

изобретения, открытия;

6)

другое (напишите свой вариант)

_________________________________________________________________

2.

Что вам нравится на уроках истории?_________________________

3.

Когда вам бывает неинтересно на уроках истории? _____________

4.

Предложите то, что сделает уроки истории интереснее: __________



В раздел образования